Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В. А. Старополов

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 031900.62
«Международные отношения»

 

 

Москва

 

Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен

на заседании кафедры экономической теории и финансовых рынков

сентября 2012 г., протокол №

Рецензент: доктор экономических наук, профессор С. В. Шкодинский

Старополов В.А.

Экономическая теория: учебно-методический комплекс. - М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2012. – 90 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения» (квалификация (степень) «бакалавр») и включает: организационно-методические указания по изучению дисциплины; тематический план; рабочую учебную программу; планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации по подготовке к ним; учебные мероприятия текущего контроля знаний студентов; методические указания по организации самостоятельной работы студентов и выполнению домашних заданий (эссе и контрольных работ); список основной и дополнительной литературы; средства информационной поддержки и материально-технического обеспечения дисциплины; словарь основных терминов и определений.

Комплекс предназначен для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения.

 

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Место дисциплины в образовательной программе.

Дисциплина «Экономическая теория» представляет собой самостоятельную дисциплину, являющуюся составной частью программы подготовки бакалавров по направлению «Международные отношения» и относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина изучается в первом и во втором семестре.

 

1.2 Цели дисциплины.

Основной целью дисциплины является достижение следующих образовательных результатов:

Студент должен:

а) знать:

- предмет, метод экономической теории, ее роль и место в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

- функции, основные категории и законы экономической теории;

- закономерности, тенденции и показатели функционирования экономики в современных условиях;

- основы расчета и анализа показателей, характеризующих результаты деятельности хозяйствующих субъектов.

б) уметь:

- анализировать процессы развития и взаимодействия экономических явлений, процессов на микро- и макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности и возможных социально-экономических последствий;

- анализировать экономические процессы на отраслевом и территориальном уровнях;

- использовать экономические знания при решении профессиональных задач.

в) владеть навыками:

- анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных микро - и макроэкономических моделей;

- самостоятельной работы по анализу, обобщению и систематизации экономической информации о состоянии и перспективах развития мировой экономики, экономики РФ, г. Москвы;

- использования методологии экономической теории в процессе принятия управленческих решений на уровне организации, фирмы, учреждения.

 

Формируемые компетенции.

По завершению изучения дисциплины «Экономическая теория» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

- общекультурные:

ОК-1 - умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем;

ОК-2 - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-19 - осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

- профессионально дисциплинарные:

ПДК-4 - понимание структуры глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России;

ПДК-5 - ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики.

 

1.4 Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений, навыков. Итоговый контроль.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены зачет и экзамен. Зачет проводится методом тестирования с использования Тренажера «Система АСТ-Тест». Экзамен проводится в форме устного экзамена.

Итоговая оценка по дисциплине проставляется в приложении к диплому.

 

Текущий контроль.

В процессе изучения дисциплины выполняются:

- контрольное тестирование с использованием Тренажера «Система АСТ-Тест» (по всем разделам учебной дисциплины);

- выполнение трех домашних контрольных работ;

- написание одного эссе.

Выполнение всех заданий является обязательным для студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме вышеназванные задания, не допускаются к сдаче экзамена.

 

 

Раздел 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Организационно-методические данные дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часов.

Виды работы Трудоемкость в з. ед. Трудоемкость (в акад. часах)
Общая трудоемкость
Аудиторная работа 1,26
Лекции 0,63
Практические занятия, семинары 0,63
Самостоятельная работа В том числе: Внеаудиторные самостоятельные работы - домашняя контрольная работа (3) - эссе (1) 2,74 1,0
Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.) 1,74
Виды текущего контроля контрольное тестирование -1 домашняя контрольная работа – 3 эссе-1
Вид итогового контроля зачет – 1; экзамен - 1

 

 

2.2. Тематический план дисциплины.

Наименование разделов и тем очно-заочная форма обучения (вечерняя)
Количество часов
Лекции Практические занятия Семинары Зачет Самост. работа Всего часов по теме
Раздел 1. Введение в экономическую теорию.
Тема 1.Возникновение и развитие экономической теории. Предмет и метод экономической теории.      
Тема 2.Основные закономерности экономической организации общества. Экономические системы.      
Раздел 2. Основы микроэкономики.
Тема 3.Рынок и рыночная инфраструктура.        
Тема 4.Теория спроса и предложения. Основы теории потребительского выбора.    
Тема 5.Теория производства и издержек.      
Тема 6.Поведение фирмы в условиях рынка совершенной и несовершенной конкуренции.      
Тема 7.Рынки факторов производства.      
Тема 8.Роль государства в рыночной экономике.    
Вид итогового контроля:      
Итого за первый семестр:
Раздел 3. Основы макроэкономики.
Тема 9.Национальная экономика: сущность, система целей и результатов функционирования.      
Тема 10.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.    
Тема 11.Финансовая и налоговая системы. Бюджетно-налоговая политика.      
Тема 12.Денежно-кредитная и банковская системы. Денежно-кредитная политика.      
Тема 13.Экономическое развитие и экономический рост      
Тема 14. Мировое хозяйство: сущность и формы развития    
Итого за второй семестр:  
Итого по дисциплине:

 

 

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Раздел:1 Ведение в экономическую теорию.
Тема 1. (Лекция) Возникновение и развитие экономической теории. Предмет и метод экономической теории.

Основные этапы развития экономической теории. Мыслители древности об экономической теории. Меркантилизм. Учение физиократов. Классическая школа. Марксистская политическая экономия. Неоклассическое направление в экономической теории. Кейнсианство. Монетаризм. Неоклассический синтез. Институционализм. Развитие экономической теории в России.

Предмет экономической теории. Продукт и фазы его движения. Экономические отношения. Человек в экономике и его поведение. Экономика и ее составляющие. Микроэкономический анализ, его задачи и категории. Макроэкономический анализ, его задачи и категории. Методология современной экономической науки. Научная абстракция. Анализ и синтез. Дедукция и индукция. Единство исторического и логического. Экономико-математическое моделирование. Экономический эксперимент.

Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Нормативная и позитивная экономическая теория. Экономическая теория как фактор оптимизации экономической стратегии и экономической политики.

 

Семинар №1.

Тесты для самоконтроля

Семинар №2

Тесты для самоконтроля

1. Рынок является:

a) саморегулирующейся системой взаимодействия экономических

субъектов;

b) средством создания сбережений;

c) механизмом регулирования побочных эффектов производства;

d) механизмом осуществления контактов покупателей и продавцов.

2. Расставьте типы конкуренции в порядке сокращения количестваучастников рынка:

a) монополистическая конкуренция;

b) монополия;

c) олигополия;

d) совершенная конкуренция.

3. Ценовая конкуренция предполагает:

a) продажу товаров более высокого качества и надежности;

b) увеличение расходов на рекламу;

c) продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурентов;

d) продажу товаров и услуг по ценам выше, чем у конкурентов.

4. Формирование рыночных цен происходит за счет конкуренции:

a) межотраслевой;

b) неценовой;

c) внутриотраслевой;

d) монополистической.

5. Закон спроса устанавливает:

a) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;

b) прямую зависимость цены от величины спроса;

c) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;

d) обратную зависимость цены от величины спроса.

6. Спрос на товар возрастет, если:

a) цена товара-заменителя упадет;

b) цена товара-заменителя возрастет;

c) цена дополняющего товара возрастет;

d) цена дополняющего товара упадет.

7. Спрос на товар будет не эластичным, если:

a) общая выручка продавца сокращается при росте цены;

b) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы;

c) коэффициент ценовой эластичности больше единицы;

d) общая выручка продавца возрастает при снижении цены.

8. Если цена на сигареты увеличилась на 10%, а число курильщиков уменьшилось на 4%, то коэффициент ценовой эластичности спроса равен:

a) 0,125;

b) 0,2;

c) 0,25;

d) 0,4.

 

9. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

a) в росте предложения;

b) в снижении предложения;

c) в росте объема предложения;

d) в падении объема предложения.

10. Если функция спроса на товар задана уравнением Qd= 20- 3P, а предложения Qs= 2P-10, то равновесная цена и равновесный объем продаж соответственно составят:

a) 2 и 14;

b) 6 и 2;

c) 5 и 5;

d) 4 и 8.

11. Закон убывающей предельной полезности может быть проиллюстрирован следующим перечнем значений предельной полезности:

a) 200, 250, 270, 280;

b) 200, 300, 400, 500;

c) 200, 350, 450, 600;

d) 200, 400, 1600, 9600.

 

 

Практикум № 1.

Тесты для самоконтроля

1. Взаимосвязь между количеством факторов и объемом выпуска про-дукции на предприятии выражается:

a) производственной функцией;

b) законом предложения;

с) законом Оукена;

d) кривой производственных возможностей;

2. Закон убывающей производительности фактора производства дейст-вует при том условии, что:

a) другие факторы производства остаются постоянными;

b) уровень технологии не изменяется;

с) все единицы переменного фактора являются однородными;

d) все факторы производства изменяются пропорционально.

3. Если действует положительный (возрастающий) эффект от масштаба производства, то в отрасли экономически выгодно иметь:

a) одну крупную фирму;

b) несколько фирм;

c) множество мелких фирм;

d) любое количество фирм.

4. Понятие экономических издержек означает, что:

a) необходимо учитывать альтернативную стоимость всех используемых за-трат;

b) бухгалтерские расходы превышают их на величину непроизводственных затрат;

с) производство осуществляется с минимальными затратами;

d) стоимость собственных ресурсов не должна включаться в издержки.

5. Средние переменные издержки производства:

a) постоянны;

b) возрастают при увеличении объема производства;

c) падают при увеличении объема производства;

d) сначала падают, затем возрастают.

6. Оптимальный объем производства фирмы определяется на основе со-поставления:

a) средних издержек производства и среднего дохода;

b) совокупных издержек производства и совокупного дохода;

с) предельного дохода и цены;

d) предельных издержек производства и предельного дохода.

7. При росте объема производства изокванта будет смещаться:

a) вверх и вправо;

b) вниз и вправо;

c) вверх и влево;

d) вниз и влево.

8. Постоянные издержки фирмы – это:

a) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретений;

b) минимальные издержки производства любого объема продукции при наи-более благоприятных условиях производства;

с) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится;

d) неявные издержки.

9. Неявные издержки – это:

a) издержки бухгалтерские;

b) экономические издержки;

c) издержки упущенных возможностей;

d) альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собствен-ностью фирмы.

10. Предельные издержки – это:

a) издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции;

b) издержки в расчете на единицу продукции;

c) издержки на производство продукции, увеличение которых делает невоз-можным расширение производства;

d) затраты, меньше которых объем производства равен нулю.

11. В точке минимальных средних издержек предельные издержки должны быть:

a) больше, чем средние издержки;

b) меньше, чем средние издержки;

с) равны средним издержкам;

d) минимальными.

 

Тесты для самоконтроля.

Практикум №2.

Тесты для самоконтроля

1. ВВП - это рыночная стоимость всех:

a) производственных товаров и услуг;

b) реализованных товаров и услуг;

c) конечных товаров и услуг;

d) готовых товаров и услуг.

2. Если объем номинального ВВП и уровень цен повысились одинаково, то:

a) реальный объем ВВП не изменился;

b) реальный объем ВВП увеличился, но в меньшей степени, чем цены;

c) реальный объем ВВП сократился;

d) информация не позволяет определить динамику реального ВВП.

3. Какой компонент не входит в состав ВВП, исчисленного по расходам:

a) личное потребление;

b) государственные закупки;

c) заработанная плата;

d) разность экспорта и импорта.

4. ВВП, освобожденный от амортизации и косвенных налогов на
бизнес, - это:

a) реальный ВВП;

b) национальный доход;

c) чистый национальный продукт;

d) личный доход.

5. Человек трудоспособного возраста, не имеющий работы и не ведущий её поиски, относится к категории:

a) не входящие в рабочую силу;

b) безработные;

c) занятые;

d) рабочая сила.
6. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

a) структурной формой безработицы;

b) фрикционной формой безработицы;

c) циклической формой безработицы;

d) региональной формой безработицы.

7. Естественная безработица:

a) включает в себя циклическую безработицу;

b) равна нулю;

c) позволяет расширять производство без роста цен;

d) включает структурную и фрикционную безработицу.

8. Экономисты считают, что полная занятость в стране достигается в том случае, если:

a) работают все, кто достиг трудоспособного возраста;

b) работают все, кто хочет работать;

c) число свободных рабочих мест соответствует числу безработных;

d) все трудоспособное население работает.

9. Компонентом совокупного спроса не являются:

a) государственные закупки;

b) инвестиционные расходы;

c) потребительские расходы;

d) налоги.

10. На кейнсианском отрезке совокупного предложения:

a) реальный объем национального производства равен потенциальному;

b) реальный объем национального производства меньше потенциального;

c) рост реального национального производства сопровождается ростом цен;

d) рост реального объема национального производства сопровождается снижением цен.

11. Объем национального производства и уровень цен вырастут одновременно (на промежуточном участке совокупного предложения) под воздействием:

a) снижения производительности труда;

b) страха потребителей перед депрессией;

c) сокращения государственных расходов на военные нужды;

d) снижения налога на добавленную стоимость.

Семинар №4.

Тесты для самоконтроля

1. В состав государственных финансов входят:

a) государственный бюджет;

b) внебюджетные фонды;

c) государственный кредит;

d) все ответы верны.

2. К налогам не относится классификация их на:

a) государственные и местные;

b) первичные и вторичные;

c) общие и специальные (целевые);

d) прямые и косвенные.

3. Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется:

a) монетарной;

b) фискальной;

c) политикой распределения доходов;

d) антикризисной.

4. Встроенными стабилизаторами являются:

a) система прогрессивного налогообложения;

b) государственная поддержка малоимущих;

c) программа занятости;

d) пособия по безработице

5. Деньги - это:

a) средство обращения, мера стоимости, средство сбережения;

b) кредитные карты, металлические и бумажные единицы;

c) металлические и номинальные денежные единицы;

d) общепризнанное средство платежа, которое принимается в обмен на товары и услуги, а так же при уплате долгов.

6. Обладает ли вклад до востребования большей ликвидностью, чем такой же по размеру срочный вклад?

a) да;

b) нет;

c) ликвидность не связана с вкладами;

d) зависит от размера процента.

7. Открытая инфляция характеризуется:

a) ростом дефицита товаров и услуг;

b) постоянным повышением цен;

c) увеличением денежной массы;

d) снижением учетной ставки.

8. Какая из перечисленных ниже операций сократит количество денег в обращении:

a) Центральный банк уменьшает норму обязательных резервов;

b) Центральный банк покупает облигации у населения и коммерческих банков;

c) Центральный банк снижает учетную ставку, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам;

d) Центральный банк продает государственные облигации коммерческим банкам.

9. Увеличивая денежную массу, Центральный банк снижает процентную ставку, что приводит:

a) к увеличению инвестиций, совокупного спроса и снижению ВВП;

b) к увеличению инвестиций, совокупного спроса и росту ВВП;

c) к снижению инвестиций, совокупного спроса и уменьшению ВВП;

d) к снижению инвестиций, совокупного спроса и росту ВВП.

10. Экономический рост можно иллюстрировать:

a) сдвигом кривой производственных возможностей влево;

b) сдвигом кривой производственных возможностях вправо;

c) движением по кривой производственных возможностей;

d) движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.

11. К факторам интенсивного экономического роста относятся:

a) увеличение пахотных земель;

b) повышение уровня образования, квалификации трудовых ресурсов;

c) внедрение достижений НТР в производство;

d) прирост капитальных ресурсов на неизменной технической основе.

Семинар №5.

Тесты для самоконтроля

1. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал:

a) Адам Смит;

b) Пол Самуэльсон;

c) Давид Рикардо;

d) Альфред Маршалл.

2. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие барьеры необходимы для:

a) защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции;

b) увеличения внутренней занятости;

c) обеспечения обороны страны;

d) все предыдущие ответы верны.

3. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина:

a) приводит к сокращению международной торговли;

b) приводит к повышению цен;

c) приносит доход в государственный бюджет;

d) способствует снижению жизненного уровня в стране.

4. Демпинг - это продажа товара на внешнем рынке по цене:

a) выше цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-импортера;

b) выше цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера;

c) ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны импорте-ра;

d) ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

5. К нетарифным ограничениям импорта относятся все перечисленные меры, кроме:

a) введения ввозных пошлин;

b) введения импортных лицензий;

c) установления национальных технических стандартов;

d) установления импортных квот.

6. Прямыми иностранными инвестициями считаются те, которые обеспечивают собственнику:

a) присвоение прибыли;

b) установление контроля над деятельностью зарубежного предприятия;

c) получение процента на предоставленный кредит;

d) получение доли капитала зарубежного предприятия, не обеспечиваю-щей контроль за деятельностью предприятия.

7. Наиболее глубоким и многосторонним видом экономической инте-грации стран является:

a) экономический союз;

b) таможенный рынок;

c) общий рынок;

d) зона свободной торговли.

8. Валютный курс характеризуется:

a) соотношением национальных валют, определяемым их покупательной способностью;

b) золотым содержанием денежной единицы;

c) соотношением национальных валют в соответствии с их золотым со-держанием;

d) соотношением национальных валют, устанавливаемым волевым реше-нием.

9. Фиксированный валютный курс поддерживается:

a) бюджетной политикой государства;

b) валютными интервенциями Центробанка;

c) внешнеэкономической политикой правительства;

d) сбалансированностью торгового баланса.

10. Падение курса национальной валюты приводит:

a) к снижению цен национальных товаров на мировом рынке;

b) к росту экспорта;

c) к снижению импорта;

d) все ответы верны.

11. Торговый баланс:

a) является составной частью платежного баланса;

b) включает в себя платежный баланс;

c) не имеет отношения к платежному балансу;

d) нет верного ответа.

 

2.4. Самостоятельная работа студентов.

2.4.1. Методические указания по самостоятельной работе студента по изучению учебной дисциплины.

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения» предусматривается выделение в учебном плане времени, отводимого на самостоятельную работу (внеаудиторную работу) студента.

Самостоятельная работа студентов, как важная форма учебной деятельности, направлена на выработку творческих навыков и самостоятельности у обучаемых. Она проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, формирования общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов.

Самостоятельная работа является непременным средством успешного усвоения лекционного материала, эффективного проведения семинарских и практических занятий, написания рефератов, успешной сдачи экзамена.

Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию, т.е., студенты предварительно знакомятся с материалом, содержащимся в учебниках и учебных пособиях, тем самым они закладывают базу для более широкого восприятия лекций.

Подготовка к семинарскому и практическому занятию требует от студента заблаговременного ознакомления с темой и планом его проведения. Непосредственно в ходе самостоятельной работы студент изучает рекомендованную обязательную и дополнительную литературу, консультируется у преподавателя, чтобы выяснить сущность того или иного вопроса.

Особенно важное значение имеет самостоятельная работа студента при изучении тем учебной дисциплины, выносимых на самостоятельное изучение, написании эссе, выполнении домашних контрольных работ, подготовке к текущему контролю (тестированию).

При подготовке к экзамену необходимо, руководствуясь учебной программой, используя свои записи, конспекты, привести в единую систему знания, приобретенные в процессе самостоятельной работы, а также на лекциях, семинарах и практических занятиях, консультациях, изучения основной и дополнительной литературы, анализа экономической практики.

 

2.4.2. График самостоятельной работы студентов.

№ п/п Наименование темы Название учебных элементов групповых занятий Количество часов Виды самостоятельной работы Форма контроля
1. Возникновение и развитие экономической теории. Предмет и метод экономической теории.. 1 и 2 вопрос семинара № 1 Самостоятельное изучение Главы I учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского Тестирование
2. Основные закономерности экономической организации общества. Экономические системы. 3-6 вопросы семинара № 1 Самостоятельное изучение Главы II учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского Контрольная работа
3. Рынок и рыночная инфраструктура. 1 и 2 вопросы семинара № 2 Самостоятельное изучение Главы III учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского Тестирование
4. Теория спроса и предложения. Основы теории потребительского выбора. 3-5 вопросы семинара № 2 Самостоятельное изучение Главы III и IV учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского Тестирование
5. Теория производства и издержек. Задание 1-3 Практикума №1 Самостоятельное изучение Главы V учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского Тестирование
6. Поведение фирмы в условиях рынка совершенной и несовершенной конкуренции. Задание 4-6 Практикума №1 Самостоятельное изучение Главы VII учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского Тестирование
7. Рынки факторов производства. 4 вопрос семинара №3 Самостоятельное изучение Главы VII учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского Тестирование
8. Роль государства в рыночной экономике. 1-4 вопросы семинара №3 Самостоятельное изучение Главы IX и X учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского Тестирование
9. Национальная экономика: сущность, система целей и результаты функционирования. Задание 1-7 Практикума №2 Самостоятельное изучение Главы XI, XII и XIII учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского. Материалов сайта Федеральной службы по статистике РФ Контрольная работа
10. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Задание 8-11 Практикума №2 Самостоятельное изучение Главы XIV учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского. Контрольная работа
11. Финансовая и налоговая системы. Бюджетно-налоговая политика. 1 вопрос семинара №4 Самостоятельное изучение Главы XVI учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского. Материалов сайта Министерства финансов РФ Тестирование
12. Денежно-кредитная и банковская системы. Денежно-кредитная политика. 2-6 вопросы семинара №4 Самостоятельное изучение Главы XIII, XV и XVI учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского. Материалов сайта Центрального банка РФ Тестирование
13. Экономическое развитие и экономический рост. 7 вопрос семинара №4 Самостоятельное изучение Главы XIII и XVII учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского Контрольная работа
14. Мировое хозяйство: сущность и формы развития. 1-4 вопросы семинара №5 Самостоятельное изучение Главы XVIII учебника «Экономика» / под ред. В.П. Бардовского. Статистического сборника «Россия в цифрах» Эссе

 

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Примерные темы домашних контрольных работ и эссе.

Тестирование

Текущее тестирование проводится в несколько этапов. По темам № 1-2 – в ходе семинара по теме № 1. По темам № 3-4 в ходе семинара № 2. По темам № 5-6 в ходе практикума № 1. По темам № 7-8 в ходе семинара по теме № 3. По темам № 9-10 в ходе практикума № 2. По темам № 11-13 в ходе семинара № 4. По теме № 14 в ходе семинара № 5.

Контрольное тестирование по всем разделам курса проводится с использованием Тренажера «Система АСТ-Тест».

3.2. Типовые задачи для подготовки к зачету.

1.Если функции спроса (Qd) и предложения (Qs) заданы как Р=8-Qd и Р=0,5Qs+0,5, то равновесный объем продаж равен …

2.Цена на товар снизилась на 3%. Это привело к росту объема спроса на этот товар на 9%. Следовательно, ценовая эластичность спроса равна …

3.Сначала при изготовлении 100 штук товара фирма имела средние постоянные издержки 50 ден.ед. и общие переменные издержки 1 500 ден.ед. Теперь при изготовлении 105 штук предельные издержки составляют 10 ден.ед. Средние постоянные издержки фирмы (AFC) составляют теперь _____ ден.ед.

4.Средние общие издержки предприятия составляют 24 руб./шт., средняя прибыль 6 руб./шт. Объем производства и реализации 20 шт. Доход предприятия составит … руб.

5.Функция общих издержек монополиста: ТС = 100 + 3Q, где Q — количество единиц продукта, производимое в месяц; функция спроса на продукцию монополиста: P=200-Q, где Р — цена продукта в ден. ед. Если монополист выпускает 20 ед. продукта в месяц, то его общий доход равен____ден.ед.

6.На некотором рынке рабочей силы спрос на труд выражается зависимостью Ld=100-2W, а предложение труда Ls= -60+6W. Установление минимальной оплаты труда в размере 30 руб/час приведёт к избытку рабочей силы в количестве …

7.Участок земли ежегодно приносит 20 тыс.руб. рентного дохода. Равновыгодная цена для покупателя и продавца этого участка (цена земли) при ставке процента 20% составит … руб.

8.Если функции спроса (Qd) и предложения (Qs) заданы как Qd=350-50P и Qs=-250+50P, то равновесная цена равна …

9.Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна (0,5), а по доходу (0,9). В предстоящем периоде цена данного товара уменьшится на 3%, а доходы населения увеличатся на 4%. Изменение объема спроса составит …

10.Сначала при изготовлении 100 штук товара фирма имела средние постоянные издержки 50 ден.ед. и общие переменные издержки 1 500 ден.ед. Теперь при изготовлении 105 штук предельные издержки составляют 10 ден.ед. Переменные издержки фирмы (TVC) составляют теперь _____ в ден.ед.

11.Объем реализации фирмы составляет 5000 шт., валовой доход 500 тыс. руб., постоянные издержки 50 тыс. руб., переменные издержки 300 тыс. руб. Средняя прибыль фирмы составляет … руб.

12.Функция общих издержек монополиста ТС=1000+3Q, где Q - количество единиц продукта, производимое в месяц, функция спроса на продукцию монополиста: Р=200-Q, где Р - цена продукта в денежных единицах. Если монополист производит 20 единиц продукта в месяц, то прибыль составит … денежных единиц.

13.На некотором рынке рабочей силы спрос на труд выражается зависимостью Ld=100-2W, а предложение труда Ls=40+4W. Равновесная заработная плата на этом рынке составляет …

14.Участок земли ежегодно приносит 10 тыс.руб. рентного дохода. Равновыгодная цена для покупателя и продавца этого участка (цена земли) при ставке процента 10% составит … руб.

15.Если спрос и предложение заданы функциями: Qd=25-2P и Qs=10+P и государство устанавливает максимальную цену продаж в размере 3 д.ед., то в результате этих действий на рынке образуется дефицит товара в размере … ед. продукции.

16.За день на рынке по цене 10 руб./кг реализуется 400 кг картофеля. После повышения цены объем реализации составил 200 кг. Дуговая эластичность спроса на картофель равна -2. Цена реализации после повышения составила ____ руб./кг.

17.Переменные издержки предприятия составляют 500 руб., средние постоянные 2руб./шт. при объеме выпуска 50 шт. Чему равна величина общих издержек?

18.Доход предприятия при объеме реализации 50 шт составил 5 000 руб, а средние общие издержки 80 руб/шт. Прибыль предприятия составит ___ руб.

19.На рынке действуют три фирмы. Удельный вес в общих продажах на рынке у фирмы А составляет 40%, у фирм В и С – по 30%. Индекс концентрации рынка (Индекс Херфиндаля-Хиршмана) на этом рынке равен …

20.На некотором рынке рабочей силы спрос на труд выражается зависимостью Ld=100-2W, а предложение труда Ls=40+4W. Установление минимальной оплаты труда в размер<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...