Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы контроля сознания в деструктивных культах

Методы контроля сознания в деструктивных культах

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ В ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ

спользуя обстановку глубокого экономического, идеологического и духовного кризиса 90-х годов, а также возросший интерес населения к религии, в Россию внедрились многие нетрадиционные религиозные организации, которые пользуются в мире скандальной известностью и известны как деструктивные культы или тоталитарные секты.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ
I. ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
1.1. Промывка мозгов. Реформирование мышления. Контроль сознания.
1.2. Мышление, сознание, контроль сознания.
1.2.1. Общие тенденции развития психологии.
1.2.2. Мышление.
1.2.3. Сознание.
1.2.4. Контроль сознания.
1.3. «Деструктивный культ» или «тоталитарная секта».
II. КАК ЛЮДИ ПОПАДАЮТ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ
2.1. Социально-психологические предпосылки увлечения современными внеконфессиональными течениями.
2.2. Способы вербовки людей в деструктивные культы.
III. МЕТОДЫ, ТЕХНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ АДЕПТОВ В ДЕСТРУКТИВНЫХ ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЯХ.
3.1. Контроль сознания. Психология вербовки.
3.2. Основные модели деструктивного контроля сознания.
3.2.1. Восемь приемов контроля сознания Р. Лифтона.
3.2.2. BITE-модель Стивена Хассена.
Когнитивный диссонанс.
Развитие ВITE-модели.
а) Контроль поведения
б) Информационный контроль
в) Контроль мышления
г) Эмоциональный контроль
Создание культовой личности
3.3. Специфические техники, используемые разными организациями.
IV. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ССЫЛКИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

ВВЕДЕНИЕ

В России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 млн. человек, причем 70 процентов из них – молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Только «штатных» сектантов насчитывается минимум 600-800 тыс. Во многих культах сегодня приток членов равен оттоку – выжатый, как лимон, материально, физически и морально сектант через несколько лет «выкидывается» за ненадобностью. По данным экспертов, секты активно скупают недвижимость, сколачивают лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по, якобы, нарушенным законам свободы совести, стремясь основательнее закрепиться в российском обществе[1].

В настоящей работе рассматривается проблема социально-психологического воздействия на личность деструктивных культов (тоталитарных сект). Актуальность проблемы состоит в том, что с помощью хорошо отработанных приемов психологического воздействия для вербовки новых членов культы (секты) умело вовлекают в свои ряды тысячи наших обманутых граждан, в основном молодого возраста 15-35 лет, вырывая их из жизни семьи и общества.

У членов культов изменяются ценностные ориентиры и установки, которые были привиты им с детства, приобретены в процессе обучения и межличностного общения, т.е. меняются свойства личности, связанные с социально-психологической адаптацией к социуму.

Самыми распространенными причинами вовлечения в культы является поиск в условиях тревожной и напряженной жизни нашего общества новых смыслообразующих ценностей, духовной и социальной защиты при отсутствии у людей религиозных и психологических знаний.

Любой деструктивный культ вырастает на почве «основного общества», «основной реальности», педалируя и концентрируя мелочные и привычные грани повседневной реальности: стереотипы доверия, подчинения, взаимообмена, иллюзии простых и быстрых решений, гипноз слов, титулов, иных знаков. Это позволяет добиться того, что человек становится врагом самому себе при соответствующей организации взаимодействия и воздействия окружающей его группы. Организованное чрезмерное социальное (групповое) давление сильно ограничивает способность человека к самостоятельному поведению.

{mospagebreak}

Наиболее негативное воздействие из действующих в настоящее время в России оказывают следующие деструктивные культы:
1. американского происхождения - «Свидетели Иеговы», или «Общество Сторожевой башни»; «Церковь Саентологии» или «Дианетика»; «Семья» или «Дети Бога»; «Церковь Христа» (Бостонское движение);
2. южно-корейского - «Церковь Объединения» Муна, или «Вузовская ассоциация по изучению Принципа»;
3. индийского - «Всемирное Общество Сознания Кришны»;
4. шведского - «Слово жизни»;
5. российского - «Последователи Виссариона», «Богородичный Центр» или «Церковь Божьей Матери Преображающей».

Негативное изменение личности и изоляция от окружающего мира вовлеченных в культы людей часто приводят к разрыву семейных отношений, что приносит многочисленные страдания их семьям и родственникам.

Целью настоящей работы является исследование и систематизация современных данных о способах вовлечения в секты; изучение применяемых сектами методов обработки, удержания и изменения поведения их членов; описать негативное социально-психологическое воздействие деструктивных культов (тоталитарных сект) и определить характерные черт личности людей предрасположенных к культовой вербовке. Все это необходимо для понимания процессов и изменений, происходящих с человеком под воздействием культового контроля сознания, что позволит найти правильный подход в работе как с действующими членными тоталитарных сект, так и с бывшими их последователями.

В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучение вопросов касающихся проблем сознания и мышления в современной психологии.
2. Обзор работ отечественных и зарубежных психологов посвященных проблемам психологических манипуляций.

Апробация работы: Результаты исследования были зачитаны в форме доклада на криминалистическом семинаре для научных и практических работников правоохранительных органов: «Тоталитарные секты и проблемы борьбы с экстремизмом».

ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
Промывка мозгов. Реформирование мышления. Контроль сознания.

В настоящее время терминологический аппарат, используемый как публицистами, так и учеными, для описания специфических методов давления на людей, применяемых в деструктивных культах, разработан плохо. Специалисты разных стран, работающие в данной области, не имеют единой общепринятой терминологии, в результате одно и тот же явление может обозначается тремя различными терминами не являющимися синонимами: промывка мозгов, реформирование мышления и контроль сознания.

Термин «промывание мозгов» был предложен журналистом Эдвардом Хантером в 1951 году и часто используется как синоним контроля сознания. Хантер перевел это слово с китайского his nao, (буквально «промывать мозг»), чтобы описать процесс, в результате которого, взятые в плен во время корейской войны, отлично подготовленные американские солдаты, смогли внезапно изменить присяге, признаться в вымышленных военных преступлениях, согласиться с лишением собственной свободы и полностью изменить свои убеждения[2].

В литературе западных исследователей посвященной проблемам деструктивных культов и тоталитаризма вообще механизмы изменения человеческой личности часто определяются термином «реформирование мышления».

Роберт Джей Лифтон[3] называет «реформированием мышления» конкретные процессы изменения поведения, применявшиеся к гражданскому населению в континентальном Китае и к военнопленным времен корейской войны[4].

Доктор Маргарет Сингер определяет программу реформирования мышления как технологию изменения поведения человека, применяемую для того, чтобы побудить его к изучению и принятию, как идеологии, так и набора правил поведения при определенных условиях. Она отмечает, что существуют критерии, отличающие программу реформирования мышления от других форм социального обучения[5].

В последнее время западные, а вслед за ними и российские исследователи все чаще используют термин «контроль сознания», который некоторыми авторами понимается как синоним «реформирования мышления».

{mospagebreak}

По причине, не устоявшейся терминологии, все три названия часто смешиваются, что вносит путаницу и затрудняет изучение механизмов влияния деструктивных культов на своих последователей.

Е.Н. Волков[6] не безосновательно считает, что нельзя смешивать «промывание мозгов» с контролем сознания (реформированием мышления), т.к. «термин «промывка мозгов», как правило, связывается в людских умах с открытым принуждением. … Процесс «промывки мозгов» предполагает изначальное отношение субъекта к «агентам влияния» как к «врагам». В условиях контроля сознания «агенты влияния» рассматриваются как друзья или наставники. Они добиваются ослабления личностной защиты, делая людей более уязвимыми для манипулирования. Человек полагает, что действует самостоятельно, тогда, как фактически подвергается мощному социальному влиянию»[7]. Напротив, Волков не видит принципиальной разницы между «контролем сознания» и «реформированием мышления» и в своих работах часто употребляет эти термины рядом.

Для того чтобы понять, могут ли определения «контроль сознания» и «реформирование мышления» выступать в качестве синонимов и выбрать наиболее подходящее из них, необходимо обратиться к значению таких основных понятий психологии как сознание и мышление. Кроме того, данный экскурс поможет нам отчасти приблизится к пониманию современных научных воззрений на устройство человеческой психики, что небесполезно для понимания механизмов воздействия на личность человека.

Контроль сознания

Термин «контроль сознания» связан с определенным набором методов, методик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует (например, гипноз или блокирование мышления). Подобно множеству видов знания, контроль сознания в своей основе не является ни добром, ни злом. Если применения методов контроля сознания не лишает человека свободы выбора и предоставляет ему самостоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты могут быть самыми благотворными. Например, «положительный» контроль сознания можно применять, чтобы помочь людям избавиться от вредных привычек. «Контроль сознания становится разрушительным, когда с его помощью подрывается способность человека думать и действовать независимо»[35].

«Деструктивный культ» или «тоталитарная секта».

Специалисты для обозначения движений использующих контроль сознания используют два термина «деструктивный культ» и «тоталитарная секта». Термин «деструктивный культ» употребляется западными учеными, в России же большее распространение получил термин «тоталитарная секта». Для того чтобы отдать предпочтение тому или иному определению необходимо обратиться к значению таких понятий как «культ», «секта», «тоталитарный» и «деструктивный».

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет культ как религиозное служение божеству, и связанные с этим обряды, например, культ Аполлона или Христианский культ. В переносном смысле под культом понимается преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, почитание кого-нибудь или чего-нибудь[36].

В советском энциклопедическом словаре говорится, что слово культ происходит от латинского cultus – почитание. Культ является одним из основных элементов религии. Это могут быть действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т.п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные «силы» (т.н. таинства). Так же под культом понимается чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности) [37].

Краткий словарь современных понятий и терминов дает три значения слова культ: «1) совокупность обрядов и ритуалов, установленных церковными канонами; … 2) религиозно синкретическая организация (церковь, секта) сочетающая в догматике и ритуалах элементы местных традиций верований и христианства;… 3) чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо вплоть до обожествления; культ личности, культ силы» [38].

В книге Джоша Макдауэлла, Дона Стюарта «Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей» предложены следующие определения.

Психологи пытаются определить культ как группу, которая способна изменить чье-либо поведение и психологическую точку зрения на жизнь. Социологи определяют культ как группу, которая не соответствует нормам данного общества. Теологи вкладывают в понятие «культ» латинское значение этого слова - «поклоняться», «почитать» что-либо. Культ - группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, трактующего доктрину культа так, что она отрицает центральную доктрину христианства или другой традиционной религии (индуизм, буддизм, ислам и др.) [39].

{mospagebreak}

В книге «Молодежь, промывка мозгов и экстремистские культы» культ определяется, как религиозная организация, стремящаяся находиться вне основного потока доминантных религиозных форм, существующего в любом обществе[40].

Также под культом понимается особый тип социальной системы, то есть это группа людей с особой и прочной моделью отношений, верований, ценностей и практики, которая дает группе уникальную индивидуальность[41].

В книге «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» культ определяется как 1) чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности, силы, процесса, явления, предмета, свойства, потребности, идеи) вплоть до поклонения и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения; 2) совокупность учений, обрядов и ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания; 3) движение или организация, поддерживающая культовое учение, обряды и ритуалы[42].

Термин «деструктивный» происходит от латинского слова destructio – нарушение, разрушение и характеризует что-либо как разрушительное, нарушающее установленный порядок, сложившиеся нормы[43]. Таким образом, «деструктивный культ – это разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также разрушительная к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность)» [44].

Так же Попытка пояснить, что такое «деструктивный культ» была предпринята на конференции по культам, организованной Американским семейным фондом[45], Нейропсихиатрическим институтом UCLA и Фондом Джонсона в конце 80-х годов XX века:

Деструктивный культ представляет собой группу или движение, демонстрирующую громадную или чрезвычайную преданность какой-либо личности, идее или вещи и неэтично применяющая манипулятивные методики убеждения и контроля (например, изоляция от бывших членов и семьи, истощение, использование специальных способов повышения внушаемости и раболепства, мощное групповое давление, информационное управление, приостановка индивидуальности или критического умения правильно разбираться (оценивать ситуацию), стимулирование полной зависимости от группы, страха перед уходом из нее и т. д.), предназначенные для того, чтобы добиваться успехов в достижении целей групповых лидеров с действительным или вероятным ущербом для членов, их семей или общества[46].

Под словом «секта» в словаре русского языка Ожегова понимается:
1) религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви;
2) группа лиц, замкнутых на свои узкие интересы[47].

Дэвид Майерс в книге «Социальная психология» определяет секту как группу, обычно характеризуемую:
1) особым ритуалом поклонения Богу или человеку;
2) изоляцией от окружающей «злой» культуры:
3) наличием харизматического лидера. (Ересь в отличие от секты есть лишь ответвление официальной религии) [48].

В Большой Советской энциклопедии секта определяется следующим образом: «Секта (лат. Secta – учение, направление, школа, от sequor – последователь) первоначально название группы (школы) последователей какого-либо философа; с первых веков нашей эры название религиозных групп и общин, отколовшихся от господствующего направления, в иудаизме, христианстве, исламе… Для всякой секты характерны: исключительная приверженность к букве своего учения, фанатизм, замкнутость в узком круге единомышленников» [49].

Как видно из приведенных определений термин секта имеет несколько значений. Большинство филологов считают, что в его основе лежит латинское слово secta означающее учение, путь, правило, образ действия, направление или школу[50]. Также корни этого термина видят и в слове sequor (лат.) – следовать, идти вслед (за) [51], т.е. секта может пониматься как группа людей, объединенная вокруг своего лидера. Некоторые специалисты считают, что слово «секта» может происходить и от латинского secare – «отсекать» [52]. Такое определение позволяет характеризовать секту, как движение, отколовшееся от основного направления.

Все приведенные выше определения не совсем подходят для описания современных сектантских групп, по этой причине А.Л. Дворкин предложил собственное определение для этого термина «Секта – это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона» [53].

Термин тоталитарная секта был впервые употреблен А.Л. Дворкиным в 1993 году[54], и обозначал группу, которая эксплуатирует своих членов, используя специальные манипулятивные приемы. «Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новообращенного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена» [55].

{mospagebreak}

В последствии определение было доработано и приобрело следующий вид. «Тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, культурологическими и иными масками» [56].

В книге «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» авторы раскрывают понятие тоталитарной секты следующим образом:

«Тоталитарная секта - авторитарная иерархическая деструктивная организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая), или движение, практикующая обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который, пользуясь неосведомленностью и неопытностью людей, целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, культивируя у них состояние невежественности и неестественной, противозаконной зависимости» [57].

А.И. Осипов в книге «Тоталитарные секты: технология обмана» дает следующее определение: «Тоталитарная секта – это организация, построенная по иерархическому принципу с железной дисциплиной подчиненная лидеру (лидерам). Лидер этой организации, используя методы скрытого и явного психологического воздействия, добивается трансформации психики членов своей организации, устанавливает тотальный … контроль за их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях» [58].

Данные определения содержат в себе термин «тоталитарный», происходящий от латинского слова totalitas – весь, целый, полный, благодаря чему секта характеризуется как организация, стремящаяся к полному контролю над всеми сферами жизни своих членов, использующая насильственные методы и уничтожающая свободу личности[59].

Анализ приведенных определений показывает что термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» близки по значению и могут употребляться в качестве синонимов. Однако каждый из них имеет свои смысловые оттенки. Термин «деструктивный культ» подчеркивает разрушительный характер организации, а также чрезмерное возвеличивание (обожествление) в ней чего-либо, обычно лидера или управляющей организации. В свою очередь, определение «тоталитарная секта» отражает стремление организации к полному контролю над своими последователями.

Исходя из этого, кажется целесообразным объединить оба эти понятия в одно, например, «тоталитарный деструктивный культ» или «тоталитарная деструктивная секта», что отражало бы основные особенности рассматриваемых организаций: стремление к полному контролю над своими адептами и разрушительные последствия для личности адепта, его семьи и общества в целом. Но введение нового определения требует серьезного обсуждения со стороны специалистов в этом вопросе. По этому в данной работе будут употребляться оба термина «деструктивный культ» и «тоталитарная секта» в качестве синонимов обозначающих одно и тоже явление. Но предпочтение будет отдаваться термину «деструктивный культ» т.к. в работе в основном использовались материалы западных ученых.

Так же следует заметить, что в современном обществе все чаще под «сектой» понимается группа лиц, отделившаяся от основного движения и, как правило, использующая в искаженном или урезанном варианте, его доктрину.

Культовые вербовщики умело используют это обстоятельство и часто задают вопрос: «Вы называете нас сектой, но скажите, от какой церкви (или организации) мы отделились?» В подавляющем большинстве, обычные люди не посвященные в особенности терминологии и не знающие истории развития движения не находят что ответить и попадают в ситуацию благоприятную для культовой вербовки.

Что же отличает адепта деструктивного культа от последователя традиционной религии? Последователя культа, прежде всего, отличает состояние ума. Этому состоянию характерно ограниченное миросозерцание, отсутствие здравой логики, опьянение чувственностью и отсутствие критического мышления. Члены культовых групп могут не походить друг на друга, однако все они следуют определенным моделям поведения, которые выделяют их на фоне других людей. Группу нельзя считать «деструктивным культом» на основании того, что ей присущи неортодоксальные верования или практики. Основное отличие деструктивных культов состоит в том, что они прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимое от лидера положение[60].

Так же назовем некоторые общие признаки, характерные для культов:
1. экзотическое происхождение;
2. новый культурный стиль жизни;
3. степень вовлеченности в движение, значительно отличающаяся от степени вовлеченности в жизнь традиционной христианской Церкви;
4. наличие харизматического лидера;
5. наличие последователей (преимущественно, молодые люди из образованных и обеспеченных слоев общества);
6. необычность, привлекающая общественное внимание;
7. деятельность на международном уровне[61];
8. использование методов контроля над сознанием.

{mospagebreak}

Группа становится деструктивной, когда лидер активно пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы, лишить их индивидуальности и свободной воли. Например, последователям Церкви унификации предлагается отказаться от своей собственной воли (трактуемой как сатанинская) в пользу представителя Бога, Муна, и его приближенных. Маршал Эпплуайт заявил последователям, что его устами говорило некое инопланетное существо, и таким образом оправдывал абсолютный контроль над их жизнями. Лидеры множества групп (включая Двенадцать Племен, Международную Церковь Христа и Свидетелей Иеговы) провозглашают, что воля Бога состоит в том, чтобы следовать за ними[62].

Изучение общественного мнения, касающегося деструктивных культов показывает, что никакого четкого представления об этом явлении у нашего общества нет[63]. Под сектой многие подразумевают группу агрессивных зомби во главе с фанатическим психопатом. Этот образ формируется средствами массовой информации, гоняющимися за сенсационными сообщениями, и очень часто не соответствует действительности. В жизни люди сталкиваются с вежливыми, любвеобильными, улыбающимися людьми, предлагающими изучать Библию, пройти психологическое тестирование или изучение иностранного языка заграницей. Культами используется масса тонких уловок с целью скрыть от глаз посторонних и новичков истинное лицо организации. Реальные секты отличаются от навязанного нам образа, и наше общество не готово к встрече с ними. По оценкам ученых, «российская психологическая, педагогическая и юридическая наука и практика, законодательная исполнительная и судебная системы почти не имеют опыта противодействия деструктивным культам»[64].

BITE-модель Стивена Хассена.

Стивен Хассен является одним из ведущих специалистов в области контроля сознания и деструктивных культов[113]. Его взгляд на то, как осуществляется воздействие на адептов деструктивных культов, во многом похож на теорию Роберта Лифтона. Хассен во главу угла ставит термин «контроль сознания» (mind control), а не термин «промывание мозгов». Он считает, что контроль сознания осуществляется через контроль над поведением, информацией, мышлением и эмоциями.

{mospagebreak}

Когнитивный диссонанс.

Объясняя методы контроля сознания, Хассен основывается на теории когнитивного диссонанса, разработанной в 1950 году психологом Леоном Фестингером. Основной принцип теории когнитивного диссонанса заключается в следующем: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму»[114]. На рисунках 1 – 3 схематически изображен процесс изменения личности под воздействием когнитивного диссонанса[115]. Основным постулатом указанной концепции является стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Когнитивный диссонанс возникает тогда, когда личность обладает одновременно как минимум двумя «знаниями» (когнитивными элементами), которые психологически противоречивы, что переживается как нечто неприятное. В связи с этим человек ищет ситуации, в которых диссонанс ослабляется, и избегает ситуаций, в которых он увеличивается. Эта концепция была подтверждена остроумнейшими экспериментами автора и его последователей[116]. Как описывал Фестингер, «диссонанс» — это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса[117].

Экспериментальные исследования показали, что разные люди обладают различной толерантностью к диссонансу, зависящей от наследственности и воспитания в раннем возрасте. «Создавать новую интерпретацию реальности для разрешения возникшего противоречия будут только люди с низкой толерантностью к диссонансу»[118].

По мнению Фестингера, существуют пять основных ситуаций, в которых редукция когнитивного диссонанса играет важную роль:

1) Конфликты после принятия решения. Когда личность вынуждена выбирать одну из двух альтернатив, положительные стороны отвергнутой альтернативы и отрицательные стороны избранной альтернативы создают диссонанс с принятым решением. После принятия решения происходит предвзятое изменение оценок в пользу уже выбранной альтернативы. Тем самым личность пытается устранить возникший диссонанс.

2) Вынужденное совершение поступков, на которые субъект не пошел бы. В данном случае диссонанс может быть значительным тогда, когда человек постепенно и строго добровольно позволяет вовлечь себя в деятельность, которая по ее завершению не удовлетворяет своим результатом и предстает как нечто, потребовавшее слишком больших усилий. Для ослабления возникшего диссонанса человек задним числом повышает ценность совершенного действия или обесценивает его негативные аспекты.

3) Селекция информации. Личность выбирает ту информацию, которая повышает ценность предпочтенной альтернативы поведения и обесценивает отвергнутую. Противоположная информация при этом игнорируется.

4) Несогласие с убеждениями социальной группы. Величина диссонанса возрастает с увеличением расхождений между конфликтующими убеждениями, важностью темы, степенью доверия к лидеру. Ослабление действия диссонанса может происходить двумя путями: во-первых, сближением своих убеждений с чужими; во-вторых, экстремизацией своих убеждений.

5) Неожиданные результаты действий и их последствий. Диссонанс возникает преимущественно в ситуации, когда деятельность или ее результат противоречит представлению о себе, особенно когда последнее касается способностей или нравственности личности, а также в ситуациях, когда в результате какой-либо деятельности неожиданно возникают побочные последствия. Редукция диссонанса происходит путем изменения первоначальной установки таким образом, чтобы облегчить принятие наступивших последствий[119].

Таким образом, личность, испытывающая состояние диссонанса, будет стремиться редуцировать его. Достигается это путем изменения одного из когнитивных элементов или добавлением нового, "примиряющего" диссонирующие элементы, а также путем поиска ситуаций, которые ослабляют диссонанс, и избеганием ситуаций, увеличивающих его.

{mospagebreak}

Развитие ВITE-модели.

В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент неразрывно связан с двумя другими. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Стивен Хассен добавляет к модели Фестингера четвертый, не менее важный компонент — контроль информации, который ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора для удобства называют аббревиатурой BITE (B — поведение, I — информация, T — мысли, мышление и E — эмоции).

I. Контроль поведения

Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. Когда участники не заняты изучением доктрины движения или культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время – что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется работа, которую необходимо делать[120].

Контроль поведения – это постепенно нарастающее регулирование физической реальности человека. Он состоит из трех основных компонентов.

1. Регулирование физической реальности. Члену культа обычно предписываются строгие правила жизни, которые определяют где, как, и с кем живет и общается человек. Внешний вид члена группы также регулируется определенными правилами. Руководство строго следит за тем, какую одежду, прическу носит человек и какие выбирает цвета.

Во многих культах существуют серьезные ограничения на разнообразие и объем питания, некоторые движения практикуют полный отказ от пищи и воды на сутки и более. Неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовного совершенства.

Известно, что «голод является одним из могущественных факторов, оказывающих свое действие на психику и все поведение человека… Голодом могут сорваться выработанные социальные задержки, под его влиянием могут совершаться всякого рода преступления. В нервном аппарате, обеспечивающем питание, мы имеем принудительный механизм, который своим автоматическим действием оказывает могущественное влияние на человека… Надо оговориться, что голод получает безраздельное господство над психикой лишь в том случае, если пищевое возбуждение приобретает доминантный характер и не сталкивается с побуждениями более сильными»[121].

У голодного все обычные интересы отступают на задний план, кажутся мелкими. Ему все напоминает о еде, и голодом определяются все его действия.

Влияние голода на сознание заключается в следующем:

1. Если человек очень голоден, то репродукция представлений может всецело определяться голодом. Голодный думает только о еде и не станет читать интересной книги, и не будет наслаждаться прогулкой. Все построение представления тормозится, а представления о еде принимают навязчивый характер. Голод включает одни ассоциации и выключает другие.

2. При ощущении голода восприятие и внимание становятся односторонними. Сытый человек проходит мимо выставленных в окне съестных припасов, не замечая их, а голодный, наоборот, не останавливает внимания ни на чем, кроме еды; из внешних раздражений он ловит те, которые касаются его насущного влечения и способов его удовлетворения.

3. Голод ставит перед сознанием цель – изыскание способов удовлетворения. Сообразно с этой целью происходит отбор ассоциаций – возникают только представления, связанные с едой, и никакие другие представления и мысли в голову не приходят. Сознание сужается, и теряется способность оторваться от узкого круга представлений, вызванных влечением. Мысль приковывается к поставленной цели и работает до тех пор, пока задача не разрешена.

4. Суждения приходят в зависимость от влечения. От голодного человека нельзя требовать объективности[122].

{mospagebreak}

Также могут накладываться ограничения и на продолжительность сна. Сон играет очень важную роль в жизни человека, манипуляции сном могут оказать огромное влияние на всю его жизнедеятельность. Отказ от сна или его сокращение поощряется под маской духовных упражнений, необходимых тренингов или срочных и важных дел. Например, секта «Аум Синрике» практикует длительный отказ от пищи и сна, чтобы заставить адептов подчиняться приказам. Известно, что последователи Сёко Асахары в результате культовой обработки не отдавали себе отчета в том, что они совершают преступления[123]. Последователям Иоанна Береславского (Вселенская церковь Божией Матери преображающей) спать разрешается три-четыре часа, не раздеваясь и только на полу, через каждый час, вставая на пятнадцатиминутное бдение[124].

Лидеры культов стремятся держать своих последователей в финансовой зависимости, что делает последних более управляемыми. Например, «работникам» центра Дианетики выдается небольшая сумма денег на карманные расходы, а для того чтобы получить новую одежду, они должны писать прошение на имя руководства организации.

Время на досуг, развлечения, отпуска и каник

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...