Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре общих комплекса упражнений

 

Занятия асанами должны планироваться в соответствии с индивидуальными потребностями каждого человека. Приводимые здесь примеры тщательно разработанных комплексов упражнений отвечают принципу «винъяса~крама» — продвижение шаг за шагом, которое может привести нас к гармонии тела, дыхания и ума. Эти комплексы могут не подходить тем, кто не имеет предварительного опыта занятий йогой. Независимо от вашего состояния, для разработки наиболее подходящей вам последовательности упражнений необходимо обратиться за помощью к компетентному учителю. Эти четыре комплекса приводятся в качестве примера того, как могут планироваться занятия. Существует бесконечное число вариантов, которые могут использоваться, чтобы практика отвечала индивидуальным потребностям.

 

Обязательно предусмотрите отдых между асанами — достаточный, чтобы сердцебиение и дыхание могли прийти в норму. Соответствующий отдых необходим также перед началом пранаямы и после ее завершения.

 

Там, где в приводимых комплексах речь идет о «дыхании», имеется в виду статическое упражнение, а слово «раз» указывает на динамический вариант. Помните: дыхание — ключ к выполнению асан. Делая каждую асану, вы должны работать над поддержанием связи между движением тела и движением дыхания. Соответствующие паузы можно вводить между вдохом и выдохом; это должно происходить без ущерба для длительности вдоха или выдоха. По мере продвижения в практике эти задержки можно увеличивать. В каждой асане можно оставаться на протяжении нескольких дыхательных циклов — в соответствии с индивидуальными возможностями. При этом должна сохраняться связь между телом и дыханием. Для поддержания связи между дыханием и телом прилагаются некоторые усилия, но они не должны быть чрезмерными. План занятия нужно всегда составлять таким образом, чтобы в результате вы чувствовали себя лучше и становились уравновешеннее и энергичнее.

 

Выполняя пранаяму, можно постепенно, с каждым дыхательным циклом, увеличивать задержки дыхания — пока это не вызывает напряжения. После того, как вы дойдете до максимума, можно постепенно уменьшать задержки, чтобы завершить пранаяму. Точно так же можно постепенно увеличивать, а затем снова уменьшать длительность вдоха или выдоха (с задержками или без). Эти варианты, как всегда, зависят от индивидуальных потребностей и возможностей. Важно, чтобы вы занимались пранаямой только под руководством компетентного учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Абхинивеша— источник страха, при­вязанность к жизни; одна из клеш.

Абхьянтара-кумбхака— задержка дыхания после вдоха.

Абхьяса— практика йоги.

Авидья— заблуждение, неправильное знание, ошибочное понимание; ос­новная клеша.

Агни— огонь, один из бхутов.

Агни-сара— очистительный процесс, устраняющий загрязнения организма с помощью «огня» человеческого тела.

Адвайта — недвойственность.

Акаша— пространство; один из бху­тов.

Адхомукха-шванасана— поза собаки лицом вниз.

Ананда— блаженство.

Ананта— бесконечность.

Анга— часть тела; аспект йоги.

Антара— внутри, внутренний.

Антаранга-садхана— в системе Патанджали — внутренняя практика, состоящая из концентрации (дха-раны), медитации (дхьяны) и интеграции (самадхи).

Антарая— то, что мешает чистоте и стабильности ума.

Анулома-уджджаи-пранаяма —пра-наяма, в которой вдох делается с горловым звуком (уджджаи), а выдох — через разные ноздри по­переменно.

Апана— грязь; центр, в котором соби­раются телесные отходы.

Апана-вайю— аспект праны, отвечающий за выведение отходов из организма.

Апанасана— поза для выпускания газов.

Апариграха— получение не более того, что заслужено; одна из ям.

Апас — вода; один из бхутов.

Ардха-надма-пашчиматанасана — поза полулотоса с наклоном вперед.

Ардха-уткатасана— поза в полупри­седе.

Артха— ценность, цель.

Асана — поза, положение тела.

Асмита— эго; одна из клеш.

Асмита-самадхи— слияние ума с объектом медитации.

Астея— отсутствие стремления к тому, что принадлежит другим; одна из ям.

Атман — «Я», истинная сущность.

Ахамкара— низшее «я».

Ахимса — ненасилие, бережное отно­шение, любовь; одна из ям.

Ачарья —учитель.

Аштанга— «восемь частей». Аштанга-йога — это восемь частей йоги, которые Патанджали объясняет во второй главе «Йога-сутр».

Бандха— узел, замок.

Бахиранга— внешняя часть.

Бахиранга-садхана— внешняя практика, состоящая из четырех пер­вых частей аштанга-йоги.

Бахья-кумбхака— задержка дыхания после выдоха.

Брахмачарья— одна из ям. Движе­ние к высшему изменению чувств; период жизни, когда молодой ученик изучает священные тексты.

Бримхана— расширение.

Буддхи — интеллект.

Бхагавад-гита— часть эпоса Махаб-харата, в которой Кришна обучает Арджуну йоге.

Бхакти— преданность.

Бхакти-йога— йога любовной предан­ности Богу.

Бхастрика— кузнечные мехи.

Бхастрика-пранаяма— дыхание через разные ноздри, напоминающее дви­жение мехов.

Бхуджангасана— поза кобры.

Бхуты (махабхуты)— материальные элементы: пространство, воздух, огонь, вода и земля.

Ваджрасана— поза молнии.

Вайрагья— отрешенность, непривязан­ность.

Вайю— воздух, дыхание, ветер; один из бхутов.

Веды— тексты индуизма, лежащие в основе йоги.

Вивека— различение.

Видья— ясное понимание, высокий уровень знания.

Викальпа— воображение.

Викшипта— состояние, в котором ум хаотично движется без постоянной цели.

Вилома-крама-пранаяма —дыхатель­ное упражнение, в котором вдох делается то через одну, то через дру­гую ноздрю, а выдох — через обе ноздри с горловым звуком.

Вилома-уджджаи-пранаяма —дыха­тельное упражнение с контролируемым дыханием через ноздри на вдохе и выдохе.

Виньяса-крама —правильно составленный план занятий йогой,

ориентированный на последователь­ное продвижение к желаемой цели.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...