Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития: современность и будущее»

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинарское занятие № 1 по теме

«Эмпирические социологические исследования»

(2 часа)

 

1. Виды социологических исследований. Выборочное и сплошное исследования

2. Методология, методика и техника социологического исследования.

3. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов.

4. Опрос как основной метод сбора социологической информации. Анкетирование, интервью, метод экспертных оценок.

5. Уровни социологического анализа.

6. Социальное измерение: индикаторы, шкала.

 

Самостоятельная работа: блиц-игра «Программа конкретного социологического исследования» решение тестов по темам «Неопросные методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документов», «Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки»

 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.

2. Как провести социологическое исследование. М., 1990.

3. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1997.

4. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998.

5. Юдина Т.Н. Методика и техника социологических исследований. М., 1998.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная:

1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

2. Веселкова Н.В. Об этике исследования //Социс. 2000. №8.

3. Волков Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. М., 2001.

4. Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социс. 2003. №11.

5. Краткий словарь по социологии. М., 1990.

6. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию: Анкетирование. М., 2000.

7. Социология на пороге ХХI века: Новые направления социологических исследований. М., 1998.

8. Хеллевик О. Социологический метод: Практическое пособие по социологии. М., 2002.

 

Задача-кейс: Расставить последовательность действий в верном порядке.

NN п/п Наименование действия Инд.оц. Инд.ош. Прав. ответ Груп. оц. Груп. ош.
Гипотеза: «Привлекательная женщи-на кажется еще более привлекатель-ной мужчинам, если они встретили ее в обстоятельствах, вызывающих у этих мужчин сильное эмоциональное состояние (страх), чем при отсутст-вии подобных обстоятельств».          
Для проверки гипотезы были выбра-ны методы эксперимента и опроса          
Даттон и Арон решили проверить действительно ли между состоянием сильного страха и возбуждением существует связь, как это утверждал римский поэт Овидий          
После получения и анализа данных выяснилось, что мужчины перешед-шие по шаткому подвесному мосту, испытывали большее сексуальное возбуждение, чем мужчины, пере-шедшие по прочному мосту: молодой женщине позвонили 50 % мужчин, перешедших реку по качающемуся мосту, и 13 % мужчин, выбравших безопасный мост.          
Изучение литературы показало, что у жи-вотных между агрессией и ухаживанием обнаружена связь          
Даттон и Арон признали правиль-ность гипотезы          
Сбор данных происходил на двух мостах (шатком и прочном) через р. Капилано-Ривер. Привлекательная женщина подходила к мужчинам перешедшем по одному из мостов и просила ответить на ряд вопросов, после чего оставляла свой номер телефона.          

 

БРЕЙНСТОРМИНГ

«Социология о проблемах общественного

Методические указания.

I. Уровни готовности подчиненного:

 

1. Низкий уровень - не способен и не желает работать; некомпетентен и не уверен в себе.

2. Средний уровень – не способен, но желает работать; есть мотивация, но нет навыков и умений.

3. Способен, но не настроен работать; нет интереса или нет уверенности.

4. Высокий уровень – способен и желает работать; умеет, хочет и уверен в себе.

 

II. Характеристика лидеров.

 

1. Инструктирующий лидер:

- принимает решения самостоятельно;

- берет на себя всю ответственность за осуществление задачи;

- самостоятельно планирует все действия подчиненного

- сам определяет стандарты выполненной работы;

- четко формулирует подчиненным задачу;

- отказывается обсуждать причины;

- проверяет понимание;

- принимает жесткие корректирующие меры для достижения запланированных результатов;

- умеет отдавать распоряжения

- осуществляет жесткий контроль, чтобы достичь запланированных результатов

Навыки инструктирующего лидера:

1) Умение брать на себя всю ответственность за выполнение задачи

2) Навыки управления исполнением:

- четкая постановка целей и задач;

- разработка стандартов выполнения работы;

- оптимальное распределение ролей

- разработка и осуществление системы контроля за выполнением задачи.

 

1. Убеждающий лидер:

- принимает решения самостоятельно;

- берет на себя всю ответственность за осуществление задачи;

- планирует все действия подчиненных;

- сам определяет стандарты выполненной работы;

- объясняет подчиненными причины своего решения, проверяет понимание;

- показывает выгоды своей идеи другим;

- добивается, чтобы подчиненный признал необходимость поставленных стандартов;

- убеждает подчиненных точно придерживаться своего плана действий;

- заручается поддержкой максимального количества людей, способных повлиять на ситуацию;

- раздает большое количество указаний.

Навыки убеждающего лидера:

1) Понимание структуры влияния

2) Умение донести свои идеи до людей

3) Умение заручиться поддержкой

4) Побуждение других предпринять необходимые шаги.

 

Поощряющий лидер

- принимает решения вместе с подчиненными или поощряет решения, принимаемые подчиненными;

- мотивирует подчиненных на самостоятельную работу;

- дает ограниченное количество разъяснений и указаний;

- задает процедуру и правила;

- вовлекает всех участников;

- фиксирует результаты;

- помогает в разрешении противоречий.

Навыки поощряющего лидера:

1) Мотивировать подчиненных;

2) Умение дать обратную связь;

3) Активное слушанье;

4) Умение вовлечь подчиненных в принятие решений

5) Лидерство при групповом принятии решений.

 

Делегирующий лидер

- делегирует подчиненным ответственность и полномочия;

- задает стандарты выполнения работы;

- не вмешивается в процесс принятия решений подчиненными;

- контролирует выполнение работы по результатам.

Навыки делегирующего лидера:

1) Выделение задач, подлежащих делегированию;

2) Выработка верных стандартов для оценки результата;

3) Умение определить готовность сотрудников к выполнению работы и принятию ответственности;

4) Предоставление оптимального объема полномочий

5) Поддержка заданного уровня полномочий и ответственности

6) Умение развивать подчиненных.

 

IV. Роли в команде

Роль При эффективном использовании При неэффективном использовании
Организатор -консолидирует работу группы, координирует участников - помогает определить цели, задачи, возможные препятствия на пути принятия решения - создает внешние и внутренние условия для принятия решений - оказывает давление на группу при принятии решений, подавляя альтернативные точки зрения. - полностью берет на себя все исполнение работы
Генератор идей - продуцирует большое количество новых идей - идеи могут быть неконструктивными, недостаточно продуманными
Критик - фиксирует внимание группы на недостатках предлагаемых решений, возможных барьерах на пути их осуществления - помогает группе рассматривать альтернативные точки зрения на проблему - ставит трудные вопросы перед группой - не делает различия между «хорошими» и «плохими» предложениями в своей критике - увлекается критикой, создавая конфликтные ситуации.
Эксперт -дает компетентную оценку - выступает в качестве «фильтра», отсеивающего неэффективные и подтверждающего эффективные решения - дает оценку, даже если не разбирается в данном вопросе - занимается догматическим «разглагольствованием», ссылается на прошлый опыт, не имеющий отношение к проблеме.
Поддерживающий - поддерживает новые идеи, положительно оценивает принятые решения - поддерживает заведомо плохие предложения по решению проблем, не вникает в их суть - не проявляет собственную инициативу

Основные правила

1) Никогда не допускайте, чтобы важные дела становились срочными

2) Будьте последовательны и задачи Г отправляйте в архив или корзину

 

Задачи-кейсы.

ЗАДАНИЕ 1. Определить способности и готовность сотрудника по приведенным примерам, а также необходимый стиль руководства на основе характеристик лидеров и уровня готовности подчиненного.

СЛУЧАЙ 1.

Задача: публикация серии статей, освещающих тему магазинов в солидном издании.

Вера – новый специалист. Она совсем недавно пришла в компанию после окончания обучения в одном из престижных московских вузов. Это ее первое задание в новой должности. Публикация серии статей имеет своей целью укрепление позиций компании на рынке и дополнительное позиционирование ее как лидера в сфере розничной торговли. Услышав о задании, Вера с энтузиазмом согласилась его выполнить. Она считает, что обладает достаточным опытом в отношении этого задания, хотя очевидно, что она не до конца осознает все потенциальные сложности и подводные камни, связанные со столь ответственным проектом.

Оцените способность сотрудника:

Способен ____________ Не способен ______________

Оцените настрой сотрудника

Настроен ____________ Не настроен ______________

Необходимый стиль руководства: ______________________________________

СЛУЧАЙ 2.

Оцените настрой сотрудника

Настроен ____________ Не настроен ______________

Необходимый стиль руководства: ______________________________________

СЛУЧАЙ 3.

Оцените настрой сотрудника

Настроен ____________ Не настроен ______________

Необходимый стиль руководства: ______________________________________

СЛУЧАЙ 4.

Оцените настрой сотрудника

Настроен ____________ Не настроен ______________

Необходимый стиль руководства: ______________________________________

ЗАДАНИЕ 2. Определить какие признаки директивного и поддерживающего поведения проявили руководители.

ПРИМЕР 1.

Андрей работает начальником цеха в типографии. Недавно в его цехе установили новое типографское оборудование, позволяющее делать качественную офсетную печать с большой скоростью. Однако скорость выполнения заказов увеличилось не столь ощутимо как предполагалось. Вместе с тем возросло количество брака и увеличился расход бумаги.

Андрей знает, что работники типографии восприняли новую машину без восторга. Они бояться, что от них потребуется лучшая техническая подготовка, которой обладают далеко не все – а значит не миновать и увольнений. Андрей обсуждал сложившееся положение с Петром, начальником бригады, обслуживающей новое оборудование. По мнению Андрея, Петр распустил работников и недостаточно строг с ними.

Андрей поручил Петру организовать летучку, на которой разъяснить работникам, что руководство типографии не намерено больше терпеть этот бардак. Петр также должен поставить перед сотрудниками цель – снизить расход бумаги на 15 % не позднее следующей недели. Наконец, он поручил Петру напомнить рабочим, что эффективность оборудования повышает конкурентоспособность типографии, а значит, у работников есть меньше шансов потерять свои рабочие места.

ПРИМЕР 2.

Анна Королева руководит на фабрике отделом обучения на производстве. Она также курирует учащихся техникумов, которые направляются на фабрику для прохождения практики. Скоро на фабрику придет новая группа стажеров. Анна решили, что руководить практикой будет Александр, сотрудник ее отдела. Анна уверена, что Александр обладает всеми необходимыми навыками, однако ожидает, что Александр пойдет на это с неохотой.

Анна встретилась с Александром и сказала, что хотела бы, чтобы ото принял на себя руководство практикой. Александр признал, что опасается брать на себя такую ответственность. Он также предложил на эту работу другого сотрудника отдела, который мог бы лучше с этим справиться. В ответ Анна заверила Александра, что выбрала его именно потому, что он как никто другой сможет быть хорошим наставником, поскольку хорошо знает процесс производства и владеет методиками обучения. Она также сказала, что Александр будет хорошим примером для молодых. Вместе с этим Анна предложила Александру обращаться к ней по любому вопросу.

ПРИМЕР 3.

Наталья работает директором дизайнерского бюро, которое специализируется на создании интерьера для квартир. Недавно в бюро обратился представитель известной в городе фирмы и предложил создать дизайн для переговорной комнаты в новом офисе. Наталья считает, что с этим заказом может справиться Ирина – самый опытный сотрудник бюро с большим стажем работы.

Наталья пригласила к себе Ирину, сообщила пожелания заказчика и сказала, что хочет отдать ей этот заказ. Поскольку заказчик может быть весьма перспективным. Наталья предложили Ирине сразу взяться за дело, приложив все свои усилия и навыки. Наталья также сказала, что Ирина может при необходимости брать в себе в помощь любого молодого дизайнера.

ЗАДАНИЕ 3.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

СТРАНСТВУЮЩИЙ РЫЦАРЬ

Инструкция

Вы – странствующий Рыцарь. Вы живете тем, что время от времени совершаете подвиги: убиваете каких-нибудь вредных чудовищ и за это получаете почет, известность и материальное вознаграждение.

К Вам обратился Король одного королевства с просьбой ликвидировать одного крупного Дракона, который стал регулярно нападать на королевство, производить опустошения, сжигать дома и поля, убивать людей и животных. После таких нападок Дракона Королю приходилось тратить много денег на восстановление разрушенного, и он решил положить этому конец.

 

Условия Короля.

Король финансирует Вашу экспедицию (на оружие, провиант и т.д.) в тех размерах, которые Вы укажете согласно Вашей смете. После выполнения задания Вы получите вознаграждение в размере полкоролевства, почет и славу. Если Вы Дракона не убьете, то он убьет вас.

Поскольку Дракон очень силен и хитер, Вам для победы понадобиться команда – в одиночку Вам не справиться. Поэтому вам следует набрать команду из членов студенческой группы, распределив между ними роли (См.: IV. Роли в команде.).

Вам дается 15 минут для написания воззвания, которое должно привлечь на вашу сторону как можно больше сторонников.

В воззвании следует:

- создать мотивацию участия каждого в вашей экспедиции (вовлечь в сферу своих интересов);

- определить функции и задачи, распределить их между участниками;

- изложить организацию деятельности и формы контроля для каждого участника.

Если вы считаете, что Вам как руководителю следует достичь еще каких-либо целей в этом воззвании, то включите их в свой план.

 

Ваша цель:

Убить Дракона. Это надо сделать в течение месяца, начиная с сегодняшнего дня. Поскольку нападки Дракона стали проходить ежемесячно, и только сейчас закончилась очередная. На сегодняшний день сложилась критическая ситуация – Дракон ушел, но обещал вернуться. Дракон угрожает лично Королю, но на гарнир обещал слопать еще несколько его подданных, в числе которых вполне могут оказаться участники группы.

 

Вам следует в соответствии с пунктомVI. Принцип расстановки приоритетовсрочность и важность дел, составить список задач в соответствии с пунктом VII. Анализ задач по принципу Эйзенхауэра

 

 

Семинарское занятие № 5 по теме

«Культура как социальный феномен»

(2 часа)

1. Подходы к определению культуры в социологии. Многозначность понятия «культура».

2. Культура и цивилизация. Основные составляющие культуры: убеждения, верования, ценности и нормы, язык и коммуникации.

3. Взаимодействие культур: аккомодация, ассимиляция, культурный этноцентризм, культурный сепаратизм, аккультурация.

4. Глобальный характер современной культуры и проблемы культурного своеобразия.

5. Типы культур в социологии.

6. Теория культурно-исторических типов: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер (составить сравнительную таблицу)

7. Социокультурная динамика П.А.Сорокина. Три типа культурных суперсистем. Кризис современной культуры и теория конвергенции в концепции П.Сорокина.

 

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров).

Основная:

1. Антонович И.И, Ионин Г.С. Социология культуры. М., 1996.

2. Афанасьев В.В. Историческая социология Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина // Социс. 2005. № 5.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1986.

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2002.

6. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

7. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом Истории. М., 2002.

8. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1989; Т. 1-2. М., 2004.

9. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. 2000. № 4.

10. Фромм Э. Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб., 2000.

Дополнительная:

1. Абалкин Л.И. Н.Я. Данилевский о России, Европе и славянском единстве // Социс. 2003. № 5.

2. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». М., 1999.

3. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. 1999. № 6.

4. Запесоцкий А. Молодежь в современном мире: проблема индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.

5. Кефели И.Ф. Судьбы культуры ХХ века // Социально-политическая жизнь. 1996. № 5.

6. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. 2002. № 10.

7. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М., 2003.

8. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001.

9. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

10. Патрушев А.И. Миры и мифы О.Шпенглера (1880-1936) // Новая и новейшая история. 1995. №3.

11. Пушкин С.Н. Евразийские взгляды на цивилизацию // Социс. 1999. № 12.

12. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.

13. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифотворчества. М., 1995.

14. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

15. Шевляков А.И. Книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» в полемике 80-х гг. XIX века // Социс. 1998. № 12.

16. Шестопалов Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социс. 1999. № 4.

17. Шмидт В.Р., Шуршин К.В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода // Социс. 2000. № 7.

18. Щепанская Т. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение теста по теме.

 

Составление сравнительной таблицы по заданию №6 семинара:

 

Теория культурно-исторических типов: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер

 

Автор Н.Я.Данилевский О.Шпенглер
Название работы    
Количество культурно исторических типов    
Основа (-ы) культурно-исторического типа    
Взаимодействие культурно-исторических типов    
Фазы развития культурно-исторического типа    
Социологи о будущем России    

 

СЕМИНАР № 6

ОКСФОРДСКИЕ ДЕБАТЫ

Брак: официальный или пробный?

Тезисы, вынесенные на обсуждение:

1. «Штамп в паспорте – не панацея для счастливой жизни»;

2. «Только официальный брак гарантирует долгую и счастливую семейную жизнь»;

3. «Браки заключаются на небесах и потому эта тема не актуальна и не интересна»

Методические рекомендации:

Студенческая группа делится на три команды. Одна команда предлагает доводы «за», вторая «против», третья («скептики») настаивает на бесполезности обсуждения темы и задает двум командам провокационные вопросы. Оксфордские дебаты – это имитационная игра, вы можете придерживаться любой позиции, но по условиям игры вы должны найти доводы в пользу своей команды.

Первые две команды делятся по следующим ролям: одни презентуют аргументы своей команды в виде выступления-доклада, вторые – опровергают аргументы противоположной команды; третьи – делают выводы из дискуссии и представляют заключительные аргументы своей команды. Время представления позиции составляет 10 минут.

Подсказки командам по темам выступления: юридические и экономические вопросы пробного и официального брака; психологический комфорт пробного и официального брака; нравственные составляющие пробного и гражданского брака.

Свадьба – пустая трата денег или важное событие? Пробный брак – выход для разочаровавшихся в брачных узах или форма сексуального поведения молодых? Пробный брак – это модно или стыдно? Какой брак более стабилен пробный или официальный?

Команда скептиков задает вопросы после выступления участников. Регламент для вопроса – 1 минута, ответ – 2 минуты.

Жюри – преподаватель и гости, которые также могут задавать вопросы и комментировать выступления и ответы членов команд.

Порядок работы:

1 раунд:

1. Выступление 1 спикера утверждающей команды

2. Выступление 1 спикера отрицающей команды

3. Вопросы команды скептиков

4. Вопросы командам от членов жюри

2 раунд:

1.Выступление 2 спикера утверждающей команды

2.Выступление 2 спикера отрицающей команды

3. Вопросы команды скептиков

4. Вопросы командам от членов жюри

3 раунд:

1.Выступление 3 спикера утверждающей команды

2.Выступление 3 спикера отрицающей команды

3. Вопросы команды скептиков

4. Выступление актива болельщиков в защиту позиций своих команд

Подведение итогов: Голосование, подсчет голосов и определение победителей.

 

 

Семинарское занятие № 7 по теме

«Девиантное поведение и социальный контроль»

(2 часа)

1. Социальные нормы и социальное отклонение. Девиантное поведение и его отличительные черты. Теория стигматизации Г. Беккера.

2. Различные виды отклоняющегося поведения. Позитивная и негативная девиация. Делинквент.

3. Социологи о причинах аномии в обществе. Понятие аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Типология видов социальной адаптации Р. Мертона.

4. Проблемы борьбы с девиантным поведением. Социальный контроль: сущность понятия, типы и возможности.

 

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров).

Основная:

1. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения: Уч. пос. СПб, 1993.

2. Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение // Социс. 1990. № 2.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк // Рубеж. 1992. № 2; Мир России. 1997. № 1.

4. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Отв. ред. Я.И. Гилинский. СПб., 2000.

5. Дюркгейм Э. Норма и патология // Рубеж. 1992. № 2.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб., 1998.

7. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. № 3-4.

8. Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социс. 2005. № 8.

9. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. С. 282-295.

10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. № 9.

11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1993; Социс. 1992. № 10.

Дополнительная:

1. Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социс. 2000. № 4.

2. Голосенко И.А. П.Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // Социс. 2000.№ 4.

3. Двойменный И.А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень // Социс. 2000. № 1.

4. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб., 2003.

5. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

6. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. 2004. № 3.

7. Ли Д. А. Преступность в структуре общества. М., 2000.

8. Лисовский В.Т., Колесников Э.А. Наркотизм как социальная проблема. СПб., 2001.

9. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1999.

10. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы. М., 1999.

11. Немцов А.В. Потребление алкоголя и смертность в России // Социс. 1997. № 9.

12. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное // Социс. 1998. № 8.

13. Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социс. 2000. № 4.

14. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. Ростов н/ Дон., 2000.

15. Сорокин П. А. Самоубийство как общественное явление // Социс. 2003. № 2.

16. Феофанов К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии // Социс. 1992. № 5.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение теста по теме.

 

 

Семинар-пресс-конференция № 8 по теме

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинарское занятие № 1 по теме

«Эмпирические социологические исследования»

(2 часа)

 

1. Виды социологических исследований. Выборочное и сплошное исследования

2. Методология, методика и техника социологического исследования.

3. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов.

4. Опрос как основной метод сбора социологической информации. Анкетирование, интервью, метод экспертных оценок.

5. Уровни социологического анализа.

6. Социальное измерение: индикаторы, шкала.

 

Самостоятельная работа: блиц-игра «Программа конкретного социологического исследования» решение тестов по темам «Неопросные методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документов», «Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки»

 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.

2. Как провести социологическое исследование. М., 1990.

3. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1997.

4. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998.

5. Юдина Т.Н. Методика и техника социологических исследований. М., 1998.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная:

1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

2. Веселкова Н.В. Об этике исследования //Социс. 2000. №8.

3. Волков Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. М., 2001.

4. Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социс. 2003. №11.

5. Краткий словарь по социологии. М., 1990.

6. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию: Анкетирование. М., 2000.

7. Социология на пороге ХХI века: Новые направления социологических исследований. М., 1998.

8. Хеллевик О. Социологический метод: Практическое пособие по социологии. М., 2002.

 

Задача-кейс: Расставить последовательность действий в верном порядке.

NN п/п Наименование действия Инд.оц. Инд.ош. Прав. ответ Груп. оц. Груп. ош.
Гипотеза: «Привлекательная женщи-на кажется еще более привлекатель-ной мужчинам, если они встретили ее в обстоятельствах, вызывающих у этих мужчин сильное эмоциональное состояние (страх), чем при отсутст-вии подобных обстоятельств».          
Для проверки гипотезы были выбра-ны методы эксперимента и опроса          
Даттон и Арон решили проверить действительно ли между состоянием сильного страха и возбуждением существует связь, как это утверждал римский поэт Овидий          
После получения и анализа данных выяснилось, что мужчины перешед-шие по шаткому подвесному мосту, испытывали большее сексуальное возбуждение, чем мужчины, пере-шедшие по прочному мосту: молодой женщине позвонили 50 % мужчин, перешедших реку по качающемуся мосту, и 13 % мужчин, выбравших безопасный мост.          
Изучение литературы показало, что у жи-вотных между агрессией и ухаживанием обнаружена связь          
Даттон и Арон признали правиль-ность гипотезы          
Сбор данных происходил на двух мостах (шатком и прочном) через р. Капилано-Ривер. Привлекательная женщина подходила к мужчинам перешедшем по одному из мостов и просила ответить на ряд вопросов, после чего оставляла свой номер телефона.          

 

БРЕЙНСТОРМИНГ

«Социология о проблемах общественного

развития: современность и будущее»

(2 часа)

Знать:Определение мирового сообщества. Мировое сообщество как сложная неоднородная система: промышленно-развитые страны, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой, беднейшие страны мира. Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации: электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий. Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические. Иметь представление о месте России в современном мире. Роль России в процессах глобализации

Уметь: классифицировать страны мира по их месту в мировой системе

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Глобальные проблемы человечества: социально-экологические, социально-политические, социально-экономические, социально-гуманитарные. Определение, характерные черты.

2. Неравномерность общественного развития: «сверхразвитие» и «субразвитие». Критерии, факторы и причины. «Юг и Север». Концепция Ф.Фукуямы. Мир – системный анализ И. Валлерстайна. Гексогональная модель мироустройства А.Неклессы.

3. Концепции постиндустриального общества (А. Тоффлер, Дж. Несбитт и П. Эбурдин, З.Бжезинского).

4. Глобализация современного общества: периодизация, характерные черты, проблемы и перспективы

 

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по темам: «Мировое сообщество. Формирование мировой системы», «Процессы глобализации», «Место России в мировом сообществе».

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров).

Основная:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998.

2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.

3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995.

4. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

5. Неклесса А. Конец эпохи большого модерна // http://demografia.viperson.ru/wind.php?ID=9220

6. Несбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М., 1992.

7. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. Гл. 5, 9.

10. Современная «постиндустриальная волна» на Западе. М., 1998.

11. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997; М., 2002.

12. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.

 

Дополнительная:

1. Еляков А.Д. Феномен информационного общества. Самара, 2001.

2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. 2000.

3. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. 2004. № 4.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000.

5. Кардозо Ф. Отношения «Север – Юг». Новая зависимость // Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. С. 114 – 123.

6. Лейбин В.М. Римский клуб и проект моделей мирового порядка // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1997. Вып. 25.

7. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество// Социс. 2000. № 4.

8. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. – М., 2001.

9. Тоффлер А. Метаморфозы власти. М.. 2002.

10. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.

11. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.

Этапы проведения брейнсторминга:

  1. Выбор списка задач, выносимых на обсуждение

Примерный список проблем, выносимый на обсуждение:

· Социально-политические глобальные проблемы: функции и дисфункции

· Проблема «север-юг»: функции и дисфункции, пути решения

· Социально-демографическая проблема: функции и дисфункции, пути решения

· Сырьевая проблема: функции и дисфункции, пути решения

· Глобализация: «плюсы» и «минусы», варианты преодоления дисфункций

· Постиндустриальное общество: функции и дисфункции

  1. Решение собственной команды (выдвижение не менее 2-3 решений)
  2. Первый переход лидера по часовой стрелке в другую команду – краткое посвящение в суть проблемы новых членов, предложение 2-3 новых решений проблемы
  3. Второй переход лидера, та же процедура
  4. Переход против часовой стрелки – возвращение лидера в собственную команду – обсуждение предложенных другими членами группы решений, отк

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...