Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи.Внутренняя речь – скрытая вербализация, беззвучная речь, возникающая в процессе мышления про себя. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Производная форма внешней (звуковой) речи, специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова, т.к. предмет собственной мысли человеку вполне ясен и не требует от него развернутых словесных формулировок. Используется при: 1. решении задач в уме 2. чтении про себя 3. мысленном планировании 4. запоминании 5. припоминании Функции внутренней речи: - логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание - самоинструкции при выполнении произвольных действий - самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний Выражается внутренняя речь в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым присоединяются наглядные образы и условные знаки. Отношение между речью и мышлением в филогенезе: 1. Генетические корни мышления и речи различны; 2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга; Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетическго развития.Отношение мысли к слову есть процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно от слова к мысли, внешняя речь - это процесс превращения мысли в слова, внутренняя речь - мышление чистыми значениями, но неустойчивыми, текучими. Мысль не состоит из отдельных слов так как речь. Прямой переход от мысли к слову невозможен, это всегда опосредованный путь.
Речь, как средство мышления; использует специфическую структуру (коды образов и схем), осознается частично. Внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания; осознается частично. «Речь про себя» - внутреннее говорение, завершающее звено внутренней речи как процесса перехода от мысли к слову; представляет направленность сознания на самый акт объективации мысли в слове, т.е. это осознанный процесс. Основные характеристики внутренней речи: - беззвучность - свернутость, сокращенность по сравнению с внешней речью - вторичность, производность от внешней речи - процессуальность и изменение внутренней речи в зависимости от готовности ее перехода в речь внешнюю Роль внутренней речи по Соколову: Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный неосознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно. Методы исследования внутренней речи: принудительная вербализация и одновременное выполнение мыслительных операций – использование речевых помех электромиографические исследования механическая задержка артикуляции (зажимание языка зубами) электроэнцифалограмма Язык и речь: виды речи и ее функции. Мысль, если не сформулирована, то она не до конца понятна. Мышление без речи существовать не может. Выготский делил психические процессы
низшие высшие непосредственно заданные вне социума не появляются
в связи с появлением у человека речи Слово позволяет произвольно сосредоточиться на объекте. Выготский говорил о том, что есть период, когда мышление существует без речи. Мышление наглядно-действенное. (ели есть образ, то им можно манипулировать). В ощущениях речь выполняет регулирующую функцию. Установка на ощущения изменяет пороги чувствительности. Благодаря словам можно обобщить свой перцептивный опыт. Речь участвует в психических процессах. Речь, как форма психической активности социальна. Речь – форма общения посредством языка, исторически сложившаяся. Ни в одном животном сообществе нет сложившихся сигналов второй степени. Первый сигнал – раздражитель, передает определенный эмоциональный сигнал. Эмоциональное состояние. Есть позиция, что животные не способны осваивать речь как таковую. Речевое поведение животных можно принимать, если они будут пользоваться звуковыми знаками. Человек передает систему знаний другому поколению. Если рассуждать о том, когда появилась речь, то она появляется только у человека. Но животные способны осваивать язык знаков. Функции речи. 1. Эксперссивная – выразительная функция речи. В сигнальном поведении присутствует всегда. При помощи речи, мы можем выразить сове состояние, эмоции, психологические характеристики. Можно обойтись несловесным, не вербальным компонентом. Невербальные компоненты сообщают о нашем состоянии. Интонационный компонент может менять смысл выражения. Экспрессивная функция есть у животных. Присутствует уже в первых криках младенца. Ребенок осваивая речь в дальнейшем пользуется экспрессивной формой. Ребенку легче понять эмоцию, чем речь. Формально-диагностические характеристики речевого поведения позволяют делать выводы о темпераменте человека. Выражает через невербальные компоненты то, что на душе. Один из способов «прочитать душу другого». 2. Коммуникативная или функция передачи сообщения. Реализуется при соблюдении некоторых условий. Есть «передатчик» и «приемник». Должны выполняться условия: - сообщения должны передаваться на том же самом языке. Язык – это система знаков, фиксирующая не только знаки, но и способы их употребления. Освоить язык – освоить связи знаков между собой и сами знаки. Коммуникативная функция появляется благодаря языку.Ухо приучается вычленять те звуки, которые имеют значение. (В языке на котором говорят). Понимание сообщений взрослого у ребенка появляется раньше, чем он начинает говорить. Речь: 1. Устная Вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемая на слух. Отдельные компоненты речевого сообщения могут быть опущены. (Опускаются по разным причинам). В устной речи высказывание и его понимание воспринимается последовательно, а планирование высказываний идет параллельно. Генетически первичен – диалог. Монолог не имеет возможности корректирования 2. Письменная. Вербальное общение при помощи письменных текстов. Психологическое отличие от устной: Фактические символы передачи информации. Ввысокие требования к грамматике. Высокие требования к стилистике. Должна быть внутренняя организация и структура. Письменный текст может быть воспринят одновременно. Не ограничена временем, темп производства речевого высказывания более медленный. Письменная речь не естественна. Искусственна. Ей нужно специально учиться. Есть своя собственная специфика. Письменная речь это тренинг, это навык. С помощью письменной речи можно частично передать эмоциональное состояние 3. Жестовая. Кинестетическая. Изначально сообщения показывались руками. Прародитель звуковой речи 3. Сигнификативная (обозначенная). За словом всегда стоит какое-либо значение. Обозначая словом мы приписываем ему какую либо функцию. В зависимости от обозначения внешнего мира даются значения. Дают предмету ту или иную функцию. Имя для человека то же самое название, что и слово для предмета. Суффиксы помогают понять значение некоторых слов. Слова связаны с тем, что они обозначают естественным путем. Слово может иметь несколько значений. При расшифровке приходится совершать выбор. Слово обобщает и анализирует предметы внешнего мира, действительность. Словом можем передавать информацию, опыт поколений. (Шимпанзе не может передавать детенышам то, чему их научили). Именно словом мы обозначаем нечто. Продукт длительного развития человека в целом. Потом выделилось, как отдельный вид деятельности. Речь тоже рассматривается как деятельность. 4. Регуляторная. Речь может управлять психической активностью. Благодаря речи мы научаемся управлять поведением людей. Человек в форме речевого плана создает себе ту или иную форму поведения.В возрасте 6-7 лет ребенок может начать (научиться) управлять собой. Это пик развития торможения, ребенок может научиться тормозить свои поступки. Ребенок начинает пробовать управлять взрослыми.Гальперин разработал теорию умственной деятельности, произвольной регуляции. Выдвинул теорию их формирования. Учимся что-то делать в реальности, внешняя деятельность постепенно переходит во внутреннюю. Мысль без речевого оформления существовать не может. В отношении речи у человека существуют сензитивные периоды формирования. Это период до 5 лет. Если ребенок оказывается в ситуации, где никто не разговаривает, то речь практически (абсолютно, всего несколько слов) не развивается. Сензитивный период нужно использовать для развития речи. Разделение на виды речи.
Внешняя эгоцентрическая внутренняя
Впервые исследовал Выготский. Речь в первую очередь играет роль коммуникации. Внутренняя речь – про себя. В умственном плане. Организация собственного поведения. В 4-5 лет ребенок способен разговаривать сам с собой. Внешняя – активное говорение в слух. Эгоцентрическая – промежуточное положение. Эгоцентрически – ребенок объясняет свои действия в слух. Не адресуя ее никому. Пиаже считает, что функция общения появляется значительно позже. Ребенок живет внутри себя. Ребенок постепенно осваивает внутреннюю речь. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |