Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура социологического знания.

Объект и предмет социологии.

Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

При рассмотрении данной темы основное внимание следует обратить на отличие предмета социологии от предмета других социальных наук (истории, экономических, политических, юридических наук и проч.). Если объект научного интереса может быть общим для ряда наук (в данном случае – социальная жизнь людей), то предметом науки является тот ракурс, та предметная область, которые свойственны только данной научной дисциплине. Если другие социальные науки изучают общество с точки зрения одной сферы его существования (экономика, политика, правовая система), конкретных этапов развития (история), внутреннего мира личности (психология), то социология дает общую картину социальной жизни, открывает общие тенденции социального развития и характеристику структурных элементов общественной системы (хотя внутри социологического знания тоже есть своя специализация). Современные социологи расходятся в понимании того, что считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это социальные системы и социальные общности, другие – закономерности социальных действий и массового поведения, третьи – «культурные образцы» (patterns) как модели желательного социального поведения и др. Эти определения не столько противоречат друг другу, сколько друг друга дополняют.

Социолога интересует вся совокупность социальных явлений и процессов, их причины, закономерности и взаимосвязи. В поле его внимания попадают как социальные системы, их структура и законы существования, так и формы объединения людей, способы их взаимодействия. Социологию можно определить как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и социальных отношений, а также о закономерностях социального поведения людей, групп и общностей

Структура социологического знания.

Социология подразделяется на общетеоретическую (макросоциологическое исследование), отраслевую и микросоциологию. Общетеоретическая социология ориентируется на выявление общих закономерностей функционирования и развития общества как целостной системы. Отраслевая социология (по терминологии Р. Мертона, «теория среднего уровня») занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три направления: 1. исследование социальных институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т. д.), 2. исследование социальных общностей (социология социально-профессиональных групп, толпы, публики, этнических и территориальных общностей и т. д.), 3. исследование социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуникации и т. д.). Микросоциология направлена на изучение социальных явлений и процессов сквозь призму конкретных взаимодействий людей в их повседневной жизни.

В зависимости от уровня обобщения получаемого знания социология подразделяется на теоретическую и эмпирическую. В первом случае налицо глубокое обобщение накопленного фактического материала и создание на основе этого теорий и концепций, объясняющих закономерности развития данного социального объекта. Эмпирическая социология занимается сбором фактических данных и их первичной обработкой.

В зависимости от целей и задач социологическое исследование разделяется на фундаментальное и прикладное. Цель фундаментального исследования – получение нового научного знания, открытие новых социальных законов, развитие методологии. Задачи прикладного исследования – изучение конкретных явлений социальной жизни и поиск решения актуальных общественных проблем. Как теоретические, так и эмпирические исследования могут иметь и фундаментальную, и прикладную направленность.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, какотраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни

Функции социологии

Социология обладает присущими любой социальной науке функциями: теоретико-познавательной, критической, прогностической, практически-преобразовательной, мировоззренческой. Она помогает накапливать и обобщать знания о природе социальной реальности, критически осмыслять негативные аспекты социальной жизни, предвидеть последствия происходящих событий, давать рекомендации по реформированию определенных сфер социальной действительности, а как учебная дисциплина – способствовать формированию широкого научного мировоззрения студентов по проблемам развития и функционирования общества, способствовать успешной профессиональной и личностной социализации.

Функции Направления
1. Познавательная 1. Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности 2. Познание процесса преобразовательной деятельности 3. Разработка теории и методов социологического исследования,методики
2. Прогностическая 1. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной группы, общества
3. Социального проектирования и конструирования 1.Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования 2.Определение путей проектирования социального процесса
4. Организационно-техно-логическая 1.Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов 2.Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии
5. Управленческая 1.Принятие управленческого решения 2.Социальное планирование и разработка социальных показателей 3.Определение основных направлений повышения эффективности деятельности
6. Инструментальная 1.Определение методов изучения социальной реальности 2.Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований.

Категории и законы социологии.

Как любая наука, социология создала свой понятийный аппарат для теоретического осмысления социальных явлений и процессов. Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, которые отражают социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В основе социологического знания лежат три группы категорий: 1. социологически интерпретируемые общенаучные категории (социальная система, социальная структура, социальное развитие, социальный прогресс, социальная эволюция и т. д.); 2. собственно социологические категории (социальный статус, социальный институт, социальная стратификация, социальная общность и проч.); 3. категории близких к социологии дисциплин (культура, личность, государство, нация, власть, материальное производство и др.).

В данной теме уделяется внимание таким узловым категориям социологии, как «социальное» и его производным – «социальные действия», «социальные общности», «социальные отношения» и проч.; категориям «социальная система» и «социальная структура», которые относятся к макросоциологическим исследованиям. Для социологов, изучающих поведение людей (микроуровень) наиболее важными являются категории «социальный статус и роль», «социальные действия», «малая социальная группа», «социальные ценности и нормы» и др. Отдельно можно выделить категории, раскрывающие методику социологического исследования: анкетирование, социологический опрос, выборка, репрезентативность, контент-анализ, включенное наблюдение и проч.

Помимо изучения наиболее значимых свойств социальных объектов, отражаемых в категориях социологической науки, социальный ученый стремится к открытию глубинных связей между ними, то есть формулированию законов. Социальный закон – это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов. Примерами социальных законов являются, например, законы индустриализации и урбанизации общества, законы социальной мобильности, социальной дезорганизации и др. В социологии принято выделять пять групп социальных законов: 1. законы, отражающие сосуществование cоциальных явлений (например, индустриализация приводит к сокращению экономически активного сельского населения); 2. законы, отражающие тенденции развития. Например, развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений; 3. законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями (например, необходимым условием социальной солидарности является рациональное сочетание общественных и личных интересов); 4. законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями (например, чем больше развито разделение труда в обществе, тем сильнее развита человеческая индивидуальность); 5. законы, утверждающие возможность (вероятность) связи между социальными явлениями (например, уровень бракоразводных процессов тесно связан с экономическими циклами).

Социальные законы делятся на общие (определяют развитие общества как целостной системы) и специфические (определяют развитие его отдельных элементов). По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические (выражающие жесткую, однозначную связь между явлениями) и статистические (стохастические), детерминирующие социальные процессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.

Социология Э. Дюркгейма.

1. «Социологизм» как общая направленность социологического метода Дюркгейма.

2. Социальные факты как формы коллективной жизни, их принудительный характер по отношению к индивиду.

3. Структура социологии: социальная морфология и социальная физиология.

4. Учение о солидарности в обществе. Понятие аномии.

1. Ведущий французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель широко известной Французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Он уделял особое внимание изучению предмета и метода социологии, структуры и функциональных элементов общества, проблем социального порядка и социальной дезорганизации. Он создал первую во Франции кафедру социологии, основал журнал «Социологический ежегодник».

Общая направленность работ Дюркгейма называется «социологизм», что означает преодоление редукционизма (сведения высшего к низшему) при описании и объяснении социальных явлений. Социальные явления могут быть объяснены только другими социальными явлениями, а не факторами физического или индивидуально-психологического происхождения. Ученый ставит задачей изучение особой социальной реальности, не похожей на объект изучения других наук.

2. Главным предметом его исследования являются формы не индивидуальной, а коллективной жизни людей /Коллективные представления – это факты «особого рода», отличные от проявления индивидуального сознания (о мысли Дюркгейма, социальная группа чувствует, думает и ведет себя иначе, чем отдельный человек). Социальные факты как проявление коллективной жизни людей имеют по отношению к индивиду объективный и принудительный характер. Дюркгейм призывает, следуя логике позитивизма, изучать их «как вещи», то есть непредвзято, такими, как они сложились в обществе.

3. Помимо коллективных представлений (духовных социальных фактов в виде традиций, обычаев, религии, морали, законов и проч.) Дюркгейм выделял в качестве предмета социологии также «морфологические» социальные факты (плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т. д., то есть так называемый «материальный субстрат» общества, который становится предметом изучения «социальной морфологии»

(аналогична анатомии). Другая часть социологии - «социальная физиология», исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, морали, права, экономическую социологию и др. «Общая социология» осуществляет синтез и устанавливает общие социальные законы.

4. Дюркгейм сформулировал некоторые положения функционального подхода к изучению общества: для объяснения социального факта необходимо выяснить его функцию в создании социального порядка.

Центральной темой научного творчества Дюркгейма стала проблема социальной солидарности).. Ученый выделял два типа солидарности в обществе: механическую и органическую. Первая основана на сходстве индивидов, тождественности исполняемых ими функций, отсутствии индивидуальности; вторая предполагает, самостоятельность, индивидуальность и разделение функций между индивидами. Механическая солидарность присуща архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, действует подавляющее индивида репрессивное право. Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основана на детальном разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» правом, направленным на перевоспитание нарушителей закона.

Со временем Дюркгейм пришел к выводу, что в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные патологии, связанные с утратой органической солидарности. Ученый разработал теорию социальной аномии, описывающую отсутствие в обществе четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Такое состояние характерно для переходных, кризисных состояний, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не укоренились

Дюркгейм явился первым социологом, соединившим воедино теорию, метод и конкретные эмпирические исследования. В работе «Самоубийство» ученый на огромном статистическом материале проследил динамику самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов и дал их типологию

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ и роли

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тонназывал «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Социальный статус бывает:

1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

Важно усвоить следующее:

1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

Одной из наиболее популярной в современной социологии является ролевая теория личности. Статус и соответствующая ему роль выступают основными структурными элементами социальной организации. Владение социальными ролями невозможно без нормативной ориентации социального действия. Понятие социальной нормы включает в себя три основных признака: 1) Определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) Типовой или эталонный образец действий в данной ситуации; 3) Экспектации, т.е. ролевые ожидания со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека. Нормативные требования, так же как и экспектации, являются важнейшими составными элементами выполнения человеком социальной роли. А поскольку каждый из нас играет в повседневной жизни множество различных ролей, то необходимо иметь четкое представление о тех нормативных требованиях и экспектациях, которые присущи различным социальным ситуациям. Если человек, к примеру, зашел в магазин, где он автоматически принимает на себя роль "покупателя", то он уже знает, как следует вести себя в соответствии с нормой, свойственной этой роли: он не просто гуляет по магазину, а изучает выставленные на витрине товары, знакомится с ценами, решает, покупать или нет и в каком объеме, стоит в очереди. Аналогичным образом человек, выполняющий роль "продавца" действует в соответствии с присущими данной роли требованиями и ожиданиями: демонстрирует товар, объясняет покупателям его качества и свойства, проверяет оплату произведенной покупки и т.д. Если кто-либо из этих лиц начнет нарушать нормативные требования и экспектации, скажем, некто будет стремиться получить покупку без очереди или попытается не оплатить ее, то подобные действия автоматически повлекут за собой санкции со стороны окружающих лиц. Неформальные, в виде критических замечаний и морального осуждения при незначительном нарушении (если человек не желает стоять в очереди) и формальные, более строгие, вплоть до привлечения к уголовной ответственности (если кто-то из покупателей, пытаясь обхитрить продавца, ворует или не оплачивает покупку). В этом простейшем примере достаточно ясно виден механизм действия социальных норм: важность для каждого человека действовать в соответствии с нормативными предписаниями и экспектациями со стороны окружающих людей.

Социальные нормы и санкции

Социальные нормы - это общие эталоны, модели, стандарты, предписания и пожелания должного поведения, ожидаемого от представителей различных социальных групп и статусов, т.е. исполнителей тех или иных социальных ролей.

С помощью социальных норм функционирование людей принимает упорядоченный характер в группах людей, всего общества. Существуют в обществе нормы, которые можно представить в виде их разновидностей:

· Раньше всего появились традиции и обычаи, составляющие привычные образцы поведения (обряды, похороны, праздники).

· Правовые нормы - утвержденные законом, четко представленные границы поведения и наказание за нарушения закона.

· Моральные нормы - несут оценочную нагрузку (плохо - хорошо, можно - нельзя). Нагружение моральных правил и общественного наказания провинившихся.

· Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведение людей, в производстве и быту.

· Политические нормы - регулируют политическую деятельность, отношение между властью и личностью, социальными группами, государством.

· Религиозные нормы - по содержанию схожи с нормами морали. закрепляют традиции и обычаи, соблюдение этих норм поддерживается моральным сознанием и религиозной верой.

Существуют и другие виды норм: правила этики (внешний облик, поведение в гостях, разговор), нормы медицины, правила дорожного движения и т.п.

Нормы вырабатываются во всех сферах общественной жизни. Некоторые нормы закреплены юридически и существуют как законы, большинство же норм не носит юридического характера, однако, их несоблюдение, затрудняя взаимодействие, влечет за собой применение социальных санкций. Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций:

· Социализации - нормы являются средством приобщения людей к определенному социальному и культурному опыту.

· Трансляции культуры - передача ее от поколения к поколению.

· Социального контроля - нормы регламентируют поведение индивидов.

· Социальной интеграции - с помощью норм поддерживается социальная и внутригрупповая сплоченность.

· Сакрализации - нормы освящают различные социальные отношения и объекты, как реальные, так и вымышленные. Нормы не видны до тех пор, пока они не нарушаются. Нарушение социальных норм может быть признаком анемии в обществе.

Социальные санкции — это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм (согласие с ними, с общепринятыми порядками), и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность (поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила).

Выделяют следующие типы социальных санкций:

§ формально-позитивные санкции — публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления);

§ неформально-позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, — дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств;

§ формально-негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь;

§ неформально-негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, — порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.

В системе социального контроля социальная санкция играет ключевую роль. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Социальная норма, как и выполнение санкций, делает поведение человека предсказуемым.

Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает регулировать реальное поведение, быть элементом социального контроля.

Отклоняющиеся поведение.

Отклоняющиеся поведение - поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому чего ждет от него общество.

Анемия - это социальная дезорганизация, т. е. такое состояние общества, когда старые социальные нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не сложились. В этом вакууме норм изменяется ролевое поведение, нарушаются привычные способы взаимодействия, происходит конфликт ценностей, а социальные институты изменяют свои функции. Понятие анемии введено французским социологом Э. Дюркгеймом. Состояние дезорганизации (анемии) создает условия для девиации, т. е. отклонения от общепринятых социальных норм поведения. Девиация возникает и в стабильных обществах.

Девиация - это поведение, достаточно сильно отклоняющееся от групповых норм и влекущее за собой применение различных санкций - от пожелания исправления до наказания и изоляции нарушителя. Оценка поведения как девиантного происходит на основе сложившихся норм и ценностей. То, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. В социологии указывается несколько возможных причин девиантного поведения личности.

Причины девиантного поведения личности:

Биологические причины - по мнению части исследователей девиантное поведение передается по наследству (например: существует биологическая врожденная предрасположенность к алкоголизму, наркомании, преступности).

Психологические причины - девиантное поведение связано с психическими отклонениями личности.

Социальные причины - невозможность позитивной самореализации личности. Согласно мнению американского социолога Р. Мертона, причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения, т.е. общество, поощряет стремление людей к определенным целям, но ограниченные ресурсы не всегда позволяют добиться этих целей.

В противоположность девиации существует понятие конформизма, которое предполагает согласие человека с целями общества и использование законных способов их достижения.

Если поведение противоречит нормам, ситуация становится неудобной для окружающих, и тогда в действие вступает механизм социального контроля.

Социальный контроль - это предъявление социальным субъектам формальных и неформальных требований, невыполнение которых предполагает применение социальных санкций. Требования основаны на социальных нормах.

Социальный контроль выполняет следующие функции:

Стандартизации поведения - приведение поведения личности в соответствие с нормами.

Стимулирования ожидаемых действий или воздержания от них; функция согласования, упорядочения или пресечения отношений между личностями или между личностью и группой.

Формирования индивидуального и группового самосознания и самооценки.

Помимо социального контроля существует самоконтроль - это сложная система поведения, связанная со способностью личности взглянуть на себя "со стороны", т.е. глазами социального окружения и с точки зрения общепринятой системы ценностей и норм. Нарушение социальных норм часто является причиной социальных конфликтов.

26 Социальные общности– это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности формируются согласно сложившимся обстоятельствам. Социальные общества делятся по следующим признакам:

1)половому; 2) этническому; 3) профессиональному; 4) по количественному показателю; 5) по времени функционирования. Например, по количественному признаку – семья, род, группа, класс. По времени функционирования – долговременные, кратковременные.

Социальные общности подобно социальным организациям зависят от интересов и потребностей общества. Социальные общности могут также служить показателем степени разделения труда в обществе, так как интересы индивидов, которые они выражают, формируются в зависимости от производственных причин и отношения к собственности на средства производства. Социальные общности выполняют в общественных отношениях, кроме определения общественных интересов, важные функции:консультативные, директивные, регулятивные. Социальные общности приобретают наибольшее влияние в демократических обществах. Их требования выражаются в общественном мнении. На основе общественного мнения происходит формирование новой социальной структуры, социальных организаций

Таким образом, в качестве основных черт социальных общностей можно выделить следующие:

1) реальность – социальные общности не являются умозрительными абстракциями или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить;

2) целостность – социальные общности не являются простой совокупностью индивидов, социальных групп или иных социальных, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем;

3) выступление в качестве объекта социального взаимодействия – социальные общности сами являются источниками своего развития. Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных, экономических и политических движений.

По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы до живущих столетия и тысячелетия этносов, народностей, наций.

По плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.

Массовые общности– это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы

Групповые общности– это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

Социальные группы

Группы и организации управляют жизнью общества, ограничивают и влияют на его поведение. 1) Группа – некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе: а) Первичные группы – семья и друзья б) Вторичные группы – отношения носят обезличенный характер 2) Формальные организации – большие ассоциации людей, действующих на основании неличных связей, созданные для достижения специфических целей. Для координации деятельности организаций существует бюрократия. Это специфическая форма социальных организаций в обществе. Она проявляет тенденцию к произволу, формализму, стремлению подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления. Это узкий привилегированный чиновничий административный слой. 3) Добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи. 4) Неравенство и социальная стратификация (термин ввел Сорокин, он подчеркивает упорядочивание социальных слоев, расслоение по какому-либо критерию (богатство, власть, престиж))
Неравенство существует в человеческих обществах любых типов и определяются как различия между группами людей. Различают четыре основных системы стратификации: 1) Рабовладельческая – крайняя форма неравенства. Причины распада: а) Неэффективность труда б) Сопротивление рабов 2) Кастовая. Характерна для Индии 3) Сословная. Часть европейской феодальной системы. Состоят из стратификационных слоев с различными правами и обязанностями. Существуют три сословия: дворянство, духовенство и прочие. 4) Классовая. Признаки классов: а) Не зависят от законодательных и религиозных установок б) Достигается индивидом хотя бы отчасти, а не просто дается при рождении в) Классы связаны с различием в экономическом положении, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами г) Классовая система проявляется в крупномасштабных отношениях безличного характера.
Классы – большие группы людей, обладающие сходными материальными ресурсами, что определяет образ жизни, который они ведут. Маркс: группы людей, находящиеся в одинаковых отношениях к средствам производства. Отношения между классами носят характер эксплуатации. Вебер: разделение на классы определяется не только собственностью на средства производства, но и мастерством и квалификацией. Выделяет еще два важных аспекта стратификации: 1) Статус – связан с различной степенью социального престижа соответствующих социальных групп. Он может быть позитивным и негативным и зависеть от субъективных оценок людьми социальных различий. Статус определяется различными стилями жизни соответствующих групп. 3)Партия – группа людей, работающих вместе, т.к. имеют общие цели и интересы.

28 Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых групп.Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.Численность малых групп составляет, как правило, от трех до восьми человек,хотя их может быть и пятнадцать, и двадцать.Но группы с численностью более двадцати человек обычно не определяются какмалые. Причина этого состоит в том, что не- посредственное взаимодействие(взаимодействие лицом к лицу) членов группы и личное воздействие, которыеявляются отличи- тельными чертами малой группы, проявляются со значительноменьшей вероятностью, когда взаимодействуют более двадцати человек. Малыегруппы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их членывстречаются на более-менее регулярной основе, обычно в одном и том же месте.И хотя отдельные члены группы могут приходить и уходить, группа остается.Кроме того, группа обычно представляется ее членами как единое целое, в нейсуществует четкое разграничение ролей. И, наконец, группа облад

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...