Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение физкультурного и спортивного игрового оборудования для всестороннего развития детей

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования в процессе оптимизации режима двигательной активности детей в условиях детского сада будут способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию.

На начальном этапе овладения различными движениями, многообразными позами, предметными действиями важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений. Малыши тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние с целью достать его, а затем пытаются действовать с ним. Через действия с разными предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное овладение разными видами движений способствует расширению возможностей ребенка в познании им окружающего мира. В процессе проявления двигательной активности у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, интенсивнее происходит всестороннее развитие.

Двигательная активность малыша при достижении цели любого действия, например бросания мяча в корзину, удерживания равновесия на балансире, ходьбы по гимна стической скамейке, мягкому буму, езды на велосипеде, ходьбы на лыжах, определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка .

В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки (ходьба на лыжах, прыжки из обруча в обруч, спрыгивание с предметов, ползание на четвереньках между предметами, лазанье по гимнастической стенке и др.).

При использовании физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных игровых упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных мягких модулей, совершают множество движений (ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т. д.). При этом они проявляют ловкость, выносливость, хорошую реакцию, а также смелость, решительность и находчивость.

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка и т. д.) может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.

Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используются различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики, ребристые и массажные доски).

В процессе выполнения игровых упражнений дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форма, цвет, вес, качество, материал), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях детей для восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Малыши, проявляя двигательную активность, действуют в каком-то определенном пространстве, которое может быть разным по величине и форме, предметному насыщению. Во время занятий на групповом участке, спортивной площадке или в близлежащем лесу поле деятельности детей достаточно широко. Они много двигаются на игровых площадках, беговых дорожках, в прыжковых зонах, на лыжне. Однако пространство для двигательной активности детей во время занятий по физической культуре, проводимых в физкультурном зале, более замкнуто, так как оно ограничено размерами и формами закрытых помещений — групповых комнат, физкультурных и тренажерных залов, бассейнов.

В любом из перечисленных пространств ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к самому себе, и в то же время он познает все это в процессе двигательной активности на основе ощущения, осязания, зрительного восприятия и речи. В разных условиях у детей одновременно происходит формирование движений и пространственной ориентировки.

Разностороннее познание пространственно-временных отношений, предметного окружения происходит посредством активных движений, выполняемых детьми с разными пособиями. Одни физические упражнения могут выполняться с мелкими физкультурными пособиями (резиновое кольцо, флажок, веревка, палка, обруч, мяч), другие упражнения выполняются на гимнастическом валике, стенке, бревне, санках, лыжах и т. п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.).

Требования к спортивному оборудованию, его классификация.

Физкультурное оборудование должно соответствовать педагогическим, гигиеническим, эргономическим требованиям. Использование оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющей успешно решать дидактические, оздоровительные и воспитательные задачи.

В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество разнообразного физкультурного оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы), их двигательную активность в процессе организованных занятий и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время.

Важно, чтобы размеры оборудования соответствовали антропометрическим показателям детей. Только в этом случае может быть достигнута комфортность двигательных действий в развивающей среде. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации. Обязательно должна быть обеспечена надежность и устойчивость крупных пособий.

Физкультурные снаряды, пособия и оборудование для дошкольников изготавливаются из разных материалов. Важно, чтобы они имели гигиенический сертификат, не обладали бы вредным воздействием на организм детей. Следует отметить, что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева. Для окраски физкультурного оборудования более всего приемлемы цвета мягких, пастельных гармонично сочетающихся цветов.

Большое разнообразие видов оборудования обусловлено спецификой построения и содержания занятий, других форм работы по физической культуре, которая состоит в том, что в каждую из форм включаются разные виды физических упражнений. Для правильной организации физического воспитания важно соблюдать принцип размещения оборудования по месту использования с учетом его своеобразия, отвечающего особенностям двигательных действий, характерных для определенных условий. Так, следует подразделять физкультурное оборудование для помещений (физкультурного и тренажерного залов, бассейна, групповых комнат) и для участка (физкультурной площадки, групповых площадок и групповых зон). Особо выделяется инвентарь для организации спортивных игр и спортивных упражнений.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...