Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников

Данная система была разработана для подготовки к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6—7 лет, однако она может быть использована и для занятий с детьми, имеющими другие отклонения в развитии. Это 15 заданий различного содержания, направленных на формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучению через развитие основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Количество проводимых занятий может варьироваться в зависимости от типа коррекционного учреждения и индивидуальных особенностей детей (обычно 2 раза в неделю по 30 мин). Занятия могут проводиться с февраля по май или в течение всего учебного года.

Особенностями данной системы являются:

подача учебного материала в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

отличие данных заданий от системы школьных упражнений, что способствует их лучшему принятию;

наличие описания по проведению каждого задания;

наличие взаимосвязи данной системы с тематическим планированием (задания № 8, 9, 10, 11 можно использовать на занятиях по ФЭМП, задания № 12, 12-а, 13 — на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим).

Остановимся поподробнее на содержании рекомендуемой системы.

БЛОК 1

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие мелкой моторики рук.

Данные умения и навыки зачастую не сформированы у детей с нарушениями развития, что создает трудности при овладении различными видами деятельности: изобразительной, конструированием, лепкой, аппликацией, а впоследствии и письмом. Данные задания адаптированы для леворуких дошкольников, а также для детей с невыраженной ведущей рукой. Варианты заданий, помеченные звездочкой, не рекомендуются для умственно отсталых дошкольников. Не следует давать этот материал на начальном этапе коррекционной работы детям, страдающим ДЦП, так как отсутствие положительных результатов при выполнении упражнений в силу вполне объективных причин (парезы, параличи, син-кинезии, гилеркинезы и т.д.) может привести к снижению мотивации деятельности и отказу в дальнейшем выполнять подобные задания.

БЛОК 2

Цели: 1) развитие внимания; 2) развитие зрительной памяти.

Умение внимательно слушать педагога, концентрироваться в процессе деятельности, запоминать полученный материал является одним из ведущих показателей готовности ребенка к школьному обучению. У детей с недостатками развития отмечаются нарушения данных психических функций. Особенно часто синдром дефицита внимания встречается у детей с ЗПР. Задания № 6, 7, 7-а направлены на повышение продуктивности запоминания и улучшение зрительной памяти. Целесообразно начинать психокоррекциейную работу с детьми, страдающими ДЦП, именно с этих заданий, так как они не требуют участия пальцев и кистей рук.

БЛОКЗ

Цель: развитие восприятия.

Способность оперировать основными сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) является наиболее важной при поступлении ребенка в школу. Дети с нарушениями развития без специального обучения не могут овладеть этой способностью. Особые трудности они испытывают при выделении признака величины и формы. В связи с этим были разработаны задания № 8, 9, 10, 11, направленные на формирование у ребенка умений оперировать сенсорными эталонами.

БЛОК 4

Цели: 1) развитие основных мыслительных операций — анализа, синтеза; 2) развитие умений сравнивать и обобщать.

К б —7 годам ребенок должен уметь сравнивать предметы между собой, находить общее и отличное. На этом возрастном этапе у него должны быть сформированы простейшие обобщения: «овощи», «фрукты», «дикие животные», «домашние животные», «транспорт», «мебель» и др. •У аномальных детей данные мыслительные операции не формируются полностью даже в процессе специального обучения (умственно отсталые, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями зрения). Необходимо отметить тот факт, что педагогически запущенные дети, имеющие первично сохранный интеллект, также не владеют этими умениями. Поэтому нами были разработаны задания № 12, 12-а, 13, 14, 15, позволяющие развивать данные операции.

В заключение следует отметить, что упражнения первых двух блоков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями. Задания, представленные в двух последних, — только психологами и дефектологами.

 

Задание 1. Продолжи узор.

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие мелкой моторики рук.

Педагог предлагает детям продолжить узор (рис. 1). Он обращает их внимание на то, что между фигурами имеется расстояние: «Посмотрите, между фигурами пропущена клеточка». Если дети испытывают трудности при выполнении данного задания, то рекомендуется сначала поставить точки по контуру фигуры, а затем их соединять.

В свободных ячейках педагог показывает детям образец.

Задание 2а. Нарисуй точки, как показано на рисунке.

Задание 26. Нарисуй точки, как показано на рисунке. (Разработано для леворуких детей.)

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие внимания.

Данное задание состоит из пяти упражнений, которые постепенно усложняются; упражнение, помеченное звездочкой, не обязательно для выполнения. Инструкция педагога: «Посмотри внимательно на образец. Нарисуй точки точно в таком порядке, как на рисунке. Рисуй с правой стороны».

Задание 3. Помоги Незнайке найти шляпу.

 

Рис.3

Цель: развитие зрительно-двигательного восприятия.

Педагог предлагает детям помочь Незнайке, который заблудился в лабиринте (рис. 3). Лучше, если при выполнении этого задания дети будут использовать яркий фломастер.

Задание 4. Соедини точки.

Цель: развитие точных и плавных движений кисти руки

Педагог предлагает детям аккуратно соединить точки и раскрасить получившиеся картинки. При закрашивании карандаш или фломастер не должен заходить за линию контура.

Задание 5а. Соедини точки по образцу

 

 



Задание 5б. Соедини точки по образцу. (Разработано для лево-руких детей.)

 


 

 

Рис 56

 

Цель формирование точности и плавности движений руки при проведении прямых и зигзагообразных линий

При выполнении этих заданий (рис 5 д, б) дети не должны пользоваться линейкой и другими вспомогательными инструментами При желании педагог может познакомить детей с названиями линий.

Задание 6а. Зачеркни звездочки

Задание 6б. Зачеркни сердечки.

Цель развитие внимания

Педагог предлагает детям зачеркнуть все звездочки (рис 6д). Время выполнения 2 мин По истечении времени дети меняются тетрадями и проверяют друг друга Если они нашли незачеркнутую фигуру, то внутри нее они ставят точку Педагог должен обязательно похвалить тех детей, .которые зачеркнули все фигуры, а также тех, кто оставил незачеркнутыми только одну или две из них, и выразить надежду на то, что в следующий раз (рис 66) все выполнят это задание хорошо При выполнении этого задания дети могут зачеркивать любые фигуры по инструкции педагога.

 

Задание 7а. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.


 


 

Задание 7б. Найди отличия на картинках.



Дорисуй вторую из них.

 

 

Рис. 7.б.

Цель: развитие внимания.

Педагог просит детей внимательно посмотреть на пары картинок (рис. Та и 76) и рассказать, чем они отличаются, затем дорисовать недостающие детали.

Ответ: Кактус, хвост, узор на горшочке (рис.7а).

Ответ: Цифра 8, часовая стрелка, маятник (рис. 7б).







Задание 8а. Заскрась только те фигуры (справа), которые ты видишь на елочк


 


Рис. 8а

Задание 8б. Сделать то же, что и в задании 8й. (Разработано для детей со сходящимся косоглазием.)

 

Задание 8в. Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано для детей с расходящимся косоглазием.)

 

 

Рис. 8в

Цели: I) закрепление умения узнавать геометрические фигуры (звезду, круг, треугольник, прямоугольник; 2) развитие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Что ты видишь на картинке слева? (Елку с игрушками, звезду и т.д.)

Назови геометрические фигуры, из которых состоит елка. (Треугольники, прямоугольник, круги, звездочка.)

Посмотри внимательно на геометрические фигуры справа. Раскрась только те, из которых состоит елка.

Ответ: Звезда, прямоугольник, круг, треугольник.

 

 

Задание 9а. Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрелки.

 


Рис.9а

 

Задание 96. Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрелки. (Разработано для детей с интеллектуальной недостаточностью.)


 



 

Рис. 9б

Цель: формирование у ребенка умения находить сенсорные эталоны по образцу.

Дети работают самостоятельно. После выполнения этого задания педагог обязательно должен спросить у ребенка, почему он выбрал тот или иной домик для поросенка (руководствуется тем, что шапочки у поросят и крыши домиков должны быть одинаковы по форме).

 


Задание 10. Подбери снеговикам головные уборы. В пустых квадратиках в пустых квадратиках поставь номера (рис 10).

 



 

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «величина».

Вопросы к ребенку:

Чем отличаются снеговики друг от друга? (Размером, величиной; один больше, другой меньше и т.д.)

Чем отличаются шапочки? (Ответ такой же.)

Как ты думаешь, можно ли надеть самую большую шапочку на самого маленького снеговика? (Нет, потому что она будет ему велика.)

Наденет ли самый большой снеговик самую маленькую шапочку? (Тоже нет, потому что она ему будет мала.)

Ответ: 3, 1, 2.

Задание 11. Соедини похожие фигуры стрелками. Закрась самый большой квадрат и самый маленький треугольник (рис. 11).




 


 

 

Рис.11

Цели: 1) продолжать знакомить детей с понятиями «самый большой», «самый маленький»; 2) закрепить умение узнавать основные геометрические формы; 3) закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги.

Перед выполнением задания можно еще раз повторить правила ориентировки на листе бумаги.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь на картинке. (Круги, квадраты, треугольники.)

Чем отличаются треугольники? (Размером: один большой — другой маленький.); Аналогично разбирается пара квадратов.

Где находится самый большой квадрат? (В правом верхнем углу.)

Где находится самый маленький треугольник? (В левом нижнем углу.)

После объяснения педагога дети раскрашивают фигуры Педагог может усложнить задание, указав цвет, которым дети будут закрашивать.

Задание 12а. Зачеркни лишнее (рис. 12а). Объясни свой выбор.

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать такие понятия, как «овощи», «фрукты».

Педагог просит детей назвать то, что они видят на картинке, а затем зачеркнуть лишнее.

Ответ: Лишняя — морковь (так как все остальное — фрукты).

Задание 12б. Зачеркни лишнее (рис. 126). Объясни свой выбор.

Рис. 12б Ответ: лишние — бананы (так как все остальное — овоши).

 

 

Задание 13. Раскрась лишнее животное (рис. 13).

Рис. 13

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать понятия «дикие животные», «домашние животные».

Педагог просит детей назвать животных, которых они видят на картинке, определить среди них лишнее и объяснить, почему они так решили.

Ответ: Лишнее животное — лось (так как все остальные животные домашние).

Задание 14а. Дорисуй в пустых квадратах нужные фигуры (рис. 14а).




 

 


 

Рис 14а.





Задание 14б. Дорисуй нужную фигуру (рис. 14б).





 

Рис. 14б

Цели: 1) развитие мыслительных операций (анализ и синтез); 2) развитие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь в первом ряду. (Сердце, звезда, круг.)

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь во втором ряду. (Аналогичный ответ.)

Внимательно посмотри на третий ряд и скажи, какой фигуры не хватает в этом ряду? (Круга.)

 



Задание 15. Вставь нужную картинку (рис. 15). В пустой клеточке напиши номер.



 

 


 



 

Рис.15

Цель: развитие умений сравнивать, находить общее и отличное, устанавливать связи между предметами.

Педагог предлагает детям сравнить яблоки, которые расположены по горизонтали (нижнее яблоко можно закрыть).

— Чем отличаются эти яблоки? (Ничем, они одинаковые).

Затем дети сравнивают яблоки, расположенные по вертикали (правое закрывается), выясняют, что они тоже абсолютно одинаковые.

— Какое яблоко из четырех, расположенных внизу и имеющих номе

ра, мы нарисуем в пустой клеточке (педагог просит назвать номер этого

яблока)?

Ответ: Яблоко под номером 2.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Психологические «заповеди» будущего педагога 3

Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических

работников к коррекциейно-образовательной деятельности . 4

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Специальная психология как самостоятельная отрасль

науки и практики 7

Г.2. Основные направления (разделы) специальной психологии .... 11

1.3. Современные представления о нормальноми отклоняющемся развитии 13

1.4. Факторы психического развития человека 15

1.5. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении) 29

1.6. Общие закономерности отклоняющегося развития 37

Приложение к разделу 1 44

Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ

Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка 49

11.1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей 49

11.1.2. Исторический экскурс 50

11.1.3. Причины умственной отсталости. Классификация

по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу 52

11.1.4. Особенности развития познавательной сферы 58

П.1.5. Особенности развития личностности и. эмоционально-

волевой сферы 77

П.1.6. Особенности деятельности 82

Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями

в психическом развитии (с задержкой психического развития) 90

11.2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными

отклонениями в психическом развитии 90

11.2.2. Исторический экскурс 91

11.2.3. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Классификация по степени тяжести

и эти о патогенетическому принципу 93

11.2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР ... 101

П.2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы 119

II.2.6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии 129

П.2.7. Вопросы психологической диагностики и коррекции

при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции

созревания 135

Приложение к разделу II 144

Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА

Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология) .... 151

III.1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии 151

III.1.2. Исторический экскурс 152

III.1.3. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая

классификация нарушений слуховой функции у детей 152

III. I.4. Особенности развития познавательной сферы у детей

с нарушениями слуха 157

III.1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой

сферы 176

III. 1.6. Особенности деятельности 179

III.1.7. Психологическая диагностика и коррекция

при нарушениях слуховой функции у детей 183

Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлoпсихолопия)... 187

III.2.1. Предмет и задачи тифлопсихологии 187

III.2.2. Исторический экскурс 188

III.2.3. Причины нарушений зрения. Классификация

нарушений зрительной функции у детей 189

III.2.4. Особенности развития познавательной сферы 191

III.2.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы 211

III.2.6. Особенности деятельности 216

III.2.7. Психологическая диагностика детей с нарушениями

зрительной функции и коррекция этих нарушений 221

Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) 227

III.3.1. Предмет и задачи логопсихологии 227

III.3.2. Исторический экскурс 228

III.3.3. Причины первичных речевых нарушений. Классификации

речевых нарушений 229

1(1.3.4. Особенности развития познавательной сферы 235

III.3.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой

сферы 254

II 1.3.6. Особенности деятельности 257

III.3.7. Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых

нарушениях речи у детей 259

Глава 4. Психология детей с нарушениями функций

опорно-двигательного аппарата 267

III.4.1. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями

функций опорно-двигательного аппарата 267

III.4.2. Исторический экскурс , 268

III.4.3. Специфика двигательного развития при детском

церебральном параличе. Структура нарушения. Формы

детского церебрального паралича 269

III.4.4. Особенности развития познавательной сферы 286

III.4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой

сферы 302

III.4.6. Особенности деятельности 314

III.4.7. Психологическая диагностика детей при нарушениях

функций опорно-двигательного аппарата и коррекция

этих нарушений г. 318

Раздел IV. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ АСИНХРОНИЯХ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ

Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма .... 335

IV. 1.1. Предмет и задачи психологии детей с РДА 335

IV. 1.2. Исторический экскурс 337

IV.1.3. Причины и механизмы возникновения РДА.

Психологическая сущность РДА. Классификация состояний

по степени тяжести 338

IV.1.4.Особенности развития познавательной сферы 345

IV. 1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой

сферы 349

IV. 1.6. Особенности деятельности 351

IV.1.7. Психологическая диагностика и коррекция при раннем

детском аутизме 353

Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности .... 359

IV.2.1. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим

складом личности 359

IV.2.2. Исторический экскурс 361

IV.2.3. Причины дисгармонического развития. Типология

патологических характеров 362

IV.2.4. Диагностика и коррекция дисгармонического развития 369

Приложение к разделу IV 372

Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

V.I. Предмет и задачи психологии детей со сложными

нарушениями развития 374

V.2. Исторический экскурс 375

V.3. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями

развития 377

V.4. Особенности развития познавательной сферы 384

V.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы 386

V.6, Особенности деятельности 387

V.7. Психологическая диагностика и коррекция при сложных

нарушениях развития 389

Раздел VI. ПЕРВИЧНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ (ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ)

VI. 1. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии

с использованием педагогического наблюдения 398

VI.2. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики 402

Приложение к разделу V1 423

Раздел VII. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ

VII. 1, Общие методологические вопросы профилактики

и коррекции 439

VII.2. Психолого-педагогические методы профилактики

и коррекции вторичных отклонений 444

VII.3.Методы опосредованной коррекции и профилактики

личностного недоразвития в дошкольном возрасте 453

Приложение к разделу VII 458

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...