![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВЗЯТИЕ СТОЛИЦЫ СИБИРСКОГО ХАНСТВАИз всех авторов самые подробные сведения о переходе Ермака из Чусовских городков в Кашлык приводит в своей «Истории Сибирской» С. Ремезов. Он сообщает о численности казачьего отряда последовательно, на всех отрезках пути, называет точные календарные даты прибытия его в разные пункты, описывает «зимовья» казаков. Один из новейших исследователей сибирской экспедиции В. И. Сергеев предпринял недавно попытку полностью пересмотреть всю историю похода Ермака, опираясь на данные С. Ремезова и Строгановской летописи. По мнению В. И. Сергеева, события развивались следующим образом. Еще в 1577 г. Строгановы впервые призвали Ермака с Волги. 1 сентября 1578 г. атаман с дружиной отправился на Сылву и там зазимовал. В 1579 г. казаки вышли на Урал и основали зимовье на Тагильском перевале. В 1580 г. казаки достигли Туры, убили там «царя Чингыза» и провели зиму в его городе Чинги-Туре. В 1581 г. отряд подошел к устью Тобола, но не решился штурмовать татарскую столицу и предпринял попытку вернуться на Русь через Тавду. Затем казаки изменили свой план и повернули в низовья Тобола, где провели в полной бездеятельности еще один год. В течение своего трехлетнего перехода казаки шли по сибирским рекам «неспешно», «с искусом». Они выдержали несколько трехдневных сражений с татарами и одно пятидневное, во время которого их кони «бродили по чрево в крови». Предложенная В. И. Сергеевым хронология опирается на поздние, наименее достоверные источники. Эта хронология не выдерживает критической проверки. Предания, собранные С. Ремезовым в конце XVII — начале XVIII в., были в значительной мере легендарными. Начало сибирского похода С. Ремезов описал следующим образом. Ермак и казаки вышли из чусовских городков и пошли вверх по Чусовой к уральским перевалам. Но почти сразу же они ошиблись («обмишенились»), «не попали по Чусовой в Сибирь», свернули не на Серебрянку, а раньше — на Сылву. С опозданием обнаружив свою ошибку, казаки зазимовали па Сылве. Если верить С. Ремезову, Ермак заблудился па Сылве — в пределах строгановской вотчины. Согласно писцовым книгам 1579 г., эта местность принадлежала Максиму Строганову. По берегам реки располагались его деревни и мельница. Как могли казаки проплыть мимо и не заметить их, остается загадкой. Тем более, что Максим Строганов дал Ермаку проводников. Как же могли они заплутать на Сылве? Легенда о зимовке Ермака на Сылве возникла в Кунгуре в конце XVII в. Ее сочинили местные церковники, чтобы обосновать легенду о постройке Ермаком в окрестностях Кунгура часовни, сохранившейся до их времени. Вовсе фантастическими выглядят сведения «Истории» о том, что на Туре Ермак убил... Чингисхана и зазимовал в его граде Чинги-Туре. Старая столица ханства Чинги-Тура была заброшена после того, как сибирские ханы перенесли свою ставку па Иртыш. Сведения С. Ремезова о длительных остановках Ермака побуждали к поискам местонахождения его стоянок. В своей «Истории Сибири» Г. Ф. Миллер отметил, что казаки разбили первый зимний лагерь на Серебрянке, «укрепив его по своему обыкновению стоячим тыном, остатки которого еще до сих пор можно там видеть». Одно «Ермаково городище», пояснил Г. Ф. Миллер, находилось па северо-восточном берегу Серебрянки, при устье рч. Кокуй, другое располагалось на р. Тагил, в трех верстах ниже Барапчи. Там казаки пробыли несколько недель и также возвели укрепления. Поиски стоянок первой сибирской экспедиции продолжили в наше время археологи О. Н. Бадер, А. И. Рассадович, Ю. Б. Сериков. Проведя раскопки близ Медведь-камня на Тагиле, О. Н. Бадер обнаружил городище с мощным культурным слоем, с остатками вала, первоначальная высота которого составляла 1,60—1,80 м. Керамика, найденная на городище относится к XVII—XIX вв. О. Н. Бадер осторожно заметил, что вопрос о происхождении городища нельзя считать вполне ясным. Но это не помешало ему предположить возможность принадлежности городища дружине Ермака. Одновременно О. Н. Бадер высказал мысль о том, что русские, вероятно, использовали его как опорный пункт на пути в Сибирь в более позднее время — в конце XVI—XVII вв. А. И. Рассадович обследовала следы городища на Серебрянке близ устья Кокуя и нашла, что по устройству укреплений оно аналогично Ермакову городищу па Тагиле: окружено с трех сторон валом и рвом, общая площадь его 1296 м2. По поводу найденного тут наконечника копья А. И. Рассадович заметила, что копья такого типа и такой технологии встречались у местных манси и хантов с X в., но они известны также у русского и прибалтийского населения в XIII—XVII вв., такое оружие бытовало и в отряде Ермака, о чем свидетельствовали миниатюры Кунгурской летописи (миниатюры составлены в XVIII в.). Исходя из всех этих данных, А. И. Рассадович сделала предварительный вывод о том, что Кокуй городок можно считать местом первой зимовки Ермака. Такое предположение вызвало сомнения. 10. Б. Сериков провел повторное обследование местности и отметил, что найденные на Кокуе предметы имеют более позднее про-исхождение и не могут быть непосредственно связаны с первой сибирской экспедицией. Археологические поиски дают наибольший успех, когда они тесно увязаны с показаниями письменных источников. Среди этих последних наибольшую ценность представляют царские грамоты 1582—1584 гг., сохранившиеся в подлинниках. В грамоте 1582 г. значится, что Ермак выступил в поход 1 сентября 1582 г. Из грамоты от 7 января 1584 г. следует, что гонцы Ермака привезли в Москву весть о занятии Кашлыка никак не позднее лета — осени 1583 г. Две указанные даты определяют хронологию сибирской экспедиции. Они обладают наиболее высокой степенью надежности, поскольку опираются на самые ранние и достоверные источники. В целом с этими датами хорошо согласуется дата вступления казаков в Кашлык — «на память Дмитрия Селунского», 26 октября. Надо помнить однако, что последняя дата основана на воспоминаниях ветеранов похода, записанных более чем через 40 лет после экспедиции, и поэтому точность даты относительна. Во-первых, казаков могла подвести память. Во-вторых, день Дмитрия Селунского не принадлежал к числу самых почитаемых (а значит — и самых памятных) церковных праздников на Руси. Воспоминания казаков свидетельствовали во всяком случае о том, что столица Кучума была взята в конце осени, т. е. до ледостава и наступления зимы. Установленные даты связаны между собой подобно звеньям одной цепи. Ермак выступил в поход 1 сентября 1582 г., до зимы занял Кашлык, весною 1583 г. выслал гонцов в Москву. Иначе говоря, вольным казакам понадобилось два-три месяца, чтобы разгромить Сибирское «царство». Рассказы поздних летописей о трехлетних боях, выдержанных Ермаком на пути к Кашлыку, надо отбросить как недостоверные. На самом деле экспедиция Ермака была типичным казачьим набегом, стремительным и неодолимым. Отсюда следует, что археологи не имеют серьезных оснований для новых поисков «зимовий» Ермака на пути от Чусовой до Тобола. Неизбежно возникает вопрос: мог ли Ермак преодолеть расстояние от Чусовских городков до Каитлыка примерно за два неполных месяца или во всяком случае — до наступления зимы? Рассмотрим факты, имеющие существенное значение для ответа на этот вопрос. Маршрут Ермака всего точнее описан в Погодинской летописи, сохранившей фрагменты подлинных документов экспедиции. Согласно дорожной росписи, представленной казачьими гонцами в Посольский приказ, отряд Ермака прошел с Волги па Каму «и Камою рекою вверх же, а из Камы реки поворотил направо в Чюсовою (шел) вверх же; а из Чюсовой реки в Серебреную реку, а Серебреная река пришла от Сибирской страны в Чюсовую реку с правой стороны, и Серебреною рекою вверх же; а с Серебреной реки шел до реки Бороичюка волоком и суды на себе волочили, а рекою Борончюком вниз в реку Тагил, а Тагилом рекою на низ же в Туру реку ...погребли на нис же Турою рекою в Тобол...» Итак, подавляющую часть пути — примерно 1200 км из 1500 — флотилия Ермака прошла вниз по течению сибирских рек. Против течения судам пришлось идти лишь в Приуралье: 202 км от Чусовских городков вверх по Чусовой до устья Серебрянки и более 90 км вверх по Серебрянке. За перевалом от Баранчука п до Иртыша казаки прошли еще 1240 км. Несложный расчет показывает, что в предгорьях Урала отряду Ермака достаточно было продвигаться вперед по 15—16 км в день, па сибирских реках — по 35—40. Такая скорость была доступна для подвижных казацких стругов: казаки были превосходными гребцами. На таких крупных реках, как Тура и Тобол, они могли использовать также и паруса. При указанной выше скорости Ермаку было вполне достаточно 56 дней, чтобы достичь Иртыша. Продвижение отряда могли задержать столкновения с аборигенами. Но, как будет показано ниже, сопротивление со стороны редкого местного населения практически отсутствовало. Маршруты Ермака не были забыты последующими поколениями. Видимые следы его экспедиции остались наУральских перевалах. Унче С. Ремезов при составлении «Чертежной книги Сибири» в 1699—1701 гг. пометил на карте Урала подле наименования р. Серебряной: «Лежат суды Ермаковы». Эти сведения находят полную аналогию в кунгурских «сказах», которые сообщают, что «тяжелые суды (ермаковцы) покинута на Серебрянке». В последнем своем атласе — «Служебной чертежной книге» С. Ремезов и его сыновья отметили на карте Среднего Урала «волок Ермаков» и пунктиром обозначили путь экспедиции по Серебрянке, по одному из ее притоков, названному ими «Чуй», и далее за волоком по рекам Журавль, Баранча и Тагил13. Тот же самый путь обозначен и в исторических песнях о Ермаке: Где Ермаку путя искать? Путя ему искать по Серебряныой реке. По Серебрянной пошли, до Журавля дошли. Оставили оне тут лодки-коломенки, На той Баранченской переволоке Поздняя Строгановская летопись утверждала, будто казаки, покинув земляной городок Кокуй на Серебрянке, перешли «25 поприщ за реку, рекомую Жаравли» и попали на Туру реку. Летописец, как видно, плохо представлял географию Зауралья. С Журавля казаки никак не могли попасть на Туру, ибо Журавль впадает в Баранчу, Баранча в Тагил, а Тагил в Туру. Западные отроги Уральских гор весьма протяженны и занимают междуречье Чусовой и Камы. В предгорьях реки отличаются стремительным течением. В верхней части Чусовой течение особенно мощное. Посреди быстрины во многих местах выступают огромные скалы. Вместе с многочисленными подводными камнями и мелями эти скалы таили большую опасность для казачьих стругов. Чем дальше поднимались казаки вверх по Чусовой, тем труднее приходилось гребцам. По временам суда тащили бичевой. Но многие казаки раньше бурлачили на Волге, так что дело это было им не в новинку. С Чусовой Ермак повернул на Серебрянку. Свое название эта река получила за чистую прозрачную воду, отливавшую серебром. Берега Серебрянки порой сужались до 10—12 м, течение оставалось столь же стремительным, как и на Чусовой. Плавание против течения требовало огромных затрат физических сил. Казачья флотилия ползла вперед с черепашьей скоростью. Однако путь от Чусовских городков до устья Серебрянки не был длинным, а Серебрянка казалась и вовсе небольшой речкой. В предгорьях Урала реки имеют берега высокие, скалистые и обрывистые, и в пору дождей они не затопляли округу, но уровень воды в них поднимался на 2 м и более. Благодаря «большой воде» казаки получили возможность по Серебрянке и ее притокам подвести свои тяжелогруженые струги к самым перевалам. (Тагильские перевалы находились в том районе Уральского хребта, который подвергся сильному разрушению. К северу от перевалов стоит гора Благодатная.) Ермаку предстояло решить весьма трудную задачу — переправить за Камень целую флотилию, насчитывавшую несколько десятков судов. Вольным казакам не раз приходилось преодолевать многокилометровые волоки, перебираясь с Волги на Дои и обратно. Обычно они перетаскивали струги на катках. На Урале волоков не было. Чтобы добраться до перевала, ермаковцы рубили просеку в чащах и буреломе. У них не было возможности выравнять каменистый путь и волочить суда на земле, используя катки. Пришлось тащить грузы и суда на руках. Черкас Александров показал, что казачий отряд «с Серебреной реки шел до реки до Борончюка волоком, и суды на себе волочили». В «сказах» из Кунгурской летописи мояшо найти аналогичные сведения. Казакам, значилось в них, пришлось оставить на Серебрянке тяжелые суда, а «легкие струги таскали на Тагил реку» через тагильские волоки. Вольным казакам в XVI—XVII вв. известны были различные способы транспортировки стругов по суше. Турецкий автор Эвлия Челеби писал, что в 40-х гг. XVII в. казаки, «случалось, перетаскивали на своих спинах, словно носильщики с лямками, триста чаек по суше, по землям казаков и по землям валахов, потом выходили в Черное море, грабили и опустошали его побережье». Следует заметить, что казачьи чайки XVII в. были значительно крупнее волжских стругов XVI в. По мнению Г. Боплана, запорожские челны достигали 20 м в длину, 3—4 м в ширину и 4 м в высоту. На чайке было до 10— 15 пар весел. Такие суда поднимали до 50—70 казаков. Под командой Ермака были и тяжелые суда, но преобладали легкие струги, поднимавшие до 20 чел. Малые струги казаки Ермака смогли перетащить через горные перевалы. Тагильские перевалы, на которых побывал казачий отряд, отличались от обычных горных перевалов. Как и в некоторых других местах Среднего Урала, тут встречались большие седловины, основательно заболоченные даже в летнюю пору. Наличие седловин помогло транспортировке стругов. После небольшого отдыха отряд приступил к спуску по восточному склону Уральских гор, требовавшему меньшего напряжения сил. Главные трудности остались позади. Близ перевалов брали начало ручьи, впадавшие в Баранчук. Казакам пришлось бросить несколько тяжелых судов в горах. Для дальнейшей транспортировки грузов они наскоро срубили плоты и смастерили челны. Когда же флотилия вышла на «большую воду», достигнув Тагила, казаки сделали «плотбище» у подножия Медведь-камня близ Магнитной горы и, по преданию, выстроили там несколько стругов. Отряд сумел добраться до Кашлыка в течение примерно двух месяцев потому, что подавляющая часть их пути приходилась на зауральские реки. В Сибири им уже не приходилось, выбиваясь из сил, идти против течения. Восточные отроги Уральских гор, в отличие о г западных, имеют малую протяженность. Тем не менее на Тагиле течение достаточно сильное. Проплыв по нему, флотилия попала на более медленную Туру, по которой предстояло плыть наибольшее расстояние — несколько сот верст. С Туры экспедиция попала на Тобол. По Тоболу Ермак прошел более сотни верст. Налегая на весла, используя паруса при попутном ветре, флотилия быстро преодолела и это расстояние. Продвижение казаков неизбежно замедлилось бы, если бы им пришлось преодолевать сопротивление местного населения. Самые достоверные источники упоминают, однако, лишь о незначительных стычках менаду казаками и аборигенами. С. Ремезов включил в текст «Истории» фрагменты из кунгурских «сказов». Они находятся в разительном противоречии с многословными описаниями кровавых боев, якобы выигранных Ермаком на пути к Кашлыку. Оказавшись за уральскими перевалами, казаки (как повествует С. Ремезов) убедились, что «Сибирская страна богата и всем изобильна и живущие люди в пей невоисты» (невоинственны). Плывя по «лешим» местам с совсем редким и миролюбиво настроенным населением, казаки забыли об осторожности. В результате им пришлось пережить неприятные минуты, На Тоболе, читаем в «Истории» С. Ремезова, «ермаков ертаульный (передовой) струг похитиша бусурманы пред ними (перед прочими судами казачьей флотилии) с версту; казацы же велми грянута... и ту своих выручили вскоре невредных». Итак, то ли татары, то ли манси воспользовались беспечностью казаков и захватили струг, шедший в боевом охранении. Но и сами они не проявили должной бдительности, благодаря чему Ермак тут же отбил у них пленных здравыми и невредимыми. На пути к Кашлыку у казаков не было сражений, происходили лишь мелкие стычки. Посланцы Ермака подали в Посольский приказ «сказку», известную по тексту Погодинской летописи. Они кратко и без прикрас описали свое первое столкновение с татарами на Туре: «...догребли до деревни до Епанчины, [«что ныне словет Туринской острог»,—добавил летописец], и тут у Ермака с татары с кучюмовыми бой был, а языка татарского не изымаша». Авторы «сказки» избегали трафаретных выражений («брань велия» и пр.), которыми пестрели летописи. Как люди военные, они понимали, что Ермак потерпел в первой стычке неудачу, ибо ему не удалось добыть «языка», столь необходимого в начале похода. Это могло иметь катастрофические последствия для всей экспедиции. Бежавшие из-под Епанчина татары добрались до Кашлыка раньше Ермака и «царю Кучюму (все) то стало ведомо». Иначе говоря, сибирский хан своевременно получил известие о появлении русских и мог хорошо подготовиться к их встрече. Элемент внезапности, казалось бы, был безвозвратно утрачен. Однако, по «сказке» казаков, им в конце концов помогла беспечность Кучума, который «приходу на себя Ермакова не чаял, а чаял, что он воротитца назад на Чюсовую». Подозрения насчет беспечности Кучума, конечно же, наивны. С тех пор, как Кучум убил хана Едигера и завладел его троном, прошло много лет, заполненных непрекращавшимися кровавыми войнами. Силой и коварством Кучум смирил непокорных мурз и сломил сопротивление сибирских племен. Человек, возродивший могущество Сибирского ханства, был расчетливым и изощренным политиком. Именно поэтому его не слишком обеспокоили вести о появлении горстки казаков на Туре. Сибирский властитель прекрасно разбирался в русских делах. Он знал, что ногайские князья бесчестят царских послов, а московский государь, несмотря на это, шлет татарам богатые поминки, чтобы избежать войны с ними. Как ни парадоксально, появление пермских ратных людей в Зауралье отвечало военным планам Кучума. Нападение пелымцев на вотчины Строгановых годом ранее воочию убедило сибирских татар в том, что русские, занятые тяжелой борьбой с поляками и шведами, вывели из приуральских крепостей почти все гарнизоны. Прибытие пермских ратников на Тагил и Туру позволяло думать, что в пермских городках вовсе не осталось сил, и, следовательно, захватить их не представляло труда. В первых числах сентября, доносил царю главный пермский воевода, пелымской князь «с сибирскими людьми и с вогуличи приходил войною на наши пермские места и к городу Чердыни приступал». По словам Строгановской летописи, пелымский князь привел с собой «буйственных и храбрых и сильных мурз и уланов Сибирская не земли со множеством вой». Ни воевода, ни летописец не знали того, что стало известно Посольскому приказу после прибытия в Москву атамана Александрова. Будучи в Кашлыке, казаки Ермака узнали, что для нападения на Пермский край «царь Кучюм послал сына своего Алея с ратью». Алей был старшим сыном престарелого Кучума и наследником его «царства». Как видно, хан послал с ним свои лучшие отряды. Итак, Кучум не мог собрать для обороны столицы все свои войска, они ушли за Урал. Хан ждал вестей о взятии пермских городов. Как только чердынский воевода подвергнется нападению, русские должны будут немедленно отозвать своих ратников из сибирских пределов. Именно на это и рассчитывал Кучум. Его прогнозы начали оправдываться. Царь Иван послал вслед Ермаку строгий наказ немедленно вернуться и принять участие в обороне Пермского края. В расчеты Кучума закралась лишь одна ошибка. Он не знал того, что вольные волжские казаки двинулись в Сибирь по собственному почину. Грозный царский приказ их попросту не догнал. Чем ближе подходили казаки к столице Сибирского ханства, тем больше поселений попадалось на пути. В нижнем течении Тобола им пришлось идти сквозь татарские улусы и удалось наконец захватить «языка». По сведениям ранней Тобольской летописи, неподалеку от Тавды к Ермаку привели татарина Таузака из «царева Кучюмова двора». В ходе допроса пленника казаки получили столь необходимые им сведения о собранных Кучумом силах. Сведения были, по-видимому, малоутешительными. Близ устья Тобола отряд вступил в улус Карачи. В руки казаков попали большие запасы меда, собранного на нужды ханского дворца. Казаки поспешили перенести мед в свои струги. В «Кратком описании о земле Сибирской» можно прочесть, что до вступления в Кашлык казаки вели бон с татарами «по многи дни». Ранняя Тобольская летопись утверя;дала, будто Кучум выслал навстречу Ермаку царевича Маметкула и тот пытался остановить казаков в урочище Бабасан, но был обращен в бегство. При вступлении отряда в Карачнн улус произошла новая «брань», после чего казаки обратили в «невозвратимое бегство» конных и пеших татар, поджидавших их на берегу Иртыша. Хотя тобольский книжник употреблял такие выражения, как «брань велия» и прочие, описанные им военные столкновения имели, скорее всего, характер небольших стычек. В стычке на берегу Иртыша Кучум и Маметкул не участвовали. Они медлили с вводом в бой главных сил и лишь наблюдали «за падением своих» с высокой горы на Чувашском мысу. Со своей стороны и Ермак не сразу решился атаковать хана ввиду многочисленности его войска. Казачья флотилия проследовала вверх по течению Иртыша и бросила якорь против урочища Атик-мурзы, которое стало местом ночлега русских. Казаки помнили чувство неуверенности, какое испытали при виде татарской рати. Накануне решающей битвы собрался казачий «круг». Дело происходило в урочище Атик-мурзы ночью. Некоторые из казаков, поддавшись панике, «восхотеша тоя нощи бежати». Отступление неизбежно привело бы к гибели всего отряда. Но Ермак не для того преодолел все преграды, чтобы отступить, будучи у самой цели. Неуверенность казаков объяснялась, очевидно, тем, что вплоть до битвы на Чувашевом мысу у них не было еще серьезных столкновений с противником. Сибирские источники дают различные даты боя, развернувшегося в окрестностях ханской столицы. По Синодику ранней редакции, срая;епие произошло 26 октября. Составитель второй редакции Снподпка исправил дату на 23 октября и вычеркнул из текста указание на «первой бой». Составитель ранней Тобольской летописи принял эту дату и попытался объяснить, почему казаки выиграли бой 23 октября, а в покинутую столицу татар вступили лишь 26 октября. В бою, записал летописец, казаки «утрудишася» и потому «обночевашись», отступив от Чувашева. Летописец так и не смог объяснить, где провели они еще две ночи. Со временем эта версия обросла новыми подробностями. На рубеже XVII— XVIII вв. С. Ремезов красочно описал, как под Чуваше-вым казаки «билися 3 дня без опочиву неотступно», затем по неизвестным причинам отошли за реку, переночевали там, а утром вошли в Капшык. Приведенные подробности не выдерживают критики. Ранняя редакция Синодика передала воспоминания очевидцев в наиболее точном виде. Ветераны Ермака со всей определенностью указывали на то, что «первый бой» с татарами произошел у самых стен Кашлыка на Чувашевом мысу 26 октября и в тот же день они вступили в покинутую врагом столицу. Кучум надеялся остановить русских на подступах к Кашлыку. С этой целью оп приказал устроить засеку на Чувашевом мысу. За стволами поваленных деревьев татары надеялись надежно укрыться от казачьих пуль. Неверно было бы думать, будто татары не знали огнестрельного оружия, и гром казачьих пищалей поверг их в ужас. За несколько лет до похода Ермака Кучум обратился в Крым с просьбой прислать ему артиллерию для войны с московским царем. От Крыма до Сибири далеко, Казань ближе. По преданию, пушки были привезены в Кашлык из Казанского ханства (до занятия его русскими). Источники различного происхождения сообщают о том, что одну или две пушки татары установили на горе у Чувашева мыса. Однако в ходе сражения эти пушки не произвели ни одного выстрела. Казаки наивно полагали, что им удалось «заговорить» вражеские орудия. В конце концов татары будто бы столкнули орудийные стволы с кручи навстречу карабкавшимся наверх казакам, и пушки упали в воду. Многолетние войны с татарами и турками закалили казаков и научили использовать в полной мере преимущества их вооружения. Когда казачьи струги сближались на море с вражескими судами на расстояние выстрела, казаки бросали весла и беспрестанно палили с одного борта, в то время как их товарищи подле другого борта перезаряжали пищали. Залпы следовали один за другим. На реках казаки сражались так же, как и на море. И тут они старались поразить врагов меткой пальбой и лишь затем брались за сабли и довершали разгром врага па суше. Кучум поручил оборонять засеку царевичу Маметкулу, а сам со свитой расположился поодаль на горе. Если верить Строгановской летописи, Маметкул велел своим воинам сделать проходы в засеке и атаковать русских. Казаки встретили татар убийственным огнем. Раненый Маметкул едва избежал плена. Слуги успели увезти его на лодке па другую сторону Иртыша. В войске Кучума поднялась паника. Хантские князьки, по преданию, покинули позиции после первых же залпов. Вскоре их примеру последовали мансийские и татарские воины. Кучум наблюдал за боем с горы. Едва русские начали одолевать, он обратился в бегство, бросив свою столицу на произвол судьбы. Неприятельские воины, вооруженные луками, саблями и копьями, нанесли казакам небольшой урон. По всей видимости, у них даже не было убитых. Тобольские ветераны ничего не могли сказать о своих потерях под Кашлыком, и им пришлось дважды указать на есаула Брязгу и его товарищей. Однако Брязга, Окул, Иван и Карчига, записанные в Синодик два раза, погибли, по-видимому, не в бою у засеки, а на рыбной ловле. Собиратель казачьих «сказов» С. Ремезов, упомянув о погибших рыболовах, заметил: «Се первое убиение казаком в Сибири». Приведенное замечание находится в разительном противоречии с описаниями кровавых битв, которыми заполнен весь текст «Истории» Ремезова. Недостоверность этих описаний выяснена выше. Казаки одержали легкую победу над многочисленным неприятелем потому, что лучшие, наиболее боеспособные силыСибирского ханства и входившего в его состав Пелымского княжества участвовали во вторжении на Русь и еще не вернулись в Кашлык из похода. Что же касается мансийских и хантских воинов, то они сражались без всякой охоты. В Кашлыке казаки нашли богатую добычу, и прежде всего множество мехов, собранных в ханскую казну за много лет: драгоценные собольи меха, чернобурые лисицы, шкурки куниц и белок. Следуя законам вольных казаков, Ермак велел разделить добычу поровну между всеми Местные племена, покоренные татарами и платившие им дань, отнеслись к казакам весьма миролюбиво. Уже на четвертый день после бегства Кучума князек Бояр привез Ермаку в Кашлык рыбу и прочие припасы. Одновременно татарские семьи стали возвращаться в свои покинутые жилища в окрестностях Кашлыка. Ермак одержал победу, но торжествовать было преждевременно. Лихой набег удался. Однако осень была на исходе, и казачья флотилия не могла пуститься в обратный путь. В ноябре грянули морозы. Реки — единственные пути сообщения — подернулись льдом. Пришлось вытащить струги на берег. Началось первое трудное зимовье. ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ К РОССИИ Источники, повествующие о пребывании казаков в Сибири, скудны и противоречивы. Использовать их можно лишь после тщательной и всесторонней проверки. Тобольские ветераны, чьи воспоминания легли в основу Синодика ермаковым казакам, упомянули о двух эпизодах, имевших место вскоре после их вступления в Кашлык. «Тое же зимы», значится в Синодике, у казаков был бой с татарами под Абалаком «декабря в 5 день»; «тое же зимы» татары избили казаков, направлявшихся на рыбалку под Абалак «декабря в 5 день». В ранней Тобольской летописи, также опиравшейся на показания ермаковцев, эти два эпизода изложены в иной последовательности. Первое зимовье в Сибири было особенно трудным. Чтобы иметь пропитание, русские пытались наладить рыбный промысел. 5 декабря «дружина Ермака», как повествует летопись, отправилась на оз. Абалак. Царевич Маметкул «со многими людьми» подстерег рыболовов, напал на их станы и истребил всех до единого. Узнав об этом, Ермак бросился в погоню за Маметкулом и в упорном бою разгромил его войско. Летописец не упомянул о том, что артель рыболовов возглавлял Богдан Брязга, однако в архиепископском Синодике ранней редакции это имя было названо. Погодинский летописец воспроизвел Есиповскую летопись, сделав исключительно важное дополнение к ее тексту. Он записал, что избитую на Абалаке казачью станицу возглавлял «есаул казачей имянем Брюзга». В Синодике Брязга фигурировал без обозначения чина. В летописи С. Есипова все имена были опущены. Погодинский летописец не имел под руками раннего Синодика, а следовательно, сведения об имени и чипе погибшего казака он почерпнул из «архива» Ермака. В архивных документах он нашел и своеобразную транскрипцию имени Брязги — «Брюзга». В воспоминаниях тобольских казаков вырисовывается весьма сбивчивая хронология. Возникает вопрос, в самом ли деле бой с Маметкулом на Абалаке имел место в дни первой зимовки казаков в Сибири? По данным Кунгурской летописи, Брязга благополучно пережили зиму и весною — летом возглавил поход казаков на Обь. Документы из «архива» Ермака обнаруживают недостоверность последней версии. Не позднее лета 1583 г. Ермак отправил на Русь гонцов с письмом, в котором сообщал о разгроме сначала Кучума с детьми, а затем Маметкула: «...сибирского царя Кучюма и с его детми... и с его вой победита и брата царя Кучюмова царевича Маметкула розбиша же...». Приведенные строки следует рассматривать как прямое указание на битву при Абалаке. Эти данные повышают достоверность показаний тобольских ветеранов о битве 5 декабря 1582. Тобольский летописец С. Есипов подчеркивал, что под Абалаком имела место не мелкая стычка, а «брань велия на мног час». Строгановский летописец также описывал это столкновение как крупную битву, прекратившуюся лишь с наступлением ночи. О масштабах сражения говорят потери, понесенные отрядом Ермака. В Синодике можно прочесть следующую запись: «Тое же зимы бысть бой с нечестивыми под Обалаком декабря в 5 день, и на том деле убиенным Сергею, Ивану, Андрею, Тимофею и с их дружиною вечная память средняя». Помимо названных лиц на Абалаке погибли Богдан Брязга, Окул, Иван и Карчига. Тобольские казаки припомнили имена примерно десятой части товарищей, погибших в сибирском походе. Всего они назвали 37 чел., 8 из которых были жертвами столкновений на Абалаке. Ряд подробностей битвы сообщают документы Посольского приказа, составленные после прибытия в Москву Черкаса Александрова. Под ударами казаков, читаем в наказе посольских дьяков 1585 г., «сибирский парь Кучум убелгал в поле», после чего «племянник Кучумов Маметкул-царевич, собрався с людми, приходил в Сибирь на государевы люди, и государевы люди тех всех людей, которые были с ним — болше десяти тысяч — побили...» Сведения о наличии у Маметкула 10 тыс. воинов следует признать преувеличенными. Но сомневаться в том, что на стороне татар был огромный численный перевес, не приходится. Следует иметь в виду, что ко времени битвы на Абалаке в Сибирь вернулись войска, ранее направленные Кучумом в Пермский край. В то время, как Ермак стремительно продвигался из Чусовских городков к Кашлыку, царевич Алей с многочисленными отрядами ушел к Чердыни и завязал там бои с воеводой В. Пелепелицыным. В итоге Ален вернулся на Иртыш на несколько недель позлее, чем туда прибыли казаки. Отряд Алея понес потери. Воины были утомлены длительным походом, и Кучум, возможно, дал им отдохнуть, прежде чем послал в составе войска Маметкула против Ермака. В случае успеха Маметкул рассчитывал полностью изгнать русских из ханской столицы. Уничтоясение станицы Брязги на Абалаке должно было послужить прелюдией для последующего наступления на Кашлык. Кашлык располагался всего в 15 верстах от Абалака. Городище имело сильные естественные укрепления. Оно располагалось на высоком обрыве у самого Иртыша. Его окружали земляные валы. Но Ермак понимал, что победу ему мои;ет принести только наступление. Судя по потерям в казачьем отряде, сражение па Абалаке носило исключительно упорный характер. В условиях суровой зимы казаки лишены были возможности использовать свои подвижные струги для маневров. Тем не менее они победили большую татарскую рать. События на Абалаке мало походили на то, что произошло на Чувашевом мысу. На этот раз ни о пленении Маметкула, ни о панике в его войске не было и речи. Бой был кровопролитным. Казакам надо было победить либо умереть. И они выстояли. Победа горстки пеших казаков над объединенными силами Сибирского ханства объясняется как чисто военными, так и моральным факторами. В первом столкновении с воинами Алея на Чусовой, а затем в бою на Чувашевом мысу Ермак нанес противнику столь мощный удар, что татары долго не могли оправиться от него психологически. Не занятие Кашлыка, а победа под Абалаком определила успех экспедиции Ермака. Овладение «царствующим градом» Сибирского ханства и разгром войска Маметкула поставили казаков лицом к лицу с проблемой организации управления краем. Ничто не мешало Ермаку учредить в Сибири порядок, отвечавший вековечной мечте народа о воле. Вместо этого казаки стали править именем царя, привели к присяге на государево имя и обложили местное население государевым налогом — ясаком. Как объяснить столь неожиданный поворот событий? Ермак и его атаманы имели большой военный опыт и понимали, что им не удержать Сибирь без прямой поддержки со стороны вооруженных сил Русского государства. Приняв решение о присоединении Сибири, они немедленно запросили Москву о помощи, что определило все их последующие шаги. Неправильно было бы думать, будто Ермак руководствовался только военными соображениями. Он и его помощники многие годы несли службу в государевых полках. Возвращение на царскую службу казалось им лучшим выходом из создавшегося положения. Но помимо ермаковцев в экспедиции участвовали также «воровские» казаки, поставленные царским указом вне закона. Для них обращение к Ивану IV сопряжено было с определенными коллизиями. Дух социального протеста издавна жил в среде вольного, и особенно «воровского» (по терминологии царской администрации), казачества. Однако сознание угнетенных и обездоленных людей имело свои особенности. Они склонны были винить в своих бедах лихих бояр и приказных, притеснявших их, по не православного батюшку-царя, стоявшего на недоступной высоте. Наивные царистские иллюзии не покидали народ ни в пору успехов, ни в пору бедствий, обрушившихся на страну в конце Ливонской войны. Иван IV пролил немало крови подданных. Он навлек на свою голову проклятия знати. Но ни казни, ни поражения не могли уничтожить его популярность, приобретенную в годы «казанского взятия» и реформ. В фольклоре Иван IV остался Грозным, но справедливым государем. Причиной такой оценки было, возможно, то, что он был последним царем, при котором народные массы — феодально-зависимые крестьяне — не утратили права выхода в Юрьев день и не превратились в крепостных. Популярности Грозного способствовало и то, что он, казня бояр, имел обыкновение всенародно объявлять их вину и обращаться к толпе за одобрением. По временам царь публично наказывал и приказных, уличенных во взятках и мошенничестве. Решение ермаковцев обратиться в Москву свидетельствовало о личной популярности Ивана IV как среди служилых, так в известной мере и среди «воровских» казаков. Некоторые из объявленных вне закона атаманов рассчитывали «сибирской войной» покрыть свою прошлую вину. Кучум после поражения откочевал на юг. Северные пределы его «царства» остались без защиты. Туда и устремились казаки, с тем чтобы обложить население ясаком и привести его к шерти. Эт< 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |