Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные изобразительные средства языка. Эпитеты и сравнения. Виды тропов, принципы их классификации.

Задача этих средств – предельно выразительно описать изображаемую действительность и передать смысл, художественную идею произведения, а также создать определенное настроение.

Основные виды тропов:

 

Метафора

Метонимия

Синекдоха

Эпитет

Гипербола

Дисфемизм

Каламбур

Литота

Сравнение

Перифраз

Аллегория

Олицетворение

Ирония

Пафос

Сарказм

Эвфемизм.

 

Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную, для определенного контекста, черту в изображаемом явлении. определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

По своему содержанию эпитеты могут быть разделены на изобразительные и лирические. Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента

В лирических эпитетах, напротив, прямо выражено отношение писателя к изображенному. «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» -характеризует украинскую ночь Гоголь. «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь», - пишет Лермонтов в «Смерти поэта».

На ранней стадии художественного развития люди не научились еще отмечать все конкретные индивидуальные особенности, оттенки, полутона, однако уже выделяли наиболее существенное.изображение определенных явлений обычно сопровождалось устойчивыми, отнесенными к этим явлениям эпитетами: «добрый молодец», «красна девица», «море синее», «поле чистое», «мать -сыра земля», «скатный жемчуг».

Сравнение. Писатели прибегают к нему тогда, когда выделение существенных признаков в изображаемом может быть особенно выразительно осуществлено при помощи сопоставления его с чем-то знакомым и похожим. Например, Пушкин :

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье.

Так, мы читаем у Есенина:

А когда ночью светит месяц, Когда светит... черт знает как!

По своей форме сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Приведенные выше примеры представляют собой прямые сравнения: сопоставление изображаемого явления с каким-либо другим, похожим на него, дается в прямой утвердительной форме. Отрицательные сравнения внешне построены по принципу отделения одного явления от другого, однако внутренне, так же как и другие сравнения, сближают их, поясняя одно другим.

Отрицательные сравнения были широко распространены о устной народной поэзии. Например:

Не звезда блестит далече в чистом поле - Курится огонечек малешенек.

У Некрасова («Мороз, Красный нос»):

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручья: Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.

Нередки случаи создания писателями так называемых развернутых сравнений, функция которых заключается или в раскрытии ряда признаков одного явления, или в характеристике целой группы явлений.

Классическим примером сравнения, проходящего через все произведение, является знаменитое лермонтовское стихотворение «Поэт», в котором через сравнение поэта с кинжалом раскрывается современное Лермонтову состояние поэзии и требования к ней взыскательного поэта.

Большое место занимают, в частности, в нашей речи тропы- слова, употребляемые в переносном смысле, риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Так, отмечая исключительную твердость характера того или иного человека, мы говорим «железный человек» или «железный характер». Слово «железный» употреблено нами не в буквальном смысле. Собщая об ухудшении погоды, мы обычно говорим: «погода хмурится», перенося на погоду свойство, присущее человеку.

Метафора- троп, основанный на сходстве двух явлений, скрытое сравнение. В отличие от простого сравнения, имеющего два члена: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, - метафора располагает только вторым. Тем самым явление, о котором идет речь, в метафоре лишь подразумевается.

В стихотворении Пушкина «Когда для смертного умолкнет шумный день» употреблено такое метафорическое выражение: «Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток». Пушкин передает скорбные воспоминания о различных тягостных эпизодах его жизни. Чтобы подчеркнуть печальную для него последовательность этих воспоминаний, этих встающих в памяти страниц жизни, поэт и прибегает к приведенной выше метафоре (свиток, развертываясь, последовательно открывает одну строку за другой).

Часто в произведениях поэзии мы встречаем такие выражения, как «железный стих», «сны золотые», «шелковые ресницы», «утро седое», «туманная юность». В этих случаях метафоричны только определения. Они одновременно выполняют функции эпитетов и метафор и называются метафорическими эпитетами. В отличие от приведенных выражений, являющихся метафорическими эпитетами, в таких словосочетаниях, как «зеленый шум» у Некрасова или «луны часы деревянные» у Есенина (которые «прохрипят» поэту «двенадцатый час»), отделить определения от определяемых слов нельзя: их смысл исчезнет. И «зеленый шум» и «часы деревянные» здесь метафоры.

Особым видом метафоры является олицетворение. Олицетворение переносит признаки живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Близка метафоре аллегория (иносказание). В то время как метафора обычно дается в контексте неметафорических выражений, аллегория охватывает все произведение в целом: под изображаемыми в аллегорических произведениях существами, явлениями, предметами всегда разумеются другие лица, факты, вещи. Аллегоричны во многих случаях пословицы («Повадился кувшин по воду ходить - там ему и голову сложить»; «Отведала свинья полена - помнит, где поела»), народные загадки («Конь бежит - земля дрожит»; «Черная корова весь мир поборола»), басни и ряд других произведений, которым специально придана форма иносказания.

Аллегория, как, и другие тропы, выделяет существенное, главное в изображаемом.

Иной принцип перенесения значения с одного явления на другое лежит в основе метонимии. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают: метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.), а метафора — «по сходству». Например: «Все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны» (часть заменяет целое, лат. pars pro toto). Смысл метонимии в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные. К другому виду относятся метонимии, в которых имя автора заменяет его произведения. Например, у Некрасова: «...Белинского и Гоголя с базара понесет». Близко к этому и перенесение значения с исполнителя музыкальных произведений на инструмент:

Только слышно, на улице где-то Одинокая бродит гармонь. (Исаковский)

Иногда метонимии представляют слова и выражения, в которых действие или его результаты заменены наименованием орудия этого действия. Например: «Перо его местию дышит» (А. К. Толстой); «Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам» (Пушкин).

Все эти виды метонимий (главнейшие, разумеется) лишь разными способами осуществляют одну задачу: содействуют выделению в изображаемом важнейшего, значительного с точки зрения автора.

Синекдоха - особая разновидность метонимии. Она основана на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между этими явлениями. Иногда единственное число употребляется вместо множественного. Например: «Все спит - и человек, и зверь, и птица» (Гоголь); иногда же - множественное вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

К тропам относятся гипербола и литота. Гипербола - художественное преувеличение, а литота - художественное преуменьшение. огромное, не соответствующее реальности преувеличение или преуменьшение размеров изображаемого не является буквальным. Функции гиперболы и литоты в том, чтобы заострить внимание читателей на преувеличиваемых или преуменьшаемых признаках явлений как на существенных. Когда Гоголь, описывая Днепр, восклицает: «Редкая птица долетит до середины Днепра», то мы не воспринимаем это выражение в его буквальном значении: в нашем сознании возникает лишь представление о той «величавой ширине» Днепра, которую любовно рисует писатель.

Когда Некрасов показывает своего малютку мужичка и говорит о том, что этот мальчик «сам - с ноготок», то мы опять-таки не воспринимаем данного выражения буквально. Мы представляем себе очень маленького мальчика, у которого в условиях того времени было отнято детство и который был вынужден выполнять работу взрослого человека.

Применяется в литературных произведениях и прием иронии. Иронией называется такое выражение насмешки, при котором внешняя форма ее противоположна внутреннему значению. Вот два примера. В крыловской басне Лисица спрашивает Осла: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» . Ирония выявляет существо изображаемого предмета и отчетливо раскрывает авторское отношение к нему.

При обозначении того или иного лица или явления писатель вместо точного названия прибегает порой к описательному выражению. Пушкин в «Полтаве» вместо «Петр I» пишет: «герой Полтавы», в «Евгении Онегине» вместо «Байрона» говорит: «певца Гяура и Жуана». Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» вместо имени Пушкина употребляет выражение «невольник чести». Замена собственного имени или названия описательным выражением называется перифразом.

Систему специальных выразительных средств можно представить в виде следующей схемы:

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...