Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы культуры, её функции и закономерности развития

Оснований для определения типов культуры существует много. В основном в зависимости от хозяйственного уклада, вида деятельности, связи с территорией, специализацией, уровнем мастерства, с учётом региональных и этических особенностей. Типы культуры – это есть совокупность правил, норм, моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. К типам культуры часто относят не только религиозно-этнические образования, но и исторические и хозяйственные. Отсюда в качестве основных типов культуры можно выделить следующие: культура земледельческая, промышленная, индустриальная, постиндустриальная, информационная, материальная, духовная, техническая, художественная, элитарная, массовая, классическая, мировая, античная, архаическая, доосевая, осевая, культура средневековья, культура эпохи Возрождения, Просвещения, современная, культура нации, народа, человека, человечества, культура труда, поведения, управления, образования, воспитания, информационная и др.

Кроме типов культуры существуют ещё виды культуры – это совокупности правил, норм и моделей поведения людей, которые являются разновидностями более общей культуры.

Виды культуры: доминирующая (общенациональная) культура, этническая культура, национальная культура, субкультура и контркультура; сельская и городская культура; обыденная и специализированная культура и др.

Многогранная, многоуровневая и сложная структура культуры определяет и разнообразие её функций в жизни общества.

Исходя из этого выделяются основные функции культуры:

· человекотворческая или гуманистическая - развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности. Это так называемая креативная функция, так как она заключается в преобразовании и освоении мира человеком. Именно эта функция показывает, что человек, преобразовывая природу, преобразовывает и себя, овладевая внутренними силами психики. Как технология деятельности культура является средством: преобразования мира; общения; познания; управления поведением, оценки системы ценностей. Все остальные функции культуры связаны с креативной (творческой) и вытекают из неё;

· гносеологическая -культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

· информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего. Она включает передачу информаций в любом виде – устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи;

· коммуникативная- функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

· ценностно-ориентационная -культура задаёт определённую систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей", в которых существует и на которые ориентируется человек;

· нормативно - регулирующая- культура выступает средством социального контроля за поведением человека, его деятельностью;

· рекреативная -способность культуры восстанавливать духовные силы человека, обновлять его потенциал, делать профилактику души.

· функция продуцирования и накопления духовных ценностей -созданиедуховного богатства, сохранение общественной памяти человечества;

· преобразование общества - наращивание через культуру в нём терпимости, добра, справедливости, нравственности, порядочности;

· способность переориентациичеловека, его целей, идеалов, мировоззрения по отношению к природе, т.е. создание культуры экологической деятельности, установление экологической самодостаточности человека;

· релаксационная –(ослабление), функция культуры заключается в искусстве физического и психического расслабления, разрядки, которую даёт культура. Естественные и индивидуальные средства разрядки: смех, плач, приступы гнева, крик, объяснение в любви, исповедь. Для снятия коллективного напряжения служат стилизованные формы: увеселение, ритуалы, праздники, фестивали.

· установление и поддержание системы ценностей,ценности устанавливаются как добро и зло, допустимое или запретное, как предпочтение интересов отдельных людей, так и социальных групп.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры:

· Зависимость типа культурыот природных и искусственных условий жизни общества и её обратное влияние на их изменение.

· Преемственность в развитии культуры –означает передачу наработанных ценностей от поколения к поколению, она может быть пространственной, временной, позитивной, негативной.

· Неравномерность развития культуры –имеет аспекты: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах жизни общества; б) сами виды культуры развиваются неравномерно.

· Особая роль личности,человеческой индивидуальности в культурном процессе, в созидании культурных ценностей.

· Рациональность и гуманность – культура в своём содержании имеет жизнеутверждающие начала: жизнь, труд, любовь, семья, здоровье.

· Специфическая рольтрадиционных начал в развитии культуры – устного народного творчества, нравов, обычаев, обрядов, ритуалов, образа жизни, символов, стандартного поведения.

· Интернациональность –проявляется в появлении письменности, изобретении книгопечатания, использовании достижения науки и техники

· Обратнопропорциональная зависимость между культурным и материальным уровнем населения: быстрое повышение уровня жизни масс сопровождается уменьшением их духовных запросов.

Таким образом, культура функционирует согласно собственным законам развития, которые иногда с позиций социальных причин трудно объяснимы. Культура никогда не переставала и не перестаёт развиваться во времени и в пространстве. В различные времена видоизменялись формы культурных явлений, но при этом ни одна новация в культуре не проходила без преемственности.

Отсюда культура содержит в себе традиционное и прерывное. Она выступает как единство прерывности и непрерывности, что позволяет видеть в развитии культуры определённые периоды, этапы, эпохи, их своеобразие.

 

Типы культурных изменений

Культура в своём развитии постоянно сохраняет сложную многоуровневую структуру, но в результате многообразия культурных процессов в ней происходят сложные изменения различного масштаба и уровня.

1. Культура, как и в целом общество, подвержена в результате эволюционного, фазового или революционного развития исторической периодизации, классификации её по типам в индустриальном, постиндустриальном, информационном или первобытном строе. Эти изменения присущи всем культурам, как по содержанию, так и по структуре.

2. Изменения, ведущие к смене духовных стилей: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм), постмодернизм.

3. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными её элементами – формирование новых жанров, видов искусства, не охватывает никогда все системы культурных изменений, а происходит лишь в отдельных сферах или ряде сфер при сохранении общей структуры культуры.

4. Культурный застой – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний. застой в культуре – это приверженность неизменным традициям и резкое ограничение на запрет нововведений. Порою нововведения грозят народам, нациям подорвать механизмы консолидации общества. Но длительный запрет на инновации, консервация общей системы ценностей порою может привести к длительной стагнации (умиранию) общества и культуры.

5. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации или устранению каких-либо элементов культуры или прежде устойчивых норм и идеалов, упрощению культурной жизни определяются как упадок и деградация культуры. При этом культура малых народов при ассимиляции теряет уникальность. В культуре в целом ослабевает духовная жизнь, ослабевают жанры культуры.

6. Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов и формированием новых, более отвечающих требованиям времени. Примером является появление Нового завета при потере старых религиозных принципов, а именно принципов Ветхого завета.

7. Циклические изменения в культуре отличаются от эволюционных тем, что они повторимы, как бы волнообразны. При этом культура и общество движутся по схожим циклам бытия, как бы повторяя себя на протяжении многих поколений. Устойчиво эти циклы зафиксированы в мифологии, ритуалах, календарях, историях народов как «подъём и падение». Волнообразные изменения в культуре могут длиться от нескольких лет до нескольких веков.

8. Обращение к раннему и более богатому периоду культурной жизни обычно определяется как Возрождение. Это переход к гуманистической культуре, в центре которой стоит человек, имеющий способность к самостоятельной, разумной, целеустремлённой, творческой деятельности, направленной на осуществление идеалов красоты, гармонии, развития, изменения в лучшую сторону.

Вопросы контроля знаний

1. Что такое культурология, её назначение?

2. Культура как предмет культурологии: сущность, типы.

3. Основные культурологические теории.

4. Основные формы духовной культуры.

5. Функции и закономерности развития культуры.

6. Диалектика взаимоотношений культуры, цивилизации и природы.

7. Основные категории культурологии как системы знаний.

8. Отличие концепций культуры Л. Уайта и Э.А. Орловой.

9. Какие культурные изменения являются основополагающими?

 

План семинарского занятия к теме

 

1. Аполлоническое и дионисическое начала в культуре.

Культурология. Под редакцией Н.Г. Багдасарьян, М. 1998, с. 72 - 74.

Иванов Вячеслав. Родное и вселенское. М. 1994.

Энциклопедический словарь по Культурологии, с. 33.

Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие М. 1996, с. 115 - 133.

2. Мужское и женское начала в культуре.

Культурология. Под редакцией Н.Г. Багдасарьяна, М. 1998, с. 70 - 72.

3. Культура, её сущность и закономерности развития.

Учебный курс по Культурологии, Ростов - на - Дану 1996, с. 39 - 43.

Энциклопедический словарь по Культурологии, с. 209 - 214.

Культурология. Под редакцией Г.В. Драча, М. 1997, с. 73 - 98.

4. "Ценность" в культуре и жизни людей.

Культурология. Под редакцией Н.Г. Багдасарьян, с. 138 - 148.

Культурология. Под редакцией А.А. Радугина, М. 1997, с. 43 - 45.

Энциклопедический словарь по Культурологии, с. 426 - 427.

5. Основные функции культуры.

Культурология. Под редакцией Г.В. Драча, М. 1997, с. 100 - 112.

Учебный курс по Культурологии. Ростов - на - Дону, 1996г., с. 44 -60.

Б.С. Ерасов, Социальная культурология, М. 1996, с. 196 - 236

Тест

1. Найдите соответствие понятий:

культура противоречащее официальной культуре

цивилизация развитие общества по восходящей

контркультура развитие общества по нисходящей

логос культура социальных групп

субкультура упорядоченное, организованное, разумное

 

2. Кто из учёных первым дал определение культуры:

П. Сорокин

О. Шпенглер

Н. Бердяев

Э. Тайлор

 

3. Определите, кому из учёных (Ф. Гегель, О. Шпенглер, Н. Бердяев, З.Фрейд) принадлежат следующие мысли о культуре:

- культура - это остывшая свобода человеческого духа;

- культура - это воплощение в реальности мирового разума;

- культура - это отделившиеся от человека результаты его труда;

- культура - это система запретов, сдерживаний в обществе.

 

4. Укажите, какое определение культуры считаете более верным:

- культура - это система отношений между человеком и природой, чело веком и обществом, человеком и человеком;

- культура - это способ деятельности людей, это процесс, социальное движение, это то, что идёт от людей как социальных существ;

- культура - это система общественных регулятивных норм;

- культура - это уровень развития общества и личности.

 

5. Определите, что из названного ниже означает функцию и закономерность:

нормативность информационность

рекреативность преемственность

рациональность интернациональность

коммуникативность зависимость

 

6. Проанализируйте, что могут означать понятия:культура как система; структурность культуры, многомерность культуры, неравномерность развития культуры.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...