Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности экологического воспитания дошкольников в условиях детского сада

 

Живая природа долго рассматривалась в педагогике как один из наиболее важных факторов воспитания и образования дошкольников.

Субъективное отношение к природе начинает развиваться в ребенке только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется к дошкольным годам. В первую очередь, это опыт прямого контакта с животными и растениями и, во-вторых, опыт взаимодействия со взрослыми, во время которых ребенок раскрывает некоторую информацию о мире природы и ему транслируются взрослые экологические установки. Отношение к природе дифференцируется ребенком в отдельную категорию к 5 – 7 годам – в дошкольном возрасте [17].

Объективный мир, общественная жизнь и природа - главные источники для детей в формировании восприятия и мировоззрения. Мир природы, удивительный и красивый. Но способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», не развивается сама по себе, не дана при рождении в готовом виде, а формируется и воспитывается. Имея дело с природой, изучая объекты и явления окружающего мира, дошкольники постепенно постигают мир, в котором они живут: изучают удивительное разнообразие флоры и фауны, понимают роль природы в человеческой жизни, ценность ее познания. Кроме того, осознают моральный и эстетический смысл и переживают события, которые мотивируют их заботиться о сохранении и улучшении природных ресурсов [3].

В работе Д.Ф. Петяевой были установлены существенные изменения в эмоциональной сфере ребенка при переходе от раннего детства к дошкольному. Во-первых, появляются особые формы сочувствия к действиям и состоянию другого объекта; во-вторых, меняется функциональное место аффектов в структуре поведения, т.е. появляются опережающие эмоциональные переживания, предвосхищающие последствия выполняемых действий; в-третьих, появление эмоционального предвосхищения подразумевает изменение в самой структуре эмоциональных процессов, в которые постепенно включаются помимо вегетативных и моторных реакций различного рода познавательные процессы (сложные формы восприятия, памяти, образного мышления, воображения).

Таким образом, высокая степень развития идей о живом, о мире природы может служить интеллектуальным основанием для формирования таких эмоциональных проявлений, детерминированных отношений к естественным объектам как сочувствие[33].

Многие выдающиеся учителя, мыслители и психологи прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знания, инструмент для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский говорил о том, чтобы «вести детей в природу», видел в природе доступный и полезный для их умственного и словесного развития источник [7, с. 19]. Значительный вклад в развитие содержания и методы ознакомления дошкольников с природой, сделан Е.И. Тихеевой. Она рассматривает природу как условие или элемент окружающей среды, в которой дети живут своей естественной детской жизнью [9, с. 42].

Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н.Николаевой, П.Г.Саморуковой, Е.Ф.Терентьевой и др.

 

Большую значимость для разработки методов экологического образования дошкольников имели исследования Н. Н. Кондратьевой, которые посвящены развитию содержания и структуры программы системных знаний о живом для детей дошкольного возраста.

Анализируя диапазон философских и педагогических исследований, автор определил компоненты системы знаний о живом мире для дошкольников. Эти компоненты включают:

- целостность живой природы, которая является результатом взаимодействия образцов и функций и является самым важным условием в существовании живого организма;

- целостные системные свойства живого организма: метаболизм определенного взаимодействия с окружающей средой, проявленный в еде, дыхании, движении, и т.д.; способность развиваться и способность к самовоспроизводству, представленная в росте, развитии и воспроизводстве живых существ; адаптация проживания к условиям существования (окружающая среда) как относительно постоянным так и изменяющимся;

- детерменированность живого неживым, их тесная связь и взаимозависимость; - живую природу нужно рассмотреть как открытую систему, которая существует и функционирует только при условии постоянного взаимодействия с окружающей средой;

- системная организация места жительства: проживание на любом уровне организации должно быть рассмотрено как система, которая является морфологическим и функциональным единством ее компонентов, и как часть следующего уровня организации, в которую она вовлечена в процессе жизни [19, с. 48].

Рыжова Н. А. подчеркивает необходимость экологизации в деятельности дошкольников, обогащения её содержания за счет экологического компонента. Автор имеет мнение, что экологическое образование дошкольников должно быть основано на активном подходе, так как эта деятельность строит ум ребенка. В этом отношении, предпочтительны такие формы как игра, наблюдение и экспериментирование. Это возможно, когда существует организация экологической и образовательной среды в дошкольном учреждении [6, с. 92].

Образец - педагогические действия В. А. Сухомлинского, который написал, что «любоваться красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности»[48].

Его практические действия убедительно доказали, что хорошие чувства имеют корень в детстве, а гуманность, доброта, достоинство рождаются в труде, уходе и беспокойстве о красоте мира [7].

«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М.М. Камшилов [17, с.15].

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике в статьях, методических разработках (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Практически все современные комплексные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников. В настоящее время разрабатываются авторские экологические программы.

Исследователи выдвигают на первый план следующие особенности процесса экологического образования:

1. ступенчатость:

– формирование экологических понятий,

– развитие экологического сознания и чувств,

– формирование веры в необходимость экологических действий,

– развитие навыков и привычек поведения в природе;

2. продолжительность;

3. сложность;

4. скачкообразность;

5. активность[4].

Основанное на этих принципах мировоззрение главной целью экологического образования детей видит формирование их экологической культуры, определенной как комбинация экологического сознания, экологических чувств и экологических действий.

Экологическое образование имеет цели:

- приобщение детей к экологической культуре;

- формирование оснований экологического мировоззрения;

- формирование, расширение и углубление взглядов дошкольников о природе;

- развитие соответствующих содержанию познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

- детское участие в экологически ориентированных действиях;

- личное обогащение детского опыта положительным, гуманным взаимодействием с природой, путем расширения экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неодушевленной природы.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общей человеческой культуры, она включает различные шаги и правила формирования экологического сознания человека (интересы, потребности, отношения, эмоции, чувства, эстетические суждения и т.д.).

Очень важен психологический аспект, который включает: развитие эстетического сознания, формирование соответствующих (естественных) потребностей, побуждений и человеческих отношений. Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Психологические исследования показали, что в раннем детстве особое значение имеет развитие различных форм мирового познания и восприятия, креативного мышления, воображения. Умение по–детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие объектов природы, их разнообразия, обладает эмоциональным эффектом для детей, дает им радость, восхищение, удивление, таким образом, улучшая эстетическое развитие.

С дошкольного возраста важно посеять в детях идею, что человеку нужна экологически чистая окружающая среда. Гуманистическая сущность ответственности дошкольников предполагает единство познавательного и практического действия, чтобы улучшить природу, создать направленность на созидание, а не на потребление.

Понимание ценности природы, как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека, развитие контакта с природой, восприятие её облагораживающей силы в соответствии с нашими моральными ценностями, жаждой знаний реального мира в единстве с моралью – эстетические чувства – все это в конечном счете определяет будущие отношения с окружающей средой. За первые семь лет закладывается основа взаимодействия с природой, с помощью взрослых, ребенок начинает признавать её общую ценность для всех людей [3].

Целью экологического воспитания целесообразно считать экосознание, формирующееся в деятельности ребёнка, и увеличивающееся, если стимулировать его интерес к природе, пробудить чувства, сострадание; важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе и обеспечить суждение по этой проблеме.

В 3 – 5 лет более ясно определяются элементы этого сознания: интерес к природе, к определенным действиям, эмоциональным реакциям, более информированной оценке поведения человека в природе. В этом возрасте проявляется ясная потребность в связи с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка. Ребенок, как правило, не отделяет себя от природы, рассматривая себя как часть природы; во-вторых, для каждого ребенка появляются эстетические и этические чувства к природе, с различными эмоциональными тонами, положительными или отрицательными [9].

Например, положительное - сформированное осознание ценности природы, эстетического отношения к нему, духовного обогащения человека. Другое условие формирования экологической культуры - потребность поместить детей в ситуации, в которых они могут активно, творчески и независимо приобретать опыт и справляться с миром вокруг нас. Основные принципы экологической культуры могут быть построены только в процессе связи с природой и педагогически хорошо организованного действия; важно, чтобы в процессе экологического образования, приобретении знаний, умений и навыков не было самоцелью, но способствовало формированию оснований экологической культуры.

Формирование экологически образованной индивидуальности в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения возможно когда решаются следующие задачи [5]:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Развитие детских экологических элементов осведомленности определено содержанием и характером (степень трудности) знаний о природе. Это должно быть знание экологического содержания, отражающее ведущие связи природных явлений.

2. Формирование в детях навыков и способностей к разнообразию действий в природе: в этой деятельности у детей должен быть экологический характер. В ходе реальной деятельности в природе, дети справляются с задачей ухода за растениями и животными в условиях близких к естественным, принимая во внимание потребности живых организмов. Важно, чтобы дети развивали способность предвидеть последствия отрицательных действий, вести себя должным образом в природе, сохраняли целостность практических навыков, что делает отношение к природе, не умозрительным, а сознательно эффективным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знание экологического содержания регулируют и ведут поведение и действия детей в природе.

Особое значение здесь имеет трудовая деятельность, которая может соответствовать всем требованиям экологического воспитания.

Развитие отношения к природе тесно связано со специальной организацией педагогического процесса, основанного на моральном и положительном опыте ребенка в различных ситуациях. Воспитатель должен быть в состоянии пробудить детское сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от общения с природой, гордости за правильные поступки, удовольствие от хорошо выполненных заданий.

Как показали исследования О.В. Запорожца и Н.Н.Поддъякова, дошкольники могут различать в процессе предметно - чувственной деятельности существенные (основные) связи между явлениями действительности и воспроизводить их в образной форме. На основе этих знаний ребенок учится делать выводы, т.е. быть в процессе мышления вне конкретного явления. Понимая потребности живого существа и необходимость их удовлетворения, дошкольник будет в состоянии определить экологическую связь между неодушевленными объектами природы (воздух, почва, вода) и живыми существами, и понять взаимозависимость между живыми организмами. Поразительный пример таких отношений доступный для восприятия детей, сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в более теплые страны из-за отсутствия еды – насекомых, которые скрываются или умирают от отсутствия пищи растительного происхождения. Весной эти цепи возобновляются в противоположном направлении. Важно, чтобы дети, осознавая эту информацию, полагались на свои собственные чувства: найденные и исследованные насекомые, растения, чувствовали температуру воздуха, воды, почвы и т.д [18].

Одинаково важно учить детей оценивать свои действия и действия сверстников, взрослых в процессе связи с природой.

Учебный процесс экологического воспитания требует обращения ко всем этим задачам в единстве.

Внедрение задач экологического образования возможно только при условии экологической культуры учителя и его готовности осуществить эту деятельность [13, 53, 54].

 

1.2. Педагогические требования к организации трудовой деятельности в природе

 

Организовывая трудовую деятельность, взрослый должен обеспечить всестороннее развитие детей, чтобы помочь им обрести доверие в своих способностях, сформировать жизненные навыки, ответственность и независимость. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал развитие физической силы и умственных действий детей, принося им радость, чтобы чувствовать себя значимыми и компетентными.

Есть различные формы организации детской деятельности(таблица 1). Детский труд по своей природе может быть устроен в форме индивидуальных назначений, работы в команде и дежурств.

Индивидуальные назначения используются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение ему придаётся в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это позволяет воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и способности, способствует развитию ответственности за порученную работу, постоянства, точности, привычки к трудовому усилию.

Эффективность и качество образования детей в дошкольных учреждениях зависят в основном от образовательной программы. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает концепцию, научное и методологическое содержание дошкольного образования, захватывает его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (парциальная программа) направлению развития ребенка.

Программа трудового воспитания «От рождения до школы».

В программе отражено, что трудовое воспитание - важная часть дошкольного образования, основание для развития творческих способностей ребенка, важнейшее средство формирования культуры межличностных отношений. В программе поставлены задачи развития интереса у детей (соответственно возрасту) к работе взрослых, желания работать; воспитание основных умений и навыков трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи могут быть решены посредством обучения детей при участии в работе взрослых. Посредством своего непосредственного участия в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Подчеркивается роль знакомства детей с социальной ориентацией труда и его социальной значимостью; формирования почтительного отношения к людям труда.

В каждой возрастной группе определены типы и содержание трудовой деятельности, и также задачи, которые будут решены в процессе детского труда.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих способностях, способствует формированию жизненных навыков, воспитанию ответственности, независимости и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

 

Таблица 1.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...