Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность процесса развития личности
Что же представляет собой процесс (развитие), которым мы должны научиться управлять? В философском смысле "развитие" понимается как самодвижение явления, которое определяется внутренними противоречиями и внешними факторами. В педагогическом смысле "развитие" рассматривается как изменение и формирование личности ребенка под влиянием закономерностей изменений в психике, состояния внутреннего мира ребенка, социальной ситуации его развития. Данный процесс характеризуется как: - изменение, для которого характерен переход из одного состояния в качественно другое, более совершенное; - созидание, движение вперед, противоположное распаду, регрессу, деградации. В психолого-педагогической науке выделяются два подхода в понимании сущности процесса развития личности. Первый: Развитие понимается как реализация, модификация и комбинирование задатков, когда происходит нарастание, развертывание и перегруппировка тех свойств личности, которые даны уже с самого рождения. Таким образом, развитие понимается скорее как созревание (вызревание) того, что существует в психике ребенка. Второй: Развитие понимается как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Это значит, что на каждом этапе возрастного развития появляются психические новообразования, при этом каждый этап рассматривается как подготовка к следующему. Движущей силой процесса развития личности являются противоречия, возникающие в ее жизни, деятельности, ее взаимоотношениях с окружающей средой. Противоречия могут быть внутреннего и внешнего характера. Противоречия внутреннего характера проявляются как следствие неравномерности развития отдельных сторон и свойств личности, например - между желаниями и умениями, с одной стороны, и интересом и чувством долга, с другой; - между новыми потребностями, возникающими в деятельности, и невозможностью их удовлетворить в силу несформированности необходимых для этого умений; - между возросшими физическими и духовными потребностями ребенка и старыми формами взаимоотношений со взрослыми товарищами и др. Противоречия внешнего характера проявляются между личностью и окружающей ее средой (сверстниками, коллективом, родителями, учителями). Формой проявления данного противоречия могут быть конфликты с родителями, учителями. Примеры противоречий внешнего характера: - растущие требования со стороны взрослого к ребенку, с одной стороны, и невозможность их выполнения, с другой; - самооценка личности (завышенная, заниженная, адекватная), оценка личности окружающими людьми и др. Две стороны, которые характеризуют противоречие развивающейся личности, могут быть рассмотрены как две возможныелинии в развитии личности. Какая из этих сторон (линий развития) получит свое дальнейшее развитие? Решение этой проблемы зависит от того, в каких условиях будет проходить развитие, какая из этих сторон получит наиболее сильное "подкрепление". Вот почему есть основание утверждать о необходимости корректировки процесса развития со стороны воспитателя. В развитии личности выделяются три аспекта (направления): физическое, психическое, социальное. Раскроем содержание каждого из названных направлений в развитии личности. ФИЗИЧЕСКОЕ (биологическое) направление в развитии проявляется как анатомо-физиологическое созревание организма, его рост, специализация органов, их функциональное развитие, качественная перестройка организации жизнедеятельности, развитие физической силы, координации движений, выносливости, трудоспособности и т.п. ПСИХИЧЕСКОЕ направление в развитии проявляется: - в увеличении объема знаний; - знания приобретают более осмысленный характер, становятся системными, обоснованными т.п.; - в овладении способами познания действительности; - в сформированности качеств ума: умение наблюдать, сравнивать, запоминать, рассуждать, делать выводы, критически проверять их; - в сформированности системы межличностных отношений к действительности, к самому себе; - в накоплении и измерении способов и умений выполнять большое количество действий; - в формировании новых мотивов и интересов; - измерение личности в целом, то есть развитие общих свойств личности и т.д. СОЦИАЛЬНОЕ направление в развитии личности проявляется в развитии человека как члена общества, конкретной группы, это процесс совершенствования социальных отношений и ценностей. Становление социального в человеке - это формирование его личности: жизненной позиции, нравственного сознания, чувств и привычек, эстетических взглядов, вкусов, форм поведения и т.д. Процесс развития личности индивидуален, его особенности для каждой личности проявляются в темпах ее физического, психического и социального развития: оно может быть ускоренным и замедленным. Развитие личности – это, прежде всего процесс развития и совершенствования ее психических процессов. Ощущение, внимание, память, мышление, чувства, воля, темперамент, характер регулируют деятельность человека, а потому их становление и совершенствование являются содержанием процесса развития личности. Любое педагогическое воздействие находит свое отражение в психике ребенка, а потому его необходимость и целесообразность должны осмысливаться воспитателем с учетом знания как закономерностей и особенностей психического развития личности в целом, так и отдельных психических процессов, свойств и функций. В какой момент физического, психического и социального развития ребенка необходимы педагогические воздействия и какие? Какими они должны быть по своему содержанию, по форме, длительности во времени, степени завершенности? Ответ на эти практическиевопросы невозможен без ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, которые вы получите в данном учебном пособии. Процесс развития личности, как мы убедились, сложный, многогранный. Можно выделить несколько его форм: РОСТ - процесс количественных изменений в физическом развитии личности. СОЗРЕВАНИЕ: - как вызревание биологических, наследственно фиксированных свойств; - как совершенствование функций физических органов в процессе их роста и функционирования. ФОРМИРОВАНИЕ - приобретение личностью совокупности устойчивых свойств. ИМПРИТИНГ - ("впечатывание")- форма развития, характерная для детей раннего возраста, проявляется как необычайная восприимчивость детей к обучению и прочному закреплению образов, стереотипов мышления и поведения, речи... Происходит на бессознательном уровне. ПОДРАЖАНИЕ - копирование, повторение чужих действий, слов, форм поведения... Характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Просматриваются элементы сознательности. НАУЧЕНИЕ - приобретение личностью знаний, умений, навыков, формирование собственной позиции в процессе познания окружающего мира. ЭМАНСИПАЦИЯ - приобретение личностью самостоятельности, автономности, что выступает одним из важнейших показателей уровня ее развития. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - проявляется как потребность человека "вписаться в среду", выработать свой стиль поведения. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - проявление и совершенствование в процессе развития личности ее индивидуально-типологических свойств и характеристик. САМОВОСПИТАНИЕ - целенаправленная деятельность человека по саморазвитию своей личности. Учитывая возрастную категорию читателя, остановимся подробнее на процессе самовоспитания.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |