Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.4. Эффективность профессиональной речи. Коммуникативно-речевые стратегии и тактики




I.Содержание темы

Понятие эффективности речи. Коммуникативное намерение и его реализация в речи. Основные директивные речевые акты и грамматические формы выражения побуждения.

Коммуникативно-речевые стратегии и тактики.

Коммуникативные неудачи и их причины.

II. План практического занятия (форма обучения очная/заочная)

1. Обсуждение по теме занятия вопросов:

-Условия эффективной коммуникации. Вербальные и невербальные средства общения.

-Коммуникативно-речевые стратегии и тактики.

- Коммуникативные неудачи и их причины.

2. Творческое задание (разработка и анализ коммуникативных ситуаций)

III. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на контрольные вопросы для самопроверки.

2. Выучите основные термины: речевое событие, речевая ситуация.

4. Выскажите мнение о следующих невербальных позициях: сжатые кулаки, опущенный подбородок, скрещенные на груди руки, прикрывание рта ладонью, отведение взгляда в сторону, постукивание пальцами по столу, протянутые вперед руки, откидывание тела назад, наклон корпуса говорящего вперёд.

5. Опишите кратко речевые ситуации и разыграйте следующие речевые события:

а) «родители – дети»: опоздание; сообщение неприятного известия»;

б) «преподаватель – студент»: просьба; приказ».

Описание речевых ситуаций составьте по следующей схеме:

1) участники, их черты, свойства и состояние, определяющие то, что и как будет происходить в речевом событии;

2) отношения между ними;

3) речевые цели «инициатора» речевого события (того участника, кто начинает беседу и старается провести ее в своих интересах);

4) обстановка, время действия – если имеет значение.

6. Определите коммуникативные стратегии, выбранные героями в данных ситуациях. Докажите это.

а) Любовь Сергеевна, как друг моего друга, я полагал, должна была сейчас же сказать мне что-нибудь очень дружеское и задушевное, и она даже смотрела на меня довольно долго молча, как будто в нерешимости – не будет ли уж слишком дружески то, что она намерена сказать мне; но она прервала это молчание только для того, чтобы спросить меня, в каком я факультете. Потом снова довольно долго пристально смотрела на меня, видимо колеблясь: сказать или не сказать это задушевное дружеское слово; и я, заметив это сомнение, выражением лица умолял её сказать мне всё, но она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками», – и подозвала свою собачку Сюзетку.

б) «Нет, вы послушайте! – говорила ему Ольга Ивановна, хватая артиста за руку. – Как это могло вдруг случиться? Вы слушайте, слушайте… надо вам сказать, что отец служил вместе с Дымовым в одной больнице. Когда бедняжка отец заболел, то Дымов по целым дням и ночам дежурил около его постели. Столько самопожертвования! Слушайте, Рябовский! И вы, писатель, слушайте, это очень интересно. Подойдите поближе. Сколько самопожертвования, искреннего участия! Я тоже не спала ночи и сидела около отца, и вдруг – здравствуйте, победила добра молодца!



…Я всю ночь проплакала и сама влюбилась – адски. И вот, как видите, стала супругой. Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?.. Дымов, мы о тебе говорим! – крикнула она мужу. – Иди сюда. Протяни свою честную руку Рябовскому… Вот так. Будьте друзьями».

IV. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

Перед выполнением заданий необходимо глубоко изучить теоретический материал: рекомендованную литературу, словари, лекционные записи.

Хуго Грайс, известный лингвист XX века, пришел к выводу, что в основе эффективного речевого общения лежит принцип, который он назвал «принципом коммуникативного сотрудничества» (принцип кооперации) – негласный договор между участниками речевой ситуации. В самом принципе кооперации ученый выделяет следующие постулаты: 1. Категория качества.2. Категория количества. 3. Категория отношения.4. Категория способа.

Но исходя из того, что для успеха речевого общения необходимо сотрудничество говорящего и адресата, другие лингвисты (Робин Лакофф, Дж.Н. Лич) обратили внимание на то, что в таком сотрудничестве, по сути, выражается этический аспект процесса коммуникации. Дж. Н. Лич, помимо указанных выше принципов, описал еще один ведущий принцип коммуникации – принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Дж. Н. Лич выделяет следующие правила:

1. Максима такта. В идеале любое общение предусматривает определенную дистанцию между участниками. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т. п.).

2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе общения.

3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других.

4. Максима скромности. Эта максима неприятия похвал в собственный адрес.

5. Максима согласия. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи.

6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного разговора.

Свойства личности проявляется в общении. Одни личности в силу своих особенностей стремятся к сближению – это эмоционально открытые люди; другие – сдержанные, стремятся к индивидуализации.

Выбор к той или иной тенденции мы назовем коммуникативной стратегией. Существует три основные коммуникативные стратегии: 1) стратегия «близости»; 2) стратегия «отстранения»; 3) стратегия «отказа от выбора».

Выбор той или иной коммуникативной стратегии определяется:

1) особенностями речевой ситуации – тем, кто ее участники, каковы отношения между ними, о каком предмете идет речь;

2) личностными, индивидуальными особенностями говорящего:

а) психофизиологическими – темпераментом, характером;

б) особенностями речевых традиций социальной группы и семьи, в которой вырос человек;

в) национальными речевыми традициями.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие правила речевого поведения нужно выполнять, чтобы соблюдать принцип коммуникативного сотрудничества? Почему?

2. Как связаны эти правила с тремя коммуникативными стратегиями?

3. От чего зависит, какую коммуникативную стратегию и какой индивидуальный речевой стиль приобретет человек?

4. Как могут понять знания о различиях коммуникативных стратегий в том, чтобы избежать ошибок при общении представителей различных национальных культур? А чтобы лучше понять собеседника?

5. Каковы результаты гармонии и дисгармонии дискурса для собеседников?

Рекомендуемая основная и дополнительная литература и иные источники: 8.1.1

8.2.1-8.2.2

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09; просмотров: 730

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...