Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.4. Диалогические формы профессионального общения




I.Содержание темы

Виды делового общения: беседа, консультирование, совещание, переговоры, разговор по телефону. Методика организации и проведения. Основные правила речевого поведения.

II. План практического занятия (форма обучения – очная)

1. Обсуждение вопросов по теме занятия.

2. Выступление с докладами/презентациями.

3. Практикум «Ответы на вопросы»

4. Тренинг «Диалог»

5. Анализ бесед.

III. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу по теме и ответьте на контрольные вопросы.

2. Подготовьте доклады/презентации по данной теме.

3.Анализ бесед по Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 188 – 190 с.

4. Подготовьтесь к практикуму «Ответы на вопросы» и тренингу «Диалог» (см. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 517 – 531 с.).

IV. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому заданию

Эффективность профессиональной деятельности юриста часто зависит от успешного проведения деловых бесед, переговоров, консультаций, совещаний, телефонных разговоров. Данные виды общения занимают значительное место в коммуникативной деятельности юриста. Знание методики организации и проведения различных видов межличностного делового общения, учет особенностей каждого вида, соблюдение правил поведения позволит найти способы для решения задач по эффективному речевому воздействию.

1. Деловая беседаэто устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых отношений, деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

2. Переговорыэто обсуждение с целью заключения согласия между кем-либо по какому-либо вопросу. При переговорах не происходит обмена мнениями как при беседе, хотя бывает трудно провести четкую грань переговорами и некоторыми видами деловых бесед. Любая беседа может перерасти в переговоры. В свою очередь переговаривающиеся стороны не всегда готовы принять решение и ограничиваются обменом информацией, мнением.

3. Совещаниеэто форма организационного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом обмена мнениями.

4. Консультирование –специфическая форма делового общения в юридической практике.

Любые партнерские отношения строятся на коммуникативной культуре, позволяющей устанавливать психологический контакт с деловым партнером, добиваться точного восприятия, прогнозировать поведение собеседников, направлять их поведение к желательному результату.



Основой коммуникативной культуры являются нравственные требования, наличие у субъекта общения определённых личностных качеств и владение культурой речи.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите особенности организации и проведения различных видов делового общения.

2. Назовите основные правила речевого поведения участников деловой беседы.

3. Какие тактические приемы используются в переговорах?

4. Из каких этапов складывается деятельность юриста по консультированию?

5. Сформулируйте общепринятые правила ведения телефонного разговора.

6. Перечислите и охарактеризуйте типы диалогических построений и жанры диалогической речи.

7. Охарактеризуйте основные функции этикетных форм.

Рекомендуемая основная и дополнительная литература и иные источники: 8.1.1

8.2.1

Тема 2.5. Искусство спора

I.Содержание темы

Спор, дискуссия, полемика. Классификация споров.

Основные требования культуры спора (умение четко определить предмет спора, не отклоняться от основных положений, из-за которых ведется спор; определенность позиций, взглядов участников спора; правильное оперирование понятиями в споре).Поведение участников спора. Национальные и культурные традиции в споре.

Доказывание и убеждение в споре. Способы опровержения позиции оппонента. Полемические приемы.

II. План практического занятия (форма обучения – очная/заочная)

1.Обсужение по теме занятия:

-Спор и его виды.

-Правила ведения спора и способы убеждения.

- Методики защиты от некорректных приёмов спора.

2. Тренинг «Спор».

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу по теме и ответьте на контрольные вопросы.

2. Сформулируйте тезис для выступления, из тем, предложенных ниже. Подберите к сформулированному тезису несколько аргументов. (Задание письменное).

1) Что даёт человеку образование? 2) Исправляет ли преступника тюрьма? 3) Могут ли все жить богато? 4) Можно ли искоренить преступность? 5) Нужна ли нам цензура? 6) Какие жертвы могут принять дети от родителей?

3. Превратите фразы в аргумент.

Образец: Погода сегодня хорошая. – Погода сегодня плохая, поэтому транспорт не ходит; чтобы не опоздать, надо выйти заранее.

1) Вчера был дождь. 2) Люди стали значительно меньше читать. 3) Ошибаться может каждый. 4) Молодёжь стала более раскованной.

4. Диалогизируйте данные ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные слова в разговорные и т.д.

1. Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодёжь ленива, что в её среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей. 2. Глядя на нынешний состав городской Думы, однозначно можно сказать, что руководителей-профессионалов, руководителей-производственников в ней единицы.

IV. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому заданию

Тема данного раздела тесно связана с дисциплиной «Логика», поэтому студентам необходимо будет повторить материал, изученный на занятиях по данному предмету.

Словарь современного русского литературного языка определяет спор как словесное состязание, обсуждение чего-либо двумя или несколькими лицами, при которых каждая из сторон отстаивает свое мнение.

Большинство споров – это споры о ценностях и истине.

К основным правилам ведения спора можно отнести:

1) умение правильно определять предмет спора и выделять пункты разногласия; 2) не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор; 3) четко определить свою позицию в споре; 4) правильно используйте в споре понятия; 5) относитесь с уважением к своему оппоненту; 6) сохраняйте выдержку и самообладание в споре; 7) верно оценивайте поведение соперника; 8) подбирайте убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента.

Чтобы защитить свою точку зрения можно использовать разные способы убеждения:1)прием бумеранга; 2) сведение к абсурду; 3) довод к человеку; 4)атака вопросами; 5) юмор, ирония, сарказм.

Часто в спорах используются уловки (некорректные приемы). С.И. Поварнин делит уловки на позволительные и непозволительные, выделяет психологические уловки и софизмы.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите и охарактеризуйте виды спора.

2. Сформулируйте основные правила ведения спора.

3. Какие полемические приемы применяются в споре?

4. Какими способами осуществляется опровержение?

5. Укажите некорректные приемы ведения спора.

Рекомендуемая основная и дополнительная литература и иные источники: 8.1.1

8.2.1

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. Для самообразования. – 18-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2012.

2. Положение о самостоятельной работе студентов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09; просмотров: 523

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...