Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кремль и власть (всероссийская и городская)

Кремль и власть (всероссийская и городская)

"Кто думал-гадал, что Москве царством быти,

и кто же знал,

что Москве государством слыти".

Из старинного сказа

Московский стол

Одно из значений слова стол — место пребывания государя, а также его сан. Например, про великого князя Владимирского говорили, что он «держит стол» во Владимире. Борьба русских князей за титул великого князя называлась борьбой за «великий стол». Отсюда и пошло название стольный город, или столица, то есть главный, первый город в государстве, где находятся сам государь и правительство.

Первопрестольная

Один из эпитетов Москвы. Означает, что в Москве находится главный, первый престол (стол).

 

Царствующий град Москва

Возникло во времена основания города. В "Повести о зачале Москвы" говорится, что Юрий Долгорукий, "приде на место, иде же ныне царствующий град Москва, и виде, что та Москва-река имеет береги красные (то есть красивые — А.М) и к поселению столичного града оное место усмотрил достойное".

 

Хозяин Москвы

Так было принято называть князя Даниила Александровича, младшего сына Великого Князя Александра Невского и супруги его кн. Вассы. Святой благоверный князь Даниил Московский не прославился великими ратными подвигами, как его отец Александр Невский или внук Дмитрий Донской, но также считается покровителем русского воинства. Заслуги Даниила не в победоносных битвах, а в мудрости, с которой молодой князь выигрывал сражения, не пролив ни капли русской крови. Он мирил своих старших братьев, шедших друг на друга в междоусобных бранях, уходил от кровопролитных столкновений с татарами и собирал Русь вокруг своего крепнущего на глазах Московского княжества. В правление Ивана III Даниил, дабы напомнить о себе, вынужден был явиться у своей могилы с укорами князю Ивану: "Себя, мол, всячески утешаешь, а меня забвению предал. Аз же есмь господин и хозяин Москвы!"

Сегодня «хозяином» зачастую называют мэра города.

 

 

Небесный хозяин Москвы

Князь Даниил Александрович Московский. Из молитвы о князе Данииле Московском: «Явился еси в стране нашей яко звезда пресветлая, святый благоверный княже Даниле, лучами света озаряя град свой».

 

 

Кремлевская власть

Главная власть в стране. Кремль — символ не только современной власти, но и всей русской государственности начиная с XIV века. Как только московский князь Иван Калита в 1332 году добился в Орде признания себя великим князем "надо всей Русской землею" и перенес в столицу митрополичью кафедру, сразу же встал вопрос о легитимности и преемственности светской и церковной власти.

 

 

Иван Калита

Московский князь, сделавший Москву столицей княжества, --- Иван, по прозвищу Калита, был прозван так москвичами при его жизни. Князя прозвали Калитой за то, что он постоянно носил с собой кожаный кошелек-калиту с деньгами. Государственная политика князя Ивана Даниловича, который копил средства и в основном не завоевывал земли, присоединяя их к Московскому княжеству, а "прикупал", способствовала закреплению за ним этого прозвища. Н.М.Карамзин в "Истории государства Российского" приводит надпись на обнаруженной им в Синодальной библиотеке рукописной книге - Требнике, что эта книга переведена с греческого "по повелению же Великого князя Иоанна Даниловича, по реклу Калиты... в лето от сотворения мира 6837, а по плоти Рождества Христова 1329, месяца августа в 27 день...". Сейчас об Иване Калите напоминают некоторые московские названия: Калитниковские улицы и проезды, Калитниковское кладбище.

 

 

Заварить кашу

Затеять хлопотливое дело. В наши дни каша – обычная еда. Но раньше кашу варили на большие праздники либо на званые обеды. Однако крылатой эта фраза стала после свадьбы Московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) сына Ивана II Ивановича Красного и княгини Александры Ивановны. Перед своей женитьбой на дочери великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича, великой княгине Евдокии. Донской должен был отобедать с будущим тестем. Однако ехать далеко Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства. Но и Дмитрий Константинович не хотел ехать к будущему зятю, которому тогда было всего 16 лет. В конце концов, заварить кашу (устроить званый обед) решили посередине – в Коломне. Приготовление этого званого обеда доставило много хлопот обеим сторонам, после чего у выражения «заварить кашу» появилось негативное значение.

А само слово "каша" — настолько древнее, что пока что у ученых нет хоть какого-то более-менее убедительного объяснения происхождения этого слова.

 

 

Московская волокита

Выражение вошло в поговорку в семнадцатом столетии.Слово "волокита" не московское изобретение. Но в Москве оно обрело тот смысл, с которым существует в современном русском языке.

Суд в это время перешел почти исключительно в руки приказов. Значение губных старост с этих пор более упадает, чем прежде, и скоро оно дошло почти до ничтожества; во всем берет верх приказный порядок, в городах делаются могучими воеводы и дьяки, непосредственно зависящие от московских приказов. Люди со своими тяжбами ездят в Москву судиться в приказах и сильно тяготятся этим, потому что им приходится давать большие посулы и проживаться в Москве. Выражение "московская волокита", означавшее печальную необходимость тягаться в приказе и проживаться в столице, вошло в поговорку. Последующая жизнь русского народа показывает, что Уложение не только не ввело правосудия, но, со времени его введения, жалобы народа на неправосудие, на худое управление раздавались еще громче, чем когда-нибудь, и народ, как мы увидим, беспрестанно терял терпение и порывался к мятежам.

 

В долгий ящик

Откладывать выполнение чего-то на длительный срок. Поговорка появилась в 17 веке, при Алексее Михайловиче Романове. Для того, чтобы челобитные, написанные на имя царя, попадали в царские руки, минуя подьячих, чтобы каждый мог эту челобитную вручить вроде бы непосредственно самому государю, царь Алексей Михайлович повелел возле своего дворца в Коломенском на особом столбе поставить ящик, в который всякий, кому была в том нужда, мог опустить жалобу или прошение на царское имя.

Обиды на Руси всегда было много, челобитных писалось без числа, потому поставили ящик большой и глубокий — "долгий", как называли тогда.

Слово "долгий" в русском языке имело (да и сейчас имеет) несколько значений. "Долгий" — это протяженный в пространстве, здесь оно близко к слову "длинный": долгобородый, долгоногий. "Долгий" — это просто большой; сейчас мы не чувствуем в слове такого значения, но его сохранили древнерусские письменные памятники: "Стоит град долог, а в нем сидит царь с царицей". И, наконец, "долгий" — значит протяженный во времени: долговременный, долголетие. Все эти оттенки значения одного слова и способствовали тому, что выражение "долгий ящик" обрело столь долгую жизнь.

В "долгий ящик" царя Алексея Михайловича посыпались челобитные от тех, кто не имел доступа к царю, а это, конечно, были простые люди, бедняки, обиженные "сильными людьми": у кого отобрали имение, кого в холопы забрали, кого боярин до полусмерти избил, кого приказные до нитки обобрали.

 

Филькина грамота

Так сейчас называют документ, не имеющий никакой силы, фальшивку, подделку, которой не надо придавать значения. Московское предание связывает это выражение с именем Филиппа Колычева --- митрополита Московского и всея Руси. Он был митрополитом всего три года --- с 1566-го по 1569-й, но в страшное для России время разгула опричнины Ивана Грозного. По всей Руси Филипп пользовался славой праведника. В 1566 году Иван Грозный решил поставить его Московским митрополитом: царю нужно было, чтобы это место занимал известный, почитаемый в народе человек, который своим авторитетом освящал бы его политику. Но Филипп сказал царю: "Повинуюсь твоей воле, но умири мою совесть: да не будет опричнины! Всякое царство разделенное запустеет, по слову Господа, не могу благословлять тебя, видя скорбь Отечества". Иван Грозный был разгневан, но затем "гнев свой отложил" и поставил новые условия: он будет выслушивать советы митрополита по государственным делам, но чтобы тот "в опричнину и в царский домовой обиход не вступался". Филипп принял митрополитство.По навету Филипп во время службы в Успенском соборе был окружен пришедшими в храм опричниками, их предводитель, боярин Алексей Басманов, развернул свиток, и удивленный народ услышал, что митрополит лишен сана. Опричники сорвали с Филиппа митрополичье облачение, погнали из храма метлами, на улице бросили в дровни и отвезли в Богоявленский монастырь, в темницу. Царь казнил нескольких родственников митрополита, голову одного из казненных принесли ему в тюрьму. Затем он был водворен в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря, а год спустя Иван Грозный послал туда Малюту Скуратова, и царский опричник собственноручно задушил Филиппа.

Еще при жизни Филипп был окружен любовью и почитанием народным. Его слова передавали тайно из уст в уста. В 1648 году Филипп был причислен к лику святых, так как обнаружилась чудотворность его мощей: они давали исцеление больным.

В 1652 году по представлению митрополита Новгородского (будущего патриарха Никона) царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву, полагая, что поскольку Филипп не был отрешен от Московской митрополичьей кафедры, то и должен быть там, где его паства.

Мощи святителя Филиппа были поставлены в Успенском соборе Кремля, а на месте встречи их царем и москвичами за Москвой установили дубовый крест с надписью, сообщающей о событии, послужившем причиной его установки.

Местность вокруг него впоследствии получила название "У креста" и "Крестовская застава".Со временем позабылась связь между именем непокорного митрополита и выражением "Филькина грамота" - злобным словцом Ивана Грозного. Выражение "Филькина грамота" пошло гулять по Руси с тем значением, которое вложил в него царь Иван Грозный, а образ Филиппа остался в памяти народной как символ честного и неподкупного народного заступника.

 

У семи нянек дитя без глазу

Говорят с иронией о том, что один делом, в том числе и воспитанием, пытаются занимать двое и больше людей. Эта поговорка родилась в начале 17 века. После того, как Василий Шуйский был отрешен от царства, силою пострижен в монахи и заключен в Чудовский монастырь, бояре — организаторы заговора против него, начали обсуждать нового кандидата на престол.

В то время в Москве оказались семь членов Боярской думы — князья Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Лыков, два Голицына (но в правительство был введен один из рода), боярин Иван Никитич Романов и родственник Романовых боярин Шереметев, которому, по преданию, принадлежит фраза, решившая избрание на царство Михаила Федоровича: "Выберем-де Мишу Романова, он молод и еще глуп"; они образовали правительство России. Начались заседания нового правительства со споров, из какого боярского рода должен быть новый царь, но, не найдя согласия, бояре приняли решение не избирать царя из русских родов и пригласили польского царевича Владислава.

Правление семи бояр оставило по себе долгую и недобрую память. Но одна пословица, родившаяся во времена семибоярщины, а потом оторвавшаяся от конкретного факта и обратившаяся в универсальную сентенцию, и в настоящее время является одной из самых распространенных, это пословица "У семи нянек дитя без глазу". Она имеет варианты: "У семи нянек дитя без рук", "У семи нянек дитя — урод". Также имеются варианты, в которых говорится не о няньках, а о пастухах, вот, пожалуй, лучший из них (и как он характерен для любой семибоярщины!): "У семи пастухов стадо — волку корысть".

 

 

"Седьмочисленные бояре"

Так в официальных грамотах называлось правительство России, которое образовали семь членов Боярской думы — князья Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Лыков, два Голицына (но в правительство был введен один из рода), боярин Иван Никитич Романов и родственник Романовых боярин Шереметев. В народе это правительство именовали семибоярщина. Это время народ назвал "семибоярщиной". С тех пор какую-либо порожденную властью неурядицу на Руси стали именовать "московской разнобоярщиной". Были и другие пословицы, в которых упоминались "седьмочисленные бояре".

 

Московские изменники

Те, кто приглашают в Москву чужаков. Так называли бояр, которые пригласили польского королевича Владислава на московский престол. Первым так назвал бояр патриарх Гермоген. Гермоген не дожил 8 месяцев до того дня, когда интервенты были изгнаны из столицы: 4 ноября (н.с.) 1612 г. последние иноземцы покинули Кремль и в Никольские ворота вошли "все воинство и все православные народы во граде Кремль во мнозе радости". В этот день “в возблагодарение избавления Москвы от Литвы и Поляков” на протяжении нескольких столетий проходил торжественный крестный ход по стенам Кремля. Традиция эта на несколько десятилетий была прервана, но с 1991 г. возобновлена.

 

 

Царь московский

Русское слово "царь" произошло от латинского "цесарь" (от этого же слова, только по другому произношению — "кесарь", произошло и немецкое "кайзер").
Первым из великих московских князей стал называть себя царем Иван III Васильевич из династии Рюриковичей.
Он также первым начал писаться в различных правительственных актах не Иваном, а Иоанном, как было принято церковными книжными правилами: "Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси", и присваивает себе титул самодержца (отсюда "самодержавие") — так по-славянски звучал титул византийского императора. Но первым официально венчанным на царство царем стал все-таки не Иван III. Первым русским царем, которого официально стали так называть во всем мире, стал внук Ивана III, Иван IV Васильевич Грозный в 1547 году.

 

 

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

Цитата из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», сцена «Царские палаты» (1831), монолог Бориса (Мономах по-греч. — единоборец; прозвание, присоединявшееся к именам некоторых византийских императоров. В древней Руси это прозвание крепилось за великим князем киевским Владимиром (нач. XII), от которого вели свое происхождение московские цари. Шапка Мономаха — венец, которым венчались на царство московские цари, символ царской власти). Цитатой о шапке Мономаха характеризуется какое-либо тяжелое положение того, кто принял на себя право принимать решения.

 

Грамота на телятине

Так в Московской Руси называли официальный документ, написанный на пергамене — кожеили телятине(т. е. телячьей коже; ср. овчина = овечья кожа). Еще одно обычное название кожи в московской Руси — харатья (из греческого ), откуда прилагательное харатейный. Так, Зиновий Отенский в своем сочинении “Истины показание” (XVI века) спрашивает о книге: “написана на бумаге или на кожах?”. Судя по названию телятина, пергамен русской выделки был по преимуществу из телячьей кожи; в отличие от западной Европе, где на его приготовление шла баранья кожа. Выделка заключалась прежде всего в том, что верхние слои обеих сторон кожи счищались; затем материал вытягивался, выравнивался и (иногда) лощился.

 

 

Пронзи их, гидр!

 

Накажи, покорай. Неправильная цитата стихотворения поэта В. П. Петрова, который в послании 1772 г. Г. Г. Орлову призывал его, имея в виду участников «чумного бунта» в Москве: «Пронзи сих гидр, Орлов, то звание твое... Перекарай, окуй и ноги им и руки И пригвозди к горам для вящей дерзким муки».

Так в русской литературе появился образ гидры. В начале ХХ века в одних кругах общества было распространено выражение “гидра революции”, в других кругах — “гидра контрреволюции”.

В греческой мифологии гидра — многоглавая змея, у которой, когда у нее отрубали одну голову, вновь вырастали две новых; впервые миф о ней передан древнегреческим поэтом Гесиодом (VIII—VII в. до н.э.) в “Теогонии”. Переносно: враждебная сила, борьба с которой необычайно трудна.

 

Архивные юноши

Золотая московская молодежь 19 века. Так приятель А. С. Пушкина, библиофил С. А. Соболевский шутливо назвал группу молодых филосовствующих дворян, служивших в 20-х годах XIX в. в Московском архиве Государственной коллегии иностранных дел. Среди них были: поэт Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев, В. Ф. Одоевский, братья И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, сам Соболевский. А. И. Кошелев в своих «Записках» писал: «Архив прослыл сборищем «блестящей» московской молодежи, и звание «архивного юноши» сделалось весьма почетным, так что впоследствии мы даже попали в стихи начинавшего тогда входить в большую славу А. С. Пушкина». Кошелев имеет в виду 49 строфу седьмой главы «Евгения Онегина»:
Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

Считается, что Пушкина, разумеется, забавляло сочетание двух слов, друг с другом не особенно вяжущихся: «архивные» и «юноши». С архивом связано ведь представление старости и затхлости, а вовсе не юности и свежести. Между тем это название было не только общепринятым, но даже граничило с официальным термином. Один коллективный труд этих молодых чиновников... носит заглавие: «Дипломатические статьи из всеобщего Робинстонова Словаря, переведенные при Московском архиве служащими благородными юношами в 1802, 1803, 1804 и 1805 годах под надзиранием Старшего Советника А. Малиновского», «Юноша» — это был официальный термин».

 

Семь пятниц на неделе

Это выражение родилось в Москве департаментов, секретарей, столоначальников, то есть в XIX веке. С.В. Максимов в книге "Крылатые слова", вышедшей впервые в 1890 году, уже дал то толкование поговорке про семь пятниц на неделе, которое бытует и сейчас. "Роковое мистическое число семь, примененное к одному из дней недели, — пишет С.В. Максимов, — обращается в справедливый упрек тем общественным деятелям, на которых ни в каком случае нельзя полагаться и им доверять. Это люди, давая обещания твердые и надежные, по-видимому, не исполняют их... виляют и обманывают, отлагая со дня на день на все семь дней недели". Один из рецензентов поправил Максимова: "...Потому семь пятниц на неделе, что некогда в Москве на Красной площади вдоль Кремлевской стены стояло пятнадцать церквей и между ними большинство Пятницких", то есть, во имя Параскевы Пятницы. Максимов возражал: "...Как могло уместиться столько зданий, хотя бы и малого размера, на таком сравнительно небольшом пространстве?"

Однако, версия про церкви на Красной площади получила широкое распространение.

На самом деле, все современники свидетельствуют, что московские бюрократические учреждения XIX века в отличие от петербургских сохраняли патриархальные черты: в них главенствовали не законы и правила, а воля начальства и обычай. Московские чиновники в пятницу работали рассеянно, занятые мыслями не о делах, а о предстоящих днях отдыха. Пятница из всех присутственных, то есть рабочих, дней недели была их любимым днем.

Отец драматурга А.Н. Островского, чиновник, писал в 1822 году своему приятелю: "У нас весь год состоит из пятниц; для них все хлопоты и занятия; и они ж так скоро бежат, одна за другой".

В современном нашем понимании, по сравнению с максимовскими временами, поговорка получила более расширительное значение, и как полагается "крылатому слову". Ныне о каждом человеке, не исполняющем своих обещаний, меняющем свои решения, говорят, что у него "семь пятниц на неделе".

 

 

Главные врата Москвы

 

Кремлевские ворота.Московский Кремль, обнесенный кирпичными красными стенами, имеет форму пятиугольника. Каждая башня Кремля имеет свою собственную историю.

Вдоль его линии сохранились 19 башен, в некоторых устроены проездные ворота. До революции таких проездов через башни было пять: в Спасской, Никольской, Боровицкой, Тайницкой и Троицкой. До революции 1917 года любому человеку в Кремле можно было находиться круглосуточно. Что касается ворот, то в настоящее время: Тайницкие заложены, Никольские не открываются, а Спасские работают по особому распоряжению для правительства и обслуживающего персонала.

Большой выход

Появление кремлевского начальства. Выражение связано с "большим царским выходом" по Красной лестнице Грановитой палаты.

Много лет в Святые сени, а через них в Большую палату попадали через Владимирский зал Большого Кремлевского дворца. Раньше же — через Красное крыльцо, которое разобрали в 1930 г. Его можно рассмотреть на рисунке в "Книге об избрании на царство" (1672 г.), хранящейся в Оружейной палате, и на старинных гравюрах. Крыльцо шло от Благовещенского собора к Грановитой палате мимо Средней Золотой палаты. К нему вели три лестницы. По левой, у Благовещенского собора, на крыльцо поднимались послы христианских государств, по средней — остальные.

По правой же лестнице Красного крыльца у Грановитой палаты, которую называли Красной или Золотой лестницей, никакие гости никогда не ходили. Эта парадная лестница была украшена золотыми шатрами, на ее площадках стояли скульптуры вызолоченных львов. Она была всегда закрыта позолоченной решеткой, охраняемой стрельцами. И только в особо торжественных случаях по Красной лестнице спускался царь с многочисленной свитой. Это шествие и называлось "большим царским выходом".

 

Большой государев наряд

Особо дорогое одеяние. Наряд, надевавшийся государем Московского государства для приема в Грановитой палате. Наряд включал в себя шитое золотом и серебром, убранное жемчугом и драгоценными камнями платье; большой, богато украшенный воротник — бармы, являвшиеся символом власти, голову его украшал венец, в правой руке он держал скипетр, с левой стороны от трона на серебряной подставке лежаладержава.

Венец, бармы, скипетр и державу великим князьям вверяли при венчании на царство. Держава — золотой шар с крестом наверху, впервые упомянута в заметках датского посла о Московском дворе в 1575г. Скипетр жезл, начали вручать с венчания на царство сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.

По обе стороны от трона замирали четверо юношей-рынд, облаченных в белые атласные одежды с высокими рысьими шапками. Плечи их были украшены золотыми цепями, а вооружены они были серебряными секирами.

Свита царя, в высоких горлотных (изготовленных из меха с горла дикого зверя) шапках, в парчовых одеждах, блестевших жемчугом и драгоценными камнями, занимала места на лавках вдоль стен палаты. После этого приглашали послов.

Вот как описывает увиденное в январе 1576 г. посол германского императора Максимилиана — Ян Кобенцель: "Видел я короны, митры, святейшего нашего господина в замке святого ангела... Видел корону и все одеяние короля католического... видел многие украшения короля Франции и его императорского величества как в Венгерском королевстве, так и в Богемии и в других местах. Поверьте же мне, что все сие ни в малейшей степени не сравнится с тем, что я здесь (на приеме у Ивана VI) увидел".

 

Большой государев наряд

Крупное подразделение русской армии. В 16 веке в большой государев наряд входили все крупнокалиберные орудия армии. Причем известны даже названия некоторых из них: "Змей летящий", "Змей свернутый", "Сокол", "Львиная голова".

Кроме "большого государева наряда” при Иване IV был учрежден “полковой наряд”, придаваемый полкам, В него входили орудия средних и малых калибров.

 

 

Давать стол

Устраивать в Кремле пир. Пиры устраивали в Большой палате на первом этаже Грановитой палаты по случаю важнейших событий в жизни государства. Так Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, Петр I — над шведами в Полтавской битве. В XVII веке кроме пирогов, варений и засахаренных фруктов, на пирах стали подавать пироги и коврижки затейливой формы. Так на пиру, данном 29 июня 1672 г. Алексеем Михайловичем в честь рождения сына Петра, обед в Грановитой палате завершался колоссальным пирогом, выполненным в виде Кремля с башнями, на которых хорошо были видны двуглавые орлы. Внутри крепости стояли пушки и фигурки конных и пеших ратников, отлитые из сахара. Кроме Кремля были принесены еще и большая коврижка, изображавшая герб государства Московского, и несколько коврижек поменьше, выполненных в форме птиц. На этом обеде также было подано 120 блюд с леденцами, ягодами в патоке, с заморскими фруктами: смоквой, (инжир), цитроном (цитрусовыми) и др.

 

Обед “За все столы”

Обед, который до 18 века давали кремлевские правители в Грановитой палате для многочисленных гостей разных сословий. Германский посол Варкоч, которому царь Борис Годунов в 1594 году давал прощальный обед “За все столы”, рассказывал, что "Поставцы были уставлены несказанным множеством серебряной и золотой посуды, так что исчислить ее невозможно, и, право, в Германии и не поверили бы такому множеству драгоценностей".

На царском возвышении в эти дни ставили стол для государя, вдоль стен и и посередине палаты — для гостей. Их покрывали белыми или бранными (ткаными с узором) скатертями. Иногда скатерть покрывала узкой полосой лишь края стола. Тарелки, ложки и ножи подавались лишь почетнейшим гостям. Ложки приносились вместе с горячим, которое подавали в середине обеда. На стол ставили солонницы, перечницы, уксусницы. Каждому гостю — прибор.

Поставцы — э то своеобразные буфеты для посуды, которая могла понадобиться во время пира. Поставцев было несколько — Государев поставец, поставцы Хлебенного, Сытного и Кормового приказов, а так же поставцы у столба, стоящего посреди палаты.

 

 

Безгрешные доходы


Ироническое выражение, возникшее, вероятно, в чиновничьей среде, означает взятки, принимаемые в виде добровольных приношений, каковые — по мнению чиновников-крючкотворов — законом не воспрещены, а потому и считаются допустимыми, безгрешными.

Народ безмолвствует

Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831) заканчивается следующей сценой: боярин Масальский, один из убийц вдовы Бориса Годунова и ее сына, объявляет народу: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! (Народ безмолвствует.)» Последняя ремарка, став крылатой фразой, употребляется как характеристика бесправного положения народа под прессом власти, а также иронически по отношению к людям, упорно хранящим молчание при обсуждении чего-либо.

 

Что сказано в Курантах

О чем написано в газетах. «Куранты» --- первая в Москве и в России газета, издававшиеся при Посольском приказе в Москве со второй половины XVII века.

 

 

Деловой центр

 

Китай-город. Китай-город издавна являлся деловым центром Москвы,
а улица Ильинка в Китай-городе – одной из красивейших в Москве. Описание улицы можно найти во многих книгах по истории Москвы и в художественной литературе (например, в пьесах А.Н. Островского и в романе П.Боборыкина "Китай-город").

 

Первый губернатор

 

Тихон Стрешнев. С 1709 года, когда император Петр I "расписал" все города по губерниям, в Москве появилось новое высшее должностное лицо --- генерал-губернатор. Первым губернатором Москвы стал 3 февраля 1709 года наставник Петра Великого боярин Тихон Стрешнев. До этого назначения он возглавлял Разрядный приказ, то есть, говоря современным языком, - Министерство обороны. Для создания нового аппарата управления бывшему военачальнику потребовался всего год.

В России две напасти:
Внизу — власть тьмы,
А наверху — тьма власти


Выражение принадлежит В. А. Гиляровскому. Н. Д. Телешов вспоминал: «Гиляй (литературный псевдоним В. А. Гиляровского; так же его обычно называли друзья) щедро расточал направо и налево экспромты по всякому поводу, иногда очень ловко и остроумно укладывая в два или четыре стиха ответ на целые тирады, только что услышанные. Когда только что появилась толстовская пьеса «Власть тьмы», Гиляй сострил:
В России две напасти:
Внизу — власть тьмы,
А наверху — тьма власти.

За пределами досягаемости

 

Выражение, ставшее крылатым, принадлежит адмиралу Ф. В. Дубасову, который занимался подавлением московского вооруженного восстания 1905 года. В своей реляции Николаю II от 22 декабря 1905 г. Дубасов писал: «Отступая, мятежники, с одной стороны, постарались и успели быстро удалить за пределы досягаемости избранных главарей, с другой — они оставили на театре действия хотя и рассеянных, но самых непримиримых — и озлобленных бойцов... Я могу признать мятежное движение совершенно подавленным».

Прозаседавшиеся

Выражение из стихотворения В. В. Маяковского, появившегося в «Известиях» 5 марта 1922 г. под заглавием: «Наш быт. Прозаседавшимся». Стихотворение заканчивается следующими словами:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

 

 

Смотри-ка князь,
Какая мразь
В Кремле сегодня завелась!

В мае 1924 года памятник Минину и Пожарскому стал поводом для острой политической эпиграммы. Ситуация в стране невольно вызывала историческую параллель между современностью и Смутой XVII века. На XIII съезде РКП(б) обсуждался острый вопрос о персональных назначениях. В Москве было известно о письме Ленина съезду, в котором он давал характеристики главнейшим деятелям партии. Все с волнением ожидали, кто займет в партии место Ленина.

С главным докладом на съезде - "Политическим отчетом ЦК РКП(б)" - выступил Григорий Зиновьев. По негласному правилу, с таким докладом должен был выступать первый человек партии, ее вождь. Пошли толки о том, что Зиновьеву каким-то образом удалось захватить власть, и ему уже дали прозвище "новый Гришка Отрепьев".

А на памятнике Минину и Пожарскому, который тогда стоял посреди Красной площади напротив Сенатской башни, и рука Минина указывала на Кремль, в эти дни (как утверждает предание) появилась надпись:

Смотри-ка князь,
Какая мразь
В Кремле сегодня завелась!

В 1930 году памятник Минину и Пожарскому с середины Красной площади был перенесен к собору Василия Блаженного и повернут. Теперь Минин указывает на Исторический музей.

 

Вертушка

Телефон кремлевской связи. Наличие вертушки определяло статус советского чиновника. Телефоны с дисковым набором впервые появились в Москве в 1921 году. Первые такие аппараты, как водится, получили высокие начальники. Отсюда пошло обиходное наименование прямой связи с высшими инстанциями – "вертушка".

Непосредственно аппараты правительственной связи диска для набора номера не имеют, обслуживаются специальным коммутатором.

 

 

Великий перелом


Важнейшее, определяющее событие. Седьмого ноября 1929 г. в «Правде» была опубликована статья И. В. Сталина «Год великого перелома», начинающаяся словами: «Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни». Выражение «великий перелом» стало крылатым и применялось преимущественно для обозначения того исторического момента, когда основные бедняцко-середняцкие массы крестьянства свернули с пути капиталистического развития на социалистический путь и, приступив к сплошной коллективизации сельского хозяйства. С этим временем связано и ликвидация кулачества как класса.

Кремлёвский сад

Александровский сад. До 1856 года сад называли Кремлевским. Название начало приживаться только после коронации Александра II (в 1856 г.). Но и после коронации сад еще долго называли Кремлевским.

 

Кремлёвские звёзды

Светящиеся пятиконечные рубиновые звёзды, установленные на 5 башнях Московского Кремля. Первая Кремлевская звезда была установлена на Спасской башне 25 октября 1935 года, а на Троицкой, Никольской и Боровицкой башнях — к 1 ноября. Звёздами заменили огромных двуглавых орлов из меди, сохранившихся на башнях с дореволюционного времени. В переносном значении, Кремлёвскими звёздаминазывают нечто выдающееся, а также мероприятиями с участиями «звезд».

 

 

Лежать у Кремлевской стены

 

Быть похороненным в некрополе у Кремлевской стены, на главном погосте страны. Некрополь начал складываться в ноябре 1917 года, когда на Красной площади появились две братские могилы участников штурма Кремля, павших на стороне большевиков (по некоторым данным, в этих могилах покоится 238 человек). В 1920-е годы около Кремлёвской стены появилось еще 15 братских могил. В дальнейшем некрополь пополнялся двумя видами захоронений: особо выдающиеся деятели партии и правительства хоронились около Кремлёвской стены справа Мавзолея без кремации в гробу и в могиле, и другой вид захоронений осуществлялся после кремации — урны с прахом замуровывались в стену. С 1974 года некрополь охраняется государством как памятник.Казалось бы, смерть равняет всех, но Кремлевский некрополь все годы существования явно был нацелен на опровержение этой расхожей истины.

 

 

За Кремлевской стеной

 

То есть, в правительстве, во власти. Считается, что всё, что происходит за кремлевской стеной, с одной стороны, очень важно для жизни страны, и, с другой стороны, таинственно и притягательно.

 

 

Кремлевка

 

В московском просторечии поликлиники четвертого главного Управления ЦК КПСС назывались "кремлевка" (в областных центрах России "обкомовскими клиниками"). Лечится или быть прикрепленным к кремлевке означал высокий социальный статус советского чиновника. Ныне — это Медицинский центр Управления делами Президента Российской Федерации.

Кремлевкой называют и кремлевскую диету.

 

 

Кремлевская кухня

 

Политические события, чьи истоки находятся в Кремле. Нечто важно, но тайное и непонятное, касающееся всех обитателей страны. Политические события в Кремле, политическая кухня.

 

 

Кремлевские обитатели

 

Руководство страны, работающее в Кремле. Выражение появилось в 1918 году, когда руководители страны переехали из Петрограда в Москву и поселились с семьями в Кремле.

 

 

Кремлевский занавес

 

То невидимое, что отделяет обитателей Кремля, от остальной Москвы. В переносном смысле — политическая ширма.

 

Кремлевская ёлка

 

Главная елка страны. Ежегодно в Кремлевском дворце проводятся новогодние праздники Кремлевской елки.

 

 

Кремлевские жены

 

Жены высших государственных чиновников.

Москва ходит в кепке

 

Так говорят имя ввиду Юрия Лужкова, который всегда в неизменной кепке.

Даже президент страны Владимир Путин сказал в 2004 году, что Москва ходит в кепке. Так кепка мэра выступила символом успеха, который присущ столице.

 

Уроки "Норд-Оста"

<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...