Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально обусловленные особенности личности
ИЗ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ особенностей личности психологи выделяют, прежде всего, НАПРАВЛЕННОСТЬ, ибо она определяет устойчивые стремления, побуждения, интересы, убеждения, идеалы. Зная направленность личности, можно в первом приближении ответить на вопрос: "Что этот человек хочет", а это уже немало. Различают три вида направленности: НА СЕБЯ, НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И НА ЗАДАЧУ (ДЕЛОВАЯ). Личность с ярко выраженной направленностью на себя, как правило, занята собой; доминантна (пытается навязать свою волю); к людям относится скорее индифферентно. Личность с направленностью на взаимодействие подвержена конформизму (живет по правилу "как все, так и я"), в силу этого избегает прямого решения проблем, не четко выражает свои мысли, не берет на себя руководство. Личность с деловой направленностью всегда поддерживает коллектив в достижении цели, четко, ясно выражает свои мысли; работает интенсивно; правильно понимает, где говорить, где молчать; в ее присутствии все чувствуют себя свободно; не уклоняется от решения проблем и руководства. Итак, вы определили, какая направленность у вас преобладает? Есть сомнения? Тогда к вашим услугам опросник. Внимательно прочтите инструкцию. Инструкция
Прежде всего, заготовьте лист для ответов (смотрите образец). Вам будет предложено 30 утверждений. На каждое из них возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа (А, В или С) напишите в лист для ответов в скобках против номера утверждения в столбике "Больше всего". Затем из ответов на это же утверждение выберите дальше всего отстоящий от Вашей точки зрения, наименее ценный для Вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера утверждения, но в рубрике "Меньше всего". Для каждого утверждения используют только две буквы. Оставшийся ответ не записывают нигде. Над утверждениями не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы записываете ответы - в те ли столбцы, во всех ли скобках проставлены буквы. Если обнаружена ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает: А. Оценка работы. В. Сознание того, что работа выполнена хорошо. С. Сознание, что находишься среди друзей. 2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры. В. Известным игроком. С. Выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые: А. Имеют индивидуальный подход. В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему. С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые: А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны. В. Вызывают у всех дух соревнования. С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, когда мои друзья: А. Помогают другим, когда для этого представляется случай. В. Всегда верны и надежны. С. Интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех: А. С которыми хорошо складываются взаимные отношения. В. Которые могут больше, чем я. С. На которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те кто: А. Добился жизненного успеха. В. Может сильно любить. С. Отличается дружелюбием и доброжелательством.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: А. Научным работником. В. Начальником отдела. С. Опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил: А. Игры с друзьями. В. Успехи в делах. С. Когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я: А. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи. В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения. С. Когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школ должна была бы заключаться: А. В подготовке учеников к работе по специальности. В. В развитии индивидуальных способностей и самостоятельности. С. В воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых: А. Недемократическая система. В. Человек теряет индивидуальность в общей массе. С. Невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: А. Для общения с друзьями. В. Для любимых дел и самообразования. С. Для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: А. Работаю с симпатичными людьми. В. У меня работа, которая меня удовлетворяет. С. Мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда: А. Другие ценят меня. В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы. С. Приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы: А. Отметили дело, которое я выполнил. В. Похвалили меня за мою работу. С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель: А. Имел ко мне индивидуальный подход. В. Стимулировал меня на более интересный труд. С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем: А. Оскорбление личного достоинства. В. Неуспех при выполнении важной задачи. С. Потеря друзей.
19. Больше всего я ценю: А. Личный успех. В. Общую работу. С. Практические результаты.
20. Очень мало людей: А. Действительно радуются выполненной работе. В. С удовлетворением работают в коллективе. С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу: А. Ссоры и споры. В. Отметание всего нового. С. Людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы: А. Чтобы окружающие считали меня своим другом. В. Помогать другим в общем, деле. С. Вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, когда оно: А. Требовательно. В. Пользуется авторитетом. С. Доступно.
24. На работе я хотел бы: А. Чтобы решения принимались коллективно В. Самостоятельно работать над решением проблем. С. Чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу: А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми. В. О жизни известного человека. С. Типа "Сделай сам".
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть: А. Дирижером В. Солистом. С. Композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу: А. Смотря детективные фильмы. В. В развлечениях с друзьями. С. Занимаясь своим увлечением (хобби).
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием: А. Выдумал интересный конкурс. В. Выиграл бы в конкурсе. С. Организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня важнее всего знать: А. Что я хочу сделать. В. Как достичь цели. С. Как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы: А. Другие были довольны им. В. Выполнить, прежде всего, свою задачу. С. Не нужно было его укорять за работу.
При обработке результатов ответов пользуются специальным "ключом". Если указанная в "ключе" буква (А, В или С) занесена Вами в рубрику "Больше всего", то Вам приписывается 2 балла по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом "Меньше всего", то Вам дается 0 баллов. Затем подсчитайте количество двоек и запишите их внизу бланка для ответов рядом с буквами НС, ВД или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Количество двоек пишите под индексом БВ (больше всего). Также подсчитайте количество нулей, которое запишите под индексом МВ (меньше всего). Из количества двоек нужно вычесть количество нулей, к этой разности прибавить 30. Эта сумма и характеризует уровень по данному виду направленности. Следует лишь иметь в виду, что если количество нулей превышает количество двоек, то разность между ними вычитается из числа 30. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90. В противном случае нужно искать ошибку, допущенную при подсчете.
Вы понимаете, что каждый вид направленности может быть сформирован на одном из трех уровней: низком, среднем и высоком. Приведем шкалу для среднего уровня.
Проанализируйте, на каком уровне у вас сформирован каждый вид направленности и сделайте соответствующие выводы для себя. Выделим особо профессиональную направленность - важное социальное и нравственное качество будущего специалиста. Без профессионального интереса, который лежит в основе профессиональной направленности бессмысленно надеяться на профессиональный успех. Поэтому, на наш взгляд, уровень сформированности профессиональной направленности у выпускника вуза может выступать показателем эффективности его подготовки. Результаты многолетних исследований одного из авторов по проблеме качества подготовки специалистов показывают, что хороший уровень сформированности профессиональной направленности не более чем у 10-15 % выпускников вузов. В вуз, как правило, приходит молодежь с недостаточно обоснованным выбором профессии, и, видимо, низка результативность учебно-воспитательной деятельности всего вузовского коллектива в плане формирования у студентов устойчивости профессионального выбора, профессионального интереса, уровня представления о будущей профессиональной деятельности. О профессиональной направленности студента можно судить по мотиву, который преобладает в его учебной деятельности: "на знания", "на профессию", "на диплом". Учитывая, что наш читатель - студент, предоставим ему возможность выяснить, какой из этих мотивов у него преобладает. Форма ответа в предлагаемом опроснике "да" или "нет".
1. Лучшая атмосфера на лекции - атмосфера свободного высказывания (да, нет). 2. Обычно я работаю с большим напряжением. 3. У меня редко бывают головные боли после пережитого волнения и неприятностей. 4. Я изучаю ряд предметов, не включенных в учебный план вуза, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии. 5. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии. 6. Я получаю удовольствие от рассмотрения трудных проблем на лекциях. 7. Я не вижу смысла в большинстве работы, которую мы делаем в вузе. 8. Большое удовольствие мне доставляет рассказ знакомых о моей будущей профессии. 9. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а потому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше. 10. В наше время необязательно иметь высшее образование. 11. Родители посоветовали мне выбрать профессию, и я твердо уверен в правильности выбора. 12. При удобном случае я использую на экзамене подсобный материал (шпаргалки, конспекты, записки). 13. Самое замечательное время жизни - студенчество. 14. У меня чрезвычайно беспокойный и тревожный сон. 15. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать достаточно глубоко. 16. При возможности я поступил бы в другой вуз. 17. Я сначала берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец. 18. Для меня было трудно остановиться на одной профессии. 19. Я могу спокойно спать после неприятностей. 20. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни. 21. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я. 22. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании. 23. Из житейских соображений это самый удобный вуз. 24. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания деканата. 25. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением. 26. Экзамен нужно сдавать, тратя минимальные усилия. 27. Есть десяток вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом. 28. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения, так или иначе, связаны с моей будущей профессией. 29. Беспокойство от экзамена или работы, которые не выполнены в срок, часто мешают мне спать. 30. Меня не беспокоит возможность некоторой потери (снижения) заработной платы после окончания вуза. 31. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее настроение группы. 32. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы продвигаться по служебной лестнице. 33. Я считаю необходимым выучить материал, а не просто сдать экзамен. 34. Мои родители - интеллигенты с широкими интересами, и я хочу быть похожим на них. 35. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование. 36. Мне очень трудно заниматься какой-либо деятельностью, прямо не относящейся к моей будущей специальности. 37. Меня весьма тревожат возможные неудачи. 38. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют на более интенсивные занятия. 39. Я поступил бы именно в этот вуз, чего бы мне это не стоило. 40. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них. 41. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится много работать для этого. 42. У меня обычно ровное и хорошее настроение. 43. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии. 44. До поступления в вуз я много интересовался этой профессией, много читал о ней. 45. Профессия, которую я получаю, самая перспективная и передовая в настоящее время. 46. Мои знания о профессии резко изменились с началом обучения в вузе. Подсчитайте, сколько баллов вы набрали по каждому мотиву, и будет ясно какой же из них преобладает.
1. Мотив на знания 4 - да + 3,6 15 - да + 3,0 24 - да + 2,4 26 - нет + 1,2 38 - нет + 1,8 /max = 12
2. Мотив на профессию 8 - да + 1 28 - да + 2 30 - да + 2 39 - да + 3 44 - да + 1 45 - да + 1/max = 10
3. Мотив на диплом 10 - нет + 3,5 22 - да + 2,5 32 - да + 1,5 35 - да + 1,5 40 - да + 1,0 /max = 10
Из социально обусловленных особенностей личности важную роль играет активная жизненная позиция. В качестве подтверждения приведем результат проводимого нами исследования. Была сделана попытка решить задачу прогноза профессиональной успешности выпускника вуза. Не будем останавливаться на деталях решения задачи, отметим только, что из перечисленных 119 факторов, которые, по нашему мнению, могли повлиять на профессиональную успешность, информативным оказался только один: активность личности. Объектами нашего исследования были специалисты (химики-технологи) с пятилетним стажем работы после окончания вуза. По разработанной нами методике была оценена успешность их профессиональной деятельности и все объекты исследования (223 инженера) были разделены на три класса (условно назовем "хорошие" - 91, "плохие" - 99 и "средние" - 33). Вывод: если специалист, начиная со школьной скамьи, занимал активную жизненную позицию, то, несмотря на значения всех остальных факторов, он обязательно принадлежал к классу "хороших", т.е. удовлетворял всем требованиям современного производства. Есть над чем задуматься нашему читателю. Нельзя не коснуться нравственной основы личности. Видимо, в этом вопросе трудно избежать субъективизма. По нашему мнению, нравственную основу личности может определять высокий уровень сформированности таких личностных свойств, как чувство коллективизма (не путайте с конформизмом), ответственности, гражданственности, принципиальности, самоконтроля. Нравственную основу личности характеризует и уважительное отношение к людям, простота в общении. Особо хочется отметить важность этих свойств для руководителя, именно их наличие делает его доступным людям. А это очень важно для управленческой деятельности. Закончив знакомство со структурой личности, можно перейти к вопросу о характере.
Характер и методы его изучения
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях [8]. В основе характера лежит темперамент, но характер больше социально обусловлен, т.к. он проявляется в отношении человека к себе, людям, обществу, труду, а отношение формируется в процессе воспитания. По словам Аристотеля: "Наш характер - это результат нашего образа жизни", т.е. всю жизнь человек может и должен заниматься самосовершенствованием. Однако психологи выделяют 18-20 лет как возраст стабилизации черт характера. Выделяют черты характера ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (например, сообразительность, любознательность, наблюдательность, рассудительность и др.), НРАВСТВЕННЫЕ (тактичность, честность, аморальность, коллективизм, принципиальность, ответственность и др.), ВОЛЕВЫЕ (целеустремленность, самообладание, решительность, дисциплинированность, настойчивость, твердость и др.), ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ (общительность, уверенность, оптимизм, живость, эмоциональность, импульсивность и др.). Как видим, интеллектуальные черты характера обусловлены задатками, эмоциональные - свойствами темперамента, нравственные и волевые черты характера не зависят от генной программы, а только от условий воспитания. Различают характеры СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ; ЗАМКНУТЫЕ и ОБЩИТЕЛЬНЫЕ; ОБЩЕСТВЕННО НАПРАВЛЕННЫЕ и ЭГОИСТИЧЕСКИЕ; ЦЕЛЬНЫЕ и ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ. Характер человека проявляется во всем его поведении, походке, почерке, манере одеваться. Например, раскачивание при ходьбе - признак аккуратности, точности, иногда даже педантичности. Широкий, уверенный, твердый шаг при низком росте - высокий уровень притязаний, стремление к независимости, стремительность и энергичность, экстравертированность. Мелкий шаг высокого человека - несамостоятельность, зависимость, неуверенность, интровертированность. Слишком яркая одежда - желание обратить на себя внимание, быть в центре событий. Экстравагантность в одежде, резкое отличие от принятой моды - нежелание быть "как все", сопротивление "растворению" в общей массе. Почерк с наклоном влево также свидетельствует о нежелании быть "как все". Каллиграфический почерк подчеркивает аккуратность человека, стремление выглядеть хорошо, быть понятным окружающим. Твердость почерка - уверенность в себе, настойчивость. Мелкий почерк - бережливость. Каждый человек предпочитает не только определенный стиль в одежде, но и цвет. Например, красному цвету отдают предпочтение люди сильные и физически здоровые, живущие сегодняшним днем и желающие получить то, что хотят, тоже сегодня. Желтый цвет обожают фантазеры, мечтатели, иногда проявляющие себя как яркие творческие личности. "Зеленые дети" беспомощны и нуждаются в материнской любви. Взрослые - консервативны. Синий цвет любят люди спокойные, уравновешенные, предпочитающие постоянство и задушевность [6]. Прежде чем дать оценку личности, необходимо провести изучение. Не имея возможности в рамках данного пособия останавливаться подробно на методах изучения личности, отошлем читателя к труду ленинградских ученых [16], по нашему мнению, наиболее доступному любому читателю. Основные методы изучения личности отобразим схемой и дадим небольшие комментарии.
В реальной жизни основной метод оценки личности - метод наблюдения. Психологи предостерегают нас о том, что судить о поступках человека и его свойствах, проявившихся в поступках, можно только разобравшись в обстановке, в которой они произошли. ПУТЬ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ОТ ПОНИМАНИЯ ОБСТАНОВКИ - К ПОНИМАНИЮ ЧЕЛОВЕКА. Речь - очень богатый источник сведений о внутреннем мире человека, но и речь нужно связывать с обстановкой. По результатам работы можно судить о многих свойствах личности. Изучение истории личности может помочь в познании его психологии. Каков его опыт, где учился, чему учился, с какими людьми общался. Все накладывает отпечаток на личность, ее характер. Общепринятыми инструментами психологического измерения являются эксперимент и тест. После длительного перерыва (с 1927 года) в конце 1967 г. и в середине 1968 г. вопрос о теоретической разработке и практическом использовании тестов для психологических исследований начал обсуждаться не только в психологической, но и в педагогической литературе. Официально тестирование в стране разрешено с 1971 года. Ошибочно, по мнению А.В. Петровского, как безумное доверие, так и отрицание возможностей использования тестов в практических целях диагноза и прогноза. По тесту имеем приближенную модель свойств личности конкретного человека. Для решения многих прикладных задач психологии, где важно максимально конкретное знание об индивидуальных личностных характеристиках человека, достаточно дифференцированной и информативной является методика Кеттелла, которая наиболее распространена и популярна во всем мире. Мы не можем привести опросник Кеттелла в данном пособии. Это будет серьезным нарушением научной этики. Заниматься тестированием может и должен только психолог. Тесты в непрофессиональных руках не только малополезны, но и вредны. Задача оценки индивидуальных различий между людьми постоянно возникает в практике повседневной жизни. И тогда люди пользуются методами психологии здравого смысла, то есть оценивают личностные свойства других интуитивно. На основе многочисленных исследований восприятия и понимания человека человеком ученые сделали вывод о значительной субъективности взаимооценок и прогнозов, определили типичные ошибки суждений о людях. Когда мы наблюдаем другого человека, у нас возникают различные предположения о том, каким образом в его личности связаны отдельные свойства и как они проявляются в поведении. Довольно часто эти установленные связи ошибочны, так как в суждениях мы быстро переходим от поведения человека в одной ситуации к прогнозированию его поведения во многих других. Так мы придумываем для каждого своего рода амплуа: "рубаха-парень", "деловой человек", "злодей" и т.д. И даже потом, когда человек выйдет из придуманного нами амплуа, мы продолжаем упрямо видеть то, что хотим видеть. Стремление к согласованности привычных знаний и мнений приводит нас к тому мнению, что "плохие люди совершают плохие поступки, а хорошие люди - хорошие". Таким образом, выбрав какую-либо краску для психологического портрета, мы склонны рисовать его в белых или черных тонах, что создает, как говорят психологи, "эффект ореола", который выражается в том, что "положительные герои" - положительны во всем, а "отрицательные" - отрицательны. Л.Н. Толстой, величайший психолог, писал, что "одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских, и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою" [18]. Второй распространенной ошибкой психологии здравого смысла при оценке личности является "эффект ложного согласия", когда нарисованный психологический портрет личности приписывается и окружающим ("так все говорят"), ибо мы предполагаем, что многие согласны с нами и думают об этом человеке так же. На самом деле мы ориентируемся, прежде всего, на мнения тех людей, с которыми чаще общаемся и которые имеют сходные установки. Психологи часто отмечают "эффект снисхождения", который проявляется в тенденции слишком положительно оценивать качества личности, события, поступки. Народная же мудрость гласит: "Не люби друга потаковщика, а люби встрешника". Довольно распространена ошибка центральной тенденции, представляющая собой преимущественную направленность на более вероятное, так как крайние случаи поведения и личностных свойств встречаются намного реже. Так, в характеристиках появляются безликие, средние, удовлетворительные оценки деловых и личностных свойств, которые приводят к "уравниловке". А за "выглаженной" характеристикой трудно увидеть человека. Типичная логическая ошибка построена на предположении тесной связи определенных свойств личности с признаками поведения. Например, молчаливость - признак ума, "в тихом омуте черти водятся". Ошибка контраста определяется склонностью подчеркнуть у других противоположные себе черты. Людям застенчивым, например, все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле. Довольно часто встречаются ошибки первого впечатления, ошибки предубеждений. Особенно часто обманчиво первое впечатление, которое, тем не менее, оставляет долгий след в нашем восприятии человека. Легко создать установку, но гораздо сложнее ее переделать - это показывают многие экспериментальные психологические исследования. Первое впечатление похоже на фотографические снимки, которые, как писал Ф.М. Достоевский, "чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно, сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Фотография же застает человека, как есть, и весьма возможно, что Наполеон в иную минуту вышел бы глупым, а Бисмарк - нежным". Чтобы понять и узнать человека, надо с ним "пуд соли съесть", но и это создает ошибку привыкания, когда многого не замечаешь, так как "лицом к лицу лица не увидать". Русская поговорка гласит, что "еще большая мудрость самому себя знать". Выстраивая самые стройные теории личности других людей, человек сталкивается с тем, что его собственные личностные свойства не укладываются в рамках схем, и он может быть разным в разных ситуациях. Древнеиндийское "Познай себя - и ты познаешь весь мир" при всей своей ортодоксальности полезно, так как ориентирует человека на поиск внутренних резервов своего развития. Адекватное понимание своих психологических особенностей и особенностей других людей раскрывает перспективу приведения в соответствие компонентов "я хочу" - "я могу" - "нужно другим людям, делу".
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что объединяет науку ПЕДАГОГИКУ с наукой ПСИХОЛОГИЕЙ? 2. Все ли мы можем воспитать в ребенке? 3. Назовите две стороны единого процесса, в котором формируется личность. Их взаимосвязь. 4. Что нужно знать о человеке, чтобы ответить в первом приближении на вопрос: "ЧТО ОН МОЖЕТ?" 5. На основании чего сможете дать ответ на вопрос: "ЧЕГО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ?" 6. Взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей. 7. Основные черты творческой личности. 8. Почему также "нестандартные" дети становятся конформистами к окончанию школы? 9. Какие психические процессы играют важную роль в познавательной деятельности? 10. Отчего зависит величина интеллектуального спада после 60 лет? 11. Что составляет нравственную основу личности? 12. В чем проявляется характер человека? 13. От каких распространенных ошибок предостерегает нас наука психология при оценке личности? 14. Что Вы лично взяли для себя из этой главы как будущий родитель?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |