Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РОЛЬ СТРОГАНОВЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕДИЦИИГлава III ТРИ ГОДА В СИБИРИ ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ К РОССИИ Источники, повествующие о пребывании казаков в Сибири, скудны и противоречивы. Использовать их можно лишь после тщательной и всесторонней проверки. Тобольские ветераны, чьи воспоминания легли в основу Синодика ермаковым казакам, упомянули о двух эпизодах, имевших место вскоре после их вступления в Кашлык. «Тое же зимы», значится в Синодике, у казаков был бой с татарами под Абалаком «декабря в 5 день»; «тое же зимы» татары избили казаков, направлявшихся на рыбалку под Абалак «декабря в 5 день». В ранней Тобольской летописи, также опиравшейся на показания ермаковцев, эти два эпизода изложены в иной последовательности. Первое зимовье в Сибири было особенно трудным. Чтобы иметь пропитание, русские пытались наладить рыбный промысел. 5 декабря «дружина Ермака», как повествует летопись, отправилась на оз. Абалак. Царевич Маметкул «со многими людьми» подстерег рыболовов, напал на их станы и истребил всех до единого. Узнав об этом, Ермак бросился в погоню за Маметкулом и в упорном бою разгромил его войско. Летописец не упомянул о том, что артель рыболовов возглавлял Богдан Брязга, однако в архиепископском Синодике ранней редакции это имя было названо. Погодинский летописец воспроизвел Есиповскую летопись, сделав исключительно важное дополнение к ее тексту. Он записал, что избитую на Абалаке казачью станицу возглавлял «есаул казачей имянем Брюзга». В Синодике Брязга фигурировал без обозначения чина. В летописи С. Есипова все имена были опущены. Погодинский летописец не имел под руками раннего Синодика, а следовательно, сведения об имени и чипе погибшего казака он почерпнул из «архива» Ермака. В архивных документах он нашел и своеобразную транскрипцию имени Брязги — «Брюзга». В воспоминаниях тобольских казаков вырисовывается весьма сбивчивая хронология. Возникает вопрос, в самом ли деле бой с Маметкулом на Абалаке имел место в дни первой зимовки казаков в Сибири? По данным Кунгурской летописи, Брязга благополучно пережили зиму и весною — летом возглавил поход казаков на Обь. Документы из «архива» Ермака обнаруживают недостоверность последней версии. Не позднее лета 1583 г. Ермак отправил на Русь гонцов с письмом, в котором сообщал о разгроме сначала Кучума с детьми, а затем Маметкула: «...сибирского царя Кучюма и с его детми... и с его вой победита и брата царя Кучюмова царевича Маметкула розбиша же...». Приведенные строки следует рассматривать как прямое указание на битву при Абалаке. Эти данные повышают достоверность показаний тобольских ветеранов о битве 5 декабря 1582. Тобольский летописец С. Есипов подчеркивал, что под Абалаком имела место не мелкая стычка, а «брань велия на мног час». Строгановский летописец также описывал это столкновение как крупную битву, прекратившуюся лишь с наступлением ночи. О масштабах сражения говорят потери, понесенные отрядом Ермака. В Синодике можно прочесть следующую запись: «Тое же зимы бысть бой с нечестивыми под Обалаком декабря в 5 день, и на том деле убиенным Сергею, Ивану, Андрею, Тимофею и с их дружиною вечная память средняя». Помимо названных лиц на Абалаке погибли Богдан Брязга, Окул, Иван и Карчига. Тобольские казаки припомнили имена примерно десятой части товарищей, погибших в сибирском походе. Всего они назвали 37 чел., 8 из которых были жертвами столкновений на Абалаке. Ряд подробностей битвы сообщают документы Посольского приказа, составленные после прибытия в Москву Черкаса Александрова. Под ударами казаков, читаем в наказе посольских дьяков 1585 г., «сибирский парь Кучум убелгал в поле», после чего «племянник Кучумов Маметкул-царевич, собрався с людми, приходил в Сибирь на государевы люди, и государевы люди тех всех людей, которые были с ним — болше десяти тысяч — побили...» Сведения о наличии у Маметкула 10 тыс. воинов следует признать преувеличенными. Но сомневаться в том, что на стороне татар был огромный численный перевес, не приходится. Следует иметь в виду, что ко времени битвы на Абалаке в Сибирь вернулись войска, ранее направленные Кучумом в Пермский край. В то время, как Ермак стремительно продвигался из Чусовских городков к Кашлыку, царевич Алей с многочисленными отрядами ушел к Чердыни и завязал там бои с воеводой В. Пелепелицыным. В итоге Ален вернулся на Иртыш на несколько недель позлее, чем туда прибыли казаки. Отряд Алея понес потери. Воины были утомлены длительным походом, и Кучум, возможно, дал им отдохнуть, прежде чем послал в составе войска Маметкула против Ермака. В случае успеха Маметкул рассчитывал полностью изгнать русских из ханской столицы. Уничтоясение станицы Брязги на Абалаке должно было послужить прелюдией для последующего наступления на Кашлык. Кашлык располагался всего в 15 верстах от Абалака. Городище имело сильные естественные укрепления. Оно располагалось на высоком обрыве у самого Иртыша. Его окружали земляные валы. Но Ермак понимал, что победу ему мои;ет принести только наступление. Судя по потерям в казачьем отряде, сражение па Абалаке носило исключительно упорный характер. В условиях суровой зимы казаки лишены были возможности использовать свои подвижные струги для маневров. Тем не менее они победили большую татарскую рать. События на Абалаке мало походили на то, что произошло на Чувашевом мысу. На этот раз ни о пленении Маметкула, ни о панике в его войске не было и речи. Бой был кровопролитным. Казакам надо было победить либо умереть. И они выстояли. Победа горстки пеших казаков над объединенными силами Сибирского ханства объясняется как чисто военными, так и моральным факторами. В первом столкновении с воинами Алея на Чусовой, а затем в бою на Чувашевом мысу Ермак нанес противнику столь мощный удар, что татары долго не могли оправиться от него психологически. Не занятие Кашлыка, а победа под Абалаком определила успех экспедиции Ермака. Овладение «царствующим градом» Сибирского ханства и разгром войска Маметкула поставили казаков лицом к лицу с проблемой организации управления краем. Ничто не мешало Ермаку учредить в Сибири порядок, отвечавший вековечной мечте народа о воле. Вместо этого казаки стали править именем царя, привели к присяге на государево имя и обложили местное население государевым налогом — ясаком. Как объяснить столь неожиданный поворот событий? Ермак и его атаманы имели большой военный опыт и понимали, что им не удержать Сибирь без прямой поддержки со стороны вооруженных сил Русского государства. Приняв решение о присоединении Сибири, они немедленно запросили Москву о помощи, что определило все их последующие шаги. Неправильно было бы думать, будто Ермак руководствовался только военными соображениями. Он и его помощники многие годы несли службу в государевых полках. Возвращение на царскую службу казалось им лучшим выходом из создавшегося положения. Но помимо ермаковцев в экспедиции участвовали также «воровские» казаки, поставленные царским указом вне закона. Для них обращение к Ивану IV сопряжено было с определенными коллизиями. Дух социального протеста издавна жил в среде вольного, и особенно «воровского» (по терминологии царской администрации), казачества. Однако сознание угнетенных и обездоленных людей имело свои особенности. Они склонны были винить в своих бедах лихих бояр и приказных, притеснявших их, по не православного батюшку-царя, стоявшего на недоступной высоте. Наивные царистские иллюзии не покидали народ ни в пору успехов, ни в пору бедствий, обрушившихся на страну в конце Ливонской войны. Иван IV пролил немало крови подданных. Он навлек на свою голову проклятия знати. Но ни казни, ни поражения не могли уничтожить его популярность, приобретенную в годы «казанского взятия» и реформ. В фольклоре Иван IV остался Грозным, но справедливым государем. Причиной такой оценки было, возможно, то, что он был последним царем, при котором народные массы — феодально-зависимые крестьяне — не утратили права выхода в Юрьев день и не превратились в крепостных. Популярности Грозного способствовало и то, что он, казня бояр, имел обыкновение всенародно объявлять их вину и обращаться к толпе за одобрением. По временам царь публично наказывал и приказных, уличенных во взятках и мошенничестве. Решение ермаковцев обратиться в Москву свидетельствовало о личной популярности Ивана IV как среди служилых, так в известной мере и среди «воровских» казаков. Некоторые из объявленных вне закона атаманов рассчитывали «сибирской войной» покрыть свою прошлую вину. Кучум после поражения откочевал на юг. Северные пределы его «царства» остались без защиты. Туда и устремились казаки, с тем чтобы обложить население ясаком и привести его к шерти. Этот эпизод получил отраженно в следующей записи Синодика: «... воеваше по Иртышу и по великой Оби их нечестивые улусы и городки, татарские и остяцкия, до Назима воеваше, и Пазим городок остяцкой взяша со князком их и со многими их остяками поплеппша и в плен поимаша. И на тех делех в хождении ермаковым товарищем... Тимофею, Ивану, Анане, Аицыфору, Ивану, Григорию, Андрею, Алексею, Никону, Михаилу, Титу ин, Феодору, Ивану, Артемия, Логину и прочей дружине их...» Тобольские ветераны смогли припомнить, как уже сказано, 37 погибших ермаковцев. Из них 15 будто бы погибли во время назымского похода. Это трудно объяснить. На Нижнем Иртыше и на Оби обитало сравнительно редкое население, и там не было большой татарской армии, а, следовательно, поход на Обь не мог сопровождаться большими потерями. Об этом свидетельствуют, прямо или косвенно, другие источники — Есиповская летопись и кунгурские «сказы». С. Есипов, имевший возможность беседовать с ермаковцами, записал в своей летописи, что казаки бесстрашно ходили по Сибирской земле, «воевали» многие городки и улусы по Иртышу и Оби, взяли Назымской городок «со князем их и со всем богатством, возврати же ся во град Сибирь с радостию великою и корыстию». Автор кунгурских «сказов» отметил: «А коп бон и были по дороге на низ пловучи, и тех всех описать трудно подробну: вой убитых лет, а раненых кажной (бой) многаи». Противоречие источников объясняется, по-видимому, тем, что дьяки Киприана подвергли воспоминания тобольских казаков определенной обработке, прежде чем включили их в текст Синодика. Ради удобств поминания они разбили текст по «летам» на несколько рубрик. В первую рубрику записали тех, кто был убит под Кашлыком и на Абалаке, в две последние — тех, кто погиб вместе с Иваном Кольцом, а затем — с Ермаком. Всех же, кто не попал в указанные рубрики («лета»), они отнесли во второй раздел, основанный на воспоминаниях казаков об их «хождении» по Сибири. Так возник внушительный перечень, включавший потерн отряда, начиная с битвы под Абалаком и до смерти Ивана Кольца. Возможно, в этот список попали не только убитые в бою. Рассказ о «хождении» заканчивался словами: «пострадавшим и избиенным и всячески нужно скончавшимся от нечестивых вечная память средняя». Уже после составления Синодика его текст был пополнен новыми сведениями. К перечню имен казаков, погибших в назымском походе, кто-то сделал приписку: «отоману Никите». Данные о гибели атамана Никиты Папа подтверждены Строгановским летописцем. «...И в том хожении,— записал летописец,— ногайци убиша под городки своими па приступе атамана Никиту Пана...» Атаман не мог погибнуть сразу под несколькими городками. Очевидно, летописец не знал в точности, в каком походе и в какой местности погиб Пап. Речи тобольских ветеранов, записанные 40 лет спустя после похода, припадлежат к числу сравнительно поздних источников, не говоря уже о кунгурских «сказах» в записи и обработке С. Ремезова. Поэтому взаимная проверка этих источников сопряжена с трудностями. Согласно «сказам», ясашный поход на Обь будто бы возглавлял «пятидесятник» Богдан Брязга. Показания тобольских ветеранов о Богдане Брязге сбивчивы и противоречивы. По их словам, он погиб то ли под Башлыком, то ли на Абалаке. Если они не ошиблись, и Брязга в самом деле погиб в первые недели экспедиции, то тогда придется признать, что он никак не мог возглавить поход на Обь, имевший место после битвы на Абалаке. В Синодике записано, что во время своего «хождения» казаки воевали по Иртышу и по Великой Оби «до Пазима». Надо иметь в виду, что составители Синодика, используя воспоминания тобольских ветеранов, по-своему интерпретировали их. Указание на взятие «Пазима городка остяцкого» они поняли так, что казаки достигла р. Назым, впадавшей в Обь значительно выше устья Иртыша. В некоторых списках летописи слово «Назим» оказалось замененным словом «Казым». Река Казым также является притоком Оби, но впадает в Обь с севера, на очень большом расстоянии от устья Иртыша и Назыма. Наименование «Казым», очевидно, возникло в результате ошибки переписчика и его следует отвести как вторичное. Вопрос о Назыме и его местоположении не является таким простым, каким кажется на первый взгляд. Дело в том, что на Иртыше и Оби было несколько волостей с таким названием. A XVIII в. Г. Ф. Миллер посетил Лебауцкие юрты на Иртыше и записал рассказы хаитов о том, что в древности эти юрты назывались Нозинг-ях или Назым-ях, а по-татарски — Назым-аул, по имени давнего князька. Еще в 1598 г. в Назыме на Иртыше жил князек Лебаут. Со временем Пазымский городок утратил старое название и стал называться по имени этого князька. По данным П. Спафарпя, плававшего по Иртышу в 1675 г., Лебаут был самым первым хаитским поселением, которое он повстречал во время плавания из Тобольска вниз по Иртышу. Лебаут (Пазым) располагался в 103 верстах от Кашлыка. В какой же из Назымскнх волостей побывали казаки? За Обью или в окрестностях Кашлыка? Фрагменты «архива» Ермака позволяют ответить на этот вопрос с полной определенностью. Погодинский летописец, переписав рассказ о «хождении» из Есиповской летописи, пометил, что во время похода на Иртыш и Обь казаки взяли Пазымский городок «на Иртыше реке». Итак, казаки запомнили Назым не потому, что это был крайний северный пункт их продвижения на Оби, а потому, что он был самым первым хантским поселением, которое они встретили на своем пути из Кашлыка на Обь. Судя по ясашным книгам начала XVII в., Назымская волость на Иртыше имела более многочисленное население, чем другие, располагавшиеся по соседству. Так, в Аремзяпской волости числилось всего 17 ясашных людей, в двух Верхие-Демьянских волостях — 14, в городке Демьяне — 37, тогда как в Назыме — 60. Неудивительно, что казаки сохранили воспоминание о пленении назымского князька. Определенно известно, что казаки привели к шерти некоторые прииртышские племена в первые полгода своего пребывания в Сибири. Об этом они сообщили царю не позднее лета — осени 1583 г. Известно такнсе, что они совершили поход на Иртыш и Обь. Кунгурскпе «сказы» могут служить не более чем иллюстрацией к этим строго установленным историческим фактам. Вкратце содержание «сказа» о ясашном походе на Обь сводится к следующему. Едва кончилось первое зимовье в Сибири, Ермак послал вниз по Иртышу в Демьянские и Назымские городки 50 казаков во главе с Брязгой. Казаки должны были собрать там ясак «вдоволь розкладом поголовно». На пути отряду пришлось выдернуть бой с татарами. Татарские улусы окружали Кашлык со всех сторон. Татары служили главной опорой ханской власти. Они оказали упорное сопротивление ермаковцам, и те обрушили на их голову грозу. Взяв с боя «крепкий татарский городок» на р. Аремзянке, казачий предводитель учинил расправу над «лучшими» татарскими «мергенями», чтобы навести страх на прочие улусы. Соседняя Надцынская волость была занята без сопротивления, зато в Туртасской волости казакам пришлось «учинить бой». Стычка была недолгой. За р. Туртаской располагалась Назымская волость. Здесь кончались татарские улусы и начинались хантские поселения. В заголовке «сказа» упоминалось о том, что Ермак послал казаков в Демьянские и Назымские городки. Однако в тексте о взятии Назыма и пленении местного князька не говорилось пи слова. Не объясняется ли это тем, что во времена С. Ремезова Назым утратил старое название и пришел в упадок? Зимним путем по Иртышу конный отряд казаков добрался до устья Демьянки. Там располагался юрт союзника Ермака князька Бояра, который одним из первых стал помогать русским. В XVII в. сыновья и внуки Бояра числились «лучшими» людьми и жили на своих юртах. С. Ремезов пометил на своих картах близ устья Демьяики — «Бояровы юрты». Выше княжества Бояра располагались Верх-Демьянские волости — владения «большого» князька Демьяна, относившегося к русским враждебно. Г. Ф. Миллер тщетно искал в устье Демьянки следы старого «неприступного городка», будто бы взятого казаками. По его предположению русские осаяадали скорее всего урочище Роман, расположенное на Иртыше в 30 верстах ниже устья Демьянки. Против урочища находилась огромная гора, на вершине которой видны были остатки древних укреплений. Название урочища «Роман» находит аналогию в «сказах». Согласно этому источнику, на помощь «зборному» (т. е. собравшему помощь со всех сторон) княжцу Демаяну прибыл вогульский князек Роман Славный. Ближе всего к Демьянке располагались владения кондипскпх князьков (Конда впадает в Иртыш ниже устья Демьянки). Большая и Малая Конда входили в состав Пелымского княжества. Примечательно, что Роман уже после взятия городка бежал со всем своим родом вверх по Конде «к Пелыми». Для обороны от казаков в урочище собралось будто бы до 2 тыс. вогуличей, остяков и татар. Если верно предположение об участии в войне кондипских князьков, то даже и в этом случае следует признать эту цифру весьма преувеличенной. По данным на начало XVII в., в Демьянских волостях, в Малой Конде, Нарыме, Цыньяле и Назыме числилось немногим более 140 взрослых мужчин, плативших ясак. В Большой и Малой Конде вместе взятых в тот Же период было до 250 ясашных людей. Позиции, занятые татарами, хантами и манси, были неприступными. Три дня стояли казаки под горой и не могли взять «город их велик и крепок». Некоторые предлагали отступить. Но по здравому размышлению решили биться до конца ввиду того, что «се распутища ходу и голод близок». Наступила самая трудная пора после первого зимовья Ермака в Сибири. С Аремзяики казаки послали в Кашлык запас хлеба и рыбы, но его хватило ненадолго. Надвигался голод. Отряд не мог вернуться в Кашлык без припасов п ясака. К тому же его передвижения затрудняла наступившая весенняя распутица. Близился ледоход. Казаки решили в последний раз попытать счастье, и на этот раз штурм удался. «Неприступный городок» пал. Некоторые князьки, в их числе, вероятно, и Демьян, «раз-бегошася с роды в домы своя». Но «лучший» вогульский князёк Роман, видимо, попал в плен к казакам. Именно так можно понять следующий текст «сказа»: «иных князей Романа Славнаго и ту в городке шертовали и есак взяли и весповали...» Сведения об обложении ясаком владений Романа находят аналогию в предании, записанном в XVIII в. Согласно преданию, Ермак наложил на Конду большую дань, которую местные вогуличи заплатили из казны своего святилища «наследием отец и праотец». По «сказам», Роман Славный хотя и шертовал Ермаку и заплатил ясак, но позя:е изменил присяге и бежал в пределы Пелымского княжества. В занятом городище отряд казаков оставался до тех пор, пока Иртыш не очистился ото льда. Ледоход на Иртыше приходится на апрель. В ширину река имеет в тех местах не менее километра, а в пору весеннего половодья заливает берега на 5—15 км. Уровень воды поднимается па несколько метров. Правый берег Иртыша высок и обрывист. Береговая полоса заросла густыми лесами. Казаки напита тут в изобилии материал для строительства судов. Построив несколько «легких» стругов, они отправились в плавание вниз по Иртышу. Местные племена знали о появлении чужеземцев, но ждали их много позже. На берегах Рачи, притока Иртыша, они собрались для жертвоприношений. Шаманы обошли все окрестные юрты, собрали многочисленные дары и как раз завершили приготовления к пиршеству. Встреча была неожиданной как для казаков, так и для хантов. Пока казаки разворачивали струги и высаживались, беper опустел. Ханты попрятались в частый ельник. Подле священной рощи остались только жертвепные животные. Казаки оставались на Раче целые сутки, рассчитывая, что ханты вернутся на берег, но напрасно. Весть о появлении в святилище чужеземцев распространилась по всей округе. Шаманы призывали богов истребить пришельцев. Старейшины и воины племени решили устроить засаду в теснинах ниже устья Рачи. Там, где Иртыш подходил к обрыву Цыпгальской горы, они устроили завал, сбросив в реку несколько высоких деревьев. Когда течение стремительно вынесло казачьи струги из-за поворота и почти вплотную прибило их к обрыву, ханты показались из укрытия и стали «хапать» лодки крюками. Неожиданное нападение вызвало минутное замешательство среди казаков. Но затем они, бросив весла, схватились за пищали и дали залп с обоих бортов. «Крючники» тотчас бросились наутек. За поворотом реки казаки нашли покинутый воинами городок. Женщины и дети в страхе бегали по опустевшему урочищу. Когда наступил вечер, мужчины племени стали собираться в городке «един по единому, оглядываясь». Тут они убедились в том, что казаки «не бьют жен их и детей». Предводитель отряда оставил в покое тех, кто участвовал в нападении на струги, не причинив им ни малейшего вреда. От Нарымского городка, как повествуют «сказы», отряд двинулся вниз по Иртышу, «до Колпуховы волости и сотника их и молбища их шейтанскаго». Упоминание о «сотнике» в Колпуховской волости позволило С. В. Бахрушину высказать предположение, что на территории Сибирского ханства население делилось на «сотни» и что эта древняя военно-административная организация была введена завоевателями — татарами. Каждая «сотутя» состояла из одного, двух или более юртов, а число жителей в «сотне» колебалось в разных местностях от 15 до 60 чел. Сотники, по предположению С. В. Бахрушина, были потомками родовых старейшин п доллсность их была наследственной. В XVII в. им поручали сбор ясака. Наличие сотника в Колпуховской волости подтверждается картами С. Ремезова, на которых занесено поселение Сотниковское. Неподалеку от Сотйикова находилось мольбище хантов. Казаки бились тут почти три часа, прежде чем преодолели сопротивление жителей. В районе Колпухова городка предводитель отряда собрал ясак «з боем и без боя». Затем казаки вступили во владения князька Самара. Среди хантских волостей Самарова была одной из самых крупных, во всяком случае она превосходила Назымскую. Ее описание можно встретить в ясашных книгах начала XVII в.: «Волость Белогорская, а в ней лутчей.человек Байбалак Самаров с товарищами 72 человека...» Байбалак Самаров был, очевидно, сыном князька Самара. Князек Самар пользовался большим влиянием в округе, поскольку в его волости располагалось едва ли не самое знаменитое у хантов святилище. Благодаря этому в минуту опасности па помощь ему пришли 8 других хантских князьков. Рядом с поселением Самара располагалось укрепленное городище, служившее убежищем для его семьи в случае войны. По словам Г. Ф. Миллера, урочище находилось на вершине 60—80-метровой горы, почти отвесно спускавшейся к реке. Позиция была неприступной. Но площадка на вершине была весьма невелика: не более 20 м в поперечнике. Г. Ф. Миллер видел там остатки двух хантских жилищ — землянок. Самар, его союзники и воины не могли разместиться в урочище и ночевали в юртах. Казачья флотилия подошла к хантскому поселению на заре. Через протоку (позже она получила название Казенной) струги подошли вплотную к юртам. Хантские воины беспечно спали на карауле. Разбуженные выстрелами, они разбежались. Самар и часть его приближенных погибли в стычке. Казаки провели в городке неделю. Большинство жителей покинули юрты и укрылись в разных местах. Оставшиеся принесли ясак «с поклоном». В ходе ясашного похода на Обь ермаковцы нашли себе союзников, в лице кодских хантов. По территории Кода далеко превосходила волости, располагавшиеся на Нижнем Иртыше. Большое племя, обитавшее на Коде, распадалось на роды. Им соответствовали 12 городков, каждый имел свою тамгу. У трех городков была тамга с изображением птиц, у других — оленя, стрелы и пр. Когда к казакам явился «большой» кодский князь Алачей, те объявили о передаче ему власти над всей округой: «постави князя болшего Алачея болшим, яко богата суща, и отпусти со своими честно». В качестве союзников России наследники Алачея продолжали владеть Кодой вплоть до середины XVII в. Десять лет спустя после похода Ермака царь Федор пожаловал за верпую службу Алачеева сына Игичея и его двоюродного брата двумя волостками со всеми угодьями и ясаком. Князьки собирали здесь ясак и несли военную службу. По описи 1631 г., в пределах Кодского «княжества» жило около 600 чел. мужского пола. На земле хантов казакам открылся неведомый мир, перенесший их в совсем иную историческую эпоху. Здесь люди не обрабатывали землю и кормились почти исключительно рыбной ловлей. Оружием им служил лук и копье. Они были невелики ростом, носили одежду из шкур либо из «рыбьей кожи» с чешуей. Русские, побывавшие па Иртыше в XVII в., так описали жилища хантов: «Живут они в лесах темных над водами. Зимине юрты — деревянные в землях, аки в погребах от великих мразов; а летние юрты имеют в иных местах над водами великими токмо к лужам и пескам великим...» С наступлением весны ханты покидали зимовья и переселялись в «вешние юрты», которые переносили «с места на место, смотря по местам, рыбой изобильным». В Прииртышье население кормилось также лесными промыслами, в особенности охотой. «Обогатило их естество в сих пустынях,— писал Т. С. Даллас,— множеством диких зверей, между коими лоси главнейшее составляют их богатство». С Иртыша казачья флотилия вышла на Обь. Три дня казаки провели па Белогорье в «пустых» местах, после чего приняли решение о возвращении в Кашлык. Так «сказы» описывают окончание обского ясашного похода. Конечно, степень достоверности приведенного рассказа не следует преувеличивать. Перед нами не исторический отчет, а литературное описание, суммирующее разного рода сведения и предания о походах казаков в пределах Сибири. Путь на Обь должен был заинтересовать Ермака с первых дней его пребывания в Сибири. С низовьев Оби можно было через Печору вернуться на Русь. С наступлением лета 1583 г. из Кашлыка в Москву выехала станица из 25 чел. На одном или двух стругах казаки повезли царю собранный ясак — пушнину. Погодинская летопись, включившая фрагменты из «архива» Ермака, весьма точно обозначила их путь: «... поплыша по Иртышу реке вниз и по великой Оби вниз же и черес Камень прошли Собью же рекою вПустоозеро; тута ж (шел) казак Черкас Александров». Черкас Александров привез в Москву донесение Ермака о «сибирском взятии». Текст донесения воспроизведен Погодинским летописцем: «писали Ермак с товарыщи благочестивому государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русин самодержцу, что ... царъство Сибирское взяша и многих живущих ту иноязычных людей под его государеву царскую высокую руку подвели и к шерти их привели, ... татар и остяков и вагулич привели к шерти по их верам на том, что им быть под его царскою высокою рукою до веку, пакамест..: стояти, и ясак им государю давати по вся годы, а на руских людей зла никакого не мыслить...» В Москве по достоинству оцепили важность известий, привезенных казаками. Не позднее осени 1583 г. Иван IV отдал приказ о подготовке «зимнего похода» в Сибирь. После беседы с казаками царь вскоре же убедился в том, что уральские перевалы непроходимы в зимнее время, и известил Строгановых, которых ранее обязал выставить вспомогательный отряд, об отмене зимнего похода. «Ныне,—писал он,—нас слух дошел, что в Сибирь зимним путем на конех пройтить не мочно». Экспедиция была отложена до весны. Отпуская казаков, царь будто бы пожаловал покорителю Сибири шубу со своего плеча, два панциря и много другого «жалования». С. Ремезова особо интересовала судьба царских панцирей, полученных Ермаком, и он тщательно записал местные предания о них. Согласно этим преданиям, после смерти атамана Кучум пожаловал снятые с пего доспехи — один мурзе Кайдаулу, а другой — «в приклад» белогорскому шаману в его святилище. В середине XVII в. калмыцкий тайша Аблай просил у царя ермаковы панцири, один из которых оставался в семье Кайдаула в Тобольске, а другой оказался в руках то ли у кондипских князей, то ли у кодского князя Алачея, забравшего его из белогорского святилища. Тобольский воевода получил приказ изъять панцирь у детей Алачея. Но обнаружить его не удалось. «И до днесь не слышится»,— записал С. Ремезов. Другой панцирь разыскали без труда в Тобольске. По описанию, он имел следующие приметы: «длинен и около грудей напереди кольца часты, напереди же ниже пояса прострелено, испорчено одно кольцо». Сын Кайдаула отказался отдать семейную реликвию, и воевода приказал снять с пего панцирь «неволею». Отец С. Ремезова отвез панцирь в подарок Аблато. Со слов отца сибирский историк составил следующее описание доспеха: «бит в 5 колец мудрастно, долиною в 2 аршина, в плечах с четью аршин, на грудех и меж крылец печати царские златые орлы, по подолу и рукавам опушка медная на 3 вершка». Новое описание очевидным образом расходилось с ранее сделанным описанием простреленной кольчуги. Аблай вскоре же показал полученный им подарок бывшему владельцу, однако тот «смотря, .сказал, что тот панцирь не его». След тобольского панциря, как и копдинского, затерялся. За 15 лет до того, как тобольские власти приступили к розыскам ермаковых панцирей, березовские служилые люди отняли у приобских самоедов кольчугу. В первых отписках они указали, что «на том де пансыре на грудех мишени золоты, а на них вырезано на одной государево имя, а на другой орел». При более тщательном осмотре было установлено, что бляшки («мишени») — не золотые, а медные: «на одной вырезан двоеглавый орел, а на другой подпись князь Петра Ивановича Шуйского». Когда кольчуга была доставлена в Москву, на ней сохранилась лишь одна медная с позолотой бляшка, удостоверявшая принадлежность вещи П. Шуйскому. Вторая бляшка с орлом исчезла. Однако при поздних раскопках в Кашлыке археологи нашли еще одну бляшку с именем П. Шуйского, возможно, с того же панциря. Находка эта позволила С. В. Бахрушину высказать, с рядом оговорок, предположение, что кольчуга Шуйского некогда, принадлежала Ермаку и тот потерял бляшку с нее во время пребывания в Кашлыке. Однако это предположение не подкреплено никакими точными данными. Кольчуга могла попасть в Сибирь в бытность П. Шуйского на воеводстве в Казани, либо в то время, когда сибирские ханы были вассалами царя, либо в гораздо более позднее время. Мнение, будто Ермак получил панцирь П. Шуйского из рук царя, по-видимому, является ошибочным. По данным «архива» Ермака, казаки были награждены за «сибирское взятие» деньгами и сукном, а атаманы — золотыми. Вопреки поздним преданиям, Ермак не получил пи панцирей, ни шубы с царского плеча. Летописцы XVII в. утверждали, будто «Ермака повелел государь написати в грамотах сибирским князем». И эти сведения также носят легендарный характер. Царь и не думал именовать предводителя казаков «сибирским князем». Напротив, он считал, что благоразумнее не оставлять его в завоеванном крае. Отчет о награждении казаков заканчивался фразой: «А Ермаку указал государь быть к Москве». Погодинская летопись приводит подробную разрядную запись о посылке подкреплений Ермаку. Экспедицию возглавил воевода князь Семен Волховский. С ним в поход снарядили «голов Ивана Киреева да Ивана Васильева Глухова, а с ними казанских и евняжских стрельцов сто человек, да пермич и вятчан сто ж человек и иных ратных людей 100 человек». Сведения о численности отряда С. Волховского находят подтверждение в подлинной царской грамоте от 7 января 1584 г. Иван IV велел Строгановым приготовить 15 стругов, «которые б струги подняли по 20-тп человек с запасом», т. е. 300 чел. После прекращения войны со шведами в 1583 г. русское командование высвободило значительные военные силы, но принуждено было использовать их для обороны южных границ и в особенности для подавления грандиозного восстания в Поволжье. В Сибирь пришлось послать небольшой отряд. Предполагалось, что он выступит в поход и перевалит за Урал «по весне». Однако с наступлением весны Иван IV умер. В Москве произошли крупные народные волнения. В общей сумятице о сибирской экспедиции на время забыли. Примерно в одно время с казаками Ермака в Москву прибыл английский посол Д. Боус. В последние годы Ливонской войны Московская компания английских купцов поставила в Россию немало военного снаряжения, и ее руководители рассчитывали добиться от царя привилегий. Д. Боус обратился к царю с просьбой даровать английским купцам исключительное право на торговлю во всех северных русских портах. Англичане рассчитывали на то, что, освоив пристани в устьях Мезени и Печоры, без труда достигнут Оби и «Исленда» и заведут торг с населенном Сибири. Отношение Ивана IV к планам Московской компании было неодинаковым в разные годы. Первые английские мореходы, прибывшие в Москву, сумели заинтересовать его перспективой открытия кратчайших северных морских путей в Китай и Индию. Итальянские купцы, побывавшие в России через несколько лет после учреждения беломорского плавания, писали, что царь Иван для поощрения отважных северных мореходов «назначил большие награды в надежде с открытием пути устроить водное сообщение (с восточными странами), отчего сильно возрастут таможенные сборы н пошлины...» Однако экспедиции англичан в Северном Ледовитом океане терпели одну неудачу за другой, и к началу 80-х гг. XVI в. Московскую компанию больше интересовали близкие и практические цели — утверждение па морских путях в Сибирь. Новая ориентация английских купцов вызвала резко отрицательное отношение Ивана IV. В ответ на обращение посла Д. Боуса Боярская дума вынесла решение: «А о реке Оби, да о Изленде реке, да о Нечере реке о тех урочищах им отказать». В личной беседе с послом царь откровенно объяснил мотивы своего решения: «А что написано (в английской грамоте), пристанища ж морские — Печера, да Изленди, да река Обь, и тому сстатись невозможно: те места в нашей отчине, от тех мест, где приставают английские гости, далеко, да н пристанищ морских в тех местах пет и приставать тут не пригодитца, а лише в тех местех ведутца соболи да кречеты, и только такие дорогие товары, соболи и кречеты, пойдут в Аглицкую же землю, а нашему государству как бес того быти?». Царь прекрасно понимал значение драгоценной сибирской пушнины для русской казны, а равным образом и для торга Московской компании. Прибытие послов Ермака с пушниной произвело сильное впечатление па западноевропейских купцов в Москве. Торговля с Сибирью сулила столь большие барыши, что многие готовы были преступить запрет московских властей. Английский купец А. Мерш, прославившийся своими махинациями, попытался заняться сибирской торговлей, действуя на свой страх и риск за спиной Московской компании. Оп установил деловые связи с четырьмя русскими промышленниками, регулярно ездившими из Холмогор в устье Печоры и далее на восток. А. Мерш предложил им исследовать устье Оби и сообщить ему полученные сведения. 21 февраля 1584 г. купцы письменно уведомили А. Мерша, что готовы отправиться на Обь, для чего потребуется снарядить два коча с командой по 10 моряков па каждом. «Если ты хочешь, чтобы мы поехали к устью Оби морем,— писали холмогорские мореходы,—то мы должны пройти мимо островов Вайгач, Новая Земля, Земля Матвея, т. е. Матвеевой Земли, и ты можешь убедиться в том, что от острова Вайгача до устья Оби не очень трудно проехать». Русские мореходы сообщали англичанину подробные сведения о югорских и мангазейских самоедах, об их городках, уверяли его, что «река Обь в устье глубока» и пр. Письмо не оставляло сомнения в 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |