Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение специфических форм социального взаимодействия как моделей конфликта

Действительно, каким образом исследователь может изучать реальные кон­фликты между людьми? Конфликты в семье и в школе, на работе и между друзьями скрыты от глаз посторонних. Психолог, работающий в организации, консультант по семейным и любым другим проблемам отношений соприкаса­ется с конфликтом, как правило, уже на стадии попыток его регулирования, если к нему обращаются участники конфликта или иные заинтересованные лица. В этом случае психолог вынужден прибегать к ретроспективному ана­лизу, обсуждая происшедшее в интерпретациях его участников. С их прямым взаимодействием мы сталкиваемся, если выполняем функции посредника или присутствуем при выяснении отношений между участниками, при пере­говорах или обсуждении ситуации. Очевидно, что в этих случаях мы имеем дело лишь с частью конфликта. Нельзя также не считаться и с возможным искажающим влиянием присутствия третьих лиц на коммуникацию и пове­дение участников конфликта. Таким образом, попытки изучения реальных конфликтов между людьми требуют немалой изобретательности.

Путь, которым пошли некоторые исследователи, — использовать для изу­чения конфликтов особые, специфические ситуации взаимодействия людей, которые, по их мнению, естественным образом моделируют конфликт, что


1 60 Часть I. Основы изучения конфликтов

позволяет рассматривать происходящее в этих ситуациях как конфликтное взаимодействие.

В первую очередь (по хронологическим основаниям) здесь надо упомя­нуть работу П. М. Ершова, обобщенную им в монографии «Режиссура как практическая психология» (Ершов, 1972). Он исходит из того, что конфликт является основой драматического спектакля, отражающего динамику его воз­никновения, развития и разрешения, а материалом режиссерского искусства является борьба (которую мы бы назвали конфликтным взаимодействием). Ершов описывает механизмы возникновения конфликтов, их отдельные раз­новидности, особенности поведения людей в конфликтном взаимодействии и другие аспекты. В предисловии к монографии Ершова известный психолог П. В. Симонов пишет: «...В отличие от наблюдателя реальных жизненных конфликтов, режиссер обладает уникальной возможностью изменять различ­ные стороны взаимодействия, в том числе изменять их последовательно, из­бирательно, изолированно от других или путем возможных комбинаций... Моделирование борьбы на сцене становится инструментом постижения зако­нов и качеств взаимодействия между людьми» (Ершов, 1972, с. 12).

В том же ключе выполнено еще несколько

исследований. Так, Н. В. Крогиус (1980), изу-

Конфликт, который был предан анафе- .

ме, которого все боялись и избегали, чая специфику взаимодействия в условиях

нашел свое место в театре, в него игра- шахматной игры, считает, что эта ситуация

ли, его играли, на него предлагали смот- может рассматриваться как противодействие

ретъ, ему предлагали сопереживать. Его людей в условиях конфликта. На основе ана-

вытеснили из сознательной жизни в об- лиза многочисленных шахматных партий и

всестороннего изучения игры как таковой он ничало бессознательное.

ласть искусства, где традиционно хозяи-

формулирует основные принципы ведения

б. И. Хасан

борьбы, ее приемы и т. д.

В ряде работ в качестве конфликта рас­сматривается взаимодействие людей в различных ситуациях судебной прак­тики. Например, допрос или очная ставка могут рассматриваться как проти­востояние сторон с противоположными интересами, использующими разно­образные приемы борьбы. К такому выводу пришел В. Л. Васильев (1977), а также другие исследователи (Филонов, Давыдов, 1966). Подобный подход может иметь очевидное эвристическое значение для более полного понима­ния самих юридических ситуаций и все-таки слишком специфичен для тех, кто интересуется обычными человеческими конфликтами.

Можно согласиться с Шекспиром, что весь мир — театр, а можно за движе­нием фигурок на шахматной доске увидеть драму человеческих побед и пора­жений, однако несомненно, что проводимые в этих случаях параллели имеют известную ограниченность. На мой взгляд, попытки найти какие-то аналоги реальным конфликтам в упомянутых выше ситуациях восходят к идеалам ла­бораторных исследований с их контролем над ситуацией, ограниченным на­бором переменных, возможностью сопоставления и т. д. Неудивительно, что в данном случае речь идет в основном о работах прошлых лет.


Глава4. Методы изучения конфликта 161

Говоря об опыте прошлого, нельзя не упомянуть и о методах математиче­ского моделирования в изучении конфликтов. Наибольшего прогресса уда­лось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число способов действий каждого участника конечно и их индивидуальные цели диаметрально противополож­ны. Понятно, что эти ограничения существенно сужают круг ситуаций реаль­ного межличностного взаимодействия, к которым применимы созданные ма­тематиками описания. Однако возможности приложения этих математиче­ских моделей ограничиваются не только приведенными обстоятельствами. «Для того чтобы описать конфликт игрой в точном математическом понима­нии этого слова, необходимо достаточно отчетливо представлять себе, во-первых, всех участников этого конфликта, во-вторых, их стратегии и, в-треть­их, выигрыши каждого участника при каждом исходе конфликта» (Воробьев, 1968). В реальных же ситуациях зачастую не только стратегии или вероятные выигрыши, но и цели участников межличностного конфликта не являются очевидными, нередко даже для них самих.

Опросные методы

Как уже было сказано, сегодня интерес исследователей явным образом смеща­ется в сторону изучения реальных конфликтов в семье, на работе, в реальных жизненных обстоятельствах и кризисных ситуациях, переживаемых людьми.

Здесь явным образом доминируют методы описания и анализа конкрет­ных случаев (сазе $Ш<1у), разного рода экспертизы и экспертные интервью и привычные психологам процедуры опроса. Возможно, при этом мы про­игрываем в строгости описаний, но несомненно выигрываем в приближении к реальной жизни.

Описание и анализ конкретных конфликтных ситуаций весьма популярны в конфликтологии; и в специальных журналах или изданиях, посвященных конфликтам, можно найти немало примеров, описывающих те или иные кон­кретные случаи (например, в области международных отношений). В отече­ственной науке эти методы сегодня используются преимущественно в социо­логических исследованиях конфликтов или, например, при описании психо­терапевтической практики.

Даже получив возможность реального наблюдения за «живыми» конфлик­тами, психолог мог бы оказаться не вполне к этому подготовленным. Дейст­вительно, психология сегодня испытывает явный дефицит методов и кон­кретных приемов описания непосредственного межличностного взаимодей­ствия. Например, широко известная схема Бейлса, направленная на фиксацию элементов вербального поведения (в том числе и конфронтационного), буду­чи достаточно универсальной, в то же время оказывается малопродуктивной, по крайней мере при описании конфликтного взаимодействия. В ходе своих занятий я предлагала группам студентов проанализировать с помощью схемы


1 62 Часть I. Основы изучения конфликтов

Бейлса кульминационный диалог Войницкого и профессора Серебрякова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня», в котором Серебряков выступает с предло­жением продать имение, где живет дядя Ваня. Стабильный результат анализа их отдельных реплик в категориях Бейлса сводился к тому, что Серебряков в основном «высказывает мнение», «объясняет», «спрашивает о чужом мне­нии», «просит указаний о возможных путях действий» и т. д., а дядя Ваня «проявляет напряженность, раздражение», «проявляет антагонизм», «не со­глашается, саботирует», «защищает и утверждает себя», что абсолютно не отражает существа происходящего между ними конфликта.

Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получили, пожалуй, опросные методы. Применительно к тем или иным кон­кретным задачам или ситуациям исследователи создают интервью, разраба­тывают анкеты и т. д. Если говорить о стандартных опросниках, то, вероятно, больше повезло семейным конфликтам. (Изменения, происшедшие в послед­нее время в сфере трудовой деятельности, нередко делают некоторые из при­менявшихся ранее методик не вполне релевантными.)

В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой предложена методика «Межличностный семейный конфликт» (1987), построенная на основе исходных представле­ний авторов о том, что нарушение взаимоотношений между супругами и воз­никновение конфликтов являются следствием противоречий в сфере потреб­ностей. Опросник из 168 пунктов состоит из набора пятибалльных шкал. Их содержание отражает следующие сферы жизнедеятельности семьи: 1) семей­ная роль, 2) потребность в общении, 3) познавательные потребности, 4) мате­риальные потребности, 5) потребность в защите «Я-концепции», 6) культура общения, 7) взаимная информированность, 8) уровень моральной мотива­ции, 9) проведение досуга, 10) частота конфликтов и способы их разрешения, 11) субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком. Супруги независимо друг от друга заполняют анкеты, оценивая свое согла­сие-несогласие с утверждениями анкеты. Рассогласования между представ­лениями супругов относительно собственных потребностей и потребностей партнера, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к дру­гому лежат в основе конфликта.

С. И. Ериной разработана шкала диагностики ролевого конфликта, позво­ляющая выявить наличие психологического конфликта у руководителей пер­вичных производственных коллективов, степень его выраженности, зоны дея­тельности руководителя, вызывающие эти конфликтные переживания, и др.

Примеры суждений из опросника диагностики ролевого конфликта

(С. И. Ерина)___________________________________________________________

1. «Мне случается действовать в условиях, когда люди, чьи мнения мне прихо­
дится учитывать (чьи мнения для меня важны), имеют противоположное
представления о том, как я должен действовать».

2. «Мне приходится работать в ситуациях, когда подчиненные ждут от меня од­
ного решения, а руководство — другого».


Глава 4. Методы изучения конфликта " 63

3. «Бывает, что знаешь, что так нельзя делать, но в интересах дел а, производ­
ства приходится поступать (выполнять)».

4. «Я чувствую, чтоу меня слишком много обязанностей и маловато прав».

5. «Бывает, что, для того чтобы выполнить задание, приходится поступиться
некоторыми установленными правилами (инструкциями)».

6. «Мне часто приходится выполнять работу не так, какмнехотелось».

7. «На мне "висит" столько обязанностей и всяких дел на работе, что не "про­
дохнуть"».

8. «Мне приходится выполнять противоречивые обязанности, а это всегда вы­
зывает внутреннюю напряженность».

Т. А. Полозовой (1980) предложена методическая процедура для изучения межличностного конфликта в группе, основанная на экспертных оценках от­ношений между членами обследуемого коллектива. Каждый член группы оце­нивает попарные отношения всех остальных. Оценки производятся на осно­вании внешне наблюдаемых признаков конфликтных отношений, при этом задаются вопросы о причинах разногласий, их глубине и т. д. В результате высчитываются разнообразные показатели группового и индивидуального характера (коэффициент конфликтности, взаимности межличностных кон­фликтов в группе, их односторонности и т. д.).

На тех же принципах основана «Модульная методика диагностики меж­личностных конфликтов» А. Я. Анцупова. Одни члены группы оценивают свои отношения с другими членами группы и их отношение к себе, кроме это­го, оцениваются выполнение должностных обязанностей, ориентация на свои интересы и интересы организации, нравственные качества и профессиональ­ные знания коллег. В результате выявляются конфликтные и полуконфликт­ные диады, лица, имеющие наибольшее число конфликтных отношений, и дру­гие особенности отношений в группе (Анцупов, Шипилов, 1999).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...