Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законодательное регулирование гражданской службы в США
США В XIX-XX вв.: Федеральное регулирование предпринимательства и государственное вмешательство в экономику.
Уже после первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще. в конце XIX в. господство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода. Впрочем, это не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся в середине 50-х годов научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права.
Все это в совокупности повлияло на развитие американской государственности, которое носило главным образом фактический характер и не меняло основ конституционной структуры. По своему содержанию это развитие воплощает почти все наиболее характерные, типичные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Оно определяется по меньшей мере несколькими принципиальной важности тенденциями, которые взаимодополняют и как бы уравновешивают друг друга.
Основные изменения в государственном механизме. Другая заметная тенденция связана с диффузией (рассредоточением) источников формирования государственной политики. Здесь все большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им объединения, известные как группы давления. В середине XX в. их насчитывалось более 3 тыс., и затем наметилось уменьшение их количества, главным образом за счет укрупнения.
В деятельность монополий государственные структуры вторгаются при помощи антитрестовских законов, стремясь сделать конкуренцию более энергичной. Любого покупателя или продавца, способного оказывать существенное влияние на рыночную цену, характеризуют как обладающего властью над рынком, или монопольной властью. Государственное вмешательство, ограничивающее власть над рынком, может улучшить распределение ресурсов. Например, государство препятствует фирмам, обладающим властью над рынком, устанавливать высокие цены.
Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения или защиты монопольной власти. Идеальной, с точки зрения экономиста, была бы антитрестовская политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но попытка сделать все рынки совершенно конкурентными - нереалистична. Существующие антитрестовские законы готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.
Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США.
В конце XIX в. В США и других индустриально развитых странах мира большое распространение получили так называемые тресты(холдинги), то есть предпринимательские монополии с единым управлением.
Первый антитрестовский закон в США, закон Шермана, был принят в 1890 году не потому, что экономистам удалось доказать Конгрессу, что монополии вызывают издержки для общества в целом, а в качестве ответной меры на изменения, которые произошли в экономике США. После гражданской войны 1861-1865 г. железные дороги связали между собой все районы страны, способствуя созданию национальных рынков. В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам превосходившие существовавшие, причем многие из них образовывались путем слияния конкурирующих фирм. Фермеры и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов. Например, « Стэндард ойл траст» контролировал около 90% нефтеперерабатывающих мощностей страны. И закон Шермана был принят под влиянием этих антимонопольных настроений. 1-й раздел закона Шермана объявляет незаконным всякий контракт, объединение или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции. Раздел 2-й относит к незаконным действиям монополизацию или попытку монополизации, а также объединение и тайный сговор с целью монополизации.
Два других антитрестовских закона были приняты в 1914 г. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия в качестве экспертного органа, помогающего Министерству юстиции претворять в жизнь антитрестовские законы.
Закон Клейтона содержал три основных раздела. Один из разделов определяет ценовую дискриминацию следующим образом: « … будет считаться незаконной … дискриминация различных категорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров … в тех случаях …когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции, или создание монополии в любой области торговли».* Другой раздел объявляет противозаконными акты продажи (или сдачу в аренду), обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополии. Следующий раздел закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм в любой области коммерции в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополий. Как и в случае с законом Шермана, нормы оценки противозаконности поведения на основе закона Клейтона изменялись с течением времени.
Американские экономисты приводят следующие доводы против предпринимательской монополии:
1. Неэффективность распределения ресурсов.
Монополисты и представители олигополий считают возможным и выгодным ограничивать выпуск продукции назначать более высокие цены по сравнению с теми, которые существовали в данной отрасли, будь она организована на конкурентных началах. Максимизируя прибыли, предприниматель – монополист уравнивает с предельными издержками не цену, а предельный доход. В результате экономическое благосостояние общества меньше, чем оно было бы при чистой конкуренции.
2. Непрогрессивность.
Критики считают, что предпринимательская монополия не только не является необходимым фактором экономики, обусловленной масштабами производства, но и не способствует научно – техническому прогрессу. Например, вполне корректно утверждение, что производственная необходимость требует крупномасштабного комплексного производства автомобилей в рамках предприятия. Но совершенно справедливо и то, что нет технологического оправдания для существования « Дженерал моторз», который является, по существу, гигантской корпорацией, состоящей из ряда географически обособленных предприятий. Многие существующие монополии достигли намного большего размера и имеют более разветвленную структуру, чем необходимо для достижения эффекта масштаба.
3. Неравенство доходов.
Монополии также критикуются как фактор, способствующий неравенству доходов. Благодаря существованию барьеров для вступления в отрасль, экономист может назначать цену, превышающие средние издержки, и получать соответствующие экономические прибыли. Эти прибыли могут присваиваться акционерами и руководящими работниками корпораций, принадлежащие, как правило, к группам лиц с наиболее высоким уровнем доходов.
4. Политические опасности.
Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние на правительственную политику, которое благоприятствует не общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих промышленных гигантов. Крупные компании использовали политическую власть для того, чтобы стать основными получателями экономической выгоды от контрактов на производство и поставку военной продукции, налоговых лазеек, протекционистских тарифов и других привилегий.
Основные принципы законов Шермана и Клейтона
Основные принципы закона Шермана изложены в его первых статьях:
* статья 1 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста или иной форме, а также сговор с целью ограничения развития промышленности либо торговли с различными штатами или иностранными государствами. Лицо, признанное виновным в соответствующем нарушении, подвергаются штрафу или тюремному заключению;
* статья 2 признает виновным в правонарушении антимонопольного законодательства любое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать, либо вступающее в сговор с любым другим лицом, или лицами, с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами, либо с иностранными государствами. Мера пресечения в этом случае - штраф, тюремное заключение;
* статья 3 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста или в другой форме, либо сговор с целью ограничения промышленности или торговли на территории США.
В 1914 г. в Конгресс США членом палаты представителей Г.Клейтоном были представлены проекты четырех "биллей", где:
* давалось определение незаконных сделок;
* предусматривались меры, препятствующие слиянию совета директоров
трестов;
* вводилось понятие нечестных методов конкуренции;
* запрещалась дискриминация в ценах и предполагалось образование межпалатной торговой комиссии в качестве органа, который отвечает за исполнение и применение антитрестовских законов.
В итоге, 15 октября 1914 г. был принят Закон Клейтона, дополняющий существующие законы, направленные против незаконных ограничений рынка и
развития на нем монополий. Вот основное содержание некоторых из статей закона Клейтона:
* статья 2 объявляет незаконными действия любого лица, занимающегося коммерцией, если в процессе таковой деятельности прямо или косвенно данное лицо осуществляет дискриминацию в ценах между различными покупателями товаров одного и того же сорта и качества, когда результатами такой дискриминации может быть существенное ослабление конкуренции или же тенденция к образованию монополий в любой сфере коммерческой деятельности;
* статья 3 объявляет незаконным для любого лица, занимающегося торговлей, осуществлять продажу, сдавать в аренду, устанавливать цену на товар или же скидку на основе условий, соглашений или договоренностей о том, что покупатель или продавец не должны будут использовать или совершать сделки в отношении товаров конкурентов, если результатом этого явится существенное ограничение конкуренции или появится тенденция к образованию монополии в какой-либо сфере торговой деятельности;
* статья 7 запрещает лицам, занятым в торговле или иной другой области, влияющей на торговлю, приобретать в прямой или косвенной форме все или часть акций или активов имущества других корпораций, если такое приобретение может привести к существенному ограничению конкуренции или созданию монополии;
Экономическое процветание способствовало тому, что на президентских выборах 1928 года одержал победу республиканец Г. Гувер, а республиканцы добились большинства в обеих палатах конгресса. Государственные органы не могли не вмешиваться в отношения между работающими по найму и работодателями. По закону о труде на железнодорожном транспорте 1926 года был создан национальный совет по посредничеству. Решения этого арбитражного органа не были обязательными. Однако, если забастовка, по его мнению, могла нарушить торговлю между штатами, он был правомочен передать разрешение конфликта между работодателем и работающими у него на рассмотрение созданной президентом специальной комиссии. На период расследования трудового конфликта плюс 30 дней забастовка прекращалась. Урегулированием трудовых конфликтов на железнодорожном транспорте стал заниматься и учрежденный национальный железнодорожный совет, в который вошли представители железнодорожных компаний и профсоюзов. Как гром среди ясного неба в США в 1929 году начался экономический кризис, продолжавшийся до 1933 года. Общий объем промышленного производства в 1932 году составил всего 54 % от уровня 1928 года. А количество безработных достигло 16,9 млн. человек. Разорились и были подвергнуты принудительной распродаже за неуплату налогов и долгов 15% фермерских хозяйств. В катастрофическом положении оказалась и финансовая система страны: акции обесценились, а 20% банков разорились. Миллионы мелких вкладчиков утратили свои сбережения и источники существования. В условиях острейшего экономического кризиса президент Гувер и его окружение по-прежнему выступали против государственного регулирования экономики и социальных отношений. Они лишь согласились на организацию в небольших размерах общественных работ, чтобы занять часть безработных. В 1929 году Гувер был вынужден согласиться на создание федерального фермерского управления, которое начало скупку сельскохозяйственной продукции, чтобы не допустить катастрофического падения на нее цен. Однако сбыт ее на внешнем рынке не удалось организовать и закупленные управлением продукты в 1931 году начали реализовываться на внутреннем рынке. Это привело к дальнейшему ухудшению материального положения фермеров. Был вынужден Гувер согласиться и на некоторые другие меры государственного регулирования, которые должны были улучшить экономическое положение. Это были акты, предусматривавшие снижение налогов с промышленных предприятий и удешевление кредитов. Были также увеличены пошлины на ввозимые в США иностранные промышленные товары. В январе 1932 года конгресс принял закон об основании реконструктивной финансовой корпорации. Она оказывала за счет государственных средств финансовую помощь компаниям, оказавшимся под угрозой краха. В 1932 году она предоставила им 2 млрд. долларов в качестве займов и субсидий. Непосредственное государственное регулирование не распространялась на сферу социальных отношений. А Гувер в марте 1932 года подписал закон Норриса—Лагардиа, который ограничивал судебное вмешательство в трудовые конфликты между работающими и предпринимателями. Во время президентских выборов 1932 года кандидат демократов на пост президента губернатор штата Нью-Йорк Ф. Рузвельт выступил с программой «нового курса». Массовое недовольство республиканцами обеспечило ему победу. Демократы также получили большинство в сенате и палате представителей. Программа «нового курса» строилась на учении экономиста Д. Кейнса, который пришел к выводу, что для обеспечения нормального функционирования экономики требуется ее активное государственное регулирование. «Новый курс» вряд ли можно считать продуманной и четко сформулированной системой. Он складывался неодновременно из разного вида общих и чрезвычайных мер, законов федерального конгресса, распоряжений президента, кодексов о справедливой конкуренции. Основная их масса была принята в условиях чрезвычайной спешки, без обсуждения. Ф. Рузвельт поставил своей задачей вывести США из глубокого экономического кризиса путем активного государственного регулирования экономики, финансовой системы и социальных отношений. 9 марта 1933 года была созвана специальная сессия конгресса, к которой Ф. Рузвельт обратился с посланием. Он рекомендовал конгрессу принять 2 меры «в нашей национальной кампании по обеспечению народа работой». Во-первых, провести «по всей индустрии (с целью достижения большой занятости) сокращения рабочей недели, при сохранении достаточной платы за сокращенную неделю, и предотвратить нечестную конкуренцию и гибельное перепроизводство». Во-вторых, предоставить исполнительной власти полномочия организовывать «общественное строительство», что предоставит работу «максимально возможному количеству людей». В течение трех месяцев федеральный конгресс принял ряд важных актов экономического и социального характера, направленных на осуществление программы президента. Наиболее значительным из них был федеральный закон о восстановлении национальной экономики. Его целью было достижение «всеобщего благоденствия путем поощрения промышленности и совместных действий различных профессиональных групп», побуждение и поддержание «совместного действия труда и предпринимателей на основе равного их признания со стороны правительства и под его наблюдением», «поощрение наиболее полного использования имеющихся производственных мощностей». Закон ввел обязательную систему широкого государственного регулирования промышленности. Промышленные и профессиональные ассоциации были обязаны разработать «кодексы о справедливой конкуренции для данной профессии или отрасли промышленности». При условии, что они «не направлены на развитие монополий или на уничтожение мелкого предпринимательства». После утверждения кодексов президентом они приобретали силу закона. Всего президент утвердил более 700 таких кодексов для всех отраслей экономики. Так, 17 июля 1933 года был утвержден кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности. Стремясь планировать и регламентировать производство, администрация Ф. Рузвельта создала специальную федеральную структуру — национальную администрацию оздоровления промышленности, которая усиленно внедряла кодексы справедливой конкуренции. Закон о восстановлении национальной экономики был направлен и на защиту интересов работающих, на ограничение произвола работодателей. Он предусмотрел обязательную фиксацию в кодексах справедливой конкуренции минимального уровня оплаты труда и максимальной продолжительности рабочей недели. В соответствии с законом, например, в кодекс справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности было включено положение о том, что все предприниматели «обязаны выплачивать всем работающим у них по найму лицам ... минимум заработной платы в 12 долларов в неделю в южном поясе и 13 долларов в неделю в северном поясе за 40 часов работы». Закон о восстановлении национальной экономики подтвердил право работающих на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров. Во исполнение положений закона также стали осуществляться меры по оказанию помощи безработным. Конгресс принял и закон о создании администрации общественных работ, на деятельность которой было ассигновано 3,3 млрд. долларов. На организованных ею общественных работах было занято 3 млн. человек. «Новый курс» Ф. Рузвельта предусматривал создание гражданского корпуса консервации природных ресурсов. Он включил в себя сеть трудовых лагерей по всей стране, через которые прошло около 3 млн. человек. В них они получали бесплатное питание, одежду и медицинское обслуживание. Корпус занимался лесопосадками, приводил в порядок парки, заповедники. Пребывание в лагерях продолжалось 6 месяцев, а патронаж над ними осуществляла армия США. Важной составной частью «нового курса» Ф. Рузвельта стал закон «Об улучшении положения в сельском хозяйстве» от 12 мая 1933 года. Он предоставил министру сельского хозяйства с целью сбалансирования предложения и спроса на продукцию сельского хозяйства право «принимать меры по сокращению посевных площадей или товарного производства (или того и другого) любого из основных сельскохозяйственных продуктов». Фермерам предлагалось для повышения цен на сельскохозяйственную продукцию заключать с правительством контракты о сокращении поголовья скота и посевных площадей. Устанавливалось, что за это им должна выплачиваться из казны премия. Начала работать администрация сельского хозяйства, с помощью которой было перепахано в 1933 году 10 млн. га созревшего хлопчатника, истреблено 6 млн. голов свиней, сокращены посевы табака и зерновых. Для преодоления кризиса перепроизводства шло массовое уничтожение продовольствия. Проводилось также рефинансирование фермерской ипотечной задолженности. Для предоставления удешевленного кредита фермерам было израсходовано более 2 млрд. долларов. Тем не менее, в 1933-1936 годах 10% фермерских хозяйств было продано с молотка за неуплату налогов и долгов. Важнейшей задачей «нового курса» Ф.Рузвельта была стабилизация банковской системы. Был принят чрезвычайный банковский закон, в соответствии с которым разрешение на деятельность и на получение правительственных займов давалось только наиболее крупным банкам. Сумма государственных займов банкам за 2 года превысила 2 млрд. долларов. В результате банковская система стала функционировать более успешно. В годы первой мировой войны США значительно увеличили свой золотой запас за счет оплаты западноевропейскими государствами американских военных поставок. Для укрепления финансовой системы весь золотой запас из частных банков был передан в государственное казначейство. А правительство получило возможность расширить выпуск бумажных долларов. 5 июня 1933 года появилась объединенная резолюция конгресса об отмене золотого обеспечения правительственных обязательств, то есть об отмене золотого стандарта доллара. Осуществлялись на законодательной основе и меры по увеличению финансовых ресурсов государства и усилению его регулирующих функций в этой сфере. Были ограничены масштабы биржевой спекуляции и учреждена для страховых вкладов специальная корпорация. Главным органом воздействия на финансовую систему страны стала федеральная резервная система. Она объединяла все частные банки и подчинялась президенту. Были расширены полномочия федеральной резервной системы, произведена девальвация доллара, что повысило конкурентоспособность продукции американской промышленности на мировом рынке. Для усиления государственного руководства банками были созданы федеральное ссудно-сберегательное управление, управление фермерского кредита, ссудно-страховая корпорация, федеральная система банков по кредитованию жилищного строительства. Одним из положений «нового курса» Ф.Рузвельта было усиление роли государства в сфере регулирования взаимоотношений между работодателями и работающими по» найму. Однако в 1935 году Верховный суд США признал это противоречащим конституции. Тем не менее, был принят закон Вагнера, регулировавший трудовые отношения в целом по стране в области промышленности (1935 г.). Причиной его появления, как отмечалось в самом законе, был «отказ работодателей признать право работающих по найму лиц организовываться или заключать коллективные договоры». А это «нарушало эффективную работу деловых предприятий и их надежность», «существенно затрагивало или нарушало состояние рынка, определяющего размеры товарооборота», «вело к обострению повторяющихся депрессий, способствовало снижению уровня заработной платы и покупательной способности лиц, работающих по найму». «Лица, работающие по найму, — говорилось в законе, — имеют право на самоорганизацию, на создание рабочих организаций, на вступление в эти организации или оказание им помощи, на заключение коллективных договоров через посредство ими самими выбранных представителей и на совместные действия в целях ведения переговоров о заключении коллективных договоров или других целей взаимопомощи и защиты». Подтверждалось право работающих при трудовых спорах с работодателями использовать забастовки: «ни одно из положений настоящего закона не должно истолковываться как препятствующее или ограничивающее ... право на объявление стачек». Предусматривалось пресечение со стороны государства всех проявлений «нечестной трудовой практики» работодателей, в том числе их препятствий организаций и деятельности организаций работающих. Для контроля за осуществлением закона Вагнера было учреждено национальное управление по трудовым отношениям из трех членов, назначаемых президентом по совету и с одобрения сената. «Каждый, — говорилось в законе Вагнера, — кто намеренно станет оказывать сопротивление, мешать или препятствовать любому из членов управления или любому из его агентов или агентств в исполнении ими своих обязанностей, направленных на проведение в жизнь настоящего закона, будет подвергнут наказанию штрафом до пяти тысяч долларов или тюремным заключением на срок не более одного года, или обоим видам наказания». Другим важным законодательным актом в сфере регулирования социальных отношений был принятый в августе 1935 года федеральный закон о социальном страховании. Он касался только работников крупных промышленных предприятий и не распространялся на другие категории работающих по найму. В соответствии с законом социальное страхование строилось на федерально-штатной основе. Закон установил порядок создания страховых фондов и нормы налогообложения работодателей. А законодательством штатов должны были определяться круг получателей страховых пособий, размеры и сроки выплат. Законом о социальном страховании в США впервые была создана федеральная система пенсий по старости и пособий по безработице. Третьим важным федеральным правовым актом в сфере регулирования трудовых отношений стал закон 1938 года о справедливых условиях труда. Он установил единые для страны нормы минимальной оплаты труда работающих, максимальной продолжительности рабочей недели, запретил использование детского труда. Федеральные органы, которые осуществляли государственное регулирование экономикой, разделялись на три группы. Органы первой управляли государственной собственностью, второй осуществляли государственный контроль над частным сектором, а третьей контролировали деятельность компаний, которым была передана в пользование государственная собственность. Они учреждались федеральным конгрессом, президентом и министрами. Политика «нового курса», энергично проводившаяся в жизнь, оказалась эффективной и позволила США в сравнительно короткий период успешно преодолеть катастрофические последствия экономического кризиса. Между двумя мировыми войнами претерпело некоторое изменение конституционное право. В американскую конституцию было внесено несколько дополнений, которые получили наименование «третьего цикла поправок». XIX поправка 1920 года предоставила избирательные права женщинам. «Право граждан Соединенных Штатов, — говорилось в ней, — на участие в выборах не будет отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или отдельными штатами под предлогом пола». Принятая в 1933 году XX поправка установила, что после избрания нового состава конгресса его функционирование начинается не с марта, а с 3 января; полномочия же президента начинают осуществляться с 20 января. У многих вызвала восторг XXI поправка к конституции 1933 года, которая отменила «сухой закон» и восстановила свободу производства и продажи спиртных напитков. Имели место в США и некоторые нарушения конституционного права, прав и свобод граждан. Социальные и прочие эксперименты в 30-е годы в Германии и СССР вызвали озабоченность в правящих кругах США. Она усиливалась в связи с тем, что число сторонников и А. Гитлера, и И.Сталина в США было значительным. Поэтому в 1938 году была учреждена комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, работа которой была направлена против политического экстремизма. В 1939 году был принят закон Хэтча, который установил несовместимость государственной службы с членством в партиях и организациях, которые выступали «за свержение конституционной формы правления в США». После первой мировой войны в США была проведена крупномасштабная работа по пересмотру и систематизации федерального законодательства. К 1926 году был составлен федеральный свод законов, который стал каждые 6 лет обновляться и переиздаваться. Это было объемное издание, состоявшее из 50 разделов, каждый из которых был посвящен определенной сфере правового регулирования или конкретной отрасли права или отельному его институту. Часть разделов представляла собой инкорпорацию действующего федерального законодательства. В других были осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства. Власти, особенно на федеральном уровне, и в 30-е годы заботились о строгом соблюдении антитрестовского законодательства, в первую очередь законов Шермана и Клейтона. На стимулирование свободной конкуренции в сфере торговли был направлен закон Робинсона — Патмана 1936 года. По нему было запрещено однотипным магазинам использовать « недобросовестные преимущества » и «нечестную практику» снижением цен. Наряду с осуществлением ранее принятых антитрестовских законов, принимались новые. В тоже время имело место и законодательство противоположного порядка. Так, был принят билль Вебба — Померина, разрешивший объединения и соглашения среди американских экспортеров. Произошли некоторые изменения и в области обязательственного права, прежде всего за счет широкого распространения «формулярного права». Формуляр («договор присоединения») обычно составлялся кампанией и содержал в себе условия предоставления ею услуг их потребителям. Клиенты были вынуждены принимать, разработанные фирмой типовые условия, которые не являлись нормами права. Судебная система США оставалась такой же громоздкой, запутанной и противоречивой — господствовало прецедентное право, обострилась коллизионность правовых норм штатов. Новым явлением в системе юстиции стало создание специальных федеральных судов — в 1924 году был учрежден налоговый суд, а в 1936 году — таможенный суд. С 1922 года стали проводиться ежегодные сессии совета судей, в которых принимали участие члены федеральных судов и палаты претензий. В 1939 году было принято решение об организации совета судей апелляционных судов. Была учреждена и целая система военных судов, в которую входили суды общие, специальные и суммарные. В 1933 году федеральный конгресс принял закон, который вводил в некоторой степени единообразие в процессуальные правила по уголовным делам. У президента Ф. Рузвельта было сильное желание реформировать Верховный суд, который в 1935-1936 годах объявил незаконным 11 законов, направленных на реализацию «нового курса». В 1935 году небольшая кампания, торговавшая цыплятами в ряде восточных штатов, стала продавать их по ценам, более низким, чем это было определено «кодексом честной конкуренции». Она была за это привлечена к ответственности, что вызвало обращение ее в Верховный суд США. Тот принял решение о том, что законодательство, которое ограничивает частное предпринимательство, противоречит конституции, и объявил его недействительным. Верховный суд также определил, что организация и деятельность национальной администрации по оздоровлению промышленности идет вразрез с конституцией 1787 года, которая не дозволяет исполнительной власти вмешиваться в частный бизнес. После президентских выборов 1936 года, на которых Ф. Рузвельт одержал убедительную победу, президент обвинил Верховный суд в том, что он, выступая против «нового курса», хочет вернуть США к временам, когда большая часть народа была «предоставлена собственной участи». Под его давлением Верховный суд вынужден был признать конституционность закона Вагнера 1935 года. Стремление президента реформировать Верховный суд, выступавший против «нового курса», принесло свои результаты. Ему удалось назначить в него своих сторонников, из 9 его членов 8 стали поддерживать «новый курс». В условиях надвигавшейся второй мировой войны США стремились не вступать в военно-политические союзы в Европе, а сохранять свободу действий. Под давлением изоляционистов в 1935 году конгресс принял закон о нейтралитете. Он воспретил поставки воюющим государствам оружия и военных материалов. Изменения в государственном строе США в период между двумя мировыми войнами проявились в усилении полномочий федеральной исполнительной власти. В 30-е годы в связи с кризисом экономические отношения были взяты под полный контроль государства. Успешно проводилась работа по систематизации и пересмотру федерального законодательства. Однако судебная система в этот период мало изменилась.
В XIX–XX вв.
Под Гражданской службой В Соединенных Штатах обычно подразумеваются все наемные служащие аппарата правительственной власти, за исключением избранных официальных лиц (конгрессмены), судей и армейских офицеров и солдат. Бюрократия — иное название для гражданских служащих. В отличие от Англии организация и функционирование гражданской службы в США переживали серьезные трудности и испытывали на себе вредные воздействия доминирования практики партийного «дележа добычи» — должностей в аппарате федеральной службы. Как и в других странах, прирост численного состава служащих всегда обгоняет естественный прирост населения. После долгих общественных дискуссий и парламентских проволочек в 1883 г. принимается Закон об усовершенствовании и регулировании гражданской службы Соединенных Штатов, известный также под названием Закона Пэндлтона.
Закон содержал следующие положения.
1. Исполнение правил данного закона — долг всех чиновников США. Они должны содействовать всеми подходящими способами их претворению в жизнь.
2. Для хорошего ведения дел предусматривается:
• конкурсные экзамены для проверки пригодности претендентов на имеющиеся должностные посты государственной службы, А Также на те посты, которые будут учреждены в дальнейшем. Экзамены должны носить практический характер (выявлять способности к данной службе);
• все посты, должности и служебные места с учетом их категорий должны замещаться путем отбора лиц, получающих наилучшую оценку на конкурсных экзаменах;
• окончательному утверждению назначения на пост или найма должен предшествовать испытательный срок;
• Ни Одно лицо, находящееся на службе, не вправе использовать Официальные Полномочия или влияние для принуждения к Каким-Либо политическим действиям лиц или учреждений;
• ни одно лицо, регулярно и чрезмерно потребляющее спиртные напитки, не может назначаться на какой-либо пост, должность и служебное место, о которых идет речь в настоящем Законе или удерживаться на них;
• если двое или более членов одной семьи в настоящее время занимают какие-либо должности определенной ступени, подпадающие под действие настоящего Закона, то ни одно новое лицо из этой семьи не может быть назначено на какую-либо должность такой же ступени;
• никакие рекомендации в отношении претендента со стороны сенатора или члена палаты представителей не должны учитываться экзаменатором, за исключением сведений о характере претендента И Месте его жительства;
• ни один сенатор, член палаты, чиновник государственной службы, офицер армии и флота, служитель юстиции не имеет права прямо или косвенно собирать или быть причисленным к сбору каких-либо платежей, взносов и вкладов на политические цели с любого чиновника, служащего или работника по найму.
«Новый курс» Рузвельта
Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс для забытого человека». Как заявлял Ф.Рузвельт:
В течение первых ста дней после вступления в должность президент представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Первыми мероприятиями администрации были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация общественных работ для безработных.
Стабилизация денежной системы
Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведен конфискационный обмен золота на бумажные деньги, проведенадевальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную админи<
|