Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направленность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Ценностные ориентации.В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Чаще всего в современной научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Исходным звеном НАПРАВЛЕННОСТИ является потребностно-мотивационная сфера личности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность - система доминирующих мотивов (Мясищев). Направленность - стремления, которые свойственны человеку, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Направленность - одно из главных образований личности. Стороны направленности: - отражение (целеобразование); - регулятивная (регуляция деятельности проявляется в виде динамической совокупности мотивов). Направленность характеризуется иерархичностью, наличием в ней доминирующих мотивов, определяющих основные вектора активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе как преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на себя лично). Характеристики направленности: - Стремление, - Потребности, интересы, идеалы Влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Если эта потребность не угаснет, то она превратится в желание. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Если в структуру желания включается волевой компонент, то возникает стремление. Стремление – это определенное побуждение к действию. Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствует ориентации личности в окружающей среде. Интересы являются побудительной силой к познанию окружающей действительности. Интересы бывают: непосредственный – вызван привлекательностью объекта и опосредованный – вызван объектом как средством достижения целей. Когда в интерес включается волевой компонент, возникает склонность – направленность индивида на определенную деятельность. Основа склонности – глубокая устойчивая потребность. Есть понятие идеал – это то, к чему стремится человек, на что он ориентируется. Идеалы могут выступать как характеристики мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека. В мировоззрении отражаются не только идеалы человека, но и его принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и убеждения. Убеждения – это высшая форма направленности – это система мотивов личности, которая побуждает ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, они побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности. Мотив– это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, которая лежит в основе выбора действия. Мотив –это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. Функции мотивов: - побуждение, - направление, - смыслообразование. Термин «мотивация» имеет более широкое понятие, чем мотив. Его используют как 1) обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения) и 2) как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность человека (и у Маклакова, и у Столяренко одно и тоже по данному вопросу). Вопрос о мотивации встает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков людей. Мотив отличается от мотивации тем, что он принадлежит самому субъекту деятельности, он является его устойчивым свойством, которое изнутри побуждает к действию. Может быть осознаваемым (сюда относят влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния) и неосознаваемым (интересы, желания, убеждения). Мотивация бывает: • Позитивная и негативная. • Внутренняя и внешняя Мотивационная сфера личности - вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы личности. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностьюназывают состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Потребности различают по происхождению и предмету. По своему происхождению потребности могут быть: естественными и культурными. По характеру предмета потребности могут быть: материальными и духовными. В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т.д. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения человек приобретает различные культурные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в пище, одежде, жилищах и т.д.); в духовных - зависимость от продуктов общественного сознания. Следует особо выделить такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми, что является важнейшим условием духовного развития человека. Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи, которые являются, в свою очередь, предметом материальных потребностей. Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями. Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Различают цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы. Иерархическая пирамида потребностей А. Маслоу. Все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
Классификация мотивов Ильина. Мотив состоит из трех блоков: - потребностный блок, в кот входят: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования («квазипотребности» по К.Левину): - блок «внутреннего фильтра» сост из нравственного контроля, оценки внешней ситуации, оценки своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний); - целевой блок сост из: образ предмета, который может удовлетворить потребность, опредмеченное действие (налить воды, решить задачу), потребностная цель (удовлетворить жажду), представление процесса удовлетворения потребности (попить). Все эти компоненты мотива могут проявляться в сознании человека в вербализированной форме или в образной форме, при том не все сразу. В каждом блоке может быть взят один из компонентов. Набор компонентов в каждом мотиве может быть разным. Сходство внешней структуры мотива у двух лиц, не означает их сходства по смысловому содержанию. Т.к. у каждого человека свои склонности, ценности, интересы, своя оценка ситуации и возможностей, специфическое доминирование потребностей. Функции мотива В идеале мотив должен дать ответы на вопросы: почему, для чего, почему именно так, каков смыл, для кого, ради чего. Эти вопроы зависят от того какой смысл имеет деятельность человека: личностный или общественный. Так, Л.И. Божович говорит о личностных и общественных мотивах. Структура мотива: 1) горизонтальный – в состав мотива входит один компонент из одного блока; 2) вертикальный – в состав мотива входят два и более компонентов из одного блока. Один компонент играет главную роль, а остальные сопутствующую. Например, среди нескольких потребностей одновременно побуждающих к выбору одной и той же цели (получению высшего образования), ведущей может быть желание стать учителем, а сопутствующими – желание повысить свой статус в обществе, повысить свой культурный уровень. Такие же отношения между компонентами могут складываться и в блоке «внутреннего фильтра», и в целевом блоке. Виды мотивов. Ильин делит мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) – здесь наличие только абстрактной цели; вторичные – наличие конкретной цели: а) полные – присутствуют компоненты всех блоков: б) укороченные – они сформировались без участия блока внутреннего фильтра
Теория потребностей по Ломову. Ломов выделял три группы потребностей: базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых производные – эстетические, потребность в обучении высшие – потребность в творчестве
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |