Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.

Вопрос о том, что такое философия, впервые возник в эпоху разложения первобытных архаических обществ, более двух с половиной тысяч лет назад, но и сегодня сохраняет актуальность. Философия в истории человечества не раз уточняла и меняла свой предмет, свой метод теоретической работы, репертуар основных тем, представая в новом обличье.

Слово «философия» приходит к нам из древнегреческой культуры. Первым, кто назвал себя «философом», был знаменитый Пифагор (570–490 гг. до н.э.). Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возникновение философии связано с формированием убеждения, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. Сам термина «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости (phileo – люблю, Sophia – мудрость).

По своим истокам философия восходит к стихийному мировоззрению древнего человека. Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Представления, входящие в структуру мировоззрения, начинают формироваться у человека уже на ранних стадиях развития (и в историческом плане, и в плане личной биографии – начиная с детских лет). В этих представлениях отражены попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, зафиксировать систему нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей.

Мировоззрение выступает как способ духовно-практического освоения реальности, работает через осознание человеком своего положения в мире, регулирует важнейшие формы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря знаниям мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации реальности.

Чувства и эмоции определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в мире. Они дают мироощущение, наполняют восприятие мира личностным смыслом и значением.

Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они дают руководство к действию – определяют правила и принципы социальной жизни человека. Как правило, они выступают в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

 

Существуют различные типологии форм и типов мировоззрения.

По критерию субъекта личностное мировоззрение мировоззрение социальной группы мировоззрение класса мировоззрение общества (одна или несколько стран, культур) мировоззрение человечества в определенную эпоху
По критерию полноты и системности а) нетеоретическое мировоззрение: обыденное мифологическое религиозное б) художественное мировозззрение в) философско-теоретическое мировоззрение г) научное мировоззрение
Историческая типология (доминирующий тип мировоззрения в ту или иную эпоху) а) мифологическое б) религиозное в) философско-теоретическое

Наиболее разработанной и важной является историческая типология. В ней выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философско-теоретическое.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип. Для него характерны:

образно-ассоциативная форма отражения действительности,

эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни

синкретизм: не фиксировалось различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло представлять окружающие предметы как одновременно человеческие и божественные, а также одновременно как простые вещи и как символы.

политеизм и пантеизм – убежденность в существовании множества богов, которая каким-то образом сочетается с верой, что бог «разлит» везде в мире, присутствует во всех вещах и явлениях.

Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Постепенно мифологическое мировоззрение уступает первенство другим типам – религиозному и философско-теоретическому (хотя и сегодня различные модификации мифологического мировоззрения востребованы массовым сознанием – например, в сфере рекламы, в социально-политическом мифотворчестве).

 

Религиозное мировоззрение первоначально несет на себе отпечаток черт мифологического сознания – политеизма и пантеизма, но они постепенно преодолеваются в процессе становления мировых религий, таких как христианство, иудаизм, ислам, буддизм. Для них характерен

– монотеизм (вера в единого Бога);

– отделенность бога от мира.

Когда бог отделен от мира, возникает потребность в религиозной вере как таковой. Это уже не просто ритуалы, которые необходимо соблюдать («верь – не верь, а жертву приносить надо»), а особое внутреннее иррациональное состояние сознания, позволяющего ощущать факт глубоко личного и непостижимого соединения с Богом.

 

Уже в эпоху высокой античности мы видим переход к более сложным формам общественных отношений, наблюдаем изменения в структуре материального и духовного производства. В «гремучей смеси» из элементов мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастических картин реальности, но вместе с тем и реального социального опыта выросло философско-теоретическое мировоззрение. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.

Из среды философско-теоретического мировоззрения возникает, собственно, философия как «профессиональная» дисциплина. Философия сохраняет связь с мифологией и религией. Но она связана и с такими формами духовной жизни, как наука (которая и родилась из философии) и искусство.

Философия подвергает рационализации складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры. В этом процессе происходит формирование языка философии как совокупности предельно обобщенных категориальных, понятийных форм.

Таким образом, исторически философия бытует как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...