Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема природы человека – боисоциальная (дуальная)

Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков:

а) Анатомические особенности как биологического вида: – Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности; – Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции; – Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях; – Большой мозг и сложная нервная система; – Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка; – Длительная зависимость детей от родителей; – Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованьями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.

Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Ключевая проблема природы человека: Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке (еще Аристотель называл человека “политическим животным”, подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального)). В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

биологизаторские (натуралистические) концепции человека, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, одна раса изначально превосходит другую на уровне генотипа социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина).

Социологизаторские концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Социологизаторские концепции рассматривают биологическое как нечто второстепенное, от чего возможно абстрагироваться при изучении человека, и более того, как сырой материал, которым можно бесконечно манипулировать во имя достижения того или иного социального идеала. Характерное для социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко противопоставляется телесному, плотскому, как возвышенное - низменному.

Позиция марксизма в вопросе о соотношении социального и биологического следующая: Маркс подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и следовательно оказываются вторичным по отношению к общественному бытию. Но решающее влияние социального фактора на развитие человека не ведет к исчезновению в нем природного. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Под воздействием человеческой деятельности, биологическое, в значительной мере (но не полностью) претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития нежели у других представителей животного мира, то есть “очеловечилось”. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Преимущество человека перед животными в том, что научился производить не только для удовлетворения собственных нужд (физиологических потребностей), но и для других людей. Именно поэтому произведенный человеком продукт приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются. Поэтому биологическое в человеке - это не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то новое (обусловленное морфофизиологическими особенностями организма), чем он отличается от животного. Уникальность человека обусловлена тем, что в отличие от животных, он наряду с генетической программой имеет возможность благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих поколений каждому следующему поколению.

Теория о совместной геннокультурной эволюции --- задача современной социобиологии. Она пытается перенести этологию на анализ человека. У человека не может быть трансцендентальных целей, возникших вне его биологической природы. Социальная деятельность определяется целиком биологией. Но контрпример --- маугли. Дети не становятся людьми вне общества, а звери в основном сохраняют все свои качества (хотя высшие животные уже не все), что говорит о качественном отличии.

Осн воззрения на природу чел:

Ф. Древн. Востока. На основе мифологического понимания мира. Индия - нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования душиЧеловек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе. Китай. Конфуций (551-479 до н.э.) судьбу человека определил «небом», а деление людей на благородных и низших неизменно. Конфуций призывал к тому, что каждый человек должен учиться и нравственно воспитываться. Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель - достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. Восточной фил свойственна ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.

Античность, особ натурфилософы, рассм чел как образ космоса, «малый мир», микрокосмос, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. Человек есть органическая часть космоса, он есть его образ, микрокосм и микротеос. Даже боги есть просто реальные действ лица. Демокрит: Человек состоит из атомов, из атомов же состоит и душа человека. Со смертью тела исчезает и душа. При этом цель жизни - счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье- радостное расположение духа, причем важное его условие есть мера, соблюсти которую помогает разум. Мужественный человек сильнее своих страстей.

Софисты. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, три момента :1) их релятивизм и субъективизм в понимании блага, добродетели, справедливости; 2) вводят человека в бытие как главное действующее лицо; 3) процесс познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновываю экз характер истины.

Начиная с Сократа ф антич считали чел двойственным существом, состоящим из тела и души. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Основной интерес представляет внутренний мир человека, его добродетели. Платон соотн душу с идеей. Антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека человеком, а тело - враждебная ей материя. От качества души зависит и общая характеристика чел, его предназначение и соц статус. на 1 месте - душа фил, наиболее мудрая и восприимчивая к знанию, что является главным в сущности чел и отличает его от животных, на последнем месте - душа тирана. В единстве и противоположности духа и тела и состоит трагизм человеческого сущ, Аристотель. Чел рассматривается как существо природное, социальное и государственное. Тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя сущ-вом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства, становясь либо животным, либо божеством. Отлич признаки чел - его социальность и разумность. Чел есть единство души и тела. Добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, это единственная возможность самореализации личности. Иначе добрые качества вообще не могут быть замечены. Признает приоритет социального целого над индивидуумом. При этом выступает за экономический индивидуализм(частная собственность) и этический индивидуализм (следует любить больше всех самого себя), что не исключает идей самопожертвования. Разумный эгоизм.

В христианствеглав размежевание проходит не столько между телом и душой, ск между «плотским чел» и «духовным чел». Природа чел поним как трехчастная: тело- душа- дух. В системе христианского мировоззрения он стал существом, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бл. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Развитая в средневек ф позиция наход свое продолжение в православ, католич, и протестантской концеп человека, т.е. в рамках основ вероисповеданий христианства.

Ф стиль православия восходит к Платону и Плотину, в нем много интуитивно- чувственного, подчеркивания единства истины, красоты, добра, без установления в этом триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога – Святого духа, каких-либо приоритетов. Человек есть часть порядка, установленного богом. Он есть его образ и подобие. Внутренне раздвоен в рез грехопадения, есть единство божественной и чел природы, причем каждый имеет возможность приобщения к бож благодати и «обожение».

Ф стиль католицизма восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому. Здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли. В социальном плане чел есть ничтожество и винтик , его задача приобщиться к богу и найти спасение. Драма чел жизни - грехопадение -искупление. Три составл внутреннего мира разум-сердце-воля. Средневековая философия – человек как образ и подобие Бога. В то же время сохраняется взгляд, что человек - разумное животное. В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он владеет божественным даром - свободной волей и одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений. Человек выше космоса и должен быть господином природы, но из-за своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Человек в посюстороннем мире рассматривается не в своей реальности, а как момент движения к Богу.Ф стиль протестантизма основывается на нововременной ф с ее выделением личностного начала (М. Лютер).

Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Человек не только природное существо, но и творец самого себя. ослабевает убеждение в греховности челка и испорченности чел. природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Изначально в нем заложено стремление к добру, Вера в безграничные силы человека и его возможности. Свобода воли и выбора, свобода творчества, причем каждый волен либо возвыситься, либо упасть до животного состояния.

Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений на Земле, разумным центром Вселенной. Паскаль - величие и достоинство человека в его способности мыслить.

В новое время XVII внимание обратилось внутрь челка. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей мат и идеальными предметами. Ф-фы нового времени пытались раскрыть природно-биологич основы человека. Локк придавал важную роль формированию гармонич. духа и физического начал личности (здоровый дух в здоровом теле). Французские материалисты 18 в. также стремились преодолеть дуалистическое противопоставление тела и духа, но допускали при этом упрощение. Гольбах, исходя из утверждения, что наши души подчинены тем же физич. законам, что и материальные тела, отрицает свободу воли в действиях людей, склоняясь к фатализму.

Новое время специфика чел усматрив в разуме, мышлении, рациональности– «человек разумный». Декарт- Мышление есть единственно достоверное доказательство чел существования, антропологический дуализм души и тела, две разнокачественные субстанции. Тело есть своего рода машина, а сознание - его руль.Тело простирается, душа мыслит. Механистический взгляд получил большое распространение.

Гегель. Рационализм, чел есть выражение познающего абс духа, отличие от друг сущ - его разумность. Личность начинается с осознавания себя как сущ бесконечного, всеобщего и свободного. Свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, через включение в многообразие отношений общ. жизни.

Кант: Антропологический дуализм, нравственно-природный. Человек принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой, нравственной свободе и абс ценностям. Как часть чувственного мира явл, он подчинен строгой необх, как носитель духовности - свободен. человек есть законодатель своей теоретической и практической деятельности. Исходный принцип поведения чел - нравственный категорический императив, всякая личность должна быть самоцелью и самодостаточностью. Человек по природе зол, но обладает зачатками добра. Цель воспитания состоит в том, чтобы добрые задатки одержали верх над злом, у всех есть чувство вины. Человек со спокойной совестью не может быть моральным. Кант провозглашал параллельное существование человека в несводимых реальностях "мира природы" (в ней человек живет как существо материальное) и "мире свободы" (здесь человек как существо идеальное обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность.

Фейербах - сущность человека в значительной мере определяется его телом, а сам человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви

Концепция «хомо фабер» (человек деятельный). Осн представ данной теории – Маркс. Основное в понятии чел - трудовая деятельность. Общ сознание определяет сознание чел, а общ детерминирует свойства чел. М и Э развили общематериалистическую идею детерминации человека объективной природой и соц. реальностью. Человек - это высший уровень организации материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является видовым отличием человека от животного. Именно трудовая деятельность лежит в основе сущности человека, при этом занимаясь трудовой деят, чел не может не вступать прямо или опосредовано в общ отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общ произ развиваются и общ отношения. Собственное развитие индивида происходит по мере того, как он аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общ отношений (материальных и духовных, идеологических, настоящих и прошлых). То есть понимать человека надо диалектически, его нельзя сводить лишь к человеку разумному, экономическому или играющему. он есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Аккумулирует весь спектр общ отношений и выражает этим свою соц сущность. Кроме того, чел - дитя истории, он не взялся ниоткуда, а есть результат развития всего человеческого рода, частью которого он является. Социально-деятельная сущность человека - вне соц отношения и общения как формы их реализации чел не может стать чел.

Философия жизни - сверхчеловек Ницше. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органич, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В фил жизни на перв план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.

Феноменолог Гуссерль провозглашает подлин природой чел опыт его сознания- образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни. Пытается преодолеть замкнутость личности, поэтому переживание считает интенсиональным, изначально направленным на внешний мир. Человек не просто сущ, а сущ в мире.

Герменевты считают, ч истинность чел реализуется в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещи, слияние ее границ с границами чел, каковы его временность, забота, страх и активность.

Ф-ая антропология. Ставится задача на основе частных наук о человеке, биология, психология, социология, воссоздать целостное понятие о чел.

Ф-фы- аналитики видят в чел существо, активно реализ свои языковые способности. В сфере языка чел решает ч, почему и как следует делать.

Неокантианская трактовка: человек как «символическое животное».

Экзистенциальная трактовка: экзистенция, человек как «проект». Обеспокоен подлинностью индивидуального чел существования. Ищет свободу как от природного, так и от других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, сциентизма, материализма. На первый план выдвигается не просто чувства, а процесс чувствования, переживания, вместо кратковременных чувств - долговременные. Конечность существования задана первоначально. В существовании живут вместе, но умирают в одиночку. Инд и общ рассматриваются как противопол образования, наход в конфликте. Подлинное существование - индивидуальное бытие личности, ее свобода. Неподлинное бытие - бытие в обществе.

Психоаналитическая трактовка: структуры «Я», «ОНО», «Сверх-Я»

Структуралистское понимание человека: тезис о «смерти человека».

Сог постмодернистам, чел существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, скучного, коллективного, тоталитарного. Чел может понять существующие общест нормы лишь в том случае, если он постоян от них отдвигается, деконструирует их.

В русской ф выдел два основ подхода к пробл чел:

а) материалист учения революц-демократов – судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира; чел высшее существо прир (Белинский, Герцен,Чернышевский). Достижение свободы и независимости личности связывает с соц преобразованиями. Критика кап и религии, утопич соц. Герцен - идея русского соц как освобождение мужика. Его антропология рационалистична: чел вышел из животного сна благодаря разуму. Чем больше соответствия между разумом и действительностью, тем более чел свободен. Формирование личности состоит в ее взаимодействии со средой. Чернышевский - природно-монистическая сущность человека. Вводит социальные аспекты сущ чел, связывает проблему чел и ее решение с соц преобразованием общ. Натуралистическая трактовка духовной жизнедеятельности.По его мнению, фил должна видеть в чел то, что и медицина, физиология, химия.

б) концеп религиозной ф- вопрос о природе чел. реш на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божествен и земного. Достоевский. Человек, его предназначение и судьба, Что есть свобода чел? Он в глубине содержит два начала - бога и дьявола, добра и зла. Проявляются они, когда чел на свободе. Соловьев. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, абс и вечной сущностью и преходящим явлением. Чел есть и божество, и ничтожество. Бердяев. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид - натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Весь трагизм состоит в столкновении конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия чел как дух сущ и чел как природного сущ. В русской рел фил сущность состоит в том, чтобы соед чел богом, причем у Ницше -человекобог, у русск - богочеловек. Сугубо гуманистич характер.

Итог в современном понимании

1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Дух мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, худ творчестве. В итоге он оказывается сущ социальным, общественным.

3. Человек есть единство , но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено в каждой конкретной личности.

4. Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Чел обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть сущво кризисное.

5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.

Актуальные на сегод проблемы ф человека:

1.Проблема антропогенеза. Суть проб антропогенеза- исторически формировался чел как существо биосоциальное. Марксизм: Становление чел и общества_ это взаимосвязанный процесс, процесс антропосоциогенеза, и важн роль в нем принадлежит трудовой деятельности. На рубеже 20в. появляется мутационная теория эволюции де Фриза, согласно кот виды возникают скачкообразно, в рез крупных единичных мутаций в генном наследств аппарате(геноме). В 40 гг. шир распространение получила синтетическая теория эволюции, согл этой конц глав явл не особь, а популяция. В последние десятил ведется критика синтетической теории эволюции, она связ с появл в биологии сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни. Антропогенез не следует рассматр как линейный процесс.

2.Проблема сущности человека находится в центре ф учения о чел. Субстанцией, лежащей в основе бытия чел и составляющей его сущности, явл трудовая деятельность, осуществляемая в рамках обществен производства. В той степени, в какой индивид осваивает и реализует всю совокупность общест отнош, происходит его собств развитие. В чел реализуется тождество субъекта и объекта. Вне деятельности соц отнош и общения чел не может стать человеком. Если сущность чел- общая характеристика рода человек, то существование кажд индивида всегда индивидуально в своем конкретно- эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью. Существование- бытие индивида как целостного существа в своем многообр форм, видов и свойств проявления. Эта целостность выражается в том, ч чел есть единство трех основных начал- биологич, соц и психич, т.о, это биопсихосоциальныйфеномен

3.Биологич и соц-е в чел. По своей сути человек существо соц-ое, в то же время он дитя природы и не может функционир безотносительно к своей собств биологич природе. Биологич в чел выражается в генах, морфофизиологических, электрохимических и др. процессах. Соц и биол находятся в неразрывном единстве, сторонами кот явл личность как его «соц качество»и организм, кот составляет его природ основу.

4. Бессознательное и сознательное. Долгое время чел, его бытие рассматр только как проявление сознат жизни. Этот взгляд нашел воплощение в картезианском тезисе “cogito ergo sum”. Но, начиная с Нового времени. в ф антропологии все б место занимает проблема бессознательного, влияние на разраб данной пробл ок З.Фрейд, открывший целое направление в ф антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор чел измерения и существования. Он представлял бессознат как могущсилу, кот противостоит сознанию. психика сост из трех пластов: нижний слой- “ОНО” находится за пределами сознания(биологические влечения и страсти); средний слой- “Я” человека; верхний слой- “СВЕХ-Я” (идеалы, нормы общества). К.Юнг выступил против трактовки чел как существа эротического. По Юнгу сущностное ядро личности составляет единство индивидуал и коллективного бессознательного. Чел существо архетипное. Разработка конц бессознат внесла вклад в иссл структуры индивид и обществ сознания.

5. Индивид и личность. Чел рассм как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Персонифицированный индивид есть личность. Соц индивидуальность делает чел личностью. Природная индивидуальность так же оказ влияние на развитие личности. Деят-сть челявл основой, благ кот проис развитие личности и выполнение ею различных соц ролей.

6. Смысл и цель жизни. Ф экзистенцион направ- воп о смысле жизни превращается в вопрос о Боге. В атеистическом экзист-ме –бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд. Обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. В общем плане: смысл жизни состоит в развитии чел как самоцели, его всесторон совершенствов. А поскольку чел по своей сути существо общест, то смысл жизни его м/б найден только на пути сопряжения интер и целей общества и личности. Определить личност смысл жизни- значить осмыслить жизнь во всей ее сути в большом плане, объяснить, ч в ней подлинное, а ч мнимое, опред не только основные зад и цели жизни, но и реальн средства их осущест.

Место человека в космосе

Если ежемоментное функционирование живых систем не может быть отделено от постоянно взаимодействующего излучения, идущего из Космоса, то человек и космическое существо тоже. Земля возникла под действием космических процессов. Идеи Циолковского, Вернадского, о том, что мы со всех сторон окружены потоками космической энергии, которые поступают к нам, преодолевая огромные расстояния, от Солнца, звезд. По мысли Чижевского, солнечная энергия не является единственным созидателем сферы живого на Земле. Все космические тела, их системы, так или иначе постоянно влияют на все органическое и неорганическое на Земле, в том числе и на человека. Вернадский ввел термин “ноосфера”, обозначающий сферу живого и разумного на нашей планете. Жизнь и разум, возможно, есть и в иных мирах, так что человек как частица ноосферы – это социально-планетарно-космическое существо.

Космизм – прежде всего уч о неразрывности чел и космоса, о космической природе чел и безграничных возможностях по освоению космоса. Космические идеи восходят к глубокой древности, претворяясь в различных умозрительных построениях космологической культуры. Культурно-исторические корни космизма обнаруживаются в мифологическом сознании, в истоках мировых религий, в философских идеях древневосточных и античных мыслителей. Космизм как мировосприятие, мироощущение имеет довольно длительную традицию, находит отражение в концептуальных построениях разных эпох. Интенсивное развитие получают космистские идеи в философских концепциях западных мыслителей XVIII-XIX столетий — Вико, Руссо, Гердера Шеллинга, Гегеля и др. Образцом традиции космизма в мировой культуре выступает русский космизм.

Космос в представлении русских космистов предстает Реальностью — светоносной, прекрасной, творчески созидательной. Русские философы-космисты обращают внимание на размерность, гармоничность, разумность устроения космоса. Для них важна тема ответственности человека за природу, осмысление особой роли человека в этом мире, имеющей непосредственное отношение к судьбам природного бытия. Философы-космисты последовательно проводят мысль о неразрывной взаимосвязи человека и космоса, соразмерности природного и человеческого бытия. «Человек и природа, — замечает Флоренский, — взаимно подобны и внутренне едины. Человек и природа равномощны, при этом человек представлен как «сумма мира, сокращенный конспект его», а Мир как, «раскрытие человека, проекция его». Человеку предстоит познать самого себя, свою сущность, и это познание возможно через познание бесконечного космоса. Насилие над средой жизни, считает Флоренский, есть насилие человека над самим собой. Поэтому задача человека, его назначение на Земле — раскрыть и утвердить космичность природного бытия, освободить его от царящего в мире зла. Флоренский высказывает мысль о существовании в биосфере особой духовной оболочки, «вовлеченной в круговорот культуры». Эту оболочку он называет пневматосферой.

Соловьев указывает на то, что человек вводится в самую сердцевину природного мира с одной задачей — оберегать этот мир от разрушения. Человек, по его утверждению, «не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над ее достижением осмысленно и свободно». Человеку следует улучшить природу, как самого себя.

В экзистенциальном плане развивает космические идеи Бердяев. Для него человек есть центр Вселенной, ее духовное средоточие, поэтому человек в ответе за весь тварный мир. Ощущение родства с природой, обретение космического сознания — в этом его задача. «Человеческая личность есть существо социальное н космическое, т. е. имеет социальную и космическую сторону, социальный и космический состав, но именно потому человеческую личность нельзя мыслить как часть в отношении к общественному и космическому целому. Человек есть микрокосм...». Судьба человека, по утверждению Бердяева, зависит от судьбы природы, космоса, он не может отделить себя от них, вместе с тем на нем лежит вся ответственность за весь строй природы, за все, что в нем совершается. Лишь человек, занявший уготованное ему Творцом место в космосе, способен преобразить космос в «новое небо» и «новую землю».

Согласно философско-религиозной традиции русское космизма, разрешение социальных и социоприродных противоречий возможно на пути природного и духовного преображения человека, приближения его к Абсолюту Требуется активная работа для преодоления современной «промежуточности» человека, его несовершенства, усиления его творческого, созидательного начала.

Моисеев. В результате развития Вселенной в ней возникло живое существо. А на его основе возникает и Разум и Человек, как его носитель. Суперсистема, называемая Вселенной, обрела в человеке, с помощью человека, способность познавать самою себя, законы собств. развития, ставить цели этому развитию. Возникла Воля, способная вмешиваться в процесс самоорганизации и направлять его в русло тех целей, которые способен ставить Разум. По мнению Моисеева, Вселенная эволюционирует так, что постепенно в ней возникают очаги Разума, т. е. очаги направляемого развития. Эволюция человека шла по пути замены индивидуального развития эволюцией общ. организацией. Т. о. структуры, способные осуществлять направляемое развитие фрагментов макрокосма, соединяют в себе 3 начала: 1. разум, т. е. способность мозга делать логические выводы 2. память - негенетическая 3. общественная организация носителей памяти и разума. Духовная жизнь человека - это единый клубок сознания, подсознания, природных факторов и всего того, что связано с общественным окружением. В настоящее время происходит рождение коллективного общепланетарного мозга, нейронами в котором явл-ся люди. Необходимое русло эволюц. процесса способно обеспечить только триединство интеллекта, памяти и духовного начала.

Федоров. (осн. труд "Философия общего дела"). Предпринял попытку объединить 2 направления философского поиска: антропологическое и бытийно-космическое. Вся его ф концентрируется вокруг глав идеи – победы над смертью. Высший смысл сущего – жизнь, высшая нравственность- деятельность во имя жизни! Несправедливо ограничение жизни временными рамками. Главн цель – борьба за чел бессмертие. Согласно Федорову, в человеке природа начинает не только осознавать себя, но и управлять собой. Только дело, замечает Федоров, соразмерное с космосом, способно преодолеть нечеловеческое в человеке, захватить всю его душу, реализуя полностью, без остатка. И этим делом, считает он, должно быть управление силами природы, овладение стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выход в космос для его активного освоения и преображения, обретение бессмертия человечества — для всех живших и ныне живущих поколений. Познание, опыт и труд, по мнению мыслителя, способны привести к преобразованию физической природы человека, к бесконечному творчеству бессмертной жизни во Вселенной. Федоров выступает с обличением варварской, хищнической цивилизации, называет ее обреченной Цивилизацию не восстанавливающую, а только эксплуатирующую не может ждать что-либо кроме ускоренного конца. Вместе с тем данный конец Федоров не считает фатальным, он убежден, что людей ждет преображение — это новая Вселенная, в которой человек, преодолевший силою знаний и могуществом техники смерть, воскресит всех умерших, выступит небывалым прежде фактором развития. Нравственный долг – воскресить поколения на плечах кот стоят нынешние поколения. Для достижения таких идей надо решить ряд задач:

изменить небратское отношение людей друг к другу (т.к. этому мешают природные силы через инстинкт самосохранения, т.о. надо сознательно управлять эволюцией природы); победив природу человек б/в состоянии победить смерть. Науке принадлежит огромная роль. Влияние науки сможет продлить жизнь, а затем сделать организм бессмертным.

Надо дать людям место для нормального существования: переселить на другие планеты для освоения нов мест обитания, т.о. наука дол помочь людям овлад космосом. Земля – не граница для чел. Ее нужно считать только исходным материалом, пунктом, а мироздание поприщем нашей деятельности. Для продвижения в космос надо освоить электромагнитное его движение в пространстве. И превратить Землю в космический корабль.

Человек обрел в его косморегулятивном проекте невиданно широкое поле для самореализации, становится гарантом сохранения и увековечения жизни. В религии он видел высшую санкцию миропорядка, основу его незыблемости и общезначимости. Бог понимается не как потусторонняя всемирная сила, творящая все из нечего, а как имманентный бытию верховный разум, всеобщая мирообъединяющая любовь. Он действует через волю и разум людей. Всеобщая регуляция - это процесс, имеющий внутрение и внешние аспекты. Внутренняя регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени: 1. метеорическая регуляция, объектом которой явл-ся Земля как целое 2. планетарная астрорегуляция, объектом которой явл-ся Солнечная система 3. всеобщая космическая регуляция, объектом которой явл-ся бесконечная вселенная В ходе дальнейшего развития регуляции вся природа станет сферой

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...