Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование текста исторических документов

Проведение занятия предполагает моделирование ситуации формирования исторических знаний и представлений на основе исторических документов.

Цель занятия: закрепить и углубить знания студентов о источниках исторических знаний, отработать умение работать с историческими документами на основе принципа «мультиперспективности»

План:

1. Развивающий потенциал исторических документов.

2. технологии управления процессом изучения исторических документов.

 

Задание: используя схему «Многоперспективный и гносеологический подход к изучению источника» разработать варианты работы с документами на основе принципа мультиперспективности

Мультиперспективность – способность и воля рассматривать ситуацию в разных перспективах.

Принцип мультиперспективности означает, что есть иные точки зрения, мировоззрения, взгляд на событие ДРУГИМИ глазами.

Любая перспектива есть ВЗГЛЯД, ОГРАНИЧЕНННЫЙ ПОЗИЦИЕЙ ВЫРАЖАЮЩЕГО ЕГО ЧЕЛОВЕКА.

На источники – первичные и вторичные – влияют время и место их создания . Школьников следует учить принимать во внимание: кем был создатель источника, насколько скоро после событий наблюдения и информация о них были зафиксированы.

Многоперспективный и гносеологический подход к изучению источника (ГНОСЕОЛОГИЯ – ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)

Описание источника
  • Информационная ценность документа:
Что я узнал(а) из источника? О чем рассказывает этот источник? И т.п.
2. Перспективы уточнения и расширения информации источника: Какие вопросы у меня возникли: по содержанию документа? к автору документа? Кто автор? Как он был вовлечен в событие (участник, очевидец, репортер, комментатор, официальное лицо…) по обстоятельствам создания документа? Когда документ был создан, для кого предназначен, с какой целью создан?
Интепретация источника
3. Аксиологическая и праксиологическая ценность источника: Что нового я узнал (а) из источника? Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее? Чем этот источник уникален в изучении истории…? и т.п. 4. Перспективы дальнейшего исследования темы: Если мы не знаем, кто был создателем документа, можем ли мы это выяснить из самого источника? Можно ли определить из документа, как была получена информация? Соответствует ли она действительности ? Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить? О чем умалчивает автор? Что и почему он скрывает? Делает ли автор какие-либо выводы? Подкреплены ли они доказательствами или представляют собой только мнение? Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы…?

 

Литература:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М., 2000. – Тема 10.

Лабораторное занятие 7

Использование карикатуры и плаката на уроке истории.

Проведение занятия предполагает моделирование ситуации формирования исторических знаний и представлений на основе карикатуры и плаката.

 

Цель занятия: закрепить и углубить знания студентов карикатуре и плакате как источниках исторических знаний, отработать умение работать с карикатурой и плакатом на разных этапах урока.

Задание:

Разработать и представить фрагмент урока для II концентра с использованием карикатур и плакатов как исторического источника.

В чем специфика работы с данными видами источников на уроках?

Какие умения у школьников развиваются при этом?

Оформить презентацию в Power Point

 

Методические рекомендации по использованию карикатуры

Понятие карикатуры

Карикатура в широком смысле ‑ (итал. caricatura, от caricare ‑ нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц.

В более узком смысле карикатура ‑ особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью.

В карикатуре сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Современная карикатура зародилась как выпад против узнаваемого реального человека или, по крайней мере, социальной категории. Она преувеличивает некие черты наружностей (обычно лиц), чтобы через физический изъян высмеять или обличить изъян моральный. Карикатура никогда не приукрашивает свой объект, а, наоборот, обезображивает его, раздувая определенные черты до уродства. Если целью карикатуры является демонизация политического, религиозного или расового врага, то она должна унизить объект и вызвать к нему отвращение.

Карикатурное искажение действительности достигается при помощи разных способов. Они могут основываться:

1) на чрезмерном подчеркивании имеющихся уже в натуре элементов

2) на приписывании изображаемому предмету признаков, в реальности ему не присущих.

Наиболее распространенные из способов первой категории:

а) гипербола, подчеркивающая имеющиеся в прототипе признаки путем их чрезмерного преувеличения;

б) комическая схематизация, подчеркивающая свойства натуры путем их обособления и отбрасывания всех остальных признаков;

в) комическое отстранение, заключающееся в полном игнорировании всех тех признаков, восприятие которых обусловлено сложной системой привычных, условных ассоциаций.

Наиболее распространенные из способов второй категории:

а) метафора, изображающая один предмет под видом другого, в чем-либо сходного с ним предмета, и наделяющая его признаками этого последнего;

б) экземплификация, заключающаяся в том, что предмету приписывается какая-либо произвольно измышленная автором черта: предмет изображается в произвольно измышленной ситуации, с целью наиболее яркого показа его характерных признаков и осмеяния всего предмета.

Карикатура распространяется в виде листовок, журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов. В XIX‑XX вв. развитие карикатуры было тесно связано с литературной публицистикой и журналистикой. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...