Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ состояния проблемы исследования в практике ДОУ.

 

Исследование условий трудовой деятельности дошкольников было проведено в дошкольном учреждении № 17 города Смоленска. В исследовании были использованы следующие методы: мониторинг оснащенности природной среды дошкольного учреждения, интервьюирование, наблюдение.

Диагностика отношений старших дошкольников, к трудовой деятельности в природе была оценена тремя компонентами: эмоциональный, когнитивный, практический.

Чтобы определить особенности эмоционального компонента отношения к трудовой деятельности в природе (интерес и природа эмоций в восприятии естественных объектов, наличие эмпатии, способность отождествиться с ними) использовались: наблюдение за детьми в ситуациях прямого контакта с жителями уголка природы, беседы и решение проблемных ситуаций, специальные карты эмоций.

Когнитивный компонент характеризовался особенностями взглядов детей о живом, о том, кто, по мнению детей, требует ухода, о моральных качествах, способствующих формированию заботливых отношений.

Для этого использовались беседа, составление окончаний предложений, решение проблемных ситуаций в вербальном плане, наблюдения за дошкольниками в ситуациях самостоятельного взаимодействия с живыми объектами.

Практический компонент отношений был исследован посредством наблюдений за детьми, специальными назначениями по уходу за жителями уголка природы. Изучались: эмоциональные реакции на объекты природы, мотивы предполагаемых побуждений и действий детей в трудовой деятельности в природе, навыки и умения по уходу за животными и растениями.

В интервьюировании приняли участие 5 воспитателей разных возрастных групп детского сада. В наблюдении приняли участие воспитатель старшей возрастной группы и 20 дошкольников.

Бесспорная значимость условий организации труда дошкольников, но была поставлена задача выяснения субъективной важности различных условий в практической деятельности воспитателя дошкольного учреждения. С этой целью мы провели интервью (устный опрос) воспитателей, предложив им оценить по пятибалльной системе значимость различных условий организации труда. Основой анкеты стали критерии оценки условий организации труда дошкольников

Анкетный опрос приведён в Приложении 1.

Наблюдение за действиями дошкольников было проведено в условиях обычного дня в дошкольном учреждении, были оценены, прежде всего, действия воспитателя группы по организации работы, фиксировались формы и виды труда, деятельность дошкольника оценивалась на основе критериев трудовых умений и навыков дошкольников старшей возрастной группы.

Полученные данные были суммированы (в условных баллах) и проанализированы. На основе количественного и качественного анализа полученных данных можно сделать заключение о значимости условий организации труда дошкольников.

Мониторинг оснащенности природной среды дошкольного учреждения показал, что в детском саду имеется уголок природы, оборудованный в соответствии с методическими требованиями. В нём содержатся разнообразные по видовому составу животные и растения, имеется необходимое оборудование по уходу за ними.

В планах воспитателей присутствуют задачи по использованию природы в воспитании экологического сознания у дошкольников; ребята привлекаются к наблюдениям за растениями и животными уголка природы, участка; воспитатели занимаются экологическим воспитанием детей, дети ухаживают, заботятся о живых существах.

Рассмотрим результаты интервьюирования воспитателей. Данные приведены в Приложении 2. Рассмотрим средние показатели баллов по всем критериям (см. Таблицу 3).

Таблица 3.

Показатели субъективной важности условий труда дошкольников (по 5-бальной шкале)

Программа трудового воспитания 4,4
Средства трудового воспитания 2,9
Квалификация воспитателя 2,4
Оборудование 2,1
Психологическая атмосфера 4,3
Повседневность и постоянство труда 4,9
Индивидуальный подход
Связь с семьей 4,3
Гигиенические требования 4,6
Безопасность труда

 

Уже из таблицы видно, что важность различных условий организации труда дошкольников для воспитателей дошкольного учреждения неоднозначна: так, наиболее важным условием они считают безопасность трудовой деятельности. Это действительно очень значимое условие, и наше исследование показывает, что работники дошкольных учреждений независимо от своей квалификации признают первенство безопасности в организации любой деятельности дошкольников.

Второе по значимости место занимает повседневность и постоянство труда. Практически все опрошенные воспитатели убеждены, что без планомерной, целенаправленной, ежедневной трудовой деятельности трудовое воспитание дошкольников, так же, как и их нравственное воспитание, будет реализовано не в полной мере.

Более наглядно рассмотреть полученные результаты мы можем с помощью диаграммы. Однако сначала проранжируем критерии организации труда дошкольников по степени значимости (см. Рисунок 1).

 

Использование ранжирования и графический анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод о том, что все условия организации труда дошкольников, обсуждаемые в интрвьюировании, можно разделить на три группы по степени субъективной значимости для воспитателей дошкольных учреждений.

Первая группа - группа неоспоримо значимых показателей — куда входят безопасность, повседневность и постоянство труда. Эти условия - педагоги МДОУ № 17 считают самыми значимыми в организации трудового воспитания. Вторая группа также признанных важных факторов, но не поддержанных всеми воспитателями — группа, состоящая из четырех условий. Она включила такие условия организации труда детей, как санитарные требования, доступность программ трудового воспитания (которые обеспечивают последовательность и системность образовательного воздействия), психологическая атмосфера и сотрудничество с семьей. Таким образом, подтверждены результаты теоретического анализа, которые указывают, что трудовая деятельность может быть организована в любых условиях и с любым доступным оборудованием. Самой важной является образовательная ориентация, положительный эмоциональный климат, готовность для эффективной и продуктивной работы. Нет сомнения, что и подтверждено нашим исследованием, и в важности сотрудничества с семьей в формировании трудовых навыков дошкольника. Только совместное, в одном направлении образовательное воздействие семьи и дошкольного учреждения помогут сформировать целостную, активную личность.

Менее значимые условия трудового воспитания дошкольников для педагогов - средства и формы трудового обучения, оборудование для трудовой деятельности, уровень квалификации воспитателей и индивидуальный подход. Довольно необычный результат, но это может быть объяснено условиями, в которых развивается наше дошкольное образование и обучение. В первую очередь, не у всех учителей есть высшее образование, однако их деятельность от этого страдает незначительно. То, что они не могут сделать, на основании своих теоретических знаний, они осуществляют на основе своего практического опыта или совета опытных педагогов старшего возраста. Не все дошкольные учреждения имеют достаточное оборудование для организации трудовой деятельности дошкольников, но воспитатели находят путь, обращаясь к использованию ненужного материала, находя альтернативы использованию существующего оборудования, и трудовое воспитание для дошкольников в таких условиях не страдает.

Умаление индивидуального подхода, вероятно, отмечается из-за ориентации на развитие коллективного труда, которая в дошкольном образовании и обучении имеет решающее значение.

Таким образом, мы видим, что условия для развития дошкольного образования и социальные, экономические условия затрагивают восприятие педагогов относительно важности тех или других условий трудового воспитания дошкольников. Очевидно, необходима целенаправленная деятельность по формированию более чётких взглядов педагогов о важности условий труда дошкольников. Но в целом, можно высоко оценить и текущий уровень субъективной важности этих условий. Воспитатели понимают и признают важность условий организации труда дошкольников для полного осуществления функции труда в дошкольном возрасте.

Рассмотрим теперь результаты наблюдения за организацией трудовой деятельности дошкольников в дошкольном учреждении (см. Таблицу 4).

 

Таблица 4.

Труд в режиме дня дошкольников

Время Содержание деятельности Вид труда Форма труда Цели
7.00 - 8.10 Приём, осмотр детей, индивидуальная работа, самостоятельная игровая деятельность Самообслуживание Помощь одногруппникам   Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, ответственности, нравственное воспитание
8.10 - 8.20 Утренняя оздоровительная гимнастика      
8.20 - 8.30 Гигиенические процедуры Самообслуживание Помощь одногруппникам   Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, ответственности
8.30 - 8.55 Подготовка к завтраку, завтрак Хозяйственно-бытовой труд Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
8.55 - 9.05 Подготовка к занятиям Самообслуживание   Дежурство   Воспитание ответственности, аккуратности
9.05 - 10.50 Занятия, динамические переменки   Занятие по ознакомлению с трудовой деятельностью взрослых Формирование позитивного отношения к труду, осознание значимости труда
10.00 – 10.10 Второй завтрак Хозяйственно-бытовой труд Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
10.50 – 11.00 Подготовка к прогулке Самообслуживание Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
11.00 - 12.25 Прогулка: наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей Труд в природе Поручения (при необходимости) Коллективный труд Формирование коллективных чувств, позитивного отношения к труду и совместной деятельности, просветительская работа
12.25 – 12.30 Возвращение с прогулки, подготовка к обеду Самообслуживание Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
12.30 - 12.40 Гигиенические процедуры Самообслуживание Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
12.40 - 13.10 Обед Гигиенические процедуры Хозяйственно-бытовой труд Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
13.10 - 15.10 Подготовка ко сну, сон. Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
15.10 - 15.40 Постепенный подъём, корригирующая гимнастика, воздушные и закаливающие процедуры Самообслуживание Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности
15.40 – 16.00 Подготовка к полднику. Полдник. Гигиенические процедуры Хозяйственно-бытовой труд Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
16.00 - 16.50 Игры, труд, кружки, самостоятельная деятельность. Ручной труд Занятие «Аппликация Геометрические фигуры»   Индивидуальный и коллективный труд Формирование трудовых навыков, развитие мелкой моторики
16.50 - 18.50 Подготовка к прогулке, прогулка. Возвращение с прогулки, игры. Труд в природе     Хозяйственно-бытовой труд   Поручения (при необходимости) Коллективный труд Формирование коллективных чувств, позитивного отношения к труду и совместной деятельности, просветительская работа
18.55 – 19.00 Уход детей домой      

 

 

Из приведенной таблицы мы видим, что вся деятельность дошкольников старшей группы в детском саду пронизана различными формами труда.

Самообслуживание, несомненно, самый распространенный вид труда дошкольников, однако не меньшее значение имеют и другие формы труда. Так, хозяйственно-бытовой труд находит свое проявление в подготовке к приему пищи, в труде после прогулки. Выполнение поручений и самостоятельная деятельность в живом уголке также является распространённым видом трудовой деятельности. Во многом этот труд пересекается с игрой, и иногда сложно отделить одно от другого.

Труд в природе, так же как ручной труд и занятия по формированию представлений о труде, имеет не только развивающее значение в плане формирования трудовых навыков, он играет огромную роль в интеллектуальном развитии дошкольников. В труде, как и в игре, ребенок познает мир.

Анализируя особенности трудовой деятельности при взаимодействии с природными объектами, отношение к животным и растениям, важно отметить, что многие дети склонны к оказанию действенной помощи живым существам, нуждающимся в ней. Наблюдение за поведением дошкольников в обычной обстановке детского сада показали, что в трудовой деятельности, заботу дошкольники проявляли по просьбе взрослого (25%), а 75%, по собственной инициативе, уход за животными и растениями осуществлялся как привычное занятие, с положительным настроем. Большинство же детей свои действия (правильные или неправильные) строят с учётом особенностей животных и растений; были отмечены случаи проявления как положительного отношения к животным (растениям), так и отрицательного. И те и другие действия совершаются как во время выполнения поручения (дежурство в живом уголке), так и при непосредственном общении с объектом природы.

Экспериментальные данные позволили по всем трем компонентам определить три уровня сформированности положительного отношения старших дошкольников к труду (высокий, средний, низкий). Эти уровни были определены следующими критериями: фактически существующие моральные побуждения, потребности, направленность на проявление заботы; уровень рефлексии; выполнение правил поведения, взаимодействуя с природными объектами; присутствие оценочных суждений; оценка последствий своих действий в природе.

Низкий – дошкольники знакомы с некоторыми моральными понятиями; обобщенная рефлексивная оценка заботливого отношения к другим и к себе не сформирована;

Средний уровень - уход воспринимается как ценность, дети стремятся удовлетворить потребности природных объектов, заботиться о них, однако, они не признают своих недостатков в сложных моральных ситуациях, обобщенно-рефлексивная самооценка и оценка других неустойчивая.

Высокий уровень - сильное желание заботиться о животных, есть потребность в развитии моральных качеств; ребята знают и следуют правилам взаимодействия с животными и растениями, у них формируется обобщенная рефлексивная оценка морального поведения в природе относительно себя и других.

Согласно результатам эксперимента были выявлены разные уровни развития у старших дошкольников заботливого отношения к природе: высокий уровень в 39% случаев, средний уровень в 34%, низкий – в 27%.

Таким образом, в дошкольном учреждении, есть условия для того, чтобы повысить экологическую осведомленность детей, воспитать заботливое отношение к природе в трудовой деятельности.

Важность различных условий организации труда дошкольников для воспитателей дошкольного учреждения неоднозначна: так, наиболее важным условием они считают безопасность трудовой деятельности.

 

Условия развития дошкольного образования и социальные, экономические условия затрагивают восприятие педагогов относительно важности тех или других условий трудового воспитания дошкольников.

Воспитатели понимают и признают важность создания условий деятельности организации труда дошкольников для полного осуществления трудовой функции в дошкольном возрасте.

Все действия дошкольников старшей группы в детском саду пронизаны различными формами труда.

Не у всех детей дошкольного возраста, сформирована готовность к трудовым, ориентированным на мораль действиям в природе, сформированы идеи заботливого отношения и способах его проявления в природе, однако, многие из детей продемонстрировали положительные эмоции, сочувствие к животным и растениям, способность взаимодействовать с объектами мира природы.

Наличие детей с высоким уровнем положительного отношения к работе в природе показывает, что в дошкольном возрасте, возможно сформировать положительное отношение к работе и ориентированное на мораль отношение к деятельности в природе.

Данные, полученные на констатирующем этапе, подтвердили потребность в предназначенном педагогическом влиянии на процесс формирования у старших дошкольников готовности к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе и послужили основой для разработки формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагал работу с родителями, педагогами и детьми.

 

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы

 

Цель работы с родителями заключалась в том, чтобы вызвать у них интерес и желание воспитывать у дошкольников положительное отношение к трудовой деятельности в природе, заботливое отношение к живым объектам природы, познакомить их с методикой экологического воспитания у детей, подчеркнуть необходимость тесного взаимодействия с дошкольным учреждением, оказать педагогическую помощь родителям. Основные формы работы с родителями: родительское собрание, групповые консультации, совместная с детьми деятельность по благоустройству детского сада и группы, праздники и коллективные творческие вечера.

Работа с педагогами преследовала цели: сформировать у них установку на развитие у старших дошкольников положительного отношения к трудовой деятельности, заботливого отношения к природе; раскрыть технологию его формирования. Формы работы с педагогами: семинар-практикум, консультации, тренинги, круглый стол, обмен опытом.

Работа с детьми включала три раздела (формирование эмоционально-нравственного отношения к природе; воспитание трудовых навыков и привычек, заботливого поведения по отношению к животным и растениям), деятельность была направлена на развитие у детей интереса к природе (в том числе и познавательного), формирование экологических знаний об особенностях строения, поведения, приспособления к среде обитателей уголка природы, представлений о нормах, правилах взаимодействия с природными объектами, на развитие нравственно-мотивированной деятельности дошкольников в природе.

Для реализации этих требуемых задач потребовалось: дальнейшее обогащение окружающей среды в группе; обеспечение непосредственного контакта детей с объектами уголка природы, предоставление прямого контакта с природными объектами и организация систематического труда в природе; формирование у старших дошкольников представлений о том, что означает заботливое отношение, кто может нуждаться в заботе, какие качества нужны ребенку, чтобы он мог проявить заботу.

Особенность воспитательно-образовательного процесса в экспериментальной группе заключалась в том, что, формирование положительного отношения к труду в природе и заботливого отношения к живым объектам осуществлялось в следующих действиях детей (бытовых, трудовых, игровых и образовательных), что позволило дошкольникам получать систематические, прямые, эмоционально интенсивные контакты с животными и растениями уголка природы.

Важной целью формирующего эксперимента было накопление детьми эмоционально положительного опыта взаимодействия с природой в труде, повышение интереса и развитие мотивации, которое привносилось через обогащение окружающей среды. С этой целью в группу «в гости» были принесены новые растения и животные (попугай, канарейка, кролик, морская свинка, водяная и сухопутная черепахи; герань, фикус, циперус, манстера), за которыми дети наблюдали и заботились по своей собственной инициативе и по инструкциям воспитателя.

Дети изучили, как определить состояние живого объекта, используя карты эмоции, изображающие различные чувства (радость, печаль, безразличие), чтобы определить причину проблемы и устранить её, чтобы заботиться об определенных животных и растениях.

В дополнение к прямому контакту с объектами природы использовались игры, упражнения, книга естествознания, видеозаписи фильмов, содержание которых вызвало в детях сильные и яркие эмоциональные переживания и побуждало их к проявлению активности (действовать так же как герой произведения).

Для развития эмоциональной отзывчивости использовались игровые ситуации, способствующие переносу ребенком опыта собственных переживаний на живой объект; приемы идентефикации, на основе эмпатии способствовали проявлению положительных эмоций.

Когнитивный компонент. В процессе работы у дошкольников закреплялись имеющиеся и были сформированы новые идеи представления об отношениях между структурой и образом жизни живого организма, о необходимости удовлетворить его насущные потребности, о роли взрослого и ребенка в поддержании жизни животных и растений уголка природы и о способах заботы о них. Дошкольники усваивали знания о качествах, от которых зависит успех в труде и о нравственных качествах, от которых зависит заботливое отношение (терпение, настойчивость, сочувствие, сострадание, отзывчивость, трудолюбие, альтруизм).

Экологические и нравственные представления формировались как в непосредственном взаимодействии детей с животными и растениями (наблюдение, труд, экспериментирование), так и опосредованно через этические беседы, чтение и анализ художественной литературы, игры, проблемные ситуации. В результате дети усваивали знания о животных и растениях (что имело особое значение) как живых существах, у них формировались представления о ценности живого.

Включение детей в научные исследования, участие в экспериментировании в труде, дало им возможность поучаствовать в поиске условий, необходимых для создания комфортных условий для жителей конкретного уголка природы, сознательно взаимодействовать с ними.

Для получения опыта заботливого отношения к естественным объектам (практический компонент) были созданы условия, при которых ребенка помещают в положение, когда у него была возможность продемонстрировать гуманное обращение к живым объектам.

Была решена задача зарождения навыков и привычек экологически целесообразного поведения в труде, поощрялась непрагматическая мотивация в различных проявлениях, при взаимодействии с животными и растениями, рефлексивные действия. Совершенствовались оценочные суждения детей относительно их собственного поведения и поведения сверстников; была сформирована способность замечать проблемы в состоянии живых объектов и исправлять их самостоятельно или с помощью взрослых.

В работе были использованы методы и технологии, которые повышали детскую независимость и инициативность: поручения и дежурства, сюжетные игры, реальные и специально созданные проблемные ситуации, задачи для самонаблюдений, упражнения.

Цель фазы контрольного эксперимента состояла в том, чтобы проверить надежность и значение экспериментальной работы.

Данный этап проводился аналогично констатирующему эксперименту, применялись те же методики исследования.

Полученные результаты позволяют утверждать, что организация работы по выделенным направлениям и при соблюдении указанных условий приводит к увеличению числа дошкольников с более высоким уровнем сформированности, готовности к трудовым, нравственно-ориентированным действиям в природе.

В детях экспериментальной группы произошли значительные положительные изменения по всем показателям положительного отношения к работе и заботливого отношения к жителям уголка природы и участка. У дошкольников увеличился интерес к животным и растениям, появилось желание узнать о них больше, они стали более эмоционально чувствительными и отзывчивыми, способны заметить, кому требуется забота и осуществить её в соответствии с условиями и потребностями живого организма; действия детей стали более сознательными и независимыми; оценочные суждения более аргументированными; заботясь о живых существах, дети показали в работе аккуратность, терпение, склонность к альтруизму, научились предсказывать последствия положительных и отрицательных действий; дошкольники начали чувствовать удовлетворение от факта, что они могут помочь животным и растениям, заботиться о них. Аналогичные показатели в контрольной группе остались без существенных изменений.

Таблица 5.

Уровень сформированности положительного отношения к трудовой деятельности и заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе ( в %)

Уровни проявления заботливого отношения Эмоциональный компонент   Когнитивный компонент   Практический компонент   Средний показатель проявления заботливости
Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт.
Высокий
Средний
Низкий

 

Таблица 6.

Уровень сформированности положительного отношения к трудовой деятельности и заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе ( в %)

 

Уровни проявления заботливого отношения Эмоциональный компонент   Когнитивный компонент   Практический компонент   Средний показатель проявления заботливости
Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт.
Высокий
Средний
Низкий

 

Таким образом, проведенное исследование подтвердило исходную гипотезу и позволило сформулировать выводы:

1.Одним из показателей готовности к трудовой нравственно – ориентированной, экологически направленной деятельности в природе, является заботливое отношение детей к живым объектам природы. Показателями положительного отношения к трудовой деятельности являются: стойкий познавательный интерес к животным и растениям, их эмоционально-положительное восприятие; наличие экологических и нравственных представлений, умений и навыков, обеспечивающих заботливое поведение ребенка по отношению к объектам живой природы; потребности в нравственно мотивированной, экологически целесообразной деятельности.

2.У детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать готовность к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе, показателем которой является заботливое отношение к животным и растениям. Возможность ее формирования обусловлено достаточной степенью развития у них следующих психологических характеристик: потребность к познанию окружающего мира, любознательность, эмоциональная отзывчивость, наличие эмпатийных чувств, способность к сочувствию и состраданию, усвоению нравственных норм и правил экологически целесообразного поведения к рефлексии и оценке действий своих и окружающих.

3.Воспитание положительного отношения к трудовой, экологически ориентированной деятельности в природе основывается на положительных эмоциях детей, понимании собственной значимости в обеспечении жизненных потребностей живых организмов; проявление заботы будет осознанным, если ребенок чувства и знания реализует в практической деятельности, от которой получает положительные переживания.

4.Проведенное исследование позволило выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих оптимизацию воспитательно-образовательного процесса по формированию у старших дошкольников нравственно-ориентированной трудовой деятельности в природе. К ним относятся: создание в дошкольном учреждении эколого-развивающей среды, положительное оценивание поступков дошкольников, демонстрация примеров собственного бережного и заботливого отношения к живым объектам; обогащение знаний эмоциогенного характера, направленных на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, непрагматической мотивации при взаимодействии с ними; включение детей в постоянную практическую деятельность по уходу за обитателями природных зон дошкольного учреждения; создание ситуаций, стимулирующих возможность осуществлять моральный выбор.

 

Выводы по главе II

Таким образом, было проведено экспериментальное исследованиеусловий успешной организации трудовой деятельности в природе в аспекте экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Для решения задач исследования было проведено обследование группы старших дошкольников, воспитателей, родителей.

Были выделены критерии, по которым проводилось измерение.
Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты, позволили утверждать, что в старшем дошкольном возрасте возможно эффективное экологическое воспитание на основе организации трудовой деятельности в природе, выделены уровни развития в отношении детей к живой природе вообще и к труду в природе в частности. Определены основные принципы методического подхода педагогов учреждения в организации трудовой деятельности в природе.

По итогам результатов констатирующего эксперимента была разработана программа работы с детьми и педагогами по организации трудовой деятельности в природе.

В конце исследование подтвердило первоначальную гипотезу и позволило формулировать заключения по исследованию:

1. Один из индикаторов готовности к нравственно ориентированной, экологически направленной деятельности в природе - заботливое отношение детей к живым объектам природы. Индикаторы положительного отношения к труду: постоянный познавательный интерес к животным и растениям, их положительное эмоциональное восприятие; экологические и моральные понятия и навыки, обеспечивающие заботу в поведении ребенка относительно объектов живой природы; потребности в нравственно мотивированных, экологически соответствующих действиях.

2. В детях старшего дошкольного возраста возможно сформировать готовность к трудовым, ориентированным на мораль действиям в природе, проявляющимся в заботе о животных и растениях. Возможность их формирования существует при достаточном развитии следующих психологических особенностей: потребность в познании окружающего мира, любопытства, эмоционального живого отклика, присутствия сопереживающих чувств, способности к сочувствию и состраданию.

3. Воспитание положительного отношения к труду в форме экологически ориентированных действий в природе основано на положительных эмоциях детей, понимании своей значимости в обеспечении насущных потребностей живых организмов; проявление заботы будет осознанным, если ребенок чувства и знания реализует в практической деятельности, от которой получает положительные переживания.

4. Исследование позволило определить педагогические условия для оптимизации образовательного процесса формирования у старших дошкольников нравственно-ориентированного труда в природе. Они включают: создание окружающей экологической среды развития, положительная оценка поведения дошкольников, собственный пример осторожного и заботливого отношения к живым объектам; обогащение знаний эмоциогенного характера, направленных на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, непрагматической мотивации при взаимодействии с ними; включение детей в постоянную практическую деятельность по уходу за обитателями природных зон дошкольного учреждения; создание ситуаций, стимулирующих возможность осуществлять моральный выбор.

Заключение

 

По результатам констатирующего этапа эксперимента мы получили следующее: в обследуемой группе детей существуют различия в отношении к живой природе вообще и к труду в природе в частности. Был выделен высокий, средний и низкий уровень развития положительного, эффективного отношения к живой природе. Разделение по уровням осуществлялось на основе обозначенных критериев.

Обследование педагогов дошкольного учреждения продемонстрировало неоднозначность их отношения к вопросам экологического воспитания посредством трудовой деятельности в природе. Важнейшим критерием обозначена безопасность трудовой деятельности детей в природе.

Было проведено ранжирование показателей приоритетности воспитательного воздействия трудового воспитания с точки зрения педагогов.

Данные, полученные на констатирующем этапе, подтвердили необходимость организации целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования у старших дошкольников готовности к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе.

На формирующем этапе эксперимента проводилась работа с родителями, педагогами и детьми.

 

В конце исследование подтвердило первоначальную гипотезу и позволило формулировать заключения:

1. Один из индикаторов готовности к нравственно ориентированной, экологически направленной деятельности в природе - заботливое отношение детей к живым объектам природы. Индикаторы положительного отношения к труду: постоянный познавательный интерес к животным и растениям, их положительное эмоциональное восприятие; экологические и моральные понятия и навыки, обеспечивающие заботу в поведении ребенка относительно объектов живой природы; потребности в нравственно мотивированных, экологически соответствующих действиях.

2. В детях старшего дошкольного возраста возможно сформировать готовность к трудовым, ориентированным на мораль действиям в природе, появляющимся в заботе о животных и растениях. Возможность их формирования существует при достаточном развитии следующих психологических особенностей: потребность в познании окружающего мира, любопытства, эмоционального живого отклика, присутствия сопереживающих чувств, способности к сочувствию и состраданию.

3. Воспитание положительного отноше

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...