Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






К ФИЛОСОФИИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Школа на латинском языке «scola», то есть скала, а суть этого слова скалистая лестница для восхождения души и духа человека. Где находиться эта лестница? Разумеется в школе.

Что обозначают слова «учитель», «ученик»? Семантика этих понятий будет ясна, если раскрыть значение ядра «Уч» У+Ч / У - Логос, Свет, Жизнь, а Ч – чело, то есть ученик /. Воспитание – это питание оси /в-ос-питание/, речь идет о питании духовной оси. Слово «образование» говорит нам о том, чем питается духовная ось - образами. Значит, воспитание должно пройти через питание духовной оси возвышенными, утонченными образами Красоты, Любви, Преданности, Мужества, Науки и т. п.

«Просвещение» пр-ос-вещение «Ось вещает». Урок - это слово несет в себе многогранное значение. У - опять Логос, Свет, Жизнь, Слово /вначале было Слово, и Слово было Бог/. У – суть Высших Идей. Вторая часть – рок – судьба, проходящая через Свет, - так расшифровывает эти слова академик Ш. А. Амоношвили, доктор психологии и педагогики. Те же понятия и в древних источниках.

Весь Мир переживает грозное время техногенных и природных катастроф, политических потрясений, падение нравов. В нашей стране это приобрело наибольшую остроту, особую тревогу вызывает духовное и нравственное состояние нашего общества и нашей молодежи. Надо срочно обратиться к Культуре, как синтезу науки, искусства, философских и духовных учений и в связи с этим возникает необходимость переосмысления целей и ценностей образования, ведь главная ценность и богатство на земле – это дети, какими мы их воспитаем такое и получим общество. Учитель должен быть носителем истинной Культуры и понимать ее Космическую сущность. Рассчитывать на скорый результат он не может, так как культура и человеческая духовность созидается веками и тысячелетиями, а разрушается годами, но он должен приложить максимум усилий, чтобы Культура и Духовность присутствовала в наших знаниях, в нашем поведении, в нашем труде каждый день.

Культура в своей эволюции есть великое объединяющее начало. Культурный человек всегда будет уважать культуру другого человека, культурный народ всегда поймет, через культуру другой народ. Никакие социальные и экономические преобразования, смена власти, ни достижения цивилизации не помогут, если человек не изменит себя внутри и не устремится к осознанию себя частицей Высшей Духовности. Поэтому главная задача учителя помочь ребенку понять свой внутренний мир, развить его творческие способности, чтобы он преобразил и улучшил себя, научить ребенка осознанию Красоты, понятию Культуры, как основы всего сущего на Земле и в Космосе, научить ребенка, что перемены в его жизни могут наступить только при расширенном сознании и принятии духовного начала, как главных составляющих жизни и эволюции на земле.

Человек и Вселенная едины, и путь к Высшему идет через знания Космических Законов, знания этих законов в себе и знания себя в каждом дне и труде. Существует одна Истина, которую можно познать, постигнув Основы Единства, которые утверждают, что во Вселенной все сотворенное взаимосвязано, взаимопроникается, взаимозаменяется, и это относится ко всему живому. Из этой сокровенной взаимозаменяемости атомов и сознаний всего сущего, большого и малого, конечного и бесконечного, вытекает Единая Жизнь о которой можно сказать «Я вечно во всем и все вечно во мне» это концепция утверждает Божественность Разума и Интуиции и все творения и проявления Мироздания.

Основу теории Гуманно- личностной педагогики составляет идеи, сложившиеся в классическом духовно-философском наследии. Способ ее постижения извлекается из классических педагогических учений, культурно-философского наследия всех Времен и Народов, которые являются Чащей Мудрости. Смысл Гуманной педагогики подведение духовно-нравственной основы под все образование, а это значит, что при единстве воспитания и обучения в образовании ведущим является воспитание на основе общечеловеческих ценностей, какой бы предмет не изучался (математика, история, русский язык, иностранный язык, биология, химия и т.д.) Он говорит - "Гуманная педагогика не есть открытие современной педагогической мысли. Новое здесь в том, что мы осознаем ее суть, которая дается вот уже несколько тысячелетий высшими источниками – Священными писаниями мировых религий и классическими педагогическими учениями".

Смысл этой педагогики ведение ученика по пути совершенствования своего духовного мира и понимания своего предначертания и понимания суровости долга, по пути умножения добра и Любви на земле, помочь ребенку найти в себе возвышенную душу и служить ей преданно.

Цели гуманно - личностного образования это создание Благородного человека.

Данную цель можно решить с помощью следующих задач:

- помогать детям осознать огромную силу добрых чувств, слов, мыслей, поступков;

- помогать осознать ответственность за свои поступки, мысли;

- помогать познавать, что значить Любовь, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость, - Честность.

- помогать познавать себя, свой внутренний мир;

- помогать постигать красоту природы и чувствовать ее состояние;

- воспитывать желание радовать людей, помогать им;

- развивать интерес к духовной жизни, к философствованию;

- развивать наблюдательность, внимательность, догадливость, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей;

- развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;

- поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов.

Гуманное образование является стержнем формирования нравственно-эстетических убеждений подрастающего поколения, но для этого необходимо, чтобы учитель создал вокруг себя субъективное образовательное поле. Такое притягивающее к себе образовательное поле может создать учитель мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностного подхода в своей практике к ученику. Поэтому важный момент подготовки и переподготовки учителей на основе гуманно–личностной педагогики, необходимость раскрытия в них истинного творчества, расширение их сознания, а расширение сознания может идти только через Духовность и Культуру учителя.

 

Упражнение «Волшебный магазин»

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им недостает для того, чтобы считаться действительно толерантными людьми.

 

Необходимое время: 20 минут.

 

Процедура проведения. Попроситеучастников группы представить, что есть магазин необычных «вещей»: терпение, снисходительности, принятие других, чувство юмора, чуткости, доверия, альтруизма, терпимости к разногласиям, умение владеть собой, доброжелательности, склонности не засуживать других, гуманизму, умение слушать, любознательности, способности к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Ведущий выступает в роли продавца, что обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или немного «вещей», которых у него нет. (Это те качества, что, по мнению группы, важные для толерантной личности, но отмечены «0» в колонку А опросника этого участника, то есть слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпение», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». Как плату продавец просит у покупателя что-то вместо, например, тот может расплатиться «чувствам юмора», которого у него с избытком.

 

Рефлексия занятия

Какие качества присущие толерантной личности?

Какие качества характерные для интолерантной личности?

Какие условия, на ваш взгляд, необходимые для формирования толерантной личности?

 

 

Упражнение «Кто похвалит себя лучше от всех»

Цели:

• развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самого себе;

• развитие способности к самоанализу.

 

Необходимое время: 20 минут.

 

Оборудование: бланки с табличками для каждого участника.

 

Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.

 

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого бывают приступы скуки, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не достоин в этой жизни, ничего у тебя не выходит. В такие моменты забываются все собственные достижения, добытые победы, способности, радостные события. Но каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании есть такой прием, когда психолог вместе с клиентом составляет достопримечательность, в которую заносятся достоинства, достижение, способности этого человека. Когда плохое настроение, то чтение достопримечательности добавляет бодрости и помогает оценивать себя адекватнее. Ведущий предлагает участникам выполнить подобную работу.

Участникам раздают бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. "Мои лучшие черты": в этот столбик участники должны записать черты или особенности своего характера, что им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

 

"Мои способности и таланты": сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

 

«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой отрасли.

Ведущий по своему усмотрению (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои достопримечательности.

Заполненные достопримечательности остаются у участников.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...