Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление

Концепция креативности как универсальной творческой способности была введена в науку Дж. Гилфордом. Им же было указано на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением, направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением, направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений. Таким образом, креативность как дивергентное мышление рассматривалось им в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению.

М.А.Холодная: Креативность – способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. В узком значении слова – дивергентное мышление, которое отличается разнонаправленностью и вариативностью поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. В широком смысле – креативность = творческие интеллектуальные способности (например, способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления).

Критерии креативности (комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности):

· Беглость – количество идей, возникающих в единицу времени.

· Оригинальность – способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых ответов.

· Восприимчивость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям, неопределенностям, готовность быстро и гибко переключаться с одной идеи на другую.

· Метафоричность – готовность работать в фантастическом контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, умение видеть в простом сложное и наоборот.

Конвергентное мышление – характеризует адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности индивидуального интеллектуального поведения в регламентированных условиях деятельности (показатели эффективности процесса переработки информации, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации). Конвергентное мышление (способности) представлено 3 свойствами интеллекта:

· Уровневые свойства – характеризуют достигнутый уровень развития познавательных функций (вербальных и невербальных), основа процессов познавательного отражения (например, сенсорное различение, скорость восприятия, оперирование пространственными представлениями и т.д.). Диагностируются с помощью интеллектуальной шкалы Векслера.

· Комбинаторные свойства – характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. В широком понимании – это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, смысловых) компоненты опыта.

· Процессуальные свойства – характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности.

Дивергентные способности (или креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.

В большинстве исследований при оценке креативности во внимание принимаются, как правило, количество сформулированных испытуемым идей и степень их редкости по сравнению с ответами других испытуемых. Со временем, однако, выяснилось, что указанные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначным свидетельством наличия креативности как творческой интеллектуальной способности. Так, за нестандартностью, или "редкостью" ответа могут стоять совершенно разные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творчески-продуктивных возможностей испытуемого, оригинальничанье как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности либо психическая неадекватность.

 

Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.

1. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ВОЛИ

Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей. Воля –способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая пи этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления).

Многообразие взглядов на сущность воли.

Мотивационный подход.

Это направление рассматривает волю в контексте порождения действия и, таким образом, главной волевой функцией считает побудительную. Начало данного подхода было положено ещё в Древней Греции, когда Аристотель (384-324 гг. до н. э.) включил в свою концепцию такие реальности как выбор действия, его инициация и владение собой (саморегуляция). Для объяснения этих реальностей было необходимо введение понятия воли, то есть такой реальности, с помощью которой человек управляет побудительной силой своих желаний. Данное управление должно совершаться посредствам разумного решения и приводить к осознанным действиям и поступкам. Такие действия и поступки Аристотель назвал произвольными. Итак, воля помогает человеку выбрать действие и приступить к его совершению и последующей регуляции.

Для Р. Декарта воля являлась способностью души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое невозможно объяснить с помощью рефлекторного принципа. Основной функцией воли, в данном случае, становится борьба при помощи разума со страстями, которые становятся на пути обеспечения побуждения к избранным действиям. Страсти противостоят желаниям, а воля, тесно связанная с нравственностью человека, с понятиями о добре и зле, помогает человеку следовать определённым правилам и нормам.

Т. Гоббс называет волей последнее желание, примыкающее непосредственно к действию, которое возникает в акте обдумывания и размышления над этим действием. Таким образом, воля превращается в желание (влечение), которое можно приближается по своей сути к мотивации. Так же полагал и Д. Гартли, для которого воля – это достаточно сильное желание или отвращение, способное вызывать действие, не являющееся автоматическим.

Основной отличительной чертой волевого действия Э. Мейман считает предваряющее его принятие решения о совершении действия. Такому действию должен предшествовать полноценный психический акт, выработка представлений о различных целях, анализ их ценности, анализ последствия действий. Истинной причиной воли, в этом случае, является размышление, с помощью которого достигается понимание ценности и значения цели.

В западной психологии на многие годы почти полностью прекратилось теоретическое исследование воли, по причине того, что волю стали отождествлять либо включать в процесс мотивации. К примеру, Х. Хекхаузен в мотивации действия выделяет следующие стадии:

· Мотивация до принятия решения о действии

· Воля

· Осуществление действия

· Оценка последствий действия

 

В отечественной психологии в связи с мотивационным подходом к понятию воли следует упомянуть И. М. Сеченова, который придерживался мнения, что воля является деятельной стороной разума и морального чувства, и проявляется она только при наличии веской причины (мотива)

Г. И. Челпанов выделял три составляющие волевого акта:

а) желание,

б) стремление (мотив),

в) усилие.

 

Функция воли – это выбор между различными мотивами. С волевой помощью человек способен принять решение о действии, приложить усилие, чтобы достичь поставленной цели.

Л. С. Выготский разделяет волевой процесс на два отдельных процесса:

1. решение, замыкание новой мозговой связи, создание особого функционального аппарата;

2. исполнительный процесс: работа созданного аппарата, действие по инструкции, выполнение решения.

 

В структуру волевого акта так же включается некий вспомогательный мотив, который усиливает побуждение к действию. Этот мотив является обязательным, но пи этом слабо связанным с личным желанием человека.

Итак, как можно увидеть, в одних случаях мотивационного подхода волю практически отождествляют с мотивацией; в других – между волей и мотивацией признают тесную связь, не приравнивая их друг к другу. И, наконец, последнее, некоторые учёные вообще ставят под сомнение связь воли и мотивации, они рассматривают её как особое психологическое образование или способность личности, не являющуюся частью единого мотивационного процесса.

 

Подход «свободного выбора».

Сторонники данного подхода рассматривают волю как выбор одного из нескольких побуждений, или же как разрешение конфликта мотивов.

У Б. Спинозы воля – это ни что иное как осознание внешней детерминации, причинной обусловленности, воспринимаемое человеком как свободный выбор, добровольное решение.

И. Канта так же занимал вопрос о свободе выбора человеком своих поступков и её связи (совместимости) с детерминированностью поведения человека. Свободной волей Кант называл волю, независимую от мотивов, представленную одним лишь разумом.

Дж. Локк занимался общей проблемой свободной воли, из которого пытался извлечь вопрос о свободном выборе. Свобода, в его случае, состоит в том, что человек может действовать или не действовать после того как, при помощи волевого акта, уже был сделан выбор. Сами же волевые акты подчинены необходимости.

В. Виндельбанд выделил три этапа выбора:

1. возникновение влечений,

2. взаимная задержка и уравновешивание влечений,

3. волевой импульс, который переводит не задержанное или определённое выбором влечение в физическое действие.

 

Главной функцией воли У. Джемс считает решение о действии, когда в сознании находятся одновременно две или более идеи движения. Для совершения действия необходимо сделать выбор. В этом случае волевым усилием будет считаться сосредоточение человека на непривлекательном, но необходимом объекте.

В. Франкл занимает следующую позицию по отношению к свободе воли и свободе выбора: человек свободен в выборе своего отношения к внешним и внутренним условиям, которые пытаются обуславливать его поведение. То есть именно от человека, от его субъективного основания зависит то, пойдёт ли он наперекор условиям или же поддастся их действию. Основанием такого выбора является мотив.

В отечественной психологии проблему свободного выбора рассматривали такие учёные как Г. И. Челпанов, Л. С. Выготский, С. Л. Выготский, В. М. Аллахвердов, П. В. Симонов. К примеру, Л. С. Выготский говорит о том, что выбор – это самый характерный способ овладения своим поведением.

С. Л. Рубинштейн признавал за волей функцию выбора, выделяя в волевом действии такие стадии как

1. стадия актуализации побуждения и постановки цели;

2. стадия обсуждения и борьбы мотивов;

3. стадия решения о действии;

4. стадия исполнения действия.

 

Регуляционный подход.

Этот подход рассматривает волю как способность к регуляции психических процессов и состояний.

Ч. Шеррингтон и И. М. Сеченов считали, что волевая регуляция совершается с помощью определённых нервных центров, связанных с сознательным отражением, и поэтому её не требуется наличие воли как особого психического образования.

М. Я. Басов находил волю ни чем иным как психическим механизмом, с помощью которого человек регулирует свои психические функции.

Главным в проблеме воли Л. С. Выготский считал произвольную регуляцию поведения и психических процессов. Воля, с его точки зрения, рассматривается как продукт исторического развития (поэтому любой волевой процесс является социальным, коллективным) и является высшей психической функцией. С развитием человека, развивается и воля. Мы научаемся управлять собой, своим поведением и действиями через социальные контакты с окружающей средой (например, играя в детском возрасте). На высших стадиях развития волевая регуляция представляет собой единую функциональную систему, состоящую из различных психических функций и регулирующую какой-либо психический процесс или деятельность человека.

Л. М. Веккер различает три типа регуляции

1. непроизвольную,

2. произвольную,

3. волевую.

Волевая регуляция, в данном случае, является высшим проявлением произвольной регуляции на уровне личности.

В. И. Селиванов определяет волю как способность к сознательной регуляции поведения.

Так же в данном подходе воля может рассматриваться как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей, то есть как саморегуляция. Такой точки зрения придерживались Б. Н. Смирнов, П. В. Симонов, П. А. Рудик, Н. П. Рапохин и др.

К примеру, П. В. Смирнов рассматривает волю как потребность преодоления препятствий, а Б. Н. Смирнов – как регулятор деятельности и поведения в затруднительных, критических и экстремальных условиях.

 

Волюнтаризм.

Волюнтаризмом называют течение в философии и психологии, которое рассматривает волю как особую, надприродную силу, являющуюся фундаментом психики и жизни в целом. Данное направление полагает, что волевые акты определяют протекание психических процессов, притом, что их самих не определяет ничто и никто. Ещё блаженный Августин предположил, что воля управляет действиями души и тела. "Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувственных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи" [9, стр. 11].

А. Шопенгауэр и Э. Гартман представляли волю как некую космическую силу, слепой первопринцип, который даёт начало всем человеческим психическим проявлениям. То есть воля признаётся независимым, свободным от окружающей действительности феноменом.

Г. Гегель включал в свободу воли и такие понятия как свобода слова, религиозная свобода и т. д. Он, просто напросто поставил знак равенства между понятиями воли и свободы. Кроме того, Гегель рассматривал волю в единстве, взаимопроникновении и взаимодополнении с мышлением. Различаются же они единственно в том, что мышление стремится наиболее адекватно познать внешний мир, а воля – преобразовать его. Основной задачей воли, по Гегелю, является преобразование содержательных компонентов сознания (целей, стремлений) в действительность (деятельность).

 

Воля как долженствование.

Данный подход, присущий грузинским психологам, противопоставляется крайнему выражению мотивационной концепции (где воля отождествляется с мотивом). Воля, с их точки зрения, является таким же побудительным механизмом, как и актуально переживаемая потребность.

Д. Н. Узнадзе не связывает волевое поведение с удовлетворением актуально переживаемой потребности. Источником деятельности является нечто совсем иное и даже противоречащее потребности. В основу волевого поведения Узнадзе ставит некоторую установку на действие (я должен), которая появляется в момент принятия решения.

Ш. Н. Чхартишвили считает, что воля является побудительным механизмом социально приемлемого поведения, которое, в свою очередь, принимается человеком (я должен). Воля рассматривается как некая личностная способность.

 

Отдельно хочется отметить вклад отечественных учёных в разработку важных положений, касающихся проблемы воли [8, стр. 94].

1. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Её формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

2. Воля поэтому не является врождённой или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определённых волевых качеств и навыков волевой регуляции.

3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств.

4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.

5. Первичное волевое действие – это действие, заданное и принятое личностью к исполнению. Поэтому волевая регуляция есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.

6. Волевая регуляция – это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляются предвидение и оценка последствий собственной активности.

 

Волевое действие. Его место среди других форм человеческой активности. Произвольное управление и волевая регуляция.

 

Виды активности
Непроизвольные акты Постпроизвольные акты Произвольные акты -высшие психические функции -произвольные двигательные акты   Признаки: Сознательно регулируются субъектом; Совершаются на основе потребности в достижении цели Формируются при жизни Совершаются посредством знаков Имеют социальное происхождение, затем интериоризируются Проходят процесс «свертывания». автоматизации  
Импульсивные или рефлекторные акты, осуществляемые без контроля сознания Образуются как произвольные, но затем выводятся из под контроля сознания
  Произвольные действия, не требующие преодоления трудностей. Осуществляются посредством произвольного управления Волевые действия, требующие преодоления трудностей. Требуют помимо произвольного управления волевого регулирования

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...