![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯРАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Возрастная физиология»
Челябинск
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Дать определения следующим понятиям: Физиология______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Возрастная физиология________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Клетка__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ткань___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Орган___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рост_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Развитие_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Написать ответы на контрольные вопросы по данной теме: 1. Что изучает предмет «Возрастная физиология»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Назвать основное значение возрастной физиологии для педагогики. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как изменяются пропорции тела на разных этапах развития? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Раскрыть понятие «акселерация». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Дать определение и назвать критерии периодизации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.Описать закономерности роста и развития детей_________________________________ ____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7.Перечислить периоды возрастного развития_____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ТЕМА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Оценка физического развития методом индексов Дать определения следующим понятиям: Физическое развитие_________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Астенический тип телосложения________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Нормостенический тип телосложения____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гиперстенический тип телосложения_____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выполнить измерения основных показателей физического развития и рассчитать следующие индексы: Весо-ростовой индекс (ВРИ)
В (кг) ВРИ=---------- х 100 %= Р (см)
где В – вес, Р – рост
Оценка результата ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Индекс Пинье (ИП)
ИП= Р – (В + ОГК)=
где ОГК – окружность грудной клетке при выдохе, Р – рост стоя, В – масса тела
Оценка результата ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Индекс Габса – определение должного веса:
В= 55 + 4/5 (Р – 150)=
где В – вес, Р – рост
Оценка результата ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Жизненный индекс
ЖИ = ЖЕЛ/ В=
где ЖЕЛ – жизненная емкость легких, мл, В – вес, кг. Оценка результата ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ТЕМА 3 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дать ответы на следующие вопросы: 1. Описать последовательность формирования позвоночных изгибов у детей раннего возраста_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что такое кифоз?___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Что такое лордоз?__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Описать правильную осанку__________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Перечислить нарушения осанки_______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.Перечислить профилактические мероприятия нарушений осанки___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7.Что такое плоскостопие? Назвать причины и профилактические мероприятия _______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Назвать возрастные особенности строения черепа_______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Перечислить возрастные особенности мышц____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Как с возрастом изменяется тонус мышц?_____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Описать значение физической культуры для опорно-двигательного аппарата_______ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ТЕМА 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 СТОПОМЕТРИЯ Педометрический метод определения плоскостопия по Фриндлянду. Измеряется длина стопы от конца большого пальца или второго, если он больше, до конца пятки и высота свода стопы от пола до верхнего края ладьевидной кости. Для определения степени плоскостопия вычисляется индекс: отношение высоты свода стопы к ее длине, умноженное на 100. Этот индекс в норме колеблется в пределах 19,1...31,0. Оценка результата: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
![]()
Индекс стопы, т.е. отношение ширины опорной части середины стопы (де) к отрезку (еж), в норме колеблется от 0 до 1. Величина индекса от 1 да 2 свидетельствует об уплощенности стоп. Плоские стопы имеют индекс свыше 2. Оценка результата, профилактические рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ТЕМА 5 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ Дать ответы на следующие вопросы: 1. Какие имеются особенности кровообращения у плода? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислить особенности кровообращения у новорожденного? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Описать возрастные изменения частоты сердечных сокращений у детей_____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Описать возрастные особенности артериального давления________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Описать методику измерения артериального давления___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 6 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 ТЕМА 7 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВИ Дать определение и перечислить функции:
Плазма крови________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эритроциты_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лейкоциты__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тромбоциты_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гемоглобин______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 8 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Дать ответы на следующие вопросы: 1. Назвать возрастные особенности строения верхних дыхательных путей_____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Перечислить возрастные особенности строения бронхов и легких__________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Дать характеристику типов дыхания___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назвать возрастные изменения частоты дыхания________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ТЕМА 9 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 ТЕМА 10 ТЕМА 11 ТЕМА 12 ТЕМА 13 ТЕМА 14 ТЕМА 15 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1 Что изучает предмет «Возрастная физиология»? 2 Назвать основное значение возрастной физиологии для педагогики. 3 Дать определение и характеристику понятий рост и развитие. 4 Как изменяются пропорции тела на разных этапах развития? 5 Дать определение и назвать критерии периодизации. 6 Назвать возрастные изменения позвоночного столба. Описать правильную осанку. 7 Дать классификацию и описать типы конституции. 8 Что такое сколиоз? Причины развития, профилактика. 9 Назвать возрастные особенности строения грудной клетки. 10 Описать возрастные особенности скелета верхней и нижней конечностей. 11 Описать правильное строение стопы. Что такое плоскостопие? Назвать причины и профилактические мероприятия. 12 Назвать возрастные особенности строения черепа. Что такое роднички? Дать определение, назвать их расположение и сроки закрытия. 13 Перечислить особенности кровообращения у плода и новорожденного. 14 Назвать возрастные особенности строения сердца у детей. 15 Назвать возрастные изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления, систолического и минутного объемов сердца. 16 Перечислить возрастные особенности регуляции сердечно-сосудистой системы. 17 Раскрыть понятие «внутренняя среда организма». 18 Назвать функции крови. 19 Определение и составные части плазмы крови. 20 Дать определение, характеристику и назвать функции эритроцитов. 21 Что такое гемоглобин? Его характеристика. 22 Что такое скорость оседания эритроцитов? Возрастные нормы СОЭ. 23 Лейкоциты – определение, характеристика, основные функции. 24 Назвать возрастные изменения лейкоцитарной формулы. 25 Тромбоциты – определение, характеристика, основные функции. 26 Что такое лимфатическая система? Назвать основные функции. 27 Назвать возрастные особенности строения воздухоносных путей. 28 Назвать возрастные особенности строения бронхов и легких. 29 Перечислить возрастные изменения частоты дыхания и дыхательных объемов. 30 Назвать возрастные особенности строения ротовой полости и пищевода. 31 Перечислить возрастные особенности строения и функционирования желудка. 32 Перечислить возрастные особенности строения и функции поджелудочной железы, печени. 33 Описать возрастные особенности кишечника. Назвать особенности кишечного пищеварения. 34 Возрастные особенности строения и функционирования выделительной функции. 35 Возрастные особенности строения и функции эндокринных желез.
Тесты по темам: «Задачи, понятия, закономерности возрастной физиологии», «Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата» 1 вариант 1. На первом году жизни масса ребенка: 2. Средний рост при рождении: а) увеличивается в 2 раза; а) 50 – 52 см; б) увеличивается в 3 раза; б) 45 – 48 см; в) увеличивается в 4 раза. в) 55 – 57 см. 3. Короткие конечности, большое туловище, большая голова – это описание… а) юноши; б) новорожденного; в) девушки. 4. Ребенок считается новорожденным: а) от 1–10 дней; б) от 10 дней до 1 месяца; в) от 1 дня до 1 года. 5. К юношескому возрасту относят: а) юношей и девушек от 17 до 21 года; б) юношей от 17 до 21 года, девушек от 16 до 20 лет; в) юношей от 18 до 22 года, девушек от 17 до 20 лет. 6. Критерием возрастной периодизации не является: а) прорезывание зубов; б) развитие желез внутренней секреции; в) изменение поведения. 7. Первым физиологическим изгибом позвоночника у ребенка появляется: а) шейный лордоз; б) поясничный лордоз; в) грудной кифоз. 8. Малый родничок зарастает: а) к 1–1,5 месяцам; б) к 2–3 месяцам; в) к 6–7 месяцам. 9. У новорожденных детей: а) преобладает тонус мышц сгибателей руки; б) преобладает тонус мышц разгибателей; в) равновесие тонуса мышц- антагонистов. 10. Окружность головы доношенного новорожденного: а) равна окружности груди; б) больше окружности груди; в) меньше окружности груди. 11. Сидеть самостоятельно ребенок начинает в возрасте: а) 3–4 месяцев; б) 6–7 месяцев; в) 8 – 9 месяцев. 12. Ежегодная прибавка массы тела со 2-го года жизни: а) 1 кг; б) 2 кг; в) 3 кг. 2 вариант 1. Минимальная длина тела доношенного новорожденного: а) 40 см; б) 45 см; в) 50 см. 2. Средний вес при рождении: 3. Пожилой возраст – это: а) 2500–2800 грамм; а) мужчине 61–74 года, женщине 56–74; б) 3000–3200 грамм; б) мужчине и женщине 55 – 75; в) 3500–3700 грамм. в) мужчине 60–75 года, женщине 55–75. 4. Длинные конечности, короткие туловище, узкий таз – это описание: а) юноши; б) новорожденного; в) девушки. 5. Ребенок относится к периоду раннего детства: а) от 4–7 лет; б) от 1–3 года; в) от 6 месяцев до 1 года. 6. Критерием возрастной периодизации является: а) сроки выпадения молочных желез; б) окостенение скелета; в) появление постоянных волос на голове. 7. Активной частью двигательного аппарата является: а) связки; б) мыш< |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |