Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МИРОВОЙ ЛАД ПРОТИВ МИРОВОГО ЗЛА
Дорогие друзья, братья и сестры славяне! В своем докладе я хочу познакомить вас с некоторыми итогами исследований, проводимых Институтом русской цивилизации. Главное противоречие всех мировых эпох, которое можно изучать по письменным источникам (по крайней мере, с конца I тысячелетия до н. э.), – это столкновение цивилизаций духовных с цивилизациями агрессивнопотребительскими. Если первые ориентированы на духовные понятия добра, правды и справедливости, соборность, нестяжательство, то вторые – на рационализм, индивидуализм, стяжательство и эгоизм. Примером духовной цивилизации является цивилизация славянская и славянорусская, примером агрессивнопотребительской – цивилизация современного западного мира. Именно в столкновении этих двух цивилизаций решаются главные вопросы современности. Славянская и славянорусская цивилизации в современном мире являются духовным воплощением мирового лада. История Европы состояла в непрекращающейся борьбе двух цивилизаций – германороманской и славянской. Каждая из этих цивилизаций строилась на собственных основаниях. В славянском мире преобладали общинные начала над личными, духовное – над материальным. В западном – царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным. В отношении к другим народам у Запада преобладало завоевание. Тогда как миродержавной ролью славянского племени было не завоевание, а хозяйственнокультурный подъем страны. Основные духовнонравственные понятия славян сформировались еще до принятия христианства. Об этом свидетельствует тот факт, что слова, выражающие главные духовнонравственные понятия у большинства славянских народов звучат одинаково. Это прежде всего слова: «добро» и «доброта», «правда», «справедливость», «вера, «верность», «дух», «душа», «ум», «право», «власть», «честь», «гостеприимство», «счастье». Славянский мир был укоренен в понятиях добра, правды и справедливости. О приверженности славян к этим духовным понятиям говорят древние письменные источники. Так, греческий географ и историк Страбон отмечает «добротолюбие (любезность), справедливость и правдивость (простоту) славян». Родовой чертой метафизики славянорусской цивилизации, как и общеславянской, является ее онтологическая укорененность в духовных понятиях добра, правды, справедливости, воплощенных в понятии «Святая Русь». Именно через нее Православие стало парадигмой русской цивилизации. Именно понятие «Святая Русь» легло в метафизическую основу «символов духовного опыта» русской цивилизации. Как учил меня митрополитСанктПетербургский и Ладожский Иоанн Снычев, Святая Русь – особое благодатное свойство триединого русского народа, делающее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности, совершенствованию и преображению души сделали триединый русский народ народомбогоносцем, новым Богом избранным народом, но не смысле противостояния другим народам и стремления господствовать над ними, а в смысле первенства в борьбе с мировым злом. Славянский мир стал главным разрушителем центров мирового зла – Хазарского каганата, Тевтонского ордена, остановил католическую экспансию, уничтожил империю Наполеона и Третий рейх Германии, перемолол татаромонгольскую и Османскую империи. Изучая труды русских святых и подвижников Православия, сочинения славянофилов и таких великих мыслителей, как Ф.М. Достоевский, можно выделить самые важные в духовной истории славянорусской цивилизации идеалы: – идеал церковности и духовной цельности – неразрывность веры и жизни. Вера одухотворяет жизнь и придает ей смысл; – идеал добротолюбия как критерия истинной христианской жизни и святости; – идеал нестяжательства – преобладание духовнонравственных мотивов жизни над материальными; – идеал самодержавной монархии, симфонии светской и духовной власти, возглавляемой царем и патриархом; – идеал соборности – растворение личности в Церкви, монархическом государстве, Православном народе; – идеал патриотизма – любовь к земному отечеству как преддверию Царствия Небесного. После веры в Бога патриотизм – высшее выражение духовности человека. Символы Святой Руси раскрывают онтологию бытия русской цивилизации. Бытие в метафизике русской цивилизации – сверхчувственная реальность, познание которой открывает смысл Русского мира и назначения русского человека. Космос в метафизике – порядок, разумность, красота и величие Русского мира, за которым стоит Бог. Бог – первый объект метафизики, познавая Его, человек познает мир. В системе мироздания русская цивилизация как особая духовная общность жестко противостоит западной цивилизации, рассматривая ее как разрушительный фактор в развитии человечества. Русские мыслители, размышляя об особенностях развития России и Запада, отмечали коренное различие их путей. Раскрывая самобытные начала славянорусской цивилизации, они доказывали, что Православие через Россию может привести к перестройке всей системы культуры. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения – история дает ей право на это за всесторонность и полноту русских начал. У славянофилов было очень глубокое сознание не только особого пути России, но и всемирной задачи России. Эта всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада. Система духовных ценностей славянорусской цивилизации и составляет мировой лад, к которому должно стремиться все человечество. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |