Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты. Максимально можно набрать 60 баллов. Полученную сумму баллов делят на максимально возможную, а коэффициент выражают в процентах.
Урок с эффективностью больше 40% считается личностно-ориентированным. При этом все личностно-ориентированные уроки подразделяют по степени эффективности: 100-80% -- высокая эффективность урока, 79-60% - средняя эффективность, 59-40% - низкая эффективность урока.
Блок
| Критерий
| Параметры
| Балл
|
Дидактические принципы
| Принцип научности
| Выдержана логика урока, содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, не обходятся научные проблемы
|
|
Принцип проблемности
| Учитель использует проблемное изложение материала, на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем или самими учащимися
|
|
| Принцип наглядности
| При обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, наблюдения учеников систематизированы, речь учителя информативна
|
|
Принцип активности и сознательности
| Всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы, хорошо налажено взаимообучение, учение опирается на логику мышления
|
|
Принцип доступности
| Используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию
|
|
Принцип систематичности и последовательности
| Обучение на уроке хорошо продумано учителем, обеспечивается преемственность обучения, реализуется логика формирования теоретических знаний
|
|
Принцип прочности
| Содержание образования соответствует применяемым методам обучения, осуществляется переход по уровням усвоения знаний, применяются аналогии
|
|
Принцип развития учебной деятельности
| Применение освоенной информации в качестве ориентировочной основы деятельности и перенос ее в новые условия
|
|
Принцип воспитания
| Положительное влияние качеств учителя, требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся
|
|
Средний балл по блоку «Дидактические принципы»
|
|
Психология обучения
| Организация внимания учащихся
| На уроке используются различные виды внимания, учитель умеет мобилизовать внимание учащихся различными способами, умеет поддержать и развить внимание
|
|
Использование различных видов памяти
| На уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания изучаемого материала, используются ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти
|
|
Развитие мышления
| Ставятся учебные задачи, требующие доказательств, учитель добивается самоконтроля и самоанализа ошибок от ученика
|
|
Доминантные эмоции и чувства
| Моральные, интеллектуальные и эстетические эмоции и чувства носят позитивный характер
|
|
Средний балл по блоку «Психология обучения»
|
|
Методы обучения
| Объяснительно-иллюстративные методы обучения
| Применение их при объяснении нового и объемного материала, сообщении обобщенных выводов по теме разговора, предъявлении готового плана изложения нового материала
|
|
Репродуктивные методы
| Применяются для воспроизведения знаний по образцу, для заполнения схем и таблиц, для подтверждения правил, свойств, законов
|
|
Частично-поисковые и исследовательские методы обучения
| Применяются для организации творческой деятельности учащихся, организации конкретных наблюдений, решения нестандартных задач
|
|
Средний балл по блоку «Методы обучения»
|
|
Деятельность учителя
| Готовность учителя к уроку
| Наличие необходимых записей на доске, нужной наглядности и оборудования
|
|
Целевая установка урока
| Цели сформулированы в соответствии с местом урока и особенностями класса на доступном для понимания языке
|
|
Эстетика учебного труда
| Выполняются валеологические требования к уроку
|
|
Индивидуальная работа с учащимися
| Обучение организуется за счет особых методических приемов, позволяющих индивидуально обучать всех
|
|
Мотивация учебной деятельности учащихся
| Осуществляется на основе психологических механизмов «сдвига мотива на цель», за счет оправданного применения похвалы и поощрений
|
|
Наличие и эффективность различных видов обратной связи
| Обратная связь используется на протяжении всего урока
|
|
Рациональное использование времени на уроке
| Классическое распределение времени на уроке, занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока
|
|
Уровень общения и взаимодействия учителя с учениками
| Сотрудничество и понимание друг друга, помощь и поддержка в отношениях с детьми
|
|
Средний балл по блоку «Деятельность учителя»
|
|
Деятельность учащихся
| Готовность учащихся к уроку
| Организация рабочего места, готовность отвечать на поставленные вопросы, умение учиться проложенное время с оптимальной работоспособностью
|
|
Внешние проявления умений и навыков на уроке
| Грамотные и полные ответы, демонстрация практических умений в предметной деятельности, качество письменных ответов
|
|
Самостоятельная учебная деятельность
| Умение самостоятельно выполнять предложенные учителем задания, Выполнение заданий повышенной трудности по собственному желанию, перекладывание организаторских функций учителя на себя
|
|
Самоконтроль и самооценка
| На уроке появляется необходимость самим ученикам оценить деятельность товарища и обосновать свое решение
|
|
Межличностное взаимодействие
| Характер включения учащихся в совместную деятельность
|
|
Развитие устной и письменной речи
| Привлечение к коррекции речи и формированию лексического запаса слов самих учащихся
|
|
Средний балл по блоку «Деятельность учащихся»
|
|
Общий средний балл
|
|
Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты.
Урок считается личностно-ориентированным, если его средний балл превышает 1,5.