Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВЭД как объект государственного управления и регулированияВнешнеэкономическая деятельность представляет сферу экономики, подверженную наиболее сильному воздействию со стороны государства в лице его законодательных, исполнительных, судебных органов и специализированных, профильных министерств, служб, агентств, призванных непосредственно управлять и регулировать внешнеэкономические процессы и отношения, государство устанавливает на основе законов и других нормативно-правовых актов общие и специальные правила экспорта и импорта товаров, осуществления валютных операций, валютного, налогового и таможенного регулирования, культурно-экономических связей, научно-технического обмена с другими странами, участия в международных союзах, конференциях, совещаниях. Будучи владельцем и распорядителем части товаров и денежных средств, используемых в международном обмене, сырьевых, природных ресурсов — источников экспорта, а также участником межстрановых и международных торгово-экономических соглашений, государство вправе непосредственно управлять внешнеэкономическими процессами, в которых оно выступает в роли собственника предмета торговли и связей. С другой стороны, как представитель власти государство правомочно оказывать регулирующее воздействие на деятельность всех участников внешнеэкономических связей, представляющих страну, хозяйствующих субъектов разных организационно-правовых форм и форм собственности, экспортеров и импортеров товаров, услуг, инноваций, информационных ресурсов. В научной экономической литературе довольно часто обе управленческие функции государства именуют государственным регулированием внешнеэкономической деятельности, хотя, на наш взгляд, корректнее говорить о государственном управлении этой деятельностью, сочетающем административно-распорядительные методы и методы экономического стимулирования, опирающиеся на такие регуляторы, как налоги, пошлины, тарифы, ограничения, квотирование и контингентирование, лицензирование, субсидии и субвенции, льготы, штрафные санкции. Цели, задачи и инструменты государственного регулирования ВЭД В научной и учебной литературе выделяются следующие цели и задачи государственного управления (регулирования) ВЭД: 1. удовлетворение потребностей государства, регионов, отраслей, организаций, населения в товарах и услугах, видах деятельности, благах и ценностях, не производимых в достаточном количестве в стране или производство которых экономически невыгодно в сравнении с импортом; 2. обеспечение положительного платёжного баланса страны, получение доходов за счёт развития экспорта, использование экспорта как источника валютных поступлений в страну, сбыт избыточной отечественной продукции; 3. развитие научно-технических и культурных связей, обмен специалистами и информацией, предоставление образовательных услуг, содействие международному туризму; 4. участие страны в международном разделении и кооперации труда, в основании мировых рынков; 5. осуществление совместных международных научно-технических, социальных, экологических проектов; 6. оказание помощи развивающимся, бедным странам; 7. получение кредитов, финансовых средств, гуманитарной помощи со стороны международных организаций; 8. вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО); 9. координация действий при возникновении чрезвычайных ситуаций мирового масштаба, в борьбе с международным терроризмом; 10. укрепление положительного имиджа страны в мире. Основной задачей государственного управления внешнеэкономической деятельностью является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия. В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей, государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства, касающихся сферы, которая является объектом регулирования. Применительно к международной торговле правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта. Основой регулирования торговли является внешнеэкономическая, в том числе внешнеторговая и таможенная политика. Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики — протекционизм и фритредерство. Фритредерство — это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные и импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX в., а в его основу легла теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок. Протекционизм — это внешнеэкономическая и внешнеторговая политика, направленная на защиту внутреннего рынка и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки. Для протекционизма характерны введение таможенных пошлин и других барьеров (ограничение импорта) на пути иностранных товаров. Таможенный тариф — это систематизированный перечень товаров с указанием размеров таможенных пошлин, которыми правительства облагают некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из неё. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров. Таможенные пошлины — это платежи, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за транзитный провоз товаров). По способу взимания они делятся на адвалорные (с цены товара), специфические (с веса, объёма, количества товаров) и смешанные. Пошлины увеличивают цену товара и тем самым снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда поставляется товар. Если государство не желает, чтобы товар из другой страны конкурировал, вытеснял аналогичный собственный товар, оно устанавливает высокие пошлины на ввоз такого товара в страну. В этом случае пошлина носит характер защиты внутреннего рынка от импорта заграничных товаров. Пошлины также могут вводиться с целью получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как правило, невелики и устанавливаются в отношении изделий, которые не производятся в стране. Количественные, или нетарифные ограничения представляют собой устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешённых к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством товаров иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаше всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна. Существует несколько видов количественных ограничений: контингентирование, квотирование, лицензирование. Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определённым количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени. Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определённого наименования. Лицензирование — получение и выдача лицензий (разрешений) на экспорт или импорт товаров, на совершение определённых операций или деятельности. При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз товаров, услуг, валюты и т.д. без наличия лицензии. Лицензия выдаётся на определённое количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензии на экспорт и импорт выдаются предприятиям, фирмам правительственными или уполномоченными на то специальными государственными органами. В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях, ограничивают или запрещают вывоз так называемых стратегических товаров в определённые страны, где они могут быть использованы в ущерб безопасности других государств. Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определённые стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер. Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортёром о «добровольном» ограничении им поставок в данную страну. Компании, экспортирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать такие просьбы и идти на добровольные ограничения, чтобы избежать применения к ним и их товарам жёстких торговых ограничений со стороны государств-импортёров. В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области форсирования экспорта. Современная экспортная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты — кредитные и финансовые. Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях по сравнению с условиями, действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предоставлять их также на более благоприятных условиях. Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесрочных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств и большим риском. В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система в какой-то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатёжеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен и др. Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а следовательно, стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний. Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортёрами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность. Однако нельзя допускать, чтобы она являлась причиной демпинга. Демпинг — это продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке. При этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработаны антидемпинговые законодательства. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортёр имеет право облагать конкретный товар, помимо обычной пошлины, также и антидемпинговой, минимизируя тем самым разницу цен по отношению к отечественным аналогам. Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспорте- ров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды. Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определённых секторах международной торговли. Оно используется в первую очередь для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.). Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности компаний, способствуя мероприятиям по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В отличие от мероприятий по совершенствованию производства эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортёры заранее рассчитывают свои издержки с учётом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильной банкротству. Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортёрам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах. Особенности международной торговли услугами связаны со спецификой самих услуг как объекта коммерческих операций и спецификой инструментов регулирования торговли услугами. В частности, в данной области применяются в основном меры регулирования, которые действуют для всего внутреннего рынка услуг в целом, тогда как в торговле товарами особые инструменты таможенного регулирования используются в отношении только иностранных товаров при пересечении ими таможенных границ. Развитая международно-правовая база имеется в области транспортных услуг, особенно услуг морского транспорта, а также отдельных элементов финансовых услуг. Универсальная международно-правовая база в торговле услугами только начинает формироваться, при этом наибольшее значение имеет развитие многостороннего регулирования торговли услугами. Политика государства в области режима иностранных инвестиций и вывоза капитала затрагивает очень широкий круг вопросов: создание и деятельность предприятий, налогообложение, гарантии, преимущества и ограничения для иностранных инвесторов, валютные правила и ограничения по текущим и капитальным операциям. В целом в данной области можно столкнуться как с политикой либерализации процесса перемещения капитала, так и с политикой применения ограничительных мер, которые обычно бывают направлены либо на предотвращение оттока капиталов из страны, либо сдерживания проникновения иностранного капитала в отдельные секторы экономики. Создание благоприятных условий для международного движения капитала является ключевым для успешного участия страны в международных экономических отношениях, в том числе и в области торговли товарами, особенно готовыми изделиями. Инструментами регулирования, проведения политики протекционизма и торгово-политических ограничений между государствами в области международного движения рабочей силы и использования иностранной рабочей силы являются правила въезда и выезда, найма на работу, проживания. Торговые ограничения в основном касаются торговли услугами и проявляются в форме ограничений в отношении лицензирования, регистрации, правил учреждения и изъятий из льготного режима, когда они касаются физических лиц (например, возможность оказывать те или иные услуги, занимать руководящие посты в компаниях и т.д.). В последнее время все большее значение приобретают так называемые трудовые стандарты, которые также могут использоваться как инструмент воздействия на торговлю товарами и услугами. Трудовые стандарты предполагают использование универсальных (унифицированных) правил в области найма рабочей силы, обеспечения социальных и иных прав работников. Процесс выработки таких универсальных правил направлен на выравнивание условий конкуренции в различных странах. В то же время такая политика может часто носить откровенно дискриминационный характер, поскольку не предоставляет возможности отдельным странам применять собственные нормы законодательства в зависимости от внешних условий.
Глава 3 ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ Система регулирования внешнеэкономической деятельности России стала формироваться в 1992 г. после выхода в свет в конце 1991 г. президентского указа о либерализации внешнеэкономической деятельности в стране, ряда правительственных постановлений и различного рода ведомственных инструкций и приказов. В первой половине 1990-х гг. правовые положения в области регулирования внешнеэкономической деятельности стали приобретать законодательную основу после принятия в 1992—1993 гг. законов о валютном регулировании и валютном контроле, о таможенном тарифе, российского Таможенного кодекса. Несмотря на принятие указанных законов, основным недостатком созданной в начале 1990-х гг. системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являлась слабость и неустойчивость ее правовой базы. Данные законы не были документами прямого действия, в результате чего система регулирования фактически была построена в основном на многочисленных ведомственных инструкциях, зачастую противоречащих друг другу. В системе управления и регулирования ВЭД участвовали различные ведомства, причем ни одно из них не являлось законодательно уполномоченным органом государства в данной сфере. Не до конца была отработана методика взаимосвязи и взаимодействия тарифного и нетарифного регулирования, внешнеторговой и влаютной политики, достижения их встроенности в единую систему управления. Не была реализована на практике декларируемая идея максимальной адаптации российского внешнеэкономического и валютного законодательства к нормам и правилам, принятым в международной практике. С середины 1990-х гг. начался второй этап реформирования этой системы, а в конце 2003 г. ее основы получили новое законодательное оформление. Правовой основой целостной непротиворечивой системы регулирования внешнеэкономической деятельности должен был стать Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятый в октябре I99S г. и призванный привнести стабильность в основные правила, установленные для участников внешнеэкономической деятельности. В этом контексте были построены ключевые положения Закона. Важнейшим принципом торговой политики утверждалось обеспечение единства таможенной территории и соответственно единства экономического пространства России. В Законе разграничены области деятельности, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и их совместном ведении. За федеральными органами закреплялось право принятия решений в тех сферах, где необходимо обеспечивать сохранение единообразной системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ней (тарифное и нетарифное регулирование, валютное регулирование, экспортный и валютный контроль, установление общего размера и предоставление государственных кредитов и экономической помощи иностранным государствам, установление лимита внешнего государственного долга России и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Россией, исполнение международных договоров Российской Федерации). Разделение полномочий послужило весомым фактором ликвидации негативных тенденций, проявившихся при осуществлении регионами России внешнеэкономической деятельности в видах и формах, приводивших к нарушению государственных интересов. Законом было положено начало упорядочению функций различных министерств и ведомств в регулировании внешнеэкономической деятельности. Теперь разработкой и реализацией на практике основных направлений внешнеторговой политики и регулирования внешнеэкономических связей должен был заниматься только определяемый Правительством России федеральный орган исполнительной власти, т.е. министерства, которые «вырастали» на месте многократно реорганизованного Министерства внешних экономических связей (в настоящее время — Министерство экономического развития и торговли РФ). Законом были определены методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, но в целом перечень инструментов, с помощью которых государство осуществляет это регулирование, остался прежним и включил в себя меры таможеннотарифного и нетарифного регулирования. Однако сфера применения прямых административных методов резко сузилась. Введение количественных ограничений экспорта, осуществляемое только на основании специальных постановлений правительства, стало допускаться лишь как исключительная мера. Распределение квот и выдача лицензий при установлении таких ограничений стали проводиться, как правило, на конкурсной или аукционной основе. При этом ограничение числа участников конкурсов и аукционов и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке были признаны недопустимыми. Превалирование экономических методов регулирования внешнеэкономической сферы деятельности над административными не означало законодательно предусмотренного ее освобождения от контроля и воздействия государства. По-прежнему сохранялось осуществление экспортного контроля за вывозом продукции военного и двойного назначения. Новым моментом в Законе стало прямое установление государственной монополии на экспорт и импорт отдельных товаров на основе лицензирования, причём перечни этих товаров определяются законодательным образом на федеральном уровне. Законом были установлены случаи и определён порядок введения защитных мер в отношении импорта товаров, предусмотрено введение прямых запретов и ограничений экспорта и импорта. Эти меры должны применяться в протекционистских целях защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции, а также потребителей — в целях обеспечения безопасного использования ввозимой продукции; исходя из общенациональных интересов запретительные и ограничительные меры в отношении экспорта и импорта отдельных товаров стали вводиться на уровне федеральных законов в целях охраны и сохранения общественной морали и правопорядка, национального культурного наследия, обеспечения национальной безопасности страны, выполнения международных обязательств России. В Закон были включены специальные разделы, предусматривающие комплекс мероприятий со стороны правительства в целях содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Правительству вменялось в обязанность ежегодно разрабатывать программы развития внешнеторговой деятельности и представлять их на утверждение в Федеральное Собрание вместе с бюджетом на следующий год. Закон явился первым комплексным правовым актом высшего уровня, в котором нашли свое место Попытки создать легитимное поле, на котором все «игроки» — государство и участники внешнеэкономической деятельности — должны играть по установленным, жестко соблюдаемым правилам. Как и в процессе разработки первых трех законов о внешнеэкономическом регулировании, в Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности* проявлено стремление в максимальной мере апробировать правовые нормы и процедуры, принятые в международной практике. Однако эти намерения вылились во многом в декларируемые, но не реализуемые на практике положения. Основной недостаток остался прежним — Закон не стал правовым документом прямого действия и, по сути, лишь закрепил стимулы для межведомственной борьбы «за право быть допущенным к регулированию внешнеторговой сферы», не ликвидировал громоздкость и неэффективность бюрократического аппарата, «курирующего» внешнеэкономические торговые связи. Кроме тОго, нормы и положения Закона оказались неэффективными перед лицом новых проблем, с которыми столкнулась российская внешняя торговля практически сразу же после вступления его в силу. В 1995—1997 гг. обострилась проблема защиты внутреннего рынка страны в условиях массированного импорта из дальнего зарубежья, затронувшего как потребительский, так и инвестиционный секторы экономики. Поэтому совершенствование системы регулирования внешнеэкономической деятельности в этот период было связано с акцентированием усилий на защиту внутреннего рынка России, поскольку общие нормы и положения Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» оказались недостаточно эффективными. В апреле 1998 г. был принят Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». В Закон были внесены положения о порядке введения и применения всего комплекса защитных мер во внешней торговле, которые обычно применяются в международной практике. Главной целью Закона стало установление правовых норм для защиты отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. При ввозе из-за рубежа продукции в количестве и на условиях, причиняющих существенный ущерб или создающих угрозу ущерба какой-либо отрасли российской экономики, правительство получило право применять меры по защите экономических интересов страны. В качестве таких мер Закон предусмотрел возможность повышения уровня таможенного обложения соответствующих товаров путём установления особых (специальных, антидемпинговых или компенсационных) пошлин либо введения количественных ограничений (квотирования). В отличие от обычных таможенных пошлин, особые пошлины, во- первых, вводятся только при условии проведения специальных расследований относительно влияния импорта на ухудшение состояния соответствующей отрасли, во-вторых, срок их действия всегда ограничен. Особые пошлины уплачиваются сверх ставки обычной таможенной пошлины. Обязательным условием применения особых пошлин является нанесение существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Если возникновение существенного ущерба связано с ввозом на таможенную территорию Российской Федерации товаров по искусственно заниженным ценам, то применяются антидемпинговые пошлины, если же это вызвано импортом товаров, при производстве или вывозе которых использовались субсидии, то применяются компенсационные пошлины. Использование защитных мер возможно и в случае, когда товар ввозится по «нормальным», незаниженным ценам и в его отношении не использовались субсидии, но тем не менее этот импорт явно наносит существенный ущерб отрасли отечественной экономики. В этой ситуации могут применяться специальные пошлины. Наряду со специальными пошлинами в рамках принятия защитных мер могут устанавливаться импортные квоты. Введение импортных квот в мировой практике рассматривается как более жесткая мера по сравнению с повышением пошлин. Российским законодательством предусмотрено, что годовой объем импортной квоты в качестве специальной защитной меры не должен быть меньше среднегодового объема импорта данного товара в предшествующий период. Меньший годовой объем импортной квоты может быть установлен только при условии, что импортная квота именно в таком объеме необходима для устранения существенного ущерба отрасли российской экономики или предотвращения угрозы его причинения. В пределах годового объема импортной квоты Правительство России может устанавливать импортные квоты для отдельных государств. Распределение квоты между государствами-поставщиками может проводиться либо путем прямых переговоров с ними, либо в пропорции, сложившейся в предшествующий период, либо с учетом абсолютных и относительных показателей прироста импорта из отдельных иностранных государств. Реализация положений ЗакЬна началась, по существу, в новых условиях. Произошедший во второй половине 1998 г. финансово-экономический кризис в российской экономике привел к резкой деформации действия рыночных механизмов. В сфере внешнеэкономических связей это проявилось, в частности, в стремлении вывозить за рубеж товары по любым ценам, в том числе демпинговым (эффективность достигалась вследствие резкого падения курса рубля в августе — сентябре 1998 г. при значительно более низких темпах роста цен производителей и внутренних оптовых цен). В сфере импорта при установлении цен на ввозимые товары участники внешней торговли стали ориентироваться на возможное падение курса рубля, в результате чего рост цен на товары с низкой степенью эластичности спроса опережал средний уровень не только инфляции, но и девальвации. Тем самым происходило принципиальное изменение роли государственного регулирования. Если ранее (в 1993—1997 гг.) оно в значительной степени лишь корректировало действие рыночных механизмов, то в послекризисный период речь стала идти о замещении рыночного регулирования, а в ряде случаев и о его нейтрализации. В этой связи усиление государственного регулирования внешнеэкономических связей стало неизбежным. Кроме того, в условиях кризиса экономические методы регулирования оказались недостаточно эффективными. Их результативность во многом определялась действием валютного фактора. В этих случаях введение административных методов регулирования чаще всего оказывалось более эффективным, поскольку не зависело от валютного фактора и носило более адресный характер. Кроме того, использование экономических методов (увеличение ставок таможенных пошлин, налогов, возможное введение системы импортных депозитов и т.п.) могло привести к существенному увеличению издержек у импортеров с последующим их переносом на стоимость товаров при их реализации на внутреннем рынке. В связи с этим в 1999—2000 гг. расширялось применение лицензирования поставок товаров как по экспорту, так и по импорту. Одновременно возросло значение таможенного и других видов контроля, что было обусловлено переориентацией импортеров на закупку более дешевых и менее качественных видов продукции. Речь идет о сертификации, контроле качества ввозимых товаров. Наиболее жесткой административной мерой стал запрет ввоза соответствующего товара. С правовой точки зрения возможность запрета экспорта или импорта товаров и услуг исходя из национальных интересов России была предусмотрена ст. 19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», но она на практике оказалась «неработающей». В марте 1999 г. был принят Федеральный закон о полном запрете ввоза этилового спирта на территорию России в течение трех лет. В 1999—2000 гг. действовал запрет на вывоз отдельных продовольственных товаров, поставлявшихся в Россию в рамках гуманитарной помощи из США и ряда других развитых стран, в том числе пшеницы, кукурузы, говодины, свинины, сухого молока.
Что касается механизма осуществления функций контроля за внешнеэкономической деятельностью в целом, то ядром и этой системы постепенно становился валютный контроль. Формирование и развитие системы валютного контроля в России осуществлялось одновременно с процессом либерализации внешнеторгового режима. По мере снятия административных ограничений экспорта и импорта, общего смягчения системы регулирования внешней торговли обострялась проблема репатриации валютных средств из-за рубежа. Тем самым система валютного контроля с самого начала носила дополняющий характер, в определенной степени компенсируя недостатки других форм внешнеторгового контроля. Во многом по этой причине действующая и в настоящее время система прямого валютного контроля при осуществлении экспортных операций стала применяться именно с 1994 г. С января 1996 г. аналогичный порядок стал действовать в отношении импорта, а с ноября 1996 г. он был распространен и на товарообменные (бартерные) операции. В дальнейшем система валютного контроля совершенствовалась, но в основном применительно к товарным операциям. Вплоть до настоящего времени экспорт и импорт услуг этой системой не охвачены. Поэтому создание современной комплексной системы валютного контроля во внешней торговле фактически не завершено. Это существенный пробел, имеющий весомые негативные последствия, поскольку именно внешняя торговля услугами является одним из основных каналов утечки капитала за рубеж в нелегальной форме. Самостоятельным блоком торговой политики страны становилось регулирование торгово-экономических отношений со странами СНГ. В течение нескольких лет после создания СНГ основное внимание многих российских политиков и экономистов акцентировалось на факторе взаимозависимости и взаимодополняемости экономик стран СНГ, что должно было способствовать не только товарообмену, но и развитию производственной кооперации. В целом развитие торгово-экономических отношений предполагалось реализовывать через последовательное снижение и отмену пошлин, налогов и сборов, а также количественных и всех иных равнозначных им по своим последствиям ограничений; гармонизацию таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования; упрощение таможенных процедур; унификацию форм таможенной документации для ведения таможенной статистики; поэтапное сближение тарифов на перевозки грузов и пассажиров, транзитных тарифов при соблюдении принципа свободы транзита; недопущение несанкционированного реэкспорта в третьи страны. В рамках СНГ были подписаны документы о создании Экономического и Платежного союзов, зоны свободной торговли. Реализация этих планов означала бы осуществление реинтеграции России и других стран СНГ в новых исторических условиях. • Соответственно в начале 1990-х гг. режим торговли России со странами СНГ характеризовался минимальным использованием инструментов внешнеторгового регулирования и, по существу, был ближе |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |