Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций.

Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю.

Немецкий философ К. Ясперс (1883 – 1969) характеризует эту эпоху как «осевое время». Перемены, произошедшие в «осевое время», имели огромное значение для последующего развития. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился по сей день. «Осевое время» разделило историю на «до» и «после»

Первые философские школы выступали наследниками мифологических традиций. Сама задача философской школы первоначально ставилась так: интерпретировать миф, найти в нем ответы на вопросы познания: как произошел мир, каково место и функциональная роль человека в нем.

Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции.

Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях.

Согласно мифогенной концепции, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму.

Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Основой философии стали многовековые наблюдения за движением небесных тел, знания в области механики и математики, а также необходимые в сельском хозяйстве биологические сведения и древняя медицина. Именно философия позволила систематизировать все эти сведения и придать им форму теоретических знаний о естественных причинах и началах космоса. Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления.

Какую бы концепцию мы не взяли на вооружение, связь философии и мифа несомненна. Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику. При этом она стремится отмежеваться от характерных для мифологии особенностей образно-ассоциативного мышления и языка, противопоставляет им рационально-логические принципы объяснения. Именно «наследие» мифологического мышления определяет то, что вся древняя философия космоцентрична. Происхождение космоса, его устройство, поиск единого основания – вот вопросы, которые волновали первых философов. Целостность и гармоничность мироздания объяснялись наличием единого миропорядка, разумного строя вещей. В процессе рационализации мифологических представлений была сформирована идея всеобщего закона, правила, которому подчинено все во Вселенной. Задача первых философов, как они сами ее понимали, – «вывести» этот закон как формулу и попытаться объяснить его людям. Предполагалось что поступать в соответствии с этим «законом» - залог «правильной» и счастливой жизни.

Практические задачи древней философии были связаны с разработкой представлений о природе и назначении человека, целях и смысле его жизни, с построением идеальных моделей справедливого государства, рациональным обоснованием нравственных императивов и социально-правовых норм. Благодаря способности философского мышления объяснять противоречия социальной жизни, философия стала формой рационального самосознания культуры, источником ее духовного развития.

 

Предпосылки философии связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира.

Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда, которые к VI – V вв. до н. э. практически вытеснили бронзовые, развитие земледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло благосостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда.

Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег (первоначально в виде монетной формы) – развивало абстрактное мышление. Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Распространение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию логического мышления даже на уровне обыденного сознания.

Произошли радикальные изменения в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней мифологической традиции, разрушалось изнутри.

Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального мировоззрения.

Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства. В результате разрыва кровнородственных связей, установления политико-правовых отношений между людьми произошла автономизация индивидов. Теперь личность могла претендовать на свою уникальную точку зрения, не оглядываясь на кланового, племенного вождя, жреца. Вместе с тем, она должна была уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки не только силой кулаков и оружия, но и в дискуссии, в споре.

К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Быстрое развитие письменности изменило тип передачи знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной культуры мышления, логики, диалектики. Как следствие этих объективных процессов в духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общества.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...