Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ
Даниил Леонидович Андреев
Новые метро-строфы
(Из книг "Бродяга" и "Русские Боги") впервые вводимые в русскую поэзию. Перечень, классификации, образы
Размещение в сети: http://www.rodon.org/andreev/nms.htm Дата написания: ок. 1955; автора: 1906-1959; файла: 07.06.2007 Источник OCR: Собр.соч. в 4-х томах; "Урания", М., 1997 г., том 3.2 Знаком + обозначены ударные слоги, а знаком ~ обозначены безударные слоги.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| | I. Группа спондеических восходящих II. Группа спондеических сред[инных] III. Группа спондеических нисходящих IV. Группа спондеических обнимающих V. Группа новых силлабо-тонических октва VI. Пэоны и гиперпэоны VII. Группа новых силлабо-тонических секстин, декад, дэцим и др. VIII. Группа метро-строф с гипер-актилическими рифмами и консонансами Примечания
|
I. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ
1.
| Варианты:
| | Уж
в темь
Пал
месяц
Бьет
Семь.
Бьет
десять.
| | Вон -
в славе -
Знак
Льва
Ночь
правит
Бьет
два.
|
2.
- Свет!
Светлый свет!
- Жар!
Добрый жар!
- Благ,
Щедр и свят
Ваш
Страстный дар!
|
3.
Спондей удвоенный дактилический
|
Страж!
Взять
Вот
Этого:
Смыть
Лик!
Скрыть
След его!
|
4.
Спондей удвоенный гипердактилический
|
| Варианты:
| | Груз
Дум
Прочь
Скидывается.
Пляс
Мчит,
Кровь
Взбадривается, -
Гонг
Бьет,
Смех
Взвихривается,
Сам
Вождь
В нас
вглядывается!..
| | Вой,
вой,
Ветр
Взвеивающийся!
Плачь,
Плачь,
Дух
Жалующийся!
Рой
Хлябь
Волн
Рушащихся,
Мчи
вдаль
Гроб
Взбрасывающийся!
|
5.
Восходяще-нисходящая гипердактическая кваттурдэцима
+++~~+~~+~~~ +++~~+~~+ +++~~+~~+~~~ +++~~+++
| |
Вот,
Сплошь
Полная древними призраками
Бьет
Счет
Полночь над башенным рвом.
Блеск
Рамп
Сразу сменяется сумерками...
Стих
Треск
Джазов, - юркнув
Как
Гном.
|
6.
Спондей облегченный акомпанементный
|
Нам
Сам
Черт не брат:
Скачем передом назад
|
7.
~++~~+~ ~++~~+ ~++~~+~ ~++~~+
| |
Уж ночь. Выйду из хаты...
Порог, сени, крыльцо...
Высок купол крылатый
И мрак дышит в лицо.
|
8.
Восходящая дактилическая дэцима
+++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~
| |
Тих
Волн
Ропот... Не плещется белыми гривами
Бег
Пен
Бурых на отмели берега дремлющего
Смолк
Вой
Шторма, что раньше бросал их приливами,
Стих
Рог
Бурь, и моря замыкаются землями.
|
II. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ СРЕД[ИННЫХ]
1.
Ямбо-хорей
~||~~||~~||~~||~ ~||~~||~~||~~|| ~||~~||~~||~~||~ ~||~~||~~||~~||
| |
Смешав правду с нагой ло[жью,]
смесив знанье с тр[ухой догмы,]
Здесь дух века мнет ум тыс[яч,]
росток нежный эфир [душ.]
Чтоб их после швырнуть в [город,]
в огонь строек, по [...?]
Чтобы влить сонмы живой каплей
в прибой строя, в ст[альной туш...]
|
2.
Жаркий пульс танца
тмит разум,
[бьет в жилах.]
Арки зал шумных
слив в огне[нный
круг.]
Тешит смех тайный
глаз юных,
[уст милых,]
Нежит вокруг талий
жар сомкну[тых
рук...]
|
3.
Дохмий
[~++]~+~~++~+ [~++]~+~~++~+
| |
[Гудит
Шаг гиганта
В снегу
Льду,] воде,
|
| Сквозь мглу
Транс-паранты
В косом
Прут дожде.
|
4.
Хвалебная
+~~+~~+++~~+~~+ +~~+~~+++~~+~~+
| |
[...] юного мощь
Хор
Славить грядет на луга,
[В тень] расступившихся рощ,
В бор,
В поле - и на берега!
|
5.
Анапесто-хорей
...~++~~~++~~~++ ...~++~~~++~~~++
| |
[...]ама - точно луч солнца:
[За]стыл в танце золотой стан,
[...]блики золотят бронзу,
[...]лом строгим креол канн.
|
6.
Серединный удвоенный гипердактилический спондей
~~++++~~~ ~~++++~~~ ~~++++~~~ ~~++++~~~
| |
Поспешай
Встать,
Чернь
Мечущаяся!
Растерзай
Плоть
Царств
Рушащихся!
| | С вас сорву
Гнет
Всех
Заповедей,
Заглушу
Плачь
Всех
Проповедей...
|
7.
Серединная восклицательная
|
- Хоть дожевать вафельку!..
- Дорастоптать туфельку!..
- Поцеловать девочку!..
- Дохохотать шуточку...
|
8.
Серединно-спондическая секстина
|
- В шкуры! - в шубы! - в шелк!
- в мех!
- Мы, кто так дрожал...
- В дупла теплых тел -
Тех,
Кто в дома бежал.
|
IV. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ОБНИМАЮЩИХ
1.
- Враг у ворот!
- Сколько? - Тьма тем!
- Водоворот
Тысяч - у стен...
|
2.
Обоюдо-спондеическая октава первая
|
Срок
Бьет.
Пронесем через мост
Труп.
Жизнь
Ждет,
И торопит на пост
Труд!
|
3.
Обоюдо-спондеическая октава вторая
++~~+~~+~~+++ ++~~+~~+~~+++
| |
В свод
Голого зала, в простой - вместо свеч
Круг
Ламп,
Бил
Голос оратора, ухала речь,
Как
Штамп...
|
4.
Обоюдо-спондеическая октава третья
|
- Нас, узников, жрет
Труд.
- Нас, смертников, жмет
Страх:
- Час, кланяясь, бить
Бут;
Два - ползая - рыть
Прах.
Тут, в сумраке, нет
Смен,
Вглубь поприща сход
Крут...
Весь медленный век -
Плен,
Весь горестный век -
Труд.
|
5.
Спондеическая многоярусная первая
~+~~~+~~~+++~~~+~~~+~~~+++ ~+~~~+~~~+++~~~+~~~+~~~+++
| |
...Оттуда - на мгновение, внизу
вся
в пламенных сияньях неосчитанных - Москва
наш
рок,
В дни горя, в ураганах и в грозу -
страж
каменный, в годину же хмельного торжества -
наш
бог.
|
6.
Спондеический дактиле-ямб
+~~~++~~~++~ +~~~++~~~++ +~~~++~~~++~ +~~~++~~~++
| |
В узел сатаны нити городов Свиты,
Кармою страны скован по рукам Дух...
Где ты в этот час, ближний из сынов Света,
Бодрствующий в нас огненной борьбой Двух?
|
7.
Ямбо-спондеическая секстина
++~~+~~+~~++ ++~~+~~+~~++
| |
Здесь -
Пышные лестницы, каждый их марш -
Прям,
Здесь
Вдоль коридоров шелка секретарш
Дам...
|
VI. ПЭОНЫ И ГИПЕРПЭОНЫ
1.
Пэон первый
+~~~+~~~+~~~+~ +~~~+~~~+~~~+ +~~~+~~~+~~~+~ +~~~+~~~+~~~+
| |
Там уже проносятся скользящие байдарки,
Яхты накреняются, - как ласточки легки...
Ластятся прохладою ласкающие парки,
Яркими настурциями рдеют цветники.
|
2.
Пэон второй
~+~~~+~~~+~~~+~~ ~+~~~+~~~+~~~+ ~+~~~+~~~+~~~+~~ ~+~~~+~~~+~~~+
| |
Невидимо прикованы бесплотными магнитами,
Вкруг центра отдаленного, покорно ворожбе
Размеренно вращаются гигантскими орбитами
Тажелые троллейбусы мелькающего Б.
|
3.
Пэон третий
~~+~~~+~~~+~~ ~~+~~~+~~~+ ~~+~~~+~~~+~~ ~~+~~~+~~~+
| |
Над рекою, в невидимом предвечерии,
уж потрескивал задумчивый костер,
И туманы, голубые как поверия,
Поднимались с зарастающих озер...
|
4.
Гипер-гипер-пэон первый
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+
| |
Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются,
Катод пристрастия с анодом ярости в деяньях тружеников
объединя,
И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, -
Страны вращающиеся подшипники, колеса лязгающего дня.
|
5.
Гипер-пэон
~~+~~~~+~~~~+~ ~~+~~~~+~~~~+ ~~+~~~~+~~~~+~ ~~+~~~~+~~~~+
| |
А прожекторы - тускло-розовый и багровый -
То выхватывают, то комкают облака,
Будто плещутся пламенеющие покровы
Сатурналии - вакханалии - гопака.
|
6.
Гипер-пэон второй
~~~+~~~~~+~~~~~+ ~~~+~~~~~+~~~~~+~
| |
Стеной чудовищною наступающая предо мной,
Пучина зыблется - но не свинцовою и не железной, -
Нездешней тяжестью и невычерчиваемой длиной,
То выгибающейся, то проваливающейся бездной.
|
VII. ГРУППА НОВЫХ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИХ СЕКСТИН, ДЕКАД, ДЭЦИМ И ДР.
1.
Амфибрахическая секстина
~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+
| |
Он блещет светло и сурово,
И труб его стройные знаки
Подобны воздетым мечам
Для рыцарской клятвы у Гроба -
Подобны горящим во мраке
Высоким алтарным свечам.
|
2.
Усеченная секстина-дольник
+~~+~~+~~+~~ +~~+~ +~~+~ +~+~~+ +~~+~~+~~+~~ +~~+~ +~~+~ +~+~~+
| |
В эту столикую, тысячетропную,
Бурную юность, в муть подземелий
Горный спуск разреши
С верным оружием - рудокопною
Лампой стиха - в подвалы и щели,
В штольню былой души.
|
3.
Хореическая повторно-усеченная секстина
+~+~+~+~ +~~ +~~ +~+~+~+~ +~~ +~~
| |
Тучи! Трубные сувои
В золоте!
В золоте!
Гостя песней круговою
Жалуйте!
Жалуйте!
|
4.
Дактиле-ямбическая секстина
|
Прочь, кто боится!
Плачь,
холоп!
Конница мчится
Вскачь,
В галоп.
|
5.
Пэонический усеченный одиннадцатистрочник
+~~~+~+~~~+~ +~~~+~+~+ +~~~+~+~~~+~ +~~~+~+++
| |
Мамонтов огромней
Сказочные крабы,
Выше диплодоков
Башни
Туш...
Ромбами, кубами -
Ромовые бабы:
Каждая - как тумба:
На
сто
душ.
|
6.
Плясовая хореическая терцина
+~+~+ +~+~+ +~+~+~ ~+~+~+
| |
Булки в восемь тонн
Плотны как бетон:
- Прыгайте, ребятки, с батона на батон!
|
7.
Октава со слитною рифмою
А +~~~+~~~+~ А +~ Б +~~~+~~~+~ В ~+ Г +~~~+~~~+~ Г +~ Б +~~~+~~~+~ В ~+
| |
Только бы отделаться от дум бы!..
Румбы
Плотная мелодия бубнит
В мозгу,
Зудом растекается по тяжким
Ляжкам,
Мысли разомлевшие кривит
В дугу.
|
8.
Анапестическая квинта
~~+~~+ ~~+~~+ ~~+~~+~~+ ~~+~~+~~+~~+ ~~+~~+~~+
| |
Только стонут во сне,
Задыхаясь в броне -
В ее пальцах, в ее тишине,
И не властен никто ее мощь побороть
Ни в трудах, ни в любви, ни в вине.
|
VIII. ГРУППА МЕТРО-СТРОФ С ГИПЕР-ДАКТИЛИЧЕСКИМИ РИФМАМИ И КОНСОНАНСАМИ
1.
Гипер-дактилические стансы
~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+ ~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+
| |
Но горизонт манил засасывающий
И дух застав был хмур и тал;
И каждый раз - ступенью сбрасывающей
Диаметр ночи возрастал.
|
И каждый раз, маршруты скашивая,
Дождем затянутые сплошь,
Предметы ждали нас, расспрашивая
про святотатство, бунт и ложь.
|
Возов, медлительно поскрипывающих
Развалистая поступь в поле...
Крик чибисов, уныло всхлипывающих
И прядающих ввысь на воле...
|
2.
Спондейно-усеченнная гипер-дактилическая октава
~+~~+~~~~ ~+~~+~~~ ~+~~++ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~ ~+~~++
| |
Их стаей аукаемая,
Их пеньем встречаемая,
Над мирной рекой
Сплю,
Ветрами баюкаемая,
Лесами качаемая,
Исконный покой
Длю.
|
3.
Амфибрахическая строфа с гипер-дактилем
~+~~+~~+ ~+~~+~~+~~~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~~~
| |
Неясно доносится дрожь
из глуби столетий
немотствующей,
Когда с Немезидою схож
Блик его гнева
безумствующий.
|
4.
Двухстопно-ямбическое четверостишие с гипер-дактилями
~+~+~~~ ~+~+~ ~+~+~~~ ~+~+~
| |
А копны сложенные -
Все реже, реже...
Леса нехоженные -
Ни сел, ни мрежей...
|
5.
Гипер-дактилическая квинта
+~~+~~ +~~+~~ +~~+~~~~ +~~+~~~~ ~~+~~+~~+~~
| |
Цугом бряцающим,
Шагом торцующим,
Цоколи сдавливающим,
Кровли расплющивающим -
Продвигаемся, князь, продвигаемся.
|
6.
Гипер-дактилическое консонансное четверостишие
~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~
| |
- Спешим - поторапливаемся!
- Бежим - перевертываемся!
- Летим! перекручиваемся!
- На ходу отпочковываемся!..
|
7.
Удлиненная ямбо-гипердактилическая октава
~+~+~~ ~+~+~~~ ~+~+~~ ~+~+ ~+~+~~ ~+~+~~~ ~+~+~~ ~+~+
| |
Листвы мерцающей
шелка трепещущие
Струясь колеблятся,
шуршат вокруг нас,
Всегда певучие,
всегда щебечущие,
Не умолкающие
ни на час!
|
ПРИМЕЧАНИЯ
Эта работа Д.Андреева. не датирована и, видимо, не вполне завершена, но судя по присутствию в заголовке цикла "Бродяга" (о нем см. п. 53-пр.*) и обилию строф, представляющих варианты, не вошедшие в окончательные тексты, она написана не позднее 1955 г.
* В письме А.А.Андреевой от 2 марта 1956 года (т.3-2, п.53) Д.Андреев писал следующее:
"Бродяга" же был дополнен несколькими десятками стихотворений и распался на 3 цикла, из которых – "Сквозь природу" и "Босиком" – вошли в состав "Русских богов" в качестве глав XIV и XV >** (всего – 18), "Миры просвет<ления>" – XVI, "Навна" – IX, "Грозный" – X, а третий – просто сборище стихов о природе, никуда не попавших. Он даже не собран как следует.
** Порядок глав в окончательном варианте иной. См. РБ.
Включая в себя большое количество ранних вариантов стихотворений, "Новые метро-строфы" дают представление и об особенностях поэтического творчества Д.Андреева, и его условиях, когда поэт после изъятия и уничтожения своих рукописей уже во время тюремных "шмонов", был вынужден их вновь и вновь восстанавливать. Есть основания считать, что не все цитируемое в этой работе восстановлено.
В примечаниях общепринятые стиховедческие термины, как правило, не объясняются, кроме тех случаев, когда это необходимо для характеристики особенностей стиха Д.Андреева.
Метро-строфы. Примечание Д.Андреева из "Некоторых заметок по стиховедению":
Под метрострофой я разумею любую, непрерывно и единообразно в данном стихотворении повторяемую группу строк, в которой сочетается твердое следование одному заданному метру со столь же единообразно проводимой рифмовкой. Например, в русской поэзии XIX века самой распространенной метрострофой было четырехстопное ямбической четверостишие с рифмовкой АВАВ, где А – рифма женская, В – мужская. Силлаботоническая поэтика знает несколько десятков метростроф, чистые же дольники и интонационный стих Маяковского не знает метростроф вовсе. Тем не менее, после кратковременного восстания футуристов, метрострофа утвердилась в русской поэзии как основная структурная единица. По-видимому, потребность в ней вытекает не столько из свойств русского языка, сколько из некоторых психологических особенностей тех эпох, которые стремятся к созданию твердых и долговечных эстетических форм больше, чем к разрушению старых канонов.
Спондей
В рукописи первоначально было: Чистый спондей.
"Уж//в темь...". – Вариант строфы из "Симфонии городского дня" (Ср.: 1,64)
"Вон –//в славе...". – Там же (1,68).
Спондео-ямб
"– Свет!//Светлый свет!..". – "Утренняя оратория" (3,1,563). Присутствие здесь строф из "Утренней оратории" говорит о том, что она входила в первый вариант РБ.
Ямбо-хорей
"Смешав правду с нагой ложью...". – "Симфония городского дня", вариант (Ср.: 1,57). Здесь и далее в рукописи две дефектных страницы; восстановленный текст заключен в квадратные скобки.
Вальс
"Жаркий пульс танца...". – Там же, вариант (Ср.: 1,67).
Дохмий
"Гудит// Шаг гагантя...". – "Столица ликует" (1,76).
Хвалебная
"[...] юного мощь...". – В рукописи начала строк отсутствуют. "Ирудрана"; вариант (ср.: !,396 /так в бумажном варианте/).
Анапесто-хорей
В связи с дефектом рукописи начало схемы отсутствует.
"[...] ама – точно луч солнца...". – Источник цитаты установить не удалось, возможно строфа восходит к неизвестному нам стих. цикла "Древняя память" (см.: 3,1,320-335).
Срединная восклицательная
"– Хоть дожевать вафельку!...". – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,114–115).
Хореямбо-спондей
"Я//за стеной...". – Строфа предположительно из ранней редакции ЖМ.
Хорео-анапестная усеченная
"Рати! Цитадель...". – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,33).
Пятистопно-ямбическнй спондей
"Как горестно взмывает на простор...". – "Измена" /"Материалы к поэме "Дуггур" (З,1,470).
Пэоно-спондеическая плясовая
"Слышатся набеги, ранул...". – По предположению АА., строфа входила в несохранившуюся поэму "Солнцеворот".
Спондеизированный дактиле-ямб
"Запахи с лугов...". – "Сумрак засинел..." ("Лесная кровь", с разночтением, 3,1,397).
Пэоно-спондеическая секстина
"Встанет попурри, как балерина, на носок...". – Там же (1,65).
Дактиле-спондеическая секстина
"Но, как и прежде, венцом Мономаха...". – По предположению АА., эта строфа, возможно, из стих. неосeoсуществленного цикла о Москве.
Пэоно-спондеичсская декада
"Ветром овеваемы, теплом...". – "На балконе", с разночтением ("Материалы к поэме "Дуггур"; 3,457).
Ямбо-спондеическая секстина
"Тебя невестим, одеваем...". – По предположению АА, эта строфа из "Утренней ораторим", рукопись которой сохранилась не полностью (см.: 3,1,555-572).
Анапесто-спондеическая октава
"Не умолкнут кругом...". – "Гении" ("Старорусские боги"; 1,253).
Хореямбо-спондеическая октава
"И не вместят...". – По предположению АА., строфа входила в "Утреннюю ораторию"; но в переработанном виде она вошла в ЖМ (ср.: 3,1,81).
Хореямб простой
"- Враг у ворот...". – По предположению АА., строфа входила в несохранившуюся поэму "Солнцеворот".
Спондеический дактиле-ямб
"В узел сатаны нити годов свиты...". – "Яросвету – демиургу России" ("Темное видение"; 1,99).
Ямбо-спондеическая секстина
"Здесь...". – "О тех, кто обманывал доверие народа" (Там же; 1,85).
Русская октава ямбическая
"Я слышал, как цветут поверия...". – "У стен Кремля", с разночтением ("Святые камни"; 1,34).
Русская октава хореическая
"И как отсвет вечно-юного...". – "Василий Блаженный", с разночтением (Там же; 1,37).
Усеченная дольниковая октава
"Народная память хранит едва...". – "О полузабытых", с разночтением ("Святорусские духи"; 1,249).
VI. Пэоны и гипер-пэоны
Пэон первый
"Там уже проносятся скользящие байдарки...". – "Симфония городского дня", с разночтениями (1,60).
Пэон второй
"Невидимо прикованы бесплотными магнитами...". – Там же, с разночтениями (Ср.: 1,52).
Пэон третий
"Над рекою, в нелюдимом предвечерии...". – "Древнее", с разночтениями ("Сквозь природу"; ср.: 1,383).
Гипер-гипер-пэон первый
"Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются...". – "Симфония городского дня", с разночтениями (Ср.: 1, 56-57).
Гипер-пэон
"А прожекторы - тускло-розовый и багровый...". – "Танцы вверху" ("Афродита всенародная", 3,1,578-579).
Б. Гипер-пэон второй
"Стеной чудовищною наступающая предо мной...". – Источник цитаты неизвестен; возможно, это строки одной из редакций поэмы "У демонов возмездия".
Амфибрахическая секстина
"Он блещет светло и сурово...". – "Концертный зал" ("Святые камни"; 1,43).
Усеченная секстина-дольник
"В эту столикую, тысячетропную...". – Источник цитаты неизвестен; тематически строфа связана с "Материалами к поэме "Дуггур".
Дактиле-ямбическая секстина
"Прочь, кто боится!..". – По свидетельству АА., строфа из утраченной поэмы "Солнцеворот".
Плясовая хореическая терцина
"Булки в восемь тонн...". – Там же (1,78).
Октава со слитною рифмой
"Только бы отделаться от дум бы!...". – "Танцы внизу", с разночтениями ("Афродита всенародная"; 3,1,580).
Анапестическая квинта
"Только стонут во сне...". – Источник цитаты неизвестен, но тематически строфа может восходить к "Материалам к поэме "Дуггур" или к "Афродите всенародной".
Гипер-дактилические стансы
"Но горизонт манил засасывающий…". – "Другу юности, которого нет в живых. (Второе)" ("Материалы к поэме "Дуггур"; 3,1,453).
"И каждый раз, маршруты скашивая…". – Там же, с разночтениями.
"Возов, медлительно поскрипывающих…". – "Исчезли стены разбегающиеся…", с разночтениями ("Зеленою поймой"; 3,1,465). Далее, судя по рукописи, предполагался "Вариант третий".
Гипер-дактилическая квинта
"Цугом бряцающим…". – Цитата, возможно, восходит к ранней редакции ЖМ. 6. Гипер-дактилическое консонансное четверостишие
"– Спешим – поторапливаемся…". – ЖМ, вариант (ср.:3,1,40)
Даниил Леонидович Андреев
Новые метро-строфы
(Из книг "Бродяга" и "Русские Боги") впервые вводимые в русскую поэзию. Перечень, классификации, образы
Размещение в сети: http://www.rodon.org/andreev/nms.htm Дата написания: ок. 1955; автора: 1906-1959; файла: 07.06.2007 Источник OCR: Собр.соч. в 4-х томах; "Урания", М., 1997 г., том 3.2 Знаком + обозначены ударные слоги, а знаком ~ обозначены безударные слоги.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| | I. Группа спондеических восходящих II. Группа спондеических сред[инных] III. Группа спондеических нисходящих IV. Группа спондеических обнимающих V. Группа новых силлабо-тонических октва VI. Пэоны и гиперпэоны VII. Группа новых силлабо-тонических секстин, декад, дэцим и др. VIII. Группа метро-строф с гипер-актилическими рифмами и консонансами Примечания
|
I. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ
1.
| Варианты:
| | Уж
в темь
Пал
месяц
Бьет
Семь.
Бьет
десять.
| | Вон -
в славе -
Знак
Льва
Ночь
правит
Бьет
два.
|
2.
- Свет!
Светлый свет!
- Жар!
Добрый жар!
- Благ,
Щедр и свят
Ваш
Страстный дар!
|
3.
Спондей удвоенный дактилический
|
Страж!
Взять
Вот
Этого:
Смыть
Лик!
Скрыть
След его!
|
4.
Спондей удвоенный гипердактилический
|
| Варианты:
| | Груз
Дум
Прочь
Скидывается.
Пляс
Мчит,
Кровь
Взбадривается, -
Гонг
Бьет,
Смех
Взвихривается,
Сам
Вождь
В нас
вглядывается!..
| | Вой,
вой,
Ветр
Взвеивающийся!
Плачь,
Плачь,
Дух
Жалующийся!
Рой
Хлябь
Волн
Рушащихся,
Мчи
вдаль
Гроб
Взбрасывающийся!
|
5.
Восходяще-нисходящая гипердактическая кваттурдэцима
+++~~+~~+~~~ +++~~+~~+ +++~~+~~+~~~ +++~~+++
| |
Вот,
Сплошь
Полная древними призраками
Бьет
Счет
Полночь над башенным рвом.
Блеск
Рамп
Сразу сменяется сумерками...
Стих
Треск
Джазов, - юркнув
Как
Гном.
|
6.
Спондей облегченный акомпанементный
|
Нам
Сам
Черт не брат:
Скачем передом назад
|
7.
~++~~+~ ~++~~+ ~++~~+~ ~++~~+
| |
Уж ночь. Выйду из хаты...
Порог, сени, крыльцо...
Высок купол крылатый
И мрак дышит в лицо.
|
8.
Восходящая дактилическая дэцима
+++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~
| |
Тих
Волн
Ропот... Не плещется белыми гривами
Бег
Пен
Бурых на отмели берега дремлющего
Смолк
Вой
Шторма, что раньше бросал их приливами,
Стих
Рог
Бурь, и моря замыкаются землями.
|
II. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ СРЕД[ИННЫХ]
1.
Ямбо-хорей
~||~~||~~||~~||~ ~||~~||~~||~~|| ~||~~||~~||~~||~ ~||~~||~~||~~||
| |
Смешав правду с нагой ло[жью,]
смесив знанье с тр[ухой догмы,]
Здесь дух века мнет ум тыс[яч,]
росток нежный эфир [душ.]
Чтоб их после швырнуть в [город,]
в огонь строек, по [...?]
Чтобы влить сонмы живой каплей
в прибой строя, в ст[альной туш...]
|
2.
Жаркий пульс танца
тмит разум,
[бьет в жилах.]
Арки зал шумных
слив в огне[нный
круг.]
Тешит смех тайный
глаз юных,
[уст милых,]
Нежит вокруг талий
жар сомкну[тых
рук...]
|
3.
Дохмий
[~++]~+~~++~+ [~++]~+~~++~+
| |
[Гудит
Шаг гиганта
В снегу
Льду,] воде,
|
| Сквозь мглу
Транс-паранты
В косом
Прут дожде.
|
4.
Хвалебная
+~~+~~+++~~+~~+ +~~+~~+++~~+~~+
| |
[...] юного мощь
Хор
Славить грядет на луга,
[В тень] расступившихся рощ,
В бор,
В поле - и на берега!
|
5.
Анапесто-хорей
...~++~~~++~~~++ ...~++~~~++~~~++
| |
[...]ама - точно луч солнца:
[За]стыл в танце золотой стан,
[...]блики золотят бронзу,
[...]лом строгим креол канн.
|
6.
Серединный удвоенный гипердактилический спондей
~~++++~~~ ~~++++~~~ ~~++++~~~ ~~++++~~~
| |
Поспешай
Встать,
Чернь
Мечущаяся!
Растерзай
Плоть
Царств
Рушащихся!
| | С вас сорву
Гнет
Всех
Заповедей,
Заглушу
Плачь
Всех
Проповедей...
|
7.
Серединная восклицательная
|
- Хоть дожевать вафельку!..
- Дорастоптать туфельку!..
- Поцеловать девочку!..
- Дохохотать шуточку...
|
8.
Серединно-спондическая секстина
|
- В шкуры! - в шубы! - в шелк!
- в мех!
- Мы, кто так дрожал...
- В дупла теплых тел -
Тех,
Кто в дома бежал.
|
|