Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обслуживание учащихся профессионально-технических училищ

Дальнейшее развитие системы профессионально-техни­ческого образования и повышение ее роли в подготовке ква­лифицированных кадров рабочих обусловливают необходи­мость правильной организации общественного питания уча­щихся профессионально-технических училищ.

При определении объемов производства столовой и коли­чества мест в залах для одной смены питающихся исходят из принятых норм: одной трети общего количества учащихся, т. е. на каждые 1000 учащихся — 330 мест.

Учащихся профессионально-технических училищ под­разделяют на две группы в зависимости от того, находятся они на полном рационе или получают в столовой училища двухразовое питание. Для учащихся, находящихся на пол­ном рационе в столовых профтехучилищ, организуют трех- и четырехразовое питание на основе действующих суточ­ных норм продуктов питания и расчетных денежных норм расходов на питание на одного учащегося в день.

В столовых профтехучилищ отпускают комплексные ра­ционы питания (завтраки, обеды, ужины) с абонементной системой расчетов. Для разнообразия блюд по дням недели, а также для удобства контроля за полнотой реализации утвержденного набора продуктов на одного учащегося в день организуют питание на основе двухнедельного меню. Такое питание должно обеспечить потребность в установленном нормами количестве белков (в том числе животных), жиров (в том числе растительных), углеводов, витаминов, мине­ральных веществ. Физиологические нормы питания для уча­щихся ПТУ установлены с учетом физиологических особен­ностей их организма, возраста, характера труда (энергоза­трат с учетом получения рабочей профессии).

Расчетная суточная калорийность рациона (3200 ккал) принята для компенсации энергозатрат учащимися в дни тео­ретических занятий. В период производственной практики средняя калорийность суточного рациона учащихся, обучаю­щихся профессиям, связанным с повышенной интенсивно­стью и тяжестью труда, еще более возрастает. Так, в пери­од практики для учащихся основной группы калорийность суточного рациона принимается равной 3600 ккал, а для ПТУ металлургического профиля — 3900—4000, для гор­ных — 4000—5000 ккал и т.д.

В соответствии с требованиями рационального питания наиболее обоснованным в физиологическом отношении явля­ется четырехкратный прием пищи. Общая калорийность су­точного рациона распределяется при этом таким образом: завтрак — 25%, обед — 30—35, полдник — 15—20, ужин — 25%. Длительность интервала между отдельными приемами пищи не должна превышать 4 ч.

Завтрак как первый прием пищи имеет важное значе­ние для питания учащихся. Он должен содержать достаточ­ное количество пищевых веществ (особенно белков), тре­бующихся организму подростка на 4—5 ч занятий (до обе­денного перерыва). В меню завтрака включают мясное или рыбное блюдо с гарниром, разные каши, масло сливочное, блюда из овощей, творога, а также горячий напиток — чай, кофе.

Обед предназначается для компенсации основных за­трат энергии учащегося во время занятий или производст­венной практики. Обед состоит из трех-четырех блюд: закус­ки (салата, винегрета и т. п.), первого (жидкого), второго (мясного или рыбного с гарниром), сладкого блюда или на­питка.

Полдник дает возможность рациональнее использо­вать хлеб, крупу и другие растительные продукты, богатые белками. Полдник включает блюда, которые не требуют больших трудовых затрат на их приготовление: оладьи, ста­кан молока, кефира, сока, кофе или чая с бутербродом, бу­лочкой, пирожком и др.

Ужин должен быть легким, не отягощающим во время сна желудок. На ужин лучше использовать разнообразные молочные и овощные блюда, а также блюда из круп, карто­феля, овощей, творога и т. п.

Для разнообразия ассортимента гарниров к мясным и рыб­ным блюдам необходимо предусматривать не менее 45% овощных гарниров (25% картофельных и 20% сложных). Кру­пяные гарниры составляют 40%, а макаронные — 15%. Исхо­дя из общего количества мясных и рыбных блюд на месяц (50 блюд) определяют количество гарниров в месяц: картофель­ных — 12, сложных овощных — 11, крупяных — 20 и мака­ронных — 7.

Определяют также количество супов по видам: карто­фельных — 30% (9 блюд), овощных — 20% (6 блюд), крупя­ных — 20% (6 блюд), макаронных — 20% (6 блюд), бобо­вых— 10% (3 блюда). Всего 30 наименований супов.

Вторые блюда для учащихся ПТУ готовят с широким ис­пользованием субпродуктов (печени, почек, легкого, вымени и др.), которые являются источником полноценных белков.

Сладкие блюда в виде киселей, компотов, муссов и кре­мов включают в основном в обед. Однако если обед достаточ­но калориен, то после него можно подать чай или кофе, а сладкое блюдо перенести в меню завтрака или ужина.

Продукты повышенной биологической ценности — сыр, масло сливочное, яйцо и молоко — лучше включать в нату­ральном виде в меню завтрака. Для учащихся, обучающихся рабочим профессиям, связанным с работой в горячих и вред­ных цехах, а также подземными работами, дополнительно предусматривают 9—10 блюд.

Учащиеся профессионально-технических училищ, со­стоящие на государственном обеспечении, получают бес­платное питание. Его оплачивает училище путем перечисле­ния на расчетный счет столовой стоимости фактически отпу­щенных завтраков, обедов и ужинов.

Для расчетов профтехучилищ со столовыми за питание учащихся введена единая форма абонементных книжек, ко­торые содержат по 100 групповых талонов на получение завтраков, обедов и ужинов. Столовая отпускает отдельно каждый вид питания (завтрак, обед, ужин) по предъявле­нии групповых талонов абонементной книжки представите­лем училища (мастером), старостой, сопровождающим уча­щихся в столовую.

При организации в училищах лечебно-профилактическо­го и диетического питания для отдельных учащихся абоне­менты на эти виды питания приобретают на предприятиях общественного питания по безналичному расчету и выдают учащимся по раздаточным ведомостям.

Режим работы столовых при профтехучилищах устанав­ливают в соответствии с расписанием учебных занятий. Он согласовывается с администрацией училища и предусматри­вает создание максимальных удобств для питания учащихся.

В исключительных случаях (на время краткосрочного от­пуска, командировок, болезни, при выездах на туристиче­ские базы) столовая обязана отпускать учащимся продукты сухим пайком по письменным заявлениям училища.

В столовых при профессионально-технических училищах применяют следующие прогрессивные методы обслуживания: реализацию комплексных обедов на механизированных конвейерных линиях, а также при помощи сквозных тепловых шкафов.

 

11.4. Обслуживание студентов высших и средних специальных учебных заведений

Питание студентов вузов и средних специальных учебных заведений организуется как по месту учебы, так и в общежитиях. Общее количество мест на предприятиях общественного питания, расположенных на территории высшего учебного заведения, должно составлять 20% расчетного количества студентов, профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала. 70% студенческих столовых перешли на баланс вузов, которые взяли на себя расходы по аренде и коммунальным платежам своих пищеблоков.

Столовые высших учебных заведений размещают в отдельных зданиях, соединенных с основными учебными корпусами отапливаемым переходом, или в здании учебного корпуса (общежития). Расстояние от столовых до учебно-производственных помещений не должно превышать 500м.

Основной формой организации питания студентов вузов и колледжей, техникумов является отпуск пищи в столовых-доготовочных и столовых-раздаточных, расположенных как в зданиях учебных корпусов, так и в общежитиях.

В крупных учебных заведениях с численностью обучающихся более 5 тыс. человек может быть организован комбинат студенческого питания, включающий фабрику-заготовочную или кулинарную фабрику с сетью доготовочных столовых, кафе, кафе-автоматов, кафетериев и буфетов, расположенных на отдельных этажах учебных корпусов общежитий.

Фабрику-заготовочную размещают в отдельном здании. Предусматривается также магазин кулинарии со столом заказов.

Порядок работы столовых, кафе, баров при институтах, колледжах и техникумах устанавливает администрация предприятия общественного питания совместно с админист­рацией и профсоюзным комитетом учебного заведения. Предприятия общественного питания должны быть открыты за 30 мин до начала занятий первой смены и заканчивать работу через час после окончания занятий второй смены.

Если в учебном заведении обучаются студенты вечернего отделения, то предприятия общественного питания должны работать до начала второго занятия на вечернем отделении. Предприятия, расположенные при общежитиях, долж­ны начинать работу за час до начала занятий первой смены и заканчивать в 21—22 ч. При продолжительности работы за­ла в течение 10 ч и более допускаются перерывы для уборки зала общей продолжительностью не более часа.

При разработке комплексных рационов питания (завтра­ков и обедов) в меню следует предусматривать не менее двух вариантов.

Диетическое питание в вузах и техникумах организуют в диетических столовых или диетзалах. Диетические блюда могут отпускаться в общем зале с отдельной раздачи. Часть студентов вузов, колледжей и техникумов получает диети­ческое питание на льготных условиях по путевкам, кото­рые выдают за счет средств социального страхования.

Основной и перспективной формой обслуживания в сту­денческих столовых является реализация комплексных ра­ционов питания по абонементам. В столовых, расположен­ных при учебных корпусах, где высокая интенсивность по­токов студентов, устанавливают конвейерные линии непрерывного действия.

В студенческих столовых применяют и такую форму об­служивания, как предварительное накрытие столов с нако­плением обедов в тепловых шкафах. План размещения групп студентов в зале составляется администрацией и вывешива­ется в вестибюле. На каждом столе устанавливают указатель группы. Столы сервируют до прихода студентов и подают блюда, не требующие подогрева. После заполнения зала студентами официанты-раздатчики на передвижных стелла­жах ввозят в зал и подают горячие блюда, одновременно собирая абонементные талоны. Внедрение питания по або­нементам имеет большое значение. Приобретая абонементы на месяц, студенты имеют возможность рационально пи­таться, более правильно распределять свой бюджет, а пред­приятие — организовать четкое планирование работы про­изводства. Студенты приобретают талоны в кассе столовой, профкоме, общежитии, бухгалтерии при получении стипен­дии. Их распространением занимаются кассиры, работники бухгалтерии столовой, профорги учебных групп.

В залах студенческих столовых, общежитиях и в учеб­ных корпусах организуют бары, кафе. В барах, находящихся в залах столовых, реализуют кондитерские изделия (покуп­ные и собственного производства), фруктовые и минераль­ные воды, фрукты, салаты, горячие напитки. В таких барах устанавливают холодильные прилавки-витрины, барные стойки.

В барах, расположенных в отдельных помещениях, уста­навливают не только холодильное, но и тепловое оборудо­вание для приготовления несложных горячих блюд (сосиски, яичница и т.п.), мармиты и термостат для горячих напитков. В кафе на 50 мест можно также использовать малогабарит­ное секционное модульное оборудование, которое позволя­ет сэкономить площадь кафе, увеличить производительность труда и за счет этого уменьшить количество обслуживаю­щего персонала.

Для быстрого обслуживания студентов во время корот­ких перерывов между занятиями целесообразно организо­вывать столы саморасчета, через которые реализуют хо­лодные закуски, фрукты, овощи, бутерброды, напитки, кондитерские изделия. Рядом с каждым изделием на таком столе должны быть ценник, щипцы, лопатки, вилки, бу­мажные салфетки, запас чистой посуды и приборов. Широ­ко используют в студенческих столовых молочные, витамин­ные и чайные столы саморасчета.

Перспективным в высших и средних учебных заведениях является создание автоматизированных кафе. Реализация продукции через автоматы позволяет намного сократить за­траты времени на получение пищи и денежный расчет и тем самым обслужить большее количество студентов за сравни­тельно короткий перерыв между учебными занятиями, а также организовать питание студентов-вечерников.

Предприятия-автоматы являются филиалами базового предприятия. Для доставки готовой продукции используют многооборотную тару (сменные кассеты, бачки и пр.), кото­рой укомплектованы автоматы. Типовые проекты предусмат­ривают кафе-автомат на 50, 75, 100 мест.

Для реализации блюд посредством автоматов используют посуду одноразового пользования (бумажные стаканы, та­релки, а также посуду из фольги и пластмассы); можно ис­пользовать и обычную посуду. Предприятия оснащают авто­матами для продажи бульонов, вторых блюд, бутербродов и холодных закусок, напитков, пирожков и кондитерских из­делий, хлеба, газированной воды, а также для размена мо­нет. На автоматизированных предприятиях должны быть следующие помещения: зал, цех доработки полуфабрикатов; моечные столовой и кухонной посуды; кладовые для про­дуктов; бытовые помещения; комната для сортировки и под­счета монет, жетонов. Площадь помещений для питающихся должна быть на 10—15 м2 больше, чем на обычных аналогич­ных предприятиях. Преподавателей вузов обслуживают в специально выделенных залах, применяя метод самообслу­живания с последующим расчетом.

Формы и методы обслуживания в столовых при вузах, колледжах и техникумах зависят от режима труда и отдыха преподавателей, студентов, интенсивности потока питаю­щихся в течение дня, состояния материально-технической базы.

При свободном выборе блюд в столовых при вузах целе­сообразно разрабатывать отдельные меню на завтрак, обед и ужин. Примером хорошей организации массового питания, в вузах является Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, где создан комбинат питания в составе которого четыре столовые на 400 мест, зал для профессорско-преподавательского состава на 30 мест, 5 ба­ров и буфетов, 2 отдела по продаже полуфабрикатов, цех мучных изделий. В обеденном меню до 10 наименований хо­лодных блюд, три первых, пять вторых блюд, кондитерские изделия, напитки. С лотков реализуют сэндвичи, кондитер­ские изделия, напитки.

Некоторые вузы оказывают помощь остро нуждающимся студентам, выделяя ежемесячно дотации на питание из средств экономии стипендиального фонда. Причем столовые приходуют эти деньги и выдают студентам именные дисконт­ные карты, с помощью которых они рассчитываются за обе­ды в кассовых узлах. Учет ведут компьютеры. Такая система расчета позволяет экономить время на получение пищи, ис­пользовать деньги строго по назначению — на питание.

В Российском государственном университете им. Губкина комбинат питания находится на балансе университета, кото­рый взял на себя расходы по аренде помещений, комму­нальным услугам. Кроме столовой работают кафе «Бистро», «Восточная кухня», блинная, мини-пекарня, магазин кули­нарии. Имеются рыбный и коптильный цехи, зал для препо­давателей, одна из линий раздач столовой предлагает диети­ческое питание.

Предприятия питания при вузах имеют право дополни­тельно производить продукцию и продавать ее населению по свободным отпускным ценам при обязательном ведении

раздельного учета.

Важнейшие направления улучшения питания в высших и средних специальных учебных заведениях:

Ø увеличение средств на питание студентов, в том числе льготное и бесплатное;

Ø возрождение в каждом вузе диетзала или диетотделения;

Ø создание цехов для производства мучных кондитерских и кулинарных изделий, открытие столов заказов, отделов и магазинов по продаже полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий;

Ø внедрение кафе-автоматов; специализированных пред­приятий — блинных, пельменных, сосисочных, пирожко­вых, чебуречных, молочных, предприятий быстрого об­служивания, молодежных кафе, безалкогольных десерт­ных баров.

Учитывая социальную значимость организации питания студентов и необходимость сохранения здоровья молодого поколения, необходимо внедрять новые технологии, напри­мер приготовление супов и бульонов на основе готовых кон­центратов и разного вида полуфабрикатов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...