Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если речь - одежда мысли, то красноречие - ее элегантный наряд

Скилеф

Сразу открою вам маленькую «тайну»:

Согласно исследованиям доктора Альберта Миребиана, за 7 процентов эффекта от нашей речи отвечают сами слова, 38 – голосовые показатели, а 55 процентов – невербальные коммуникативные элементы[70].

Так что же всё-таки делает выступление увлекательным, а оратора великим?

Почему одних мы готовы слушать вечность, а другим бурно аплодируем за то, что они наконец-то замолчали?

Каждое выступление можно раздробить на несколько маленьких, но чрезвычайно важных элементов. От качества каждого такого «кубика» зависит общий результат.

Эти элементы подобны плитам в пирамиде: если хотя бы одна из них дефектная, то вся пирамида (всё ваше выступление) искривится (не удастся).

В этой главе мы рассмотрим наиболее важные составляющие успешного выступления, а также некоторые секреты и принципы, зная и применяя которые, вы углубите своё понимание дебатов и в кратчайшие сроки повысите свои ораторские навыки.

Итак, вы твердо решили обучиться искусству публичных выступлений.

С чего же начать?

 

1. Чётко определите вашу цель и проникнитесь ею!

Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может.

Г. Мурей

 

Вы должны отчётливо представлять свою цель и время от времени наслаждаться картиной вашего будущего успеха, снова и снова прокручивая её в своей голове. Человек становится таким, каким он себя видит: если вы хотите стать посредственным спикером, то постоянно представляйте, как вы «смазываете» свои выступления, как над вами смеются, как вы, растерянный и красный, с позором садитесь на своё место. Если же вы настроены на победу, то балуйте себя картинами, где вы уверены в себе, ваша речь просто восхитительна, а по её окончании вам аплодируют стоя.

Далее, вы должны чётко осознавать, в чём заключается ваша ближайшая задача: представляя, например, как после окончания курсов по ораторскому мастерству вы будете зарабатывать больше денег, вы искажаете свою цель и настраиваете мозг на меркантильный лад, а не на освоение ораторского искусства.

 

2. Не бойтесь!

Если хотите ничего не бояться, вспомните, что бояться можно решительно всего.

Сенека

Все мы чего-то боимся. Страх может мотивировать нас как позитивно («вспомните ту женщину, которая в состоянии аффекта и страха за жизнь своего сына, приподняла грузовик, наехавший на него»), так и негативно («как много наших мечтаний не сбылись именно из-за того, что мы побоялись начать к ним стремиться»). Выступления на публике – «это страх в квадрате»: мы боимся, что нас постигнет неудача, что нас засмеют.

Вот наиболее известные синдромы, преследующие новичка в дебатах:

· покраснение лица

· повышенное давление

· учащённое сердцебиение

· трясущиеся руки и ноги

· ускоренный или замедленный темп речи

· косноязычие

· тяжесть в животе, полный ступор

· писклявый, неестественный голос

· сухость во рту, обильное потоотделение

· зуд

Думаете, что они присутствуют лишь у людей, лишённых таланта к дебатам? Вы уверены, что все выдающиеся ораторы сразу начали выступать безупречно?

Тогда вас не оставят равнодушными следующие факты:

Когда Марк Твен впервые поднялся на кафедру, чтобы прочитать лекцию, он почувствовал, словно рот у него набит ватой, а пульс такой, как будто он участвует в каком-то состязании на кубок.

Ллойд Джордж писал: «Когда я впервые попытался выступить перед аудиторией, то, уверяю вас, я находился в ужасающем состоянии. Это не преувеличение, а чистейшая правда – язык мой прилип к гортани, и первоначально я не мог произнести ни слова».

Дизраэли признавался, что ему «легче было бы возглавить кавалерийскую атаку, чем впервые выступить в палате общин».

Если даже такие выдающиеся личности не стеснялись признаваться в том, что испытывали глубочайший страх перед публичными выступлениями, то и вам нечего терять, кроме вышеописанных негативных ощущений: с каждым разом будет всё легче и легче!

Очень многие (в будущем) знаменитые английские политики начинали свою ораторскую карьеру крайне неудачно, так что теперь в парламенте считается плохим предзнаменованием, если первая речь новичка проходит «на ура».

То же самое можно сказать и про парламентские дебаты – дерзайте, и у вас всё получится!

 

3. Практикуйтесь!

Practice makes perfect[71]

Английская народная пословица

 

Постоянно оттачивайте свои навыки публичных выступлений! Не бросайте курсов ораторского мастерства, следите за своей повседневной речью, участвуйте в соревнованиях по красноречию. Вы должны стать блестящим спикером, но для этого необходимо научиться говорить настолько хорошо, чтобы ваша обыденная речь стала почти такой же изящной, как и тщательно подготовленные выступления со сцены.

Разумеется, это не просто, но и не невозможно! Поверьте в этом если не мне, то другим выдающимся ораторам.

Поэтами рождаются, ораторами становятся.

Цицерон

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы.

Ралф Эмерсон

Научиться говорить можно только говоря.

Скилеф

 

4. Не дайте неудачам поставить вас на колени!

Ничто нас в жизни не может вышибить из седла.

К. Симонов, «Сын артиллериста»

Как известно, если вы глубоко убеждены, что сможете чего-то достичь, то добьётесь своего, а если считаете, что у вас это не выйдет, то вы правы.

Основная разница между успешным человеком и «лузером» в том, как они реагируют на поражения. Для неудачника неуспехи лишь подтверждают, что «ничего не получится», являются «провалами» и заставляют окончательно опустить руки.

Успешный же человек воспринимает их как полезный урок и помнит, что важно не сколько раз он упадёт, а сколько раз поднимется и, назло всем препятствиям и недругам, пойдёт дальше.

Возможно, ваш дебатский путь не будет усеян розами: на нём встретятся выступления, о которых вам не захочется вспоминать, поражения в турнирах, комментарии недоброжелателей о вашей полной бездарности и профессиональной непригодности. Не придавайте этому слишком большое значение, рассматривайте неудачи как уроки, которые помогают вам повышать своё мастерство.

Ни в одном деле успех невозможен без права на ошибку: …как певец или скрипач, который будет бояться фальшивой ноты, никогда не произведёт в слушателях поэтического вдохновения, так и писатель или оратор не даст новой мысли и чувства, когда он будет бояться недосказанного и не оговоренного положения.

Л.Н. Толстой

Далее, наши навыки развиваются скачкообразно: вы не сможете всё время идти вперёд, иногда придётся некоторое время топтаться на месте (спортсмены называют такие участки «плато»), либо даже отступать назад. Не забывайте про принцип «шаг назад, два шага вперёд»[72] — вот примерно таким и будет ваше движение к вершинам ораторского искусства. Помните: «осилит путь идущий!».

Теперь мы перейдём к рассмотрению специфических аспектов, которые необходимо иметь в виду во время выступлений и при подготовке к ним. Разумеется, нас в этой главе будет интересовать именно способ подачи материала.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...