Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики.

Психика - свойство живых, высокоорганизованных, материальных тел, которое заключается в их способности отражать окружающую, независимо от них существующую действительность.

Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психологического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации.

Проблема возникновения и преобразования чувствительности из раздражимости - это проблема возникновения психики в процессе эволюции, так как ощущение является элементарной формой психики. По Леонтьеву чувствительность возникает тогда, когда живое существо становится способным реагировать на то или иное свойство окружающего мира, которое не является непосредственно жизненно важным, но которое связано с таковым - это объективный критерий возникновения чувствительности и психики.

Стадии развития психики (Леонтьев):

1. Стадия элементарной сенсорной психики. Приспособление к более сложной, вещественно оформленной среде приводит к дифференциации у животных простейшей нервной системы и специальных органов – органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика – способность отражения отдельных свойств среды.

2. Стадия перцептивной психики. С переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика. Развивается обобщенное восприятие и операциональные навыки (навыки - закрепившиеся операции).

3. Стадия интеллекта. Еще большее усложнение условий существования, приводящее к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного восприятия ими объективных соотношений вещей в виде предметных “ситуаций”. Стадия интеллекта характеризуется: а) способностью быстро находить нужную операцию, б) способностью запомнить найденную операцию без многочисленных повторений, в) легкий перенос операций в другие условия, лишь схожие с первоначальными. Операции на этой стадии возникают не постепенно, а путем проб и ошибок. Отражаются не только вещи сами по себе, но и их отношения.

Стадии Особенности среды Содержание отражения Форма отражения Форма поведения
Элементарная, сенсорная Предметная среда Свойства среды Ощущения Инстинкт (врожденные формы поведения)
Перцептивная Отношения предметов Различение предметов в форме образа Образы Навык (поведенческий акт, который строится, формируется по ходу выполнения при изменении условий)
Интеллект Отношение предметов. Предметные ситуации, функциональные понятия. Интеллект (Келлер: признак интеллекта - возможность решить задачу обходным путем)

4. Стадия сознания. Для этой стадии характерно: Усложнение структуры мозга, особое развитие лобных долей, увеличение количества нервных клеток, увеличивается вес мозга - 1200/2000. Отражение существенных и закономерных связей, рациональное логическое мышление, появление языка, появление сознания. Появляется общественная деятельность.

Сущность психического развития заключается в развитии всё новых форм действенного и познавательного отражения действительности.

Бюлер выделял следующие этапы развития психики (по ведущим видам деятельности):

1. Инстинкт - действия или более сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, не зависят от научения и индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Основной механизм инстинкта – безусловный рефлекс.

2. Индивидуально-изменчивые формы поведения - новые реакции или действия, которые возникают на основе научения и индивидуального опыта и функционируют автоматически (=навыки).

3. Интеллект – поведение, основанное на интеллектуальной деятельности, определяется специфическим отношением к объективным условиям, ситуациям в которых осуществляется поведение, и к истории развития человека, осуществляющего поведение. Разумным можно назвать всякое действие, которое находится в соответствии с объективными условиями.

На ранних ступенях развития интеллект и его элементы выступают внутри инстинкта или навыка, а на высших - инстинкт и навык проявляются внутри или на основе интеллекта, который осмысливает, контролирует и реализует их.

Рубинштейн выделяет следующие стадии развития психики:

1. Предисторические формы поведения - поведение регулируется физическими градиентами, определяясь физико-химическими процессами (простейшие).

2. Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, неосознанные формы поведения.

3. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения.

4. Вклад В.Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (Г.Фехнер).

Вильгельм ВУНДТ(16 августа 1832 - 31 августа 1920) - немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии. В 1879 году организовал в Лейпциге первую в мире лабораторию физиологической психологии, преобразованную в конце 80-х в Институт экспериментальной психологии, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии "Философские исследования". Первые экспериментальные работы Вундта и многочисленных учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций и т.д. Все эти работы были сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах; они целиком еще относились к тому, что сам Вундт называл физиологической психологией.

Оформившаяся как самостоятельная наука в середине 19 века психология по своим философским основам была наукой 18 века. Не Фехнер и Вундт, а великие философы 17-18 века определили ее методологические основы. Оформление психологии как экспериментальной дисциплины у Вундта проходило уже в условиях назревавшего кризиса ее философских основ. Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология – рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой, выявила кризис центрального понятия всей современной психологии - понятия сознания.

Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам - метроном. Используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Первое свойство сознания - связь, ритмичность, ассоциация.

Вундт выделил части, единицы изучения сознания: объективные (идущие от объекта) и субъективные. Объективные единицы - простые впечатления. Субъективные впечатления - душевные движения, чувства.

Элементы сознания: объективные (чистое ощущение = один удар метронома - ощущения и представления) и субъективные - чувства. Чувство обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания. Субъективные элементы: (1) удовольствие - неудовольствие, (2) возбуждение - успокоение, (3) напряжение - разрядка.

Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются.

Особенности научной психологии в период ее становления:

“-” резкое сужение предмета,

“+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики.

Начиная с Вундта психология занимается выделением свойств сознания, его элементов и связей между ними. Предмет психологии - осознаваемые психические переживания, разделяемые на части, элементы.

Сознание - структура, разлагающаяся на элементы. У нее есть объем (центр, границы, периферия). У объема сознания есть качество - целостность. Объем сознания - количество впечатлений, ощущений (элементов), которые в данный момент воспринимаются как целое.

Для того чтобы оценить вклад Вильгельма Вундта в развитие психологии, необходимо обратить внимание на то, какое место отводилось этой дисциплине в системе гуманитарных наук. Надо сказать, что положение психологии было в то время весьма незавидным: крупнейшие мыслители эпохи — сначала Кант, а за ним Шопенгауэр — отказывали ей в праве на самостоятельное существование, предпочитая видеть психологию «служанкой философии». Тенденции к преодолению этого представления наметились лишь в первой половине XIX в. Вундт начал свою деятельность в тот момент, когда шла борьба за самоопределение новой науки. На формирование элементов его концепции «интроспективной психологии» в разной степени повлияли идеи Спинозы и Лейбница, Канта и Шопенгауэра, Гербарта и Милля, а следовательно, и все крупнейшие направления философской мысли Нового времени — от рационализма до позитивизма. Такое методологическое разнообразие способствовало тому, что выводы Вундта далеко не всегда были последовательными и нередко вступали в противоречие друг с другом.

Под влиянием господствовавшего тогда позитивизма Вундт пытался сформулировать фундаментальные «законы психологической причинности», которые должны были не только объяснить закономерности психических явлений, но и теоретически обосновать автономию психологии среди других наук. На исходе XIX столетия Вундт писал: «Я всегда старался содействовать тому, чтобы за психологией обеспечено было самостоятельное положение ее как эмпирической науки вне философии и чтобы при этом психология не была лишена помощи со стороны естественнонаучной методики, поскольку последняя к ней применима; но не менее стремился я, конечно, и к тому, чтобы результаты, достигнутые, по моему мнению, подобным путем психологией, в свою очередь утилизировались философией».

Он стоял у истоков направления, которое можно охарактеризовать как «психологический структурализм». В рамках этого направления сознание воспринималось как совокупность элементарных процессов. Психические и физиологические процессы трактовались как две параллельно функционирующие системы — эта точка зрения позволила разрешить актуальную для науки XIX в. проблему приоритета одной человеческой «сущности» над другой.

В своей философской доктрине Вундт ограничил сферу познания пределами непосредственного опыта (самонаблюдение, или интроспекция), полагая, что существование окружающего мира является лишь следствием умозаключения.

Вундт обосновал взгляд на психологию как науку, изучающую феномены сознания как интроспективными, так и экспериментальными методами. Хотя сегодня его считают отцом-основателем психологического эксперимента, сам он считал сферу его применения ограниченной рамками «индивидуальной психологии», за пределами которой остаются такие феномены, как речь, мышление, воля. Задачу их изучения в сравнительно-историческом аспекте он отводил антропологии.

Ученый внес огромный вклад в эту область созданием монументального десятитомного труда «Психология народов», чему он посвятил последние двадцать лет своей жизни. Этот труд Вундта отмечало стремление не только объяснить исторические процессы с точки зрения психологии, но и поставить ее в центр гуманитарного знания.

Масштабность концептуальных построений ученого на фоне определенного консерватизма его идей привела к тому, что научная школа, созданная им в Лейпциге, не смогла устоять под влиянием альтернативных течений, сформировавшихся в психологии к началу XX в., для которых его «психологический структурализм» и интроспективная методология оказались слишком примитивными. Сыграв позитивную роль в процессе становления дисциплины, они стали препятствием для ее дальнейшего развития и были отвергнуты учениками Вильгельма Вундта.

 

Вклад в.вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (г.фехнер).

Выделение психологии как самостоятельной науки произошло в результате развития психологического комплекса знаний в философии и развития естественно научных дисциплин: физиологии, физики, математики, биологии. Ни философская психология, ни науки об организме человека не были в состоянии снять противоречие между идеалистическими и материалистическими представления о природе человека. Стало очевидно, что существует класс явлений, который следует изучать экспериментально, но это невозможно сделать ни в рамках физиологии, ни в рамках физики.

Вундт (1832-1920) основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 г. В 1881 начал выпускать первый психологический журнал «Философские исследования», с 1889 проходят международные психологические конгрессы, в институте Вундта образовалась первая международная школа подготовки профессиональных психологов, обеспечившая формирование мировой организационной структуры психологической науки.

Работа Вундта «Основы физиологической психологии» (1873-1874), в которой он описал программу развития психологии:

· Основной метод исследования – интроспекция

· Цель исследования – получение данных о структуре сознания, путем выделения чистых его элементов

· Материал сознания – «сенсорная мозаика»

· Предмет психологии – непосредственный опыт субъекта (феномены сознания)

Вундт вычленил «простейшие элементы» сознания: ощущения и элементарные чувства.

Сознание – совокупность разрозненных элементов, дополненное апперцепцией; фокусирующий центр сферы сознания – универсальный объяснительный принцип Вундта.

Высшее же процессы (не ощущения и элементарные чувства) надо изучать исследуя мифы, обряды, язык и другие продукты человеческого духа Õ 10-ти томный труд Вундта «Психология народов».

Основатель психофизики – немецкий философ и физик Фехнер. В основу психофизики легло представление о том, что при непрерывном росте интенсивности стимула интенсивность ощущения нарастает дискретно.

Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения (или пороги ощущения и пороги различения).

Исследования по психофизике установили, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Минимальная интенсивность раздражения, необходимая для того, чтобы вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу: Е = I/J, где Е – чувствительность и J – пороговая величина раздражителя.

Наряду с этим сущестует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.

Э.Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной: ∆J/J = K, где J обозначает раздражение, ∆ J - его прирост, К – постоянная величина, зависящая от рецептора.

Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они - величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: Е = К1gJ + С, где К и С - некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой психофизический закон Вебера-Фехнера.

Фехнер Густав Теодор (1801- 1887) - немецкий физик, психолог, философ. Стремясь обосновать с помощью математических и экспериментальных методов точек зрения, согласно которой вся Вселенная одушевлена, а материя - лишь теневая оборотная сторона психического, Фехнер опирался на установленную Э. Г. Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями. Он выдвигал идею создания особой науки психофизики, предмет которой - закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических, связанных чисто функционально. Идеи психофизики, изложенные в работе 'Элементы психофизики' (1860), оказали огромное влияние на зарождающуюся экспериментальную психологию. Предложенные Фехнером психофизические методы позволили применить язык математики к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их физическими агентами, а также вывести один из первых психофизических законов, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универсального характера и действителен только в известных пределах, а также применим лишь к слуховым и зрительным ощущениям. Тем не менее методы и идеи Фехнера оказались плодотворными не только для разработки психологии отношений, но и для изучения памяти. Значение работ Фехнера состояло во внедрении новаторских экспериментально-математических методов в исследование психических процессов.

 

 

Психофизика – наука, изучающая отношения между величинами раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений.

В основе психофизики заложена идея – психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математически.

Фехнер исходил из 2-х положений:

1. Сенсорная система человека – измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т.е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.

В 1860 Фехнер опубликовал книгу «Элементы психофизики»:

· Описал схему построения психического образа (повторяет современную схему процесса восприятия):

Раздражение(физика)Õвозбуждение(физиология)Õощущение(психология)Õсуждение(логика)

· Включил элементарные ощущения в круг интересов психологии, до этого ими занимались только врачи и физики

· Вывел формулу, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна интенсивности раздражителя (хотя в дальнейшем обнаружилось, что формула не универсальна, ее появление стало началом введения в психологию строгих математических мер.

· Разработал 3 основных метода психофизики (27 билет):

v Метод средней ошибки

v Метод постоянного стимула

v Метод границы

Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...