Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВПервоначально вопрос о вреде, наносимом человеку деструктивными культами, среди психологов и юристов был очень спорным, но сейчас все большее количество ученых приходят к выводу, что людям, попавшим в секты, наносится огромный духовный, психологический, физический и материальный ущерб. По словам специалистов, «участие в сектантских группах приводит к появлению эмоциональной регрессии, в процессе которой изменяется точка зрения человека на происходящие в мире события с незаметным, постепенно углубляющимся разрывом с реальностью»[176]. В результате человек становится замкнутым и отчужденным. Психическое расстройство может проявить себя в качестве «расщепления сознания, что клинически проявляется в появлении психических нарушений вплоть до развития шизофреноподобных состояний»[177]. У людей, использующих культовые методы достижения «совершенства» (медитацию, пение мантр, аудитинг, гипноз и др.), стимулируется воображение, бурно разыгрывается фантазия и могут появиться сны наяву (специальные методы индоктринации усиливают этот процесс и придают ему определенное содержание). «Приблизительно половина членов различных групп проявляют психотические шизофреноподобные изменения, нарушения восприятия»[178]. Все это приводит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни. По мере потери человеком этой способности у него нарастает отчуждение, снижается толерантность к трудностям. В решении Останкинского межмуниципального народного суда г.Москвы от 18.04.95 по исковому заявлению комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект в связи с тяжелым расстройством психического и физического здоровья адептов секты «Аум Синрике», основанного на экспертных заключениях многих научных учреждений и показаний свидетелей, говорится, что «в результате занятий в указанной секте, наряду с отмеченными ранее отклонениями в психическом состоянии и поведении адептов, у последних выработалось чувство физической брезгливости к неверующим в такой степени, что они не могли пользоваться общественным транспортом»[179]. «Можно без всяких натяжек сказать, что феномен деструктивных культов есть криминальная реализация современных возможностей практической психологии»[180]. {mospagebreak} Участие в деструктивных культах не только разрушает психику человека, но и отрицательно сказывается на физическом здоровье членов сект. Многие сектантские группы используют экспериментально непроверенные медицинские препараты или предлагают псевдонаучные методики по избавлению от различных видов зависимости. Часто «наблюдаются обострения кожных и иных заболеваний из-за жесткого контроля над сознанием сектантов со стороны надзирателей и старейшин»[181]. Многие секты практикуют резкий переход на вегетарианскую пищу и отказ от сна. Все это не проходит бесследно для человеческого организма. Пагубно влияют культы и на семью адепта. Если сектанту не удалось заманить своих родственников в организацию, то он их отвергает. В результате семьи просто разрушаются. Не редко культисты передают своё имущество в собственность группе или ее лидеру, оставляя своих близких без средств к существованию. В духовном плане тоталитарные секты наносят человеческой душе непоправимый вред. Нехристианские культы уводят человека от истинного Богопознания, навязывая ему ложный смысл жизни, а в христианских сектах, Евангельская Истина искажается до неузнаваемости. Находясь под культовым воздействием, сектант теряет способность критически мыслить, он уже не может самостоятельно разобраться, где истина, а где ложь и направляется в вечную погибель. Российский специалист по проблемам психологического насилия Евгений Новомирович Волков выделяет четыре основные группы проблем, возникающих у жертв культового контроля сознания: Психические негативные последствия пребывания личности под культовым контролем выражаются в следующем: {mospagebreak} Психосоматические проблемы: 1.Расстройства сна; кошмары. Соматические проблемы проявляются в следующем: 1. Ухудшение физического состояния, возросшая восприимчивость к болезням и общему утомлению. Социальные проблемы: 1.Преследование и угрозы со стороны культа. 3. Финансовый ущерб: человек может остаться без материальных средств в случае медицинской или иной срочной необходимости. Часто отсутствие денег удерживает члена культа в группе, даже вопреки сильному желанию ее покинуть. Ущерб, наносимый культами семьям и близким члена группы, также разделяется Волковым на четыре группы: 1.Эмоциональный ущерб, Эмоциональный ущерб. Родственники члена культа часто теряют рассудок от горя из-за перемен, вызванных культом в их близких. Они могут испытывать дополнительное огорчение, если группа ограничивает контакты между своими членами и их семьями. Часто результатом культовых стрессов бывает разлука с родными, развод, споры из-за опеки над детьми и серьезные эмоциональные проблемы внутри семей. Финансовый ущерб.Члены культов могут силой или обманом заставить своих родственников пожертвовать движению значительную сумму денег. Попытка вывести человека из группы также может оказаться дорогостоящим предприятием. Физический ущерб. Некоторые культы заходят настолько далеко, что грозят причинить и причиняют физический ущерб семьям, которые им оказывают сопротивление и борются за своих родственников. Социальный ущерб. Убеждая своих членов в том, что они совершают «правое дело», культы порождают враждебное отношение ко всему некультовому (ценностям, институтам, законам, собственности, культурным общественным нормам и пр.) В результате этого адепты чувствуют, что имеют право участвовать в деятельности, варьирующей от провокаций до действительного причинения вреда тем, кого культ провозгласил «врагами». По существу, культы могут лишить своих членов совести, лишая чувств ответственности в отношении «внешнего мира» и преуменьшая ценность жизни индивида до такой степени, что некоторые адепты готовы отдать свою собственную жизнь или жизнь других людей во имя «дела»[184]. Необходимо отметить, что не все из этих пагубных последствий будет испытывать каждый, у кого есть опыт пребывания в деструктивном культе. По оценкам специалистов, после выхода человека из деструктивного культа для полного его психического восстановления необходимо в среднем два года. Каждый культ наносит вред разной степени тяжести. Это зависит от метода, при помощи которого обрабатываются адепты той или иного движения, и мало зависит от количества часов, проведенных в ритуальных действиях и программирующих процедурах. К примеру, кришнаиты тратят в среднем 70 часов в неделю на ритуалы, мунисты – 53 часа, а сайентологи – 43, но для восстановления бывшему кришнаиту потребуется примерно 11 месяцев, бывшему мунисту – 16 месяцев, а саентологу – 25,5 месяца. В последнее время большинство ученых приходят к выводу, что от воздействия многих культов полностью выздороветь невозможно[185]. Нет никаких оснований считать всех членов экстатических сект и культов психически больными людьми. Другое дело, что часто повторяющиеся экстатические состояния расшатывают психику верующих, нередко ведут к неврозам, а в отдельных случаях - и к патологическим нарушениям психики, т.е. к психическим заболеваниям. Однако это не значит, что источник всякого религиозного экстаза коренится в патологических отклонениях психики[186]. {mospagebreak} А.А. Скородумов утверждает, что воздействие на личность в деструктивных культах приводит к патологизации механизмов психологической защиты, что, в свою очередь, усиливает или провоцирует дезадаптацию личности. «Так, полная идентификация с другими адептами, принятие ценностей культа означает прекращение развития собственной индивидуальности. Утрата внешних границ «Я» приводит к отвержению самого себя. Примитивная идеализация лидера секты, почитание его за сверхчеловека (учителя, гуру, спасителя, мессию, бога во плоти, махатму и т.д.) парализует самостоятельность личности. Фантазирование, девальвация реальных ценностей, основанные на иррациональных доводах, приводят к замещению и отрицанию реальной жизнедеятельности. При этом собственная доктрина объявляется универсальным средством для избавления от всех бед, спасения человечества и демонстративно противопоставляется общепринятым ценностям. Рассогласованность отношений с социальным окружением усиливает отчужденность, которая проявляется в различных формах (от себя и своих потребностей, от работы, знакомых и близких, от общества)»[187]. Все это приводит к регрессивному поведению, уходу от реальности и сопровождается дереализацией, деперсонализацией, инфантилизмом, галлюцинациями, бредом. Крайним выражением дезадаптации адептов деструктивных сект необходимо считать повышенный риск группового суицидального поведения. Подтверждением этого являются 7 случаев массовых самосожжений раскольников в XVIII веке, групповой суицид адептов секты «Народный храм» в 1978 году в Гайане, самосожжение адептов секты «Ветвь Давида» в апреле 1993 года в США (погибло 86 человек, в том числе 17 детей), групповой суицид в начале октября 1994 года 48 адептов секты «Орден солнечного храма» в двух альпийских швейцарских поселениях - Шери в 30 километрах от Лозанны и Гранж-сюр-Сальван в 130 километрах от Женевы. Также необходимо упомянуть о преступной деятельности, как руководства, так и последователей деструктивных культов. Совершаемые преступления можно разделить на три основные категории. Во-первых, это преступления их руководителей, когда организация создается с целью совершения преступлений, либо преступления вытекают из ее особенностей. Во-вторых, это преступления, совершаемые последователями того или иного культа с целью исполнения воли их руководства. И, наконец, в-третьих, это преступления, отражающие особенности учения и идеологии движения - мировоззренческая преступность. Исследователи отмечают наиболее характерные для тоталитарных сект виды преступлений. Попутно надо отметить, что религиозная преступность характеризуется достаточно высоким уровнем латентности, т.е. скрытых от регистрации и учета преступлений. Особую тревогу и озабоченность вызывают преступления против личности: умышленные убийства и причинение вреда здоровью различной степени тяжести, причинение, вреда психическому здоровью людей, вызываемое неразумным применением различного рода деструктивных психотехник, ограничений и методов контроля над адептами. Опасность преступной деятельности руководителей крупных тоталитарных сект сопоставима с опасностью террористических организаций. В настоящее время психиатрическая наука имеет возможность устанавливать причинно-следственные связи между психологическим воздействием той или иной сектантской практики и наступившим заболеванием. Кроме того, имеются различия и в особенностях развития психических заболеваний в зависимости от особенностей того или иного учения. Это открывает возможности для доказывания юридически значимых обстоятельств, как по возбужденным уголовным, так и при оценке психического состояния лиц по гражданским делам. Значительную долю преступлений составляют похищения людей для использования рабского труда. Трудность раскрытия указанного вида преступлений заключается в том, что трудовые повинности бесплатной рабочей силы нередко скрываются под видом «благотворительных» работ. Нередки в сектантской среде и преступления против половой неприкосновенности людей (насильственные действия сексуального характера, изнасилования, развратные действия в отношении несовершеннолетних, вовлечение подростков в занятие проституцией). Особую обеспокоенность вызывает деятельность так называемой «Церкви объединения». В практике последователей этого движения используется бесплатный труд молодых, нередко несовершеннолетних людей, которые работают в чужих им городах, находясь в антисанитарных условиях. Для их удержания в повиновении используются наркотические и сильнодействующие вещества. Похищения и истязания детей имели место в группах последователей Ошо и сатанистов. В прямой связи с деятельностью тоталитарных сект находятся и такие преступления, которые являются следствием их стремления контролировать все стороны жизни своих последователей. Нередко приходится сталкиваться с действиями, нарушающими неприкосновенность частной жизни, воспрепятствованием осуществлению конституционных прав на труд, избирательных, авторских и смежных. {mospagebreak} Особую группу сектантской преступности составляют правонарушения в сфере права собственности. Мошенничество в жилищной сфере, завладение имущественными правами в предпринимательстве, а нередко и прямые вымогательства и разбои. Случаи попыток неправомерного завладения жилыми помещениями имели место со стороны последователей Секо Асахары и неопятидесятников. Не всегда удается доказать криминальный характер указанных действий, но значительное число гражданских дел свидетельствует о том, что практика завладения личным имуществом граждан с использованием обмана и злоупотребления доверием является достаточно распространенной. Терроризм и вандализм также имеют место в числе преступлений, совершаемых адbr /ептами деструктивных культов. Достаточно вспомнить дерзкие террористические акты последователей «Аум Синрике» в токийском метро и выходки сатанистов, осквернявших христианские кладбища. Как религиоведческая, так и специальная криминологическая литература содержит достаточно сведений о том, что целый ряд сект практикует использование и распространение наркотиков, сильнодействующих психотропных средств, организацию притонов разврата и проституцию, что образует группу преступлений против здоровья и общественной нравственности. Для полноты картины необходимо остановиться и на группе государственных преступлений. Деятельность такой секты, как мормоны, уже имеет скандальную Известность благодаря раскрытию целого ряда преступлений, связанных со шпионажем против России, а также со сбором архивной информации о наших предках. Признаки социального шпионажа, можно увидеть в деятельности «Свидетелей Иеговы», поскольку система своеобразного «сканирования» путем посещения квартир и обзвона по телефону позволяет собирать значительный объем информации об обществе. Видимо, не зря все эти сведения направляются в руководящий орган секты. В данном случае граждане нашей страны, вовлеченные в деятельность этой организации, являются невольными пособниками иностранных спецслужб[188]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Жертвой деструктивного культа может стать практически любой человек. Наиболее уязвимыми для культовой вербовки считаются люди в состоянии дезадаптации, обусловленной особенностями семейного воспитания, индивидуально-психологическими и личностными свойствами, а также социально-экономическим кризисом нашего общества. Вовлечение в деструктивные культы представляет собой сложный, многогранный процесс. Несмотря на то, что многие люди проявляют интерес к культовым группам или индивидуально-психологически предрасположены к вступлению в подобные организации, их вовлечение происходит обманным путем и без осознанного согласия, так как перед ними на стадии вовлечения никогда полностью не раскрывается доктрина группы. Примитивизм вовлечения в секты (предмет нашей веры это спасение для всего человечества, он не имеет недостатков и является универсальным средством избавления от всех бед и т.д.) является действенным способом обращения личностей, которые испытывают неудовлетворенность собой, своим положением и большие затруднения в отношениях с другими людьми. Многие современные внеконфессиональные течения используют неэтичные методики манипулирования сознанием своих адептов, чтобы контролировать их мысли, чувства, поведение, используя это как средство содействия целям лидеров. При этом манипулирование сознанием строго маскируется. Так, контроль поведения создает невозможность или отсутствие желания сверять информацию, предоставляемую организацией, с реальностью; отказ от сна или его сокращение поощряется под маской духовных упражнений, необходимых тренингов или срочных и важных дел; неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовности; сенсорная перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки; страх и вина вызываются получением информации лидерами под предлогом исповедей, т.е. лидеры могут получать информацию, которая создает эмоциональную уязвимость, вызывает чувство страха и вины. Введение адептов в трансовые состояния посредством коллективных богослужений и различных медитационных техник позволяют программировать сознание адептов в соответствии с целями лидеров, не встречая сопротивления со стороны самих адептов. Таким образом, весь комплекс воздействия на адептов может настолько изменить их сознание, в результате чего абсолютно истинная и полезная информация, которая идет не от членов организации, не принимается, а ложная, но идущая от единоверцев, принимается как аксиома. Все это формирует и усиливает иррациональные верования и убеждения. Полная идентификация с членами группы, примитивная идеализация лидеров, девальвация реальных жизненных ценностей и замещение их ценностями группы, мотивация своего поведения иррациональными доводами, уход от реальности и отчуждение сопровождаются регрессией, дереализацией, деперсонализацией, галлюцинациями и бредом, что позволяет сделать вывод об усилении дезадаптации. {mospagebreak} Для возвращения адептов деструктивных культов к нормальной жизнедеятельности необходим комплекс социальных, психологических и психотерапевтических реабилитационных мер. Реабилитация адептов религиозных сект должна представлять собой динамическую систему различных воздействий и мероприятий, направленных на восстановление их психического и физического здоровья, личного и социального статуса. В настоящей работе определены социально-психологические признаки и понятие религиозных сект, выявлены индивидуально-психологические и личностные особенности, способствующие увлечению религиозным сектантством, изучены способы вовлечения в секты, а также методы, техники и механизмы деструктивного воздействия на сознание адептов, которые способствуют усилению дезадаптации личности. Настоящее исследование требует дальнейшего продолжения. В частности, дальнейшее внимание исследователей может быть сосредоточено на более детальном изучении реабилитации адептов деструктивных культов. Тем не менее, результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе с адептами сект и их родственниками, а также в ходе учебных занятий по сектоведению. ССЫЛКИ 1.См. Около миллиона россиян вовлечены в различные секты // Никольский православный вестник. 2003. №1. С. 2-3. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |