Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика воспитания психофизических качеств на занятиях пилатесом.

 

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как СИЛА, БЫСРОТА, ВЫНОСЛИВОСТЬ, ЛОВКОСТЬ, ГИБКОСТЬ.

Психофизические качества представляют собой проявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но под влиянием систематических, целенаправленных занятий можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Развитие основных психофизических качеств, происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.

Развитие силы необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечнососудистой системы ребенка на кратковременные силовые нагрузки.

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т. е. проявлять скоростно-силовые качества(спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, запрыгивание на возвышение, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии лент – все эти элементы можно использовать в разминке).

Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с мячами (поднимание мяча вверх, вперед, опускание вниз, бросок мяча вперед от груди, из-за головы).

Под выносливостью понимают способность противостоять утомлению. В развитии выносливости лучшими средствами являются циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках.

Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости , решительности, уверенности в своих силах. За счет волевых качеств может быть продолжена мышечная работа, несмотря на постепенно нарастающее утомление. Но у дошкольников волевые факторы не являются до конца сформированными, поэтому им довольно трудно бывает справиться с утомлением.

Выявлена следующая закономерность: уравновешенные дети демонстрируют высокую работоспособность в длительной работе умеренной интенсивности, а дети возбудимые успешнее «скоростят», но им довольно трудно дается работа, требующая проявления выносливости. У детей со слабой нервной системой работоспособность снижена. Мышечная деятельность быстро утомляет их, поэтому особенно важно давать им посильную нагрузку.

В процессе развития у детей выносливости необходимо учитывать «золотое правило скелетных мышц»: постоянная, неизменная нагрузка не способствует переводу физиологических границ утомления на качественно более высокий уровень функционирования и вследствие этого не обеспечивает развитие выносливости. В результате выносливость у детей вырастает незначительно. Только повторное и нечрезмерное утомление является действительным фактором повышения функциональных возможностей организма.

Важно учитывать, что функциональные возможности детей не сохраняются на одном уровне в течение дня, они связаны с биоритмами, постепенно нарастающим общим утомлением в период активной деятельности, рядом других причин. Установлено ухудшение реакции сердечнососудистой и кровеносной систем на физическую нагрузку в весенний период.

В развитии выносливости большое значение имеет повышение интереса к двигательной деятельности. Известно, что в процессе выполнения интересного дела, в котором может быть соревновательный момент, значительно повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе. Захваченные игрой дети легче преодолевают возникшие трудности, учатся доводить начатое дело до конца.

На протяжении всего дошкольного периода наблюдается значительный рост общей выносливости. Особенно бурный ее скачек наблюдается у мальчиков и девочек в возрасте от трех до четырех лет.

Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний – разгибаний и других движений. Гибкость – это способность выполнять движение с максимальной амплитудой.

Гибкий человек никогда не растрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, его движения предельно точны и рациональны. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию, и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление. Травмы зачастую являются результатом недостаточного развития гибкости.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу. Ограничителем реального размаха являются суставные сумки-связки. Под влиянием систематичного растягивания улучшается их эластичность. А самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость. Гибкость является составной частью ловкости.

Форсированное развитие гибкости у детей без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания в процессе занятия упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоничное развитие.

Упражнения на развитие гибкости на занятиях пилатесом выполняются медленно и плавно, растягивая ту или иную группу мышц, удерживая в течение некоторого времени определенную позу. Такая методика растяжки основывается на естественных свойствах мышц: ползучести и релаксации. Ползучесть – это свойство мышц изменять с течением времени при той же нагрузке и напряжении свою длину. Релаксация – это свойство мышц расслабляться с течением времени при той же нагрузке и напряжении. Не стоит использовать баллистические упражнения из-за возможности перерастяжения мышц.

Скелет – каркас и опора всех мягких тканей и органов, поэтому формирование и поддержание правильной осанки является одной из главных задач детского пилатеса. Помимо того, что упражнения на растяжку укрепляют мышцы и связочный аппарат, при растягивании позвоночника увеличиваются межпозвонковые промежутки, уменьшается сдавливание нервов, давление на заднюю продольную связку, восстанавливается циркуляция крови, лимфы, оказывается воздействия на рецепторы мышц, снимаются рецепторные боли. (Наилучшее время для растяжки 18.00, поскольку именно к этому времени мышцы наиболее расслаблены и работоспособны.)

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями. «Двигательная ловкость – это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость». «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения» (Н. А. Бернштейн)

В понятие ловкость входят следующие компоненты:

- быстрота реакции на си гнал ;

- координация движений;

- быстрота усвоения нового;

- осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

Считается, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка, допуская, в начале некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными.

Ловкость является психофизическим качеством, когда деятельность мышц и мозга значимы в равной степени. Выделяют два пути тренировки ловкости: 1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений; 2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Методические приемы тренировки ловкости:

- применение упражнений с необычными исходными положениями;

- зеркальное выполнение упражнений;

- изменение скорости и темпа движений;

- усложнение упражнений дополнительными движениями.

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТРЕБУЕТ ПРИСТАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ТРЕНЕРА, И СОБЛЮДЕНИЯ ИМИ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

- ПОМОГИ, НО НЕ НАВРЕДИ;

- ЗАИНТЕРЕСУЙ, НО НЕ НАСТАИВАЙ;

- КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИНДИВИДУАЛЕН.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...