Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Четыре общих комплекса упражнений
Занятия асанами должны планироваться в соответствии с индивидуальными потребностями каждого человека. Приводимые здесь примеры тщательно разработанных комплексов упражнений отвечают принципу «винъяса~крама» — продвижение шаг за шагом, которое может привести нас к гармонии тела, дыхания и ума. Эти комплексы могут не подходить тем, кто не имеет предварительного опыта занятий йогой. Независимо от вашего состояния, для разработки наиболее подходящей вам последовательности упражнений необходимо обратиться за помощью к компетентному учителю. Эти четыре комплекса приводятся в качестве примера того, как могут планироваться занятия. Существует бесконечное число вариантов, которые могут использоваться, чтобы практика отвечала индивидуальным потребностям.
Обязательно предусмотрите отдых между асанами — достаточный, чтобы сердцебиение и дыхание могли прийти в норму. Соответствующий отдых необходим также перед началом пранаямы и после ее завершения.
Там, где в приводимых комплексах речь идет о «дыхании», имеется в виду статическое упражнение, а слово «раз» указывает на динамический вариант. Помните: дыхание — ключ к выполнению асан. Делая каждую асану, вы должны работать над поддержанием связи между движением тела и движением дыхания. Соответствующие паузы можно вводить между вдохом и выдохом; это должно происходить без ущерба для длительности вдоха или выдоха. По мере продвижения в практике эти задержки можно увеличивать. В каждой асане можно оставаться на протяжении нескольких дыхательных циклов — в соответствии с индивидуальными возможностями. При этом должна сохраняться связь между телом и дыханием. Для поддержания связи между дыханием и телом прилагаются некоторые усилия, но они не должны быть чрезмерными. План занятия нужно всегда составлять таким образом, чтобы в результате вы чувствовали себя лучше и становились уравновешеннее и энергичнее.
Выполняя пранаяму, можно постепенно, с каждым дыхательным циклом, увеличивать задержки дыхания — пока это не вызывает напряжения. После того, как вы дойдете до максимума, можно постепенно уменьшать задержки, чтобы завершить пранаяму. Точно так же можно постепенно увеличивать, а затем снова уменьшать длительность вдоха или выдоха (с задержками или без). Эти варианты, как всегда, зависят от индивидуальных потребностей и возможностей. Важно, чтобы вы занимались пранаямой только под руководством компетентного учителя.
ГЛОССАРИЙ
Абхинивеша— источник страха, привязанность к жизни; одна из клеш. Абхьянтара-кумбхака— задержка дыхания после вдоха. Абхьяса— практика йоги. Авидья— заблуждение, неправильное знание, ошибочное понимание; основная клеша. Агни— огонь, один из бхутов. Агни-сара— очистительный процесс, устраняющий загрязнения организма с помощью «огня» человеческого тела. Адвайта — недвойственность. Акаша— пространство; один из бхутов. Адхомукха-шванасана— поза собаки лицом вниз. Ананда— блаженство. Ананта— бесконечность. Анга— часть тела; аспект йоги. Антара— внутри, внутренний. Антаранга-садхана— в системе Патанджали — внутренняя практика, состоящая из концентрации (дха-раны), медитации (дхьяны) и интеграции (самадхи). Антарая— то, что мешает чистоте и стабильности ума. Анулома-уджджаи-пранаяма —пра-наяма, в которой вдох делается с горловым звуком (уджджаи), а выдох — через разные ноздри попеременно. Апана— грязь; центр, в котором собираются телесные отходы. Апана-вайю— аспект праны, отвечающий за выведение отходов из организма. Апанасана— поза для выпускания газов. Апариграха— получение не более того, что заслужено; одна из ям. Апас — вода; один из бхутов. Ардха-надма-пашчиматанасана — поза полулотоса с наклоном вперед. Ардха-уткатасана— поза в полуприседе. Артха— ценность, цель. Асана — поза, положение тела. Асмита— эго; одна из клеш. Асмита-самадхи— слияние ума с объектом медитации. Астея— отсутствие стремления к тому, что принадлежит другим; одна из ям. Атман — «Я», истинная сущность. Ахамкара— низшее «я». Ахимса — ненасилие, бережное отношение, любовь; одна из ям. Ачарья —учитель. Аштанга— «восемь частей». Аштанга-йога — это восемь частей йоги, которые Патанджали объясняет во второй главе «Йога-сутр». Бандха— узел, замок. Бахиранга— внешняя часть. Бахиранга-садхана— внешняя практика, состоящая из четырех первых частей аштанга-йоги. Бахья-кумбхака— задержка дыхания после выдоха. Брахмачарья— одна из ям. Движение к высшему изменению чувств; период жизни, когда молодой ученик изучает священные тексты. Бримхана— расширение. Буддхи — интеллект. Бхагавад-гита— часть эпоса Махаб-харата, в которой Кришна обучает Арджуну йоге. Бхакти— преданность. Бхакти-йога— йога любовной преданности Богу. Бхастрика— кузнечные мехи. Бхастрика-пранаяма— дыхание через разные ноздри, напоминающее движение мехов. Бхуджангасана— поза кобры. Бхуты (махабхуты)— материальные элементы: пространство, воздух, огонь, вода и земля. Ваджрасана— поза молнии. Вайрагья— отрешенность, непривязанность. Вайю— воздух, дыхание, ветер; один из бхутов. Веды— тексты индуизма, лежащие в основе йоги. Вивека— различение. Видья— ясное понимание, высокий уровень знания. Викальпа— воображение. Викшипта— состояние, в котором ум хаотично движется без постоянной цели. Вилома-крама-пранаяма —дыхательное упражнение, в котором вдох делается то через одну, то через другую ноздрю, а выдох — через обе ноздри с горловым звуком. Вилома-уджджаи-пранаяма —дыхательное упражнение с контролируемым дыханием через ноздри на вдохе и выдохе. Виньяса-крама —правильно составленный план занятий йогой, ориентированный на последовательное продвижение к желаемой цели. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |