Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чехословацкая республика между первой и второй мировыми войнами




 

Общая численность населения образовавшегося Чехословацкого государства превышала 13, 6 млн. человек, из которых 8761 тыс. было чехов и словаков, 3123 тыс. — немцев, 745 тыс. — мадьяр, 462 тыс. — украинцев, русских и белоруссов, 75 тыс. — поляков, 180 тыс. — евреев, 21 тыс. — южных славян, 14 тыс. — румын. Государство было многонациональным, что оказало существенное влияние на дальнейшую историю республики.

Экономическое положение Чехословакии было весьма сложным, что определялось двумя главными обстоятельствами.

Во-первых, существовало резкое несоответствие между производственными возможностями её промышленности и наличными рынками сбыта. Это положение создалось вследствие того, что Чехословацкая республика унаследовала от Австро-Венгрии свыше трёх четвертей её промышленных предприятий и лишь одну пятую часть её территории. Ввиду этого внутренний рынок был в состоянии поглощать лишь около 40 % отечественных промышленных товаров.

Во-вторых, в стране создались серьёзные продовольственные затруднения, вызванные послевоенной разрухой чехословацкого сельского хозяйства и снижением количества производимых в стране продуктов до 40 % довоенного уровня.

Оба эти обстоятельства толкнули стоящую во главе государства чешскую буржуазию к некоторому сокращению промышленного производства, главным образом за счёт нечешской промышленности, в том числе словацкой и закарпато-украинской, т. е. к известной аграризации Чехословакии, что вызвало уход части финансового капитала из промышленности в сельское хозяйство и в связи с этим рост влияния аграрной партии в политической жизни страны. Вместе с тем правительство принимает ряд мер для укрепления чешской промышленности и финансового капитала в чехословацком народном хозяйстве. Чешская промышленность ограждается высокими покровительственными пошлинами. Финансовый капитал сосредоточивается в руках чешских банков. Вводится государственная монополия на ряд предметов производства. Внешняя торговля переходит под полный контроль правительства. Важную роль в укреплении чехословацкой денежной системы сыграла замена обращавшихся в стране обесцененных кредитных билетов Австро-Венгерского банка новой чехословацкой валютой (март 1919 г.). Эти мероприятия, а также внешние займы (у Франции, США, Англии), введение новых и увеличение существующих налогов на предметы потребления и на имущество дали правительству возможность купить за границей продовольствие (муку, рис и др.) для продажи его голодающему населению. Одновременно эти мероприятия имели своим следствием укрепление чехословацкой кроны, стоимость которой поднялась в течение года со 110 до 27–30 крон за доллар. Тем не менее продовольственное положение не улучшалось, и правительству пришлось пойти на ряд чрезвычайных мер, в том числе на введение принудительного севооборота и продразвёрстки. Кроме того, часть ввозимого из-за границы продовольствия пришлось раздавать населению по пониженным ценам, а разницу в цене покрыть за счёт государственных средств. Понятно, что подобные меры, вызывавшиеся в первую очередь необходимостью прекратить волнения в стране, носили временный характер и лишь подчёркивали необходимость аграрной реформы.



Ряд условий создавал предпосылки для успешного развития в стране сельского хозяйства. Так, если внутренний рынок Чехословакии поглощал лишь около 40 % её промышленной продукции, то продукцию сельскохозяйственную он поглощал полностью. Кроме того, весьма важное значение имел вышеуказанный переход части финансового капитала из промышленности в сельское хозяйство.

Но в момент образования республики около 90 % всех крестьянских хозяйств относились к мелким и малоземельным, в то время как половина всей земельной площади находилась во владении немецких, венгерских и чешских помещиков. В связи с этим новое государство оказалось перед настоятельной необходимостью перераспределения земельных фондов страны. Правительством Крамаржа уже весной 1919 г. было начато проведение аграрной реформы.

Суть реформы была выражена в законе от 16 апреля 1919 г., согласно которому на все существующие или могущие возникнуть в дальнейшем крупные землевладения, принадлежащие одному лицу или нескольким совладельцам, налагался запрет. Закон определял размер крупного землевладения в 150 га обрабатываемой земли или 250 га земли в целом и выше. Превышающие этот размер землевладения должны были перейти под контроль специально учреждённого органа — Земельной службы, — без санкции которого владелец не мог уже распоряжаться своей землёй, продать или купить её, разделить с другими владельцами. Земельная служба определяла дальнейшую судьбу землевладения, которое либо конфисковалось, либо оставалось в распоряжении прежнего владельца частично или полностью Право государства налагать запрет на владение распространялось на всю землю. Владельцу предоставлялось право ходатайствовать о сохранении за ним части подвергавшегося запрету владения, причём размер этой части мог доходить до указанных предельных цифр — 150 га обрабатываемой или 250 га всей земли. Изданный позже закон о возмещении устанавливал, что отчуждение возможно только за вознаграждение по стоимости земли в 1913–1915 гг., увеличенной на 30–70 %. Этот закон предоставлял право Земельной службе фактически увеличивать крупное чешское землевладение за счёт немецкого и венгерского, разрешая оставлять владельцу подвергшегося запрету участка, не получившему денежного возмещения, не 250, а до 500 га земли.

В соответствии с этими законами разделу подверглись почти исключительно земли венгерских и немецких помещиков, причём часть их отошла к государству, часть же получили чешские помещики. Значительное количество земли было передано сельской буржуазии, кулачеству, главным образом чешскому. Только немногим более трети всей отчуждённой земли было распределено среди мелких землевладельцев. Число хозяйств размером менее 1 га уменьшилось всего на 6,2 %. В то же время площадь хозяйств от 30 до 100 га увеличилась с 694 тыс. до 1254 тыс. га, т. е. почти вдвое. Система выкупных платежей была построена таким образом, что мелкий участок оплачивался выше, чем крупный. Хотя платежи за участки были ниже существующих цен, по сравнению с 1913 г. они были выше на 40 %. Таким образом, аграрная реформа не внесла серьёзных улучшений в положение среднего и мелкого крестьянства. Она усилила лишь сельскую буржуазию и чехословацких помещиков — главную опору аграрной партии.

Правительство Крамаржа, стремившееся обеспечить и укрепить господство чешской буржуазии, вынуждено было считаться с массовым народным движением в стране. Оно провело ряд демократических мероприятий, среди которых необходимо отметить лишение дворянства всех политических привилегий, первый в Европе (после Советской России) закон о восьмичасовом рабочем дне (19 декабря 1918 г.), декрет о государственном страховании от безработицы (10 декабря 1918 г.), о больничном страховании и пособиях инвалидам (10 мая 1919 г.). Оно приняло закон о выборах в местные органы самоуправления, предоставлявший избирательное право всем гражданам республики, достигшим 22-летнего возраста и проживавшим в общине 3 месяца.

Но все эти мероприятия не обеспечили правительству Крамаржа поддержки народных масс. Жестокая налоговая политика, серьёзные продовольственные затруднения и особенно выступление против Советской Венгрии и борьба с революционно-демократическими элементами внутри страны оттолкнули народные массы от национально-демократической партии, которая потерпела на общинных выборах 15 июня 1919 г. полное поражение, получив лишь немногим больше 1/10 голосов.

8 июля 1919 г. было образовано новое правительство из представителей получивших на выборах большинство социал-демократической, аграрной и народно-социалистической партий. Кабинет возглавил социал-демократ В. Тусар. Бенеш сохранил и в этом кабинете портфель министра иностранных дел. Правительству Тусара, известному под именем «красно-зелёной коалиции» социалистов и аграриев, пришлось осуществлять свою деятельность в условиях крайне напряжённой внутренней обстановки. Она характеризовалась огромным ростом безработицы, дороговизны и спекуляции, тяжело отражавшихся на положении трудящихся масс и вызвавших уже с начала 1919 г. массовые стачки, демонстрации и волнения во всех чешских землях. К весне 1920 г. в ряде промышленных центров страны (Кладно, Брно) стали возникать рабочие контрольные советы. Они взяли на себя регулирование продовольственного снабжения, руководство борьбой за осуществление изданного, но встречавшего сопротивление промышленников закона о восьмичасовом рабочем дне и т. д. Но эти советы не смогли превратиться в органы восстания, так как среди широких масс было велико влияние социал-демократии, руководители которой, провозгласив ряд социалистических лозунгов, на деле пошли на тесный союз с буржуазией города и деревни. Наиболее ярко буржуазная сущность кабинета Тусара сказалась в продолжении борьбы с Советской Венгрией и в подчинении национальной политики интересам чешского капитала. Национальные противоречия ещё более обостряются. К не прекращавшим борьбы с правительством немцам, венграм и полякам присоединяются теперь словацкие сепаратисты, возглавляемые Глинкой.

Экономическая политика кабинета «красно-зелёной коалиции» ничем не отличалась от политики предыдущего кабинета. По-прежнему строго соблюдался принцип регламентации торговли, поддерживалась и поощрялась деятельность чешской промышленной и сельской буржуазии и осуществлялись начатые правительством Крамаржа экономические мероприятия. Был издан закон, определяющий компетенцию Земельной службы (11 июля 1919 г.), предоставляющий кредиты для приобретения земельных участков (30 января 1920 г.). Фактически вводил в действие аграрную реформу закон о возмещении (8 апреля 1920 г.), устанавливавший порядок вознаграждения бывших владельцев за конфискуемую у них землю.

Для укрепления влияния в массах правительству Тусара необходимо было удовлетворить главнейшие их требования, в первую очередь требования промышленного пролетариата. В связи с тем, что в промышленных районах широкое распространение получили заводские рабочие комитеты, правительству пришлось в законодательном порядке признать их. Закон о заводских комитетах, изданный правительством, определяя их как органы «делового сотрудничества», призванные играть лишь роль посредников между рабочими и предпринимателями. Заводские комитеты, создававшиеся на всех предприятиях, насчитывающих свыше 30 человек, получали ряд легальных возможностей для защиты рабочих. Другим завоеванием чехословацкого пролетариата явился закон об участии горнорабочих в управлении предприятиями и в прибылях (25 февраля 1920 г.).

Важнейшим делом кабинета была подготовка проекта конституции для представления его Национальному собранию. В результате переговоров, соглашений и компромиссов социал-демократии с руководящими буржуазными партиями правительством Тусара был издан ряд конституционных законов, составивших в совокупности конституцию чехословацкого государства, вошедшую в силу 6 марта 1920 г. Согласно этой конституции в Чехословакии утверждалась республика, в которой единственным источником власти провозглашался народ. Территория республики объявлялась единым и неделимым целым, а автономная Закарпатская Украина провозглашалась её неотъемлемой частью. В отношении закарпатских украинцев, как и в отношении других национальных меньшинств, конституция воспроизводила соответствующие статьи Сен-Жерменского договора, подтверждая обязательство осуществить полное национальное равенство в политическом, экономическом и культурном отношениях, а для Закарпатской Украины ввести самостоятельный сейм с законодательной властью в области языка, обучения, религии, местного самоуправления и т. п.

Государственная власть в стране делилась на законодательную, принадлежавшую двухпалатному Национальному собранию, исполнительную, осуществлявшуюся президентом и правительством, и судебную. Для выборов в Национальное собрание устанавливался принцип пропорциональности и всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. В палату депутатов (300 членов) могли избирать все граждане республики, достигшие 21 года и проживавшие в какой-либо общине не менее трёх месяцев. В Сенат (150 членов) избирали достигшие 26-летнего возраста. Чтобы быть избранным в палату депутатов, необходимо было иметь трёхлетнее гражданство в республике и 30 лет отроду, в сенат — 45 лет и десятилетнее гражданство. Обанкротившиеся, осуждённые уголовным судом с лишением избирательных прав, приговорённые к принудительным работам, а с 8 апреля 1927 г. также солдаты и жандармы избирательным правом не пользовались. Для остальных участие в выборах было обязательным. Результаты выборов контролировались специальным избирательным судом. Национальное собрание ежегодно созывалось президентом на весеннюю и осеннюю сессии, однако в исключительных случаях законодательные функции мог исполнять избираемый палатами на год 24-членный Постоянный комитет Национального собрания (16 от палаты депутатов, 8 — от сената). На совместном заседании обеих палат избирается президент республики на 7-летний срок. Полномочия президента чрезвычайно велики. Он назначает и увольняет министров, имеет право созвать, отложить или распустить Национальное собрание, объявлять амнистию, накладывать вето на законы, объявлять войну. Президент представляет государство в сношениях с иностранными державами, заключает и ратифицирует международные договоры, принимает и утверждает иностранных послов, вводит военное положение, вносит мирные договоры на утверждение Национального собрания, назначает судей и чиновников, занимает пост главнокомандующего.

Специальным разделом конституции провозглашаются равенство всех граждан независимо от происхождения, языка, расы или вероисповедания, неприкосновенность личности, жилища и частной переписки, имущественная свобода, свобода печати, союзов и собраний. Все эти свободы могут, однако, быть ограничены «при исключительных обстоятельствах».

В соответствии с новой конституцией в апреле 1920 г. были проведены выборы в обе палаты Национального собрания.

В результате этих выборов в Национальном собрании были представлены 8 чехословацких, 7 немецких и 4 мадьярских партии.

Наиболее видную роль в дальнейшей истории Чехословацкой республики сыграли чехословацкие и немецкие партии.

Из числа чехословацких партий наибольшее количество мандатов получила социал-демократическая рабочая партия, основанная в 1878 г. и объединившая в октябре 1918 г. чешских и словацких социал-демократов. 55 мест в палате депутатов и 36 — в сенате обеспечивали за социал-демократами ведущее положение в Национальном собрании и правительстве. Однако ещё до созыва первого Национального собрания влияние социал-демократического правительства Тусара начинает падать из-за нарушения им провозглашённых в Вашингтонской декларации демократических принципов. Это вызывало недовольство прежде всего рядовых членов партий, образовавших в начале 1919 г. «(марксистскую левую», приближавшуюся по своей позиции к принципам III Интернационала.

Следующей за социал-демократами по количеству полученных в первом Национальном собрании мандатов (42 в палате депутатов и 19 в сенате), была Чехословацкая республиканская крестьянская партия, известная больше под названием аграрной партии. Эта партия существовала с 1899 г., когда она откололась от младочешской партии. С момента основания она возглавлялась Антонином Швеглой и опиралась на крупное помещичье землевладение, сельскую буржуазию и близкую к сельскому хозяйству промышленность (мукомольную, сахарную, пивоваренную). Аграрная партия проникала всё более в руководство государством. Она была центром и организатором антидемократической, профашистской политики и возглавляла борьбу против всех революционно-демократических элементов.

Представлявшая интересы крупных промышленников и банкиров национально-демократическая партия Крамаржа, занимавшая даже в реакционном лагере самую правую позицию, получила 22 мандата в палате депутатов и 11 — в сенате.

Народно-социалистическая партия, возглавляемая Клофачем, упорно боровшаяся с социал-демократией за влияние на массы, во все времена отличалась резко выраженным национализмом и шовинизмом и была по существу мелкобуржуазной партией. С целью привлечения в свои ряды рабочих народные социалисты стремились представить себя защитниками интересов трудящихся и подлинными «социалистами». В действительности же они развращали рабочих и старались привить им буржуазно-националистическую идеологию. 27 мандатов в палате депутатов и 10 в сенате ставили эту партию на третье место в Национальном собрании.

Вместе с этими партиями лагерь реакции составляли народная (католическая) партия, связанная с Ватиканом и руководимая Грубаном и Шрамеком, и партия живностенская («ремесленная»), представлявшая в Национальном собрании средних промышленников и торговцев. Первая из этих партий получила 20 мандатов в палате депутатов и 12 в сенате, вторая — соответственно 6 и 3.

Значительное количество мандатов (30 и 16) получила немецкая социал-демократическая партия.

Кроме того, в Национальном собрании были представлены немецкие националистические партии: национал-социалистская, национальная и др., начавшие ожесточённую борьбу против Чехословацкой республики. Венгерские партии серьёзной роли в собрании не играли.

Результатом выборов явилось образование второго кабинета Тусара (25 мая 1920 г.) примерно в том же составе, но с увеличением количества социал-демократических министров с 4 до 7.

Второй кабинет Тусара встретился со значительно усилившейся оппозицией. Оппозицию составляли, с одной стороны, депутаты марксистской левой, осуждавшие политику сотрудничества социал-демократии с буржуазией, с другой стороны, — нацменьшинства, возглавляемые немцами, отказавшимися признать включение областей с немецким большинством населения в состав республики, и национал-демократы, вместе с правым крылом аграрной партии требовавшие установления неограниченной диктатуры крупной буржуазии и помещиков.

Одной из острейших проблем, вставших перед чехословацким правительством в этот период, было определение направления внешней политики в связи с происходившей советско-польской войной.

С самого начала существования Чехословацкой республики реакционные круги держав Антанты, в первую очередь Франции, стремились подчинить себе её внутреннюю и внешнюю политику. Они пытались превратить Чехословакию в свой аванпост в Восточной Европе, направленный как против побеждённых центральных держав, так и против Советской России. Реакционные круги держав Антанты стремились сделать Чехословакию экономически и политически зависимой от своего финансового капитала и от своей внешней политики. Французский капитал в огромных размерах проникал в чехословацкую промышленность, особенно в военную, к в сельское хозяйство. Французский генеральный штаб участвовал в организации и подготовке чехословацкой армии. Французское министерство иностранных дел втягивало Чехословакию во всевозможные дипломатические и политические комбинации, порождённые версальской системой.

Одним из порождений этой системы явился чехословацко-югославско-румынский союз, получивший название Малой Антанты. Он имел антисоветскую окраску, несмотря на то, что формально был направлен против Венгрии. Первоначальной основой этого союза явились чехословацко-югославское (14 августа 1920 г.) и чехословацко-румынское (23 апреля 1921 г.) соглашения, предусматривавшие взаимные действия в случае ничем не вызванного нападения со стороны Венгрии на одну из договаривающихся сторон и согласование всех вопросов, касающихся взаимоотношений с Венгрией. Эти соглашения, первое из которых было заключено социал-демократическим правительством Тусара на двухлетний срок, в дальнейшем рядом протоколов были продолжены. При активном участии Франции они были дополнены соответствующими военными, экономическими и политическими конвенциями, сделавшими отношения между тремя странами ещё более тесными. Малая Антанта превратилась в военно-политический союз, выступающий на международной арене как единое целое. Так, уже союзный чехословацко-югославский договор от 31 августа 1922 г. предусматривал заключение торгового договора и взаимную политическую и дипломатическую поддержку во всех международных отношениях. Союз обеих стран перестал быть только узко-антивенгерским соглашением и превращался в союз вообще.

Основное содержание чехословацкой внешней политики, выражавшееся в стремлении к безусловному сохранению послеверсальской организации Европы, совпадало с интересами великих держав-победительниц и ставило Чехословакию в зависимость от их внешней политики. Пользуясь этим обстоятельством, империалистические круги Антанты попытались в период советско-польской войны 1920 г. втянуть Чехословакию в конфликт с Советской Россией. Но чехословацкий пролетариат решительно выступил против этой попытки и ответил на антисоветскую позицию реакции массовыми стачками и демонстрациями протеста, организацией на военных предприятиях и на транспорте своих контрольных советов, препятствовавших снабжению военными материалами панской Польши, не дав, таким образом, втянуть Чехословакию в борьбу против Советской России.

Совместное выступление руководящих кругов социал-демократии с буржуазными партиями по основным вопросам внешней, внутренней и национальной политики усилило недоверие к этим кругам со стороны рабочего класса, получавшего всё большие основания убедиться в том, что коалиционная политика означает на деле капитуляцию социал-демократии перед буржуазией и приводит к укреплению господства этой последней в государственной жизни и народном хозяйстве. Эти настроения в рабочем классе отразились на позиции марксистской левой, осудившей политику сотрудничества социал-демократии с буржуазией и призвавшей пролетариат возвратиться к классовой борьбе. Представленная в правительстве Тусара социал-демократическая верхушка попыталась отделаться от своих противников путём арестов и других преследований. Марксистская левая в свою очередь потребовала созыва партийного съезда для определения дальнейшей политики партии. Партийное руководство первоначально дало согласие на проведение съезда в сентябре 1920 г. В местных организациях партии были проведены выборы депутатов, приведшие к избранию двух третей сторонников марксистской левой. Тогда Исполнительный комитет принял решение об отсрочке съезда, мотивируя это необходимостью проведения предварительной дискуссии о тезисах Коминтерна. Большинство делегатов, принявших участие в съезде, присоединилось к тезисам. Правое крыло социал-демократии объявило съезд недействительным и исключило из партии большую часть сторонников левой. Одновременно собравшийся 14 сентября исполком принял решение об отставке социал-демократических министров и неучастии в правительстве впредь до завершения чистки партии от сторонников марксистской левой. 15 сентября кабинет Тусара вышел в отставку. Всё это означало, что с этого момента социал-демократическая партия раскололась на две части, из которых одна находилась на пути к преобразованию в коммунистическую партию, а другая перешла к открытому союзу с буржуазией, превращаясь сама по существу а партию буржуазную. Переход подавляющего большинства членов социал-демократической партии на сторону марксистской левой означал для партийного руководства потерю прежней социальной опоры, чем и была вызвана отставка кабинета Тусара.

Это привело к временному отказу правительственного лагеря от коалиционного принципа и к образованию так называемого беспартийного чиновничьего кабинета Яна Чёрного. Это «беспартийное» правительство имело задачей подавление усилившегося массового революционно-демократического движения в стране и создание условий для разгрома руководством социал-демократии сторонников марксистской левой. На деле кабинет представлял собой орудие в руках чешской буржуазии. Важным шагом на пути к установлению диктатуры буржуазии явилось образование осенью 1920 г. неконституционного органа — так называемой «пятёрки». «Пятёрка» состояла из руководителей народно-социалистической, аграрной, национал-демократической, народной и социал-демократической партий. Она фактически превратилась в закулисное правительство республики, руководящая роль в котором с течением времени всё более переходит к аграриям.

Одним из первых мероприятий кабинета Чёрного была попытка разгрома «марксистской левой», предпринятая по требованию социал-демократического руководства, поддержанному «пятёркой». Для этого была использована борьба левых и правых за обладание Народным домом, в котором помещались партийные учреждения и типография центрального органа. По распоряжению правительства жандармерия и полиция заняли Народный дом и передали его в распоряжение правого крыла социал-демократической партии. При этом было спровоцировано избиение полицейскими нескольких десятков рабочих. Эти события вызвали возмущение среди трудящихся страны. 10–11 декабря имели место массовые выступления рабочих и крестьян в Чехии, Моравии и Словакии, сопровождавшиеся захватами промышленных предприятий рабочими советами, разгромом помещичьих усадеб, а в некоторых районах (Кладно) и занятием государственных учреждений. Всеобщая забастовка, к которой призвало руководство марксистской левой, охватила свыше миллиона рабочих и продолжалась более недели.

Правительство воспользовалось обстановкой для проведения ряда репрессивных мероприятий: массовых арестов, запрещения стачек, ограничения свободы слова и собраний, преследования демонстраций. Были созданы чрезвычайные суды, арестовано свыше 3 тыс. человек, из которых 1750 человек осуждены на различные сроки тюремного заключения, а 20 расстреляны.

Декабрьское выступление народных масс не превратилось во всеобщее вооружённое восстание вследствие отсутствия единого руководящего центра и определённой программы, а также вследствие колеблющейся позиции марксистской левой. Но оно способствовало более чёткому определению позиции обеих групп социал-демократии и создало новые предпосылки для возникновения коммунистической партии.

Следствием этого выступления было принятие состоявшимся в мае 1921 г. съездом марксистской левой тезисов Коминтерна и наименования компартии. В ноябре 1921 г. произошло слияние чехословацкой и немецкой компартий в единую коммунистическую партию Чехословакии (КПЧ).

Выход сторонников марксистской левой из социал-демократической партии привёл к укреплению в последней влияния оппортунистического, соглашательского руководства и к возобновлению им политики коалиции с буржуазными партиями. Политика репрессий, открыто проводившаяся кабинетом Чёрного, была непопулярна в народных массах. Кабинет оказался не в состоянии провести ни одного значительного мероприятия в области экономической, социальной и политической. Он не подавил революционно-демократического движения в стране. Наоборот, политика кабинета усилила это движение и вызвала обострение внутреннего положения в республике.

Двухнедельная стачка металлистов (январь 1921 г.), поддержанная горнорабочими и электриками, трёхнедельная забастовка 12 тыс. банковских служащих (23 июня — 14 июля 1921 г.) и ряд других выступлений чехословацкого пролетариата были вызваны ухудшением условий труда и понижением заработной платы и явились показателем недовольства трудящихся масс политикой правительства. Систематическая обструкция, проводимая в Национальном собрании немцами, поддерживаемыми представителями других нацменьшинств, делала всё более затруднительной практическую деятельность кабинета Чёрного. Все эти обстоятельства привели в сентябре 1921 г. к отставке чиновничьего кабинета и образованию коалиционного правительства Эдуарда Бенеша.

В кабинет вошли по 3 представителя от партий социал-демократической, аграрной и народной, 2 представителя — от народно-социалистической и 1 — от национально-демократической. Его образование было встречено Национальным собранием благожелательно, так как программа правительства предусматривала проведение ряда демократических мероприятий в области экономической, внутренней и национальной политики. Осуществлению этой программы препятствовал, однако, ряд обстоятельств, в том числе сопротивление «пятёрки» и некоторых членов правительства демократическим мероприятиям. Премьер в значительной мере сосредоточил свою деятельность на внешнеполитических вопросах, и с этим было связано усиление в кабинете роли реакционных министров, близких к пятёрке. Правительство продолжило и усилило регламентацию производства и торговли. Осенью 1921 г. была введена государственная монополия ещё на ряд промышленных и сельскохозяйственных товаров. Было проведено дальнейшее укрепление курса кроны путём выкупа и изъятия из обращения части кредитных билетов. Чехословакия обратилась к внешним займам (у Англии в январе 1922). Были увеличены некоторые налоги (на сахар, соль, спички, табак, пиво). Проведением этих мероприятий правительству Бенеша удалось добиться известных успехов в деле укрепления отечественной экономики и сократить дефицит с 4, 9 млрд. крон в 1919 г. до 0, 9 млрд. в 1922 г. Но эти успехи не привели к улучшению экономического положения пролетариата и крестьянства, на которых в первую очередь отразились последствия европейского экономического кризиса 1920–1921 гг., приведшего к резкому сокращению экспорта промышленных товаров, к росту цен на предметы первой необходимости, к прекращению работы на ряде предприятий и к значительному увеличению количества безработных (с 60–70 тыс. в конце 1921 г. до 441 тыс. к январю 1923 г.). Правительство стремилось переложить тяжесть кризиса на плечи трудящихся. Вместе с тем чешский капитал усилил наступление на немецкую и словацкую промышленность. Более сильная немецкая промышленность имела возможность сопротивляться этому наступлению, но слабая промышленность Словакии не выдержала борьбы и оказалась вынужденной сократить производство на 70–75 %. Вызванное всеми этими обстоятельствами дальнейшее ухудшение экономического положения пролетариата сопровождалось новой волной забастовок (стачка 150 тыс. горнорабочих 2–15 февраля 1922 г., массовые стачки химиков, текстильщиков, машиностроителей летом 1922 г.). Компартия перешла к активной оппозиции правительству. Неудовлетворённые в своих претензиях нацменьшинства возвратились к тактике обструкций в Национальном собрании. Это свидетельствовало о том, что правительство буржуазного чехословацкого государства, руководимое неконституционной «пятёркой», не могло уже в своих практических мероприятиях отклониться от определившейся ещё в период первых министерств политики, направленной к укреплению господства в стране чешского капитала и осуществлявшейся в интересах буржуазии города и деревни.

Вместе с тем деятельность кабинета Бенеша характеризовалась рядом успехов в области внешней политики. Господствующая в правительстве реакционная клика, руководимая аграриями, национал-демократами и некоторыми другими членами «пятёрки», была тесно связана с империалистическими кругами Антанты. Она стремилась подчинить внешнюю политику республики интересам этих кругов и превратить Чехословакию в плацдарм антисоветской политики. Но бессменным руководителем министерства иностранных дел с момента образования Чехословацкой республики до избрания в 1935 г. на пост президента оставался Эдуард Бенеш. Его внешнеполитическая позиция в значительной степени отличалась от антидемократической и антисоветской позиции главарей «пятёрки» и характеризовалась уже с начала 20-х годов правильным пониманием роли и значения Советской России как важнейшего фактора мира и безопасности в Европе и стремлением к установлению с ней сотрудничества и нормальных отношений при сохранении тесного союза с Францией. В связи с ожесточённой борьбой аграриев, национал-демократов и других против такой позиции и в связи с весьма сильным давлением на чехословацкую внешнюю политику извне, Бенешу далеко не всегда удавалось проводить свою точку зрения. Но, несмотря на то, что официальная политика Чехословакии вплоть до прихода Германии к власти Гитлера оставалась по отношению к Советскому Союзу в общем враждебной, необходимо всё же отметить, что антисоветский характер этой политики был Бенешем в известной мере смягчён.

Выступление трудящихся Чехословакии в период советско-польской войны в защиту Советской России и другие проявления симпатий народных масс к последней дали возможность Бенешу при поддержке заинтересованных в экономических связях с Россией кругов заключить 5 июня 1922 г. «Временный договор об установлении сношений» с РСФСР. Он был заключён в целях установления торговых и экономических отношений между обоими государствами. Договор оставлял открытым вопрос о взаимном признании de jure, но предусматривал учреждение в обоих государствах представительств и прекращение «всяких официальных сношений с разного рода учреждениями, представительствами организаций и лицами, имеющими целью борьбу с правительством другой страны». Обе стороны принимали на себя обязательство воздержаться «от всякой пропаганды, направленной против правительства, государственных и иных общественных учреждений или социально-политической системы другой договаривающейся стороны» и от участия в политических и социальных конфликтах, могущих произойти в этих государствах.

В тот же день аналогичное соглашение было подписано между Чехословацкой республикой и УССР.

В период руководства Бенеша кабинетам министров было заключено (16 декабря 1921 г.) политическое соглашение с Австрией. В соответствии с этим соглашением обе стороны принимали на себя обязательство выполнять все условия Сен-Жерменского договора, взаимно гарантировали установленные для них этим договором границы, обязались сотрудничать в дипломатических и политических вопросах и сохранять нейтралитет в случае вооружённого столкновения одной из них с третьим государством. Правительством Бенеша было заключено соглашение о торговле и судоходстве с Италией, предусматривающее транспортировку чехословацких грузов через Триест, а также торговые соглашения с Германией и Австрией.

Между тем всё более усиливающееся в Национальном собрании и в правительстве влияние аграрной партии привело 7 октября 1922 г. к отставке кабинета Бенеша и образованию нового правительства, возглавленного руководителем аграриев Антонином Швеглой.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...