Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика температуры почвы с изменением глубины

Таблица 4

  Дата   Время   Темпе- ратура Температура почвы
На поверх- ности На глубине
5 см 10 см 15 см
             

 

II. Изучение флористического состава болот

1. Составить список видов верхового или низинного болота, проанализировать его, сделать вывод о наличии типичных болотных растений, выявить признаки приспособленности растений к условиям жизни в данном биогеоценозе. Данные занести в таблицу 5.

2. Определить плотность и проективное покрытие видов изучаемого болота. Отметить пробную площадку в 1 м2.

Таблица 5

Вид Се-мей- ство ЖФР Фено-фаза Микрорельеф Экологи-ческие особенности Значсение в биогео- ценозе и использ.
             
               

 

а) установить число надземных вертикальных ярусов (замер делать с помощью метровой рейки);

б) провести учет видового состава каждого яруса;

в) название видов записать по порядку, начиная с доминирующего (его подчеркнуть);

г) обилие обозначать следующими терминами: очень много (обильно), много (рассеянно), довольно много (разбросаны), изредка, мало (редко), очень мало (единично).

3. Описать деревья и кустарники, произрастающие на болоте и сравнить их биоморфы с формами других биогеоценозов.

Схема описания:

а) высота дерева;

б) размер кроны (примерный);

в) форма кроны;

г) примерный возраст (хвойных);

д) наличие лишайников на стволах.

4. Изучить и сделать краткое биоморфологическое описание травянистых растений и кустарничков болота по следующей схеме: а) многолетнее, двулетнее, однолетнее растение;

б) корневая система (стержневая, мочковатая, смешанная);

в) побег (прямостоячий, вьющийся, ползучий, ветвистый, одно- и многоосный); стебель (голый, опушенный); форма стебля (округлая, овальная, трехгранная, четырехгранная, с крылаткой и др.);

г) листья: простые, сложные, с прилистниками, без прилистников; форма листовой пластинки; форма края листовой пластинки, жилкование, наличие воскового налета, опушенность, свертывание листовой пластинки;

д) соцветие (тип соцветия или цветки одиночные);

е) цветок – актиноморфный, зигоморфный; околоцветник – двойной, простой; чашечка спайнолепестная, раздельнолепестная, число чашелистиков; венчик – спайнолепестный, раздельнолепестный, число лепестков; число тычинок; число плодолистиков; завязь – верхняя, нижняя, средняя; формула цветка;

ж) плоды (название, тип плода, способ распространения плодов и семян).

5. Изучить росянку – насекомоядное растение.

Найти росянку: обратить внимание на каком расстоянии располагаются друг от друга растения, рассмотреть в ручную лупу наземные части (форма и строение листьев, соцветий и др.), замерить высоту и диаметр розетки; зарисовать в блокноте; поместить на три расположенных рядом листа росянки: крупинку песка, волос, мелкое насекомое. Пронаблюдать, как происходит «захват и переваривание пищи».

Сделать вывод о питании растения, о причинах перехода к хищническому способу питания насекомыми в процессе эволюции. По возможности произвести подсчет экземпляров росянки – редкого и охраняемого растения. На 1-2 экземплярах росянки определить возраст по старым розеткам.

6. Ознакомиться с мохообразными растениями изучаемого болота.

С помощью лупы рассмотреть внешний вид мохообразных. Определить виды мхов. Детально изучить мох сфагнум.

Схема изучения: – выделить главный стебель, измерить его высоту; подсчитать число мутовок боковых побегов;

– отметить цвет стеблей (верхней и нижней части);

– рассмотреть листья в лупу;

– взять в ладонь пучок влажного сфагнума и выжать воду;

– в лаборатории изготовить временный препарат, изучить под микроскопом: зарисовать ткань листа, выделить водоносные и хлорофиллоносные клетки, выяснить их функции;

– взвесить на лабораторных весах сухой и насыщенный водой мох, сравнить данные взвешивания;

– сделать вывод о значении сфагнума в торфообразовании.

Примерный перечень мохообразных: сфагнум бурый, сфагнум гладкий, с. оттопыренный, кукушкин лен, родобриум, мниум, птилиум, клисоциум, ксилокомиум.

7. Изучить влияние мер осушения и других видов деятельности человека на флору данного болота.

8. По возможности на месте добычи торфа определить мощность пласта и примерный его возраст.

9. Выяснить практическое значение (использование) торфа.

 

Редкие и охраняемые растения болот

Болотный мирт (Сhamaedaphne calyculata)

Горечавка легочная (Gentiana pneumonanthe)

Мытник скипетровидный (Pedicularis sceptrum-carolinum)

Мытник болотный (P. Palustris)

Лосняк Лезеля (Liparis loeselii)

Дремлик болотный (Epipactis palustris)

Багульник болотный (Ledum palustre)

Мякотница однолистная (Malaxis monophyllos)

Ладьян трехнадрезный (Coraiiorhiza trifida)

Калипсо луковичная (Calypso bulbosa)

Белокрыльник болотный (Calla palustris)

Росянка круглолистная (Drosera rotundifolia)

Сабельник болотный (Comarum palustre)

Вахта трехлистная (Comarum palustre)

Клюква обыкновенная (Vaccinium oxycoccus)

 

Болотные лекарственные растения

Сем. хвощевые –Equisetaceae

Equisetum болотный – Equisetum palustre

Сем. мятликовые (злаки) – Poaceae (Gramineae)

Лисохвост короткоостый – Alopecurus aequalis

Сем. осоковые – Cyperaceae

Осока мохнатая – Carex hirta

Пушица влагалищная – Eriophorum vaginatum

П. широколистная – E. latifolium

П. многоколосковая – E. polystachyon

Сем. касатиковые – Iridaceae

Касатик желтый – Iris pseudacorus

Сем. ивовые – Salicaceae

Тополь серебристый – Populus alba

Т. черный (осокорь) – P. nigra

Осина – Populus tremula

Ива пятитычинковая – Salix pentandra

И. ломкая – S. fragilis

И. белая – S. alba

И. пурпуровая – S. purpurea

И. русская – S. rossica

И. козья – S. caprea

Сем. березовые - Betulaceae

Береза низкая – Betula humilis

Ольха клейкая (О. черная) – Alnus glutinosa

О. серая – A. incana

Сем. гвоздичные – Caryophyllaceae

Звездчатка болотная – Stellaria palustris

Сем. лютиковые – Ranunculaceae

Калужница болотная – Caltha palustris

Василистник простой – Thalictrum simplex

Лютик жгучий – Ranunculus flamula

Л. ядовитый – R. sceleratus

Л. ползучий – R. repens

Сем. капустные (крестоцветные) – Brassicaceae (Cruciferae)

Жерушник болотный – Rorippa palustris

Ж. земноводный – R. amphibia

Сердечник горький – Cardamine amara

Сем. росянковые – Droseraceae

Росянка круглолистная – Drosera rotundifolia

Р. английская – D. anglica

Сем. камнеломковые – Saxifragaceae

Камнеломка болотная – Saxifraga hirculus

Сем. розовые – Rosaceae

Лабазник вязолистный – Filipendula ulmaria

Лапчатка прямостоячая – Potentilla erecta

Сем. гераниевые – Geraniaceae

Герань болотная – Geranium palustre

Сем. крушиновые – Rhamnaceae

Крушина ольховидная – Frangula alnus

Сем. кипрейные – Onagraceae

Кипрей мохнатый – Epilobium hirsutum

Сем. сланоягодниковые – Haloragaceae

Уруть колосистая – Myriophyllum spicatum

Сем. сельдерейные (зонтичные) – Apiaceae (Umbelliferae)

Омежник водяной – Oenanthe aquatica

Вех (цикута) ядовитый – Cicuta virosa

Дягиль лекарственный – Archangelica officinalis

Поручейник широколистный – Sium latifolia

Горичник болотный – Peucedanum palustre

Сем. вересковые – Ericaceae

Болотный мирт обыкновенный – Chamaedaphne calyculata

Подбел многолистный (Андромеда) – Andromeda polifolia

Клюква болотная (К. четырехлепестная) – Oxycoccus palustre

К. мелкоплодная – O. microcarpa

Сем. первоцветные – Primulaceae

Вербейник обыкновенный – Lysimachia vulgaris

Сем. бурачниковые – Boraginaceae

Незабудка болотная – Myosotis palustris

Сем. губоцветные – Lamiaceae (Labiata)

Зюзник европейский – Lycopus europaeus

Шлемник обыкновенный – Scutellaria galericulata

Чистец болотный – Stachis palustris

Сем. норичниковые – Scrophulariaceae

Вероника поточная – Veronica beccabunga

В. ключевая – V. anagallis-aquatica

Сем. мареновые – Rubiaceae

Подмаренник болотный – Galium palustre

П. топяной – G. uliginosum

Сем. астровые (сложноцветные) – Asteraceae (Compositae)

Череда поникшая – Bidens cernua

Сушеница топяная – Gnaphalium uliginosum

 

Контрольные вопросы к экскурсии на болото.

1. Почему происходит заболачивание почвы?

2. Дать определение «биоценоз болота».

3. Какие особенности мха сфагнума вызывают формирование торфяного пласта?

4. Как объяснить способность сфагнума удерживать большое количество воды и легко ее удержать?

5. Почему на торфяном болоте с увеличением глубины ямы понижается температура?

6. Почему на торфяном болоте не происходит разложение растительных остатков?

7. Каковы важнейшие морфологические признаки мхов на примере кукушкина льна и сфагнума?

8. Какие компоненты входят в состав торфа, кроме мхов?

9. Можно ли по цвету торфа определить его происхождение?

10. Какие общие особенности наблюдаются в микроструктуре вегетативных органов болотных растений?

11. Чем объяснить наличие воздухоносной ткани у многих растений болота?

12. Какие признаки подземных органов обеспечивают травянистым растениям жизнь на болоте?

13. Почему листья многих болотных растений опушены и загнуты на нижнюю сторону?

14. Отличаются ли по внешнему облику, величине годичных приростов побеги черники и брусники, выросшие на болоте, от таковых обитающих в хвойном лесу?

15. Вследствие каких причин растения болота имеют малый годичный прирост, небольшую высоту и размеры по сравнению с растениями других фитоценозов?

16. Почему у насекомоядных болотных растений выработался такой способ питания?

17. Как определить возраст росянки?

18. Почему рогозы способствуют осушению болота?

19. Какое практическое значение имеют торфяные болота?

20. Какие из встречающихся на болоте кустарников и кустарничков являются вечнозелеными, а какие летнезелеными?

21. Каковы наиболее существенные различия между листьями вечнозеленых и летнезеленых кустарников и кустарничков?

22. В чем проявляются угнетение сосны и других древесных растений (березы, ивы), выросших на болоте? (Форма ствола и кроны, годичные побеги, их длина, ветвление, число и размеры листьев на отдельных побегах и т. д.).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...