Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни развития ребенка по шести психосоциальным параметрам

 

 

Уровни развития Параметры психосоциального развития
П III IV V VI
115-128 13-18 29-31 5-8 12-13 39-40
129-146 19-20 32-38 9-10 14-19
147-170 21-24 39-43 11-14 20-24 42-44
171-182 25-28 44-47 15-16 25-30 45-55
183-196 29-33 48-54 17-18 31-33 56-63
197-206 34-37 55-58 19-20 34-37 64-68
207—222 38-41 59-63 21-22 38-42 69-73
223-234 42-44 64-67 23-24 43-46 74-78
235-244 45-46 68-69 25-27 47-48 79-81
245-254 47-48 70-72 49-52 82—84
255-266 49-50 73-75   53-54 85-89

 

Примечания.

1. Патология разной степени выраженности представлена уровнями 0—2;

3-й уровень — пограничная зона; выше — норма.

2. Параметры психосоциального развития:

I — общий показатель развития;

II — уровень гиперактивности, двигательной расторможенности;

III — показатель социальной адекватности ребенка;

IV — эмоциональная неустойчивость;

V — уровень умственного развития;

VI — воспитуемость, восприимчивость к педагогическим воздействиям.

 

Нормативная таблица 2

Числовое выражение вариантов ответа

№ вопроса Вариант ответа и его числовое выражение № шкалы, на которую работает этот вопрос
  abed  
I
I, V
I, V
I
1, V
I, V
I
I, HI, VI
I, V
I, IV
I, V
12 I, V
I, II
I, 11, VI
I, III
I, II, VI
I
I
751 0 I
I, II, VI
I
630 0 I
I
I, III, VI
I, 11, VI
I, III, VI
I, IV
I, IV
I, III, VI
I, III, VI
I, IV
I, III, VI
I, III

 

Окончание таблицы

№ вопроса Вариант ответа и его числовое выражение № шкалы, на которую работает этот вопрос
630 0 I, III
1, III, VI
I
I
I, III, VI
I, III, VI
I, III, VI

 

В результате обработки данной анкеты может быть построен профиль но заложенным в шкалах основным параметрам психосоциального раз-пития детей.

При этом дети, имеющие преимущественно эмоционально-волевые и поведенческие расстройства и первично интеллектуальное снижение вследствие умственной отсталости, имеют различные соотношения измеряемых показателей (рис. 7).


 

 

Рис. 7. Сравнительный профиль психосоциального развития детей* с ЗПР и с умственной отсталостью

Зона значений, лежащая между 3-м и 7-м уровнем, является зоной среднестатистической нормы.

Зона значений ниже 3-го уровня говорит о нарастании риска наличия проблем по соответствующим параметрам в терминах усиления соответствующей характеристики.

Например, значение 1 по шкале V говорит о возможном выраженном снижении умственного развития ребенка.

 

Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ

ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося разви-1ия, сопровождающими любой тип дизонтогенеза (см. раздел I), можно выделить закономерности, специфические для данной группы дизонтогенетических расстройств, связанные с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Ими могут быть: снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор; качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития — недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других; специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы; зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекционно-педагогической помощи и времени ее начала.

Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (СУРДОПСИХОЛОГИЯ)

Ш.1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СУРДОПСИХОЛОГИИ

Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.

Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:

1) выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные также и людям, имеющим сохранный слух, так и специфические;

2) изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;

3) изучить закономерности развития их личности;

4) разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха;

5) дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество.

III. 1.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А.Н.Поросятникова, посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. В 20-е г. систематическая разработка проблем специальной психологии (и сурдопсихологии, в частности) проходила под руководством Л. С. Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л.В.Занков и И.М.Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушениями слуха. Результаты этих исследований были обобщены в первой монографии по сурдопсихологии «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 г. В дальнейшем исследования в области сурдопсихологии продолжались под руководством И. М. Соловьева. На разных этапах становления сурдопсихологии большой вклад в ее развитие внесли такие ученые, как А.П,Гозова, Г.Л.Выгодская, Н.Г.Морозова, М.М.Нудельман, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова, Ж. И.Шиф и другие.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...