Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оздоровительное влияние двигательной активности на организм ребенка

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок.

Ограничение их двигательной активности, как в семье, так и в детском саду вызвано возрастными познавательными интересами.Даже, если родители занимаются с ребёнком дома, то предпочтение отдаётся «сидячим» играм: мозаики, лото, пазлы, конструкторы. При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок может только в том случае, если будет полностью удовлетворёна его естественная потребность в движении. Дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статистикой

Следовательно, важнейшей задачей дошкольного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Двигательный режим в детском саду складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, подвижные игры, спортивные игры и развлечения.

Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. Она проводится нами, как и в спортивном зале, так и на улице. В зале мы проводим комплексы с использованием пособий (гимнастических палок, флажков, гантелей, кубиков), что очень нравится детям. При проведении утренней гимнастики на улице следим, чтобы одежда была лёгкой, не стесняющей движений, соответствовала погоде. В результате утренней гимнастики у детей пропадает сонливость, появляется чувство бодрости, повышается работоспособность. Виды деятельности-утренняя гимнастика (ежедневно) мл. группа 6 мин, ср. группа-8 мин, и т.д. Двигательная разминка (ежедневно во время перерыва) мл. группа 5 мин, ср.группа-6 мин, Физкультминутка (ежедневно во время перерыва)

Во время занятий обязательны физкультминутки, которые проводятся по мере утомления детей. Между занятиями проводятся подвижные игры, глазная гимнастика, релаксационные минутки в комнате здоровья для успокоения и расслабления детей. Очень любят дети посещать тренажёрный зал.

В любое время года дети должны находиться на воздухе. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей.

Тёплое время года наиболее приятно для развития движений. В это время года мы используем такую форму физического воспитания, как туризм (походы в лес, на луга, к реке). Общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность – всё это способствует укреплению здоровья детей. В естественных условиях мы закрепляем уже усвоенные движения:

- лазанье (подлезть под низкие ветки, перелезть через бревно),

- прыжки (перепрыгнуть через канавку, спрыгнуть с пенька),

- метание (бросить в цель шишку, камешек – в воду на дальность).

Более подробно хочется остановиться на игре, так как это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.

Игровые действия детей повышают их двигательную активность, стимулируют память, развивают речь.

Для развития мелкой мускулатуры рук и пальцев мы проводим пальчиковую гимнастику .

Таким образом, для соблюдения двигательного режима физические упражнения вводятся в утреннюю гимнастику, в занятия по различным видам деятельности в виде физкультминуток, несложных подвижных игр, игровых заданий, эстафет, организуются двигательные действия между занятиями, имеющими малоподвижный характер, вводятся упражнения после дневного сна, которые рассматриваются как воздушные ванны, предусматриваются условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на улице.

В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями. У ребят значительно улучшаются показатели ловкости, они овладевают более сложными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям. Таким образом, достаточная двигательная активность благотворно сказывается не только на физическом, но и на всех остальных сторонах развития ребёнка.

14. Модель двигательного режима: учебная работа, физкультурно-оздоровительная работа, активный отдых, задания на дом, самостоятельная двигательная деятельность

Модель организации двигательного режима

Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1.Утренняя гимнастика(ежедневно)

2.Физкультурная минутка(ежедневно), по мере необходимости(3-5 мин)

3.Подвижные игры (ежедневно на прогулке) (20-30) 2 раза в день.

4.Оздоровительный бег(ежедневно в конце прогулки) ср. и старш. возраст 3-7мин.

5.Индивидуальная работа по развитию движений (ежедневно дневн. и вечер. прогулка)12-15мин.

6.Гимнастика после сна (ежедневно)5мин.

7.Спортивные упражнения 2 раза в неделю.

8.Спортивные игры 2раза в неделю (старшие гр.)

Непосредственно образовательная деятельность

1. Физическая культура в зале: 2раза в неделю. На улице: 1раз в неделю.

2. Урок здоровья (безопасности) 1раз в месяц (вторник, каждого месяца)

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно в помещении и на прогулке

Физкультурно-массовые мероприятия

День здоровья. 1раз в квартал.

Физкультурный досуг. 1раз в месяц (20-40 мин).

Спортивно-семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» 1раз в год с родителями и воспитанниками старших групп.

Игры-соревнования «Весёлые старты», «Весёлая лыжня» 2 -3раза в год старшая и подготовительная группы.

Дополнительное образование

Плавание (старшие группы) 1 раз в неделю.

Профилактические мероприятия

Витаминотерапия 2 раза в год; Аскорбиновая кислота ежедневно

Профилактика гриппа и простудных заболеваний (сезонно)

Режим проветривания, кварцевание, фильтр; ежедн.

Закаливание.

Контрастные воздушные ванны. После дневного сна, ежедневно

Босохождение (лето)

Утренняя прогулка (от 1 до 20 мин), 2 месяца, ежедневно.

Облегчённая одежда детей. В течение дня.

Определение уровня физической подготовленности детей. 2 раза в год (инструктор по физической культуре)

Требования и организация физкультурных занятий в ДОУ, структура занятий

Организация занятий по физкультуре в детском саду Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - 15-20 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Если в детском саду есть специально оборудованный зал, то занятия по физкультуре проводятся в нем. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе. В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой). Содержание занятий по физкультуре в конкретном детском саду напрямую зависит от имеющегося инвентаря и наличия спортзала. Многие современные детские сады помимо спортзала оборудованы бассейном, тогда 1 занятие в неделю проводится в воде.

Структура физкультурных занятий

Структура физкультурных занятий общепринятая с вводной частью (4—6 мин), основной (18—20 мин) и заключительной (3—4 мин). В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.). Во второй части занятия обучают упражнениям общеразвивающего характера, основным видам движений, проводится подвижная игра.
В заключительной части используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания.
Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.

При обучении упражнениям общеразвивающего характера в старшей группе воспитатель применяет мелкий (флажки, кубики, скакалки, косички, палки, кегли и т. д.) и крупный (рейки, обручи большого диаметра, веревка) физкультурный инвентарь.

В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, воспитатель продумывает и планирует построение ; флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.
Перед началом занятия воспитатель подготавливает крупный и мелкий физкультурный инвентарь и располагает его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики и т. д., а по окончании упражнений кладут их на место

Обучение основным видам движений является определяющим. Упражнения подбираются в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду».

На каждом занятии даются три основных вида движений. Их повторяют в определенной последовательности, усложняя и варьируя через сравнительно небольшие интервалы времени. При этом важна не только сочетаемость движений, но и задачи обучения для каждого вида на разных этапах: при разучивании упражнений, при повторении и закреплении.

Заключительная часть обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность.

В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе детского сада проводятся три занятия в неделю.

Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по той же схеме (вводная, основная и заключительная части.)
Первая часть служит той же цели: ввести организм в состояние подготовленности к основной, второй части — и предлагает несложные задания в ходьбе, беге, комбинации с различными заданиями, которые выполняются по сигналу воспитателя. Вторая часть включает упражнения в игровой занимательной форме с использованием прыжков, бега, метания, лазанья и т. д. Третья, заключительная часть занятия на свежем воздухе также небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности, приближающейся к исходному уровню.

Таким образом, на занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, а также с использованием игр с элементами спорта, подвижных игр.
При проведении занятия на свежем воздухе главное — правильно и четко организовать детей. При этом возможны различные варианты, например:

При проведении подвижных игр, эстафет важно соблюдать меры по предупреждению травматизма: сохранять расстояние между детьми во время бега, прыжков; переносить пособия с достаточным количеством детей. Время занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Проводить физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...