Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Информационные системы и технологии в экономике

Содержание

· Раздел 1. Информационные системы и технологии в экономике

· Тема 1.2 Техническое обеспечение информационных технологий

·


Раздел 1. Информационные системы и технологии в экономике

Тема 1.1 Основные понятия и определения

 

Информация относится к фундаментальным, неопределяемым понятиям науки информатика. Тем не менее смысл этого понятия должен быть разъяснен. Предпримем попытку рассмотреть это понятие с различных позиций.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

··в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;

··в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

··в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;

··в теории информациипод информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Согласно Большому энциклопедическому словарю, информация — первоначально — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с сер. XX в. — общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики.

Св-ства информации:

Актуальность(своевременность)
Достоверность

Полезность

Мера информации

 

Бит — минимальная единица измерения количества передаваемой или хранимой информации, соответствующая одному двоичному разряду, способному принимать значений 0 или 1.

Байт — в измерении информации — единица измерения количества информации, объёма памяти и ёмкости запоминающего устройства и основа производных единиц:
- 1 килобайт = 1024 байт = 210 байт
- 1 мегабайт = 1024 Кбайт
- 1 гигабайт = 1024 Мбайт
- 1 терабайт = 1024 Гбайт

 

Часто в информатики встречается понятие Информационной системы.

Информационная система (ИС) — автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами.

Есть много классификаций информационных систем, например:

  • по масштабам применения - настольные и офисные
  • по функциональному признаку – производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.), кадровые;
  • по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений
  • по степени автоматизации - ручные, автоматические, автоматизированные
  • по степени централизации обработки информации — на централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования
  • по сфере деятельности - на государственные, территориальные (региональные), отраслевые, объединений, предприятий или учреждений, технологических процессов

 

 

Тема 1.2 Техническое обеспечение информационных технологий

Аппаратное обеспечение вычислительной техники.

Персональный компьютер состоит из множества устройств обеспечивающих его функционирование. Есть внешние и внутренние устройства необходимые для функционирования ПК.

Внешние устройства ПК.

 

К внешним устройствам ПК относятся:

 

1. Монитор — Служит для вывода информации на экран в графическом виде.

Бывает двух типов:

· Жидкокристаллический (ЖК)
жидкокристаллические мониторы сделаны из вещества, которое находится в жидком состоянии, но при этом обладает некоторыми свойствами, присущими кристаллическим(твёрдым) телам. Экран ЖК монитора представляет собой множество маленьких сегментов (называемых пикселями), которыми можно манипулировать для отображения информации. Принцип работы состоит в том — что через экран проходит пучок белого света, а пиксели могут «поворачиваться» изменяя цвет части пучка света от белого до чёрного. Таким образом на экране формируется изображение из маленьких цветных точке.

 

· Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ).
Самым важным элементом монитора является кинескоп, называемый также электронно- лучевой трубкой. Изображение формируется на специальном внутреннем покрытии (люминофор) с помощью трёх электронных пушек. Электроны вылетают из пушки попадают на покрытие «зажигая» один из трёх цветов (каждая пушка — свой цвет, красный, синий или зелёный), из суммы этих цветов получается любой цвет. Лучи из пушки «пробегают» весь экран от верхнего левого угла, до нижнего правого угла рисуя один кадр изображения. За секунду таких кадров может рисоваться 60, 75, 85 или 100 штук. Это называется частота обновления (кадровой развёртки), чем она больше, тем лучше изображение. Это частота важна только для ЭЛТ экранов, для ЖК экранов она обычно 60 Гц (60 кадров в секунду).

 

Различие ЭЛТ и ЖК мониторов.
1. У ЭЛТ поддерживаются различные разрешения. При всех поддерживаемых разрешениях монитор можно использовать оптимальным образом. Ограничение накладывается только приемлемостью частоты регенерации. У ЖК мониторов есть «родное» разрешение в котором работа наиболее приятна, в других разрешениях работать можно, но изображение выглядит деформированным.

2. У ЭЛТ мониторов всегда присутствует электромагнитное излучение, однако их уровень зависит от того, соответствует ли ЭЛТ какому-либо стандарту безопасности. Потребление энергии в рабочем состоянии на уровне 60 - 150 Вт У ЖК мониторов практически нет никаких опасных электромагнитных излучений. Уровень потребления энергии примерно на 70% ниже, чем у стандартных ЭЛТ мониторов (от 25 до 40 Вт).

3.У ЖК плоский дизайн, малый вес. У ЭЛТ желая конструкция, занимает много места.

4. У ЖК угол обзора(насколько сбоку можно стоять от монитора и видеть изображение и цвета) может быть небольшим, у ЭЛТ этой проблемы нет.

 

2. Системный блок — это корпус компьютера который содержит в себе все внутренние устройства компьютера. Корпуса бывают четырёх типов:

· Мини-ПК (Small Form Factor): При своих размерах (ширина 20 см, высота 18-23 см). Такой корпус 1-2 отсеков под устройства 3,5 дюймов (пример: жесткий диск) 2 слота расширения карт (например, TV-тюнер, звуковая карта) и подразумевают компактный блок питания. Обычно в таком корпусе используются в основном компоненты встроенные в системную плату (которая тоже маленькая) такие как встроенное видео и звук. По внешнему виду эти корпуса напоминают бытовую технику. Их использование – как офисные ПК или как основа домашнего кинотеатра. Охлаждать такие ПК не нужно, т.к. устройств очень мало да и они по своему предназначению выделяют немного тепла.Так же существуют еще и форм-факторы Микро-ПК (которые обладают еще меньшими по сравнению с Мини-ПК габаритами, но из-за своих размеров имеют и еще большие ограничения) и настольные (горизонтальные корпуса, находящиеся на столе).

· Мини-башня (Mini Tower): В основном распространены в секторе офисных компьютеров. Из-за своих маленьких размеров (ширина 15-20см, высота 33-35см). Такой корпус имеет 1-2 отсеков для устройств 5.25 дюймов (пример: привод DVD-ROM), 1-2 отсеков под устройства 3,5 дюймов 4 слота расширения карт. Эти корпуса предназначены для внутренних устройств средней или ниже производительности. Во-первых, по причине размеров, а во-вторых, по причине нагрева. Места в таком корпусе мало – и поэтому требования к температуре устройств выше, т.к. хорошие системы охлаждения не поместятся в таком корпусе и это вызовет перегрев устройств. Однако в таком корпусе можно разместить комплектующие, которых вполне хватит для офисной работы с текстом, презентациями и электронными таблицами.

· Средняя башня (Mid Tower): Самый распространённый размер среди домашних настольных компьютеров. Его размеры: ширина 15-20см, высота 43-45см. Такие корпуса способны вместить полноразмерную системную плату ATX, полноразмерные блок питания, до 3-4 отсека для устройств 5.25 дюймов, от 3 до 6 отсеков под устройства 3,5 дюймов. Эти размеры приемлемые и для высокопроизводительных ПК, и для обычного среднего домашнего компьютера. Пространство внутри корпуса позволяет циркулировать воздушным потокам внутри обычно не затрудняя охлаждение корпуса и устройств.

· Полная башня (Full Tower) ширина 15-20см, высота 50-60см. Такой корпус имеет от 4 до 9 отсеков для устройств 5.25 дюймов, имеет от 6 до 12 отсеков под устройства 3,5 дюймов, имеет семь слотов расширения карт . Так же такой корпус вмещает полноразмерную системную плату ATX. Корпуса такого типа самые большие, и вместимость у них максимальна. В основном применяются, для мощных компьютеров, ориентированных исключительно на высокую производительность, такие системные блоки содержат в себе много высокопроизводительных комплектующих, которые выделяют много тепла, и требуют мощного охлаждение, которое занимает много места.

 

3. Клавиатура — Устройство вода информации в компьютер. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши. Может подключатся через порты USB, PS/2, DIN (AT)(на старых компьютерах). Металлические контакты, размещающиеся на специально выгнутой печатной плате (на которой расположен и контроллер), прикрепляемой к крышке большим количеством винтов. На контактные площадки нанесён слой проводящей резины, а над ними располагаются резиновые купола. В верхней части купола находится резиновая проводящая шайба. При нажатии на клавишу шайба замыкает площадки, а купол заменяет ранее использовавшиеся пружины.

 

4. Манипулятор типа «Мышь» — устройство управления интерфейсом компьютера. Используется в большинстве операционных систем. Windows, MacOS, Linux.

Мыши бывают:
Оптические — прозванные «лазерными» из-за красного света, но на самом деле никакого лазера там нет. Там стоит очень мощный светодиод, который необходим для подсветки поверхности и микрокамера, которая очень быстро снимает поверхность под мышкой и передаёт полученные данные в мышиный процессор, который и определяет как именно быстро и куда движется устройство. Компьютер постоянно опрашивает процессор мыши о её положении в пространстве. Частота опроса зависит от применяемого интерфейса и чем она выше, тем больше точность устройства.
Оптико-механические мышь(шариковые) — у них с поверхностью стола соприкасается тяжёлый, покрытый резиной шарик сравнительно большого диаметра катясь по столу он двигает пластинки внутри мыши которые посылают сигналы о перемещениях компьютеру.

 

5. Принтер — устройство вывода информации на бумагу или иные печатные носители. Принтеры бывают трёх типов:

· Матричные - по принципу работы матричный принтер напоминает печатную машинку. Печатающая головка с иглами — очень тонкими «молоточками». Каждая игла закреплена на упругой пластине (держателе) на электромагните. При подаче тока магнит резко притягивает пластину, приводя в движение и иглу. В свою очередь, игла бьёт по красящей ленте и оставляет отпечаток на бумаге. Такой принтер хорошо подходит для распечатки текста, но для работы с графикой не пригоден. Достоинства этих принтеров определяются, в первую очередь, способностью работы с любой бумагой, а также низкой стоимостью печати и возможностью одновременной печати нескольких копий. Матричные принтеры были достаточно быстрыми — быстрее, чем многие из современных струйных принтеров. Недорогими в эксплуатации и — страшно шумными.

· Струйные — печатным устройством в этом принтере является ёмкость со специальными чернилами, которые выбрызгиваются на бумагу из миниатюрных дырочек-сопел под большим давлением. На бумаге остаётся капелька, диаметр которой в десятки раз меньше, чем диаметр точки от матричного принтера. Соответственно изображения гораздо более четкие и реалистичные, при этом струйные принтеры практически не шумят.
Для моделей струйных принтеров с большим числом сопел характерно достижение качества печати лазерного принтера. Большое влияние на качество струйной печати оказывают качество бумаги и чернил.
Струйные принтеры малошумны и весьма универсальны, цена их постоянно снижается, а качество печати улучшается.

· Лазерные — Принцип работы лазерного принтера в том что печать осуществляется путём вплавления полимерного порошка (тонера) в поверхность носителя (бумаги). Принтер получает данные с компьютера и лазером "рисует" на поверхности фотобарабанa точки. Именно поэтому принтер и называется лазерным. После этого фотобарабан "прокатывает" бумагу, перенося тонер на её поверхность и припекает его. Припекание происходит при температуре 160-200 грдусов — поэтому листы выходящие из принтера горячие.
Лазерные принтеры используются в бизнесе, так как они обеспечивают самую быструю печать без потери в качестве. Есть большие высокопроизводительные принтеры использующиеся в сети. Они — готовы к множеству работ и имеют много входных лотков для бумаги. Домашние принтеры намного меньше. Они подключаются напрямую к персональному компьютеру и обычно предлагают только один входной лоток для бумаги. Домашние принтеры обычно могут печатать от 4 до 6 страниц в минуту, тогда как сетевые принтеры могут выдавать более 24 страниц в минуту.
Многие лазерные принтеры имеют более 1МЬ внутренней оперативной памяти, которая работает как буфер, и внутренний процессор для ускорения получения печатной продукции.

6. Сканер — устройство ввода в компьютер графических изображений (текстов, рисунков, слайдов, фотографий, чертежей).
По способу перемещения считывающей головки и изображения относительно друг друга сканеры подразделяются на ручные, рулонные, планшетные, проекционные и видеосканеры. Разновидностью проекционных сканеров являются слайдсканеры, предназначенные для сканирования фотопленок. В высококачественной полиграфии используются барабанные сканеры, в которых в качестве светочувствительного элемента используется фотоэлектронный умножитель (ФЭУ).
Принцип работы обычного домашнего однопроходного планшетного сканера состоит в том, что вдоль сканируемого изображения, расположенного на прозрачном неподвижном стекле, движется сканирующая каретка с источником света. Отраженный свет через оптическую систему сканера (состоящую из объектива и зеркал или призмы) попадает на три расположенных параллельно друг другу фоточувствительных полупроводниковых элемента на основе ПЗС, каждый из которых принимает информацию о компонентах изображения.

7. Внешние запоминающие устройства — к ним относятся Flash-носители («флешки»), оптические диски (CD, DVD), магнитные диски (внешние жёсткие диски), магнитные дискеты.

8. Существует ещё множество других внешних устройств. Таких как Плоттеры — для печати больших изображений, джойстики — для игр, аудио-колонки и наушники и специальные банковские устройства которые мы рассмотрим ниже.

 

Внутренние устройства ПК.

 

Сначала рассмотрим шесть внутренних устройств без которых невозможна работа ПК.

1. Материнская плата (Системная плата) — это основа компьютера. На неё устанавливаются и к ней подключаются все остальные компоненты ПК. От выбора материнской платы зависят возможности компьютера. МП бывают разных размеров. В основном сейчас можно встретить платы типа ATX и mini-ATX. ATX стандартный размер платы для корпусов Средняя башня и полная башня, mini-ATX уменьшеный размер с сокращённым набором функций для корпусов мини-Башня или мини-ПК. Может содержать встроенную видео- звуковую- и сетевую карты. А так же дополнительные контроллеры для разных устройтсв.

2. Процессор — Служит для расчёта и обработки всех данных в компьютере. Характеризуется:
Частотой — скорость обработки информации.
Разрядностью — число бит, одновременно хранимых, обрабатываемых или передаваемых в другое устройство.
Количеством ядер — от одного на старых ПК до шести на новых. Чем больше ядер тем больше процессов может идти одновременно.

3. Постоянное запоминающее устройство (Жёсткий диск) — служит для долговременного хранения данных. Данные хранятся даже после отключения питания компьютера. Имеет большой объём но низкую скорость работы.

4. Оперативное запоминающее устройство(оперативная память) — служит для временного хранения данных. Основная причина появления ОЗУ в том что при работе скорость чтения данных с ПЗУ намного меньше, чем скорость их обработки компьютером. Поэтому данные из ПЗУ предварительно загружаются в ОЗУ и для обработки берутся данные из ОЗУ что значительно ускоряет работу. В отличии от ПЗУ в ОЗУ данные сохраняются до момента выключения питания компьютера

5. Видеокарта — Устройство для вывода графического изображения на экран. Современные видеокарты помимо собственно вывода изображения так же занимаются расчётом параметров 3D картинки, декодированием HD-видео.

6. Блок питания — преобразует обычный ток из розетки в нужный компьютеру. Бывает разной мощности и обычно покупается вместе с корпусом. Чем более мощные компоненты установлены в ПК, тем более мощный блок им нужен.

Теперь рассмотрим прочие внутренние устройства:

1. Устройства чтения/записи оптических дисков – CD, DVD, Blue-Ray.

2. Устройства чтения/записи магнитных дисков – дисководы 3,5

3. Звуковая карта — воспроизводит звук и музыку.

4. Сетевая карта — служит для подключения компьютера к сети.

5. TV-тюнер — служит для приёма ТВ программ.

6. Различные контроллеры — нужны для подключения специальных устройств (SATA, IDE, SCSI, USB, Firewire), безпроводных сетей Wi-FI, IR.

 

Назначение и виды АРМ

Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) понимают совокупность аппаратных, программных, ме­тодических и языковых средств, обеспечивающих ав­томатизацию функций пользователя в некоторой пред­метной области и позволяющих оперативно управлять его информационно-вычислительными потребностями.

 

 
 

Схема АРМ

 

Техническое обеспечение (компьютеры, принтеры, сканеры, кассовые аппараты и другое дополнительное оборудование);

Программное обеспечение – все программы нужные для работы АРМ:
- Системные – для обеспечения работы устройств АРМ (ОС, драйвера, итд)
- Функциональные – для обеспечения работы пользователя (Ворд, Эксель, 1С, Банк-клиент)

информационное обеспечение – стандарты докумен­тов и унифицированных форм, стандарты представления показателей, классификаторы и справочная информация);

Коммуникационные устройства - для связи АРМ с другими АРМ и с общей сетью (локаль­ные и корпоративные сети, электронная почта).

 

Примеры АРМ из 1С-Предприятие:

АРМ руководителя – задаёт основное направление работы фирмы;

АРМ администратора – управляет технической стороной работы (документооборот, списки пользователей и о их права и т. д);

АРМ пользователя – система с которой работают рядовые работники;

АРМ делопроизводителя – контроль за выполнением распоряжений и при­казов;

АРМ архивариуса – заведует архив­ными документами;

АРМ оператора – офор­мление и корректировка документов.

 

Требованиям предъявляемые к АРМ:

1. пользовательский интерфейс должен быть прост, удобен и понятен даже неподготовленному пользовате­лю и содержать систему подсказок.

2. необходимо обеспечивать безопасность работника и выполнение всех эргономических требований.

3. выполнение всех действия, не выходя из системы;

4. обеспечение бесперебойности работы АРМ должно гарантировать пользователю своевременное выполнение задач;

5. рациональная организация труда специалиста и повышает про­изводительность труда;

6. программное обеспечение должно быть совме­стимо с другими системами и АРМ.

 

АРМ можно разделить на локальные и сетевые.

Локальные АРМ – дают возможность специалисту про­изводить обработку данных на отдельно взятом рабочем месте.

Сетевые АРМ – позволяют совместно использовать информацию различным группам пользователей.

 

Операционные системы.

Операционная система – это комплекс программ, обеспечивающих управление работой компьютера и его взаимодействие с пользователем. Для человека операционная система служит посредником между человеком и компьютером.

ОС позволяет человеку запускать программы, передавать и получать от программ всевозможные данные, управлять работой программ, изменять параметры компьютера и подсоединённых к нему устройств, перераспределять ресурсы. Работа на компьютере фактически является работой с его операционной системой. При установке на компьютер только ОС у пользователя будет только набор базовых функций. Для создания баз данных, рисования сложной графики, расчёта зарплаты и других специальных задач нужны прикладные программы. Но и без ОС ни одну прикладную программу запустить невозможно.

 

Операционная система решает задачи, которые можно условно разделить на две категории:

во-первых, управление всеми ресурсами компьютера;

во-вторых, обмен данными между устройствами компьютера, между компьютером и человеком.

 

Операционные системы для ПК различаются по нескольким параметрам. В частности, ОС бывают:

однозадачные и многозадачные;

однопользовательские и многопользовательские;

сетевые и локальные.

 

Однозадачные операционные системы позволяют в каждый момент времени решать только одну задачу. Такие системы сейчас почти не встречаются (Пример MS DOS).

Многозадачные системы позволяют запустить одновременно несколько программ, которые будут работать параллельно. (Пример Windows, Linux, MAC OS)

В многопользовательских системах есть средства защиты информации одного пользователя от доступа к ним других пользователей.

Следует заметить, что не всякая многозадачная система является многопользовательской, и не всякая однопользовательская ОС является однозадачной.

 

Интерфейс ОС может быть трёх типов:

· Командный – общение пользователя с компьютером происходит с помощью команд вводимых вручную с клавиатуры.

· Графический – общение пользователя с компьютером происходит с помощью видимой оболочки, которая управляется с помощью мыши или иных устройств. Видимой оболочкой могут служить окна в Windows или трёхмерное пространство в котором висят ярлыки-объекты или список пунктом меню в BIOS, и.т.д.

· Звуковой - общение пользователя с компьютером происходит с помощью голосовых или звуковых команд.

 

Основным среди простых пользователей является графический оконный интерфейс.

 

Файловая система.

 

Файловая система (ФС) — это система определяющая способ организации, хранения и именования данных на носителях информации.

Назначение ФС – определять формат физического хранения информации, которую принято группировать в виде файлов. Именно файловая система определяет размер имени файла (папки), максимальный возможный размер файла и раздела, набор атрибутов файла. Некоторые файловые системы предоставляют возможности разграничение доступа пользователей или шифрование файлов.

Функция ФС – связывать носитель информации и ПО для доступа к файлам, именование файлов, организация устойчивости к сбоям.

Когда прикладная программа обращается к файлу, она не имеет никакого представления о том, каким образом расположена информация в конкретном файле, так же, как и на каком физическом типе носителя (CD, жёстком диске, магнитной ленте, блоке флеш-памяти или другом) он записан. Всё, что знает программа — это имя файла, его размер и атрибуты. Эти данные она получает от драйвера файловой системы. Именно файловая система устанавливает, где и как будет записан файл на физическом носителе (например, жёстком диске).

 

Физический диск разделён на дорожки и сектора, пересечение дорожки и сектора даёт блок. Размер одного блока может быть от 512 байт до 4 килобайт.

 
 

 

Таким образом получается что вся информация хранится на дисках в папках в виде файлов.

В простейшем случае все файлы на данном диске хранятся в одном каталоге. Такая схема называется одноуровневая. Когда каталоги вложены друг в друга такая схема называется иерархическая.

 
 

Иерархическая структура диска выглядит следующим образом:

Здесь:

ФЖД – физический жёсткий диск. Это само устройство, стоящее внутри компьютера.

С: и D: – логические жёсткие диски. Логический диск - это виртуальный объект, который является частью физического диска.

С:\ и D:\ – корневые папки на логическом диске. Корневая папка - это основная папка на логическом диске, в которой находится все остальные папки и файлы.

В прямоугольниках – папки. Это логический объект, служащий для группировки файлов и других папок на диске, папка может содержать в себе несколько файлов или папок. Папку находящуюся в другой папке называют под-папкой.

В эллипсах – файлы. Файл - это поименованная область на диске содержащая информацию. В файле могут храниться программы, документы, рисунки, графики и т.д.

 

Каждый файл имеет имя и расширение, при этом в Windows расширение не является обязательным.

Имя+Расширение мы будем называть наименование файла. В имени файла может быть от 1 до 254 символов. Расширение начинается с точки, за которой следует от 1 до 3 символов (может быть больше 5, но это редкость).

Нельзя употреблять в именах файлов следующие символы:

\ / : * ? " < > |

Основные типы файлов имеют следующие расширения:

 

Расширение Тип файла   Расширение Тип файла
exe, com программы   bak резервные копии файлов
txt, doc, docx, odt, rtf текстовые   bat,vbs исполняемые текстовые файлы
bmp, jpg, gif картинки   tmp, temp временные файлы
mp4, avi, mkv, 3gp, mov, flv видео файлы   mp3, wav, ogg, flac звуковые и музыкальные файлы.

 

В связи с тем что в современных ОС по-умолчанию видно только имя файла без расширения, часто под термином «имя файла» подразумевают имя+расширение, хотя это не верно. Примеры наименований файлов:
Vasya.exe – исполняемый файл

Masha.txt — текстовый файл.

Sasha.jpg – рисунок.

 

Для того чтобы записать положение файла или папки в иерархической структуре используют понятие Путь к файлу. Путь к файлу бывает относительный и абсолютный (полный). Относительный путь пишется относительно текущей папки (это та папка, которая в настоящий момент открыта), а абсолютный от буквы диска на котором находится тот файл или папка который мы хотим открыть или использовать. Таким образом, абсолютный путь всегда одинаковый, а относительный может меняться, если мы движемся по иерархической структуре.

Абсолютный (полный) путь — это последовательность из имени логического диска, имени папки и наименования файла, разделённых символом "\" идущая от логического диска вглубь иерархической структуры. Например C:\User\So это абсолютный путь к папке So, а D:\Пик\Гор.exe это абсолютный пути к файлу Гор.exe

Относительный путь – это просто наименования файла или последовательность из имени папки и наименования файла, разделённых символом "\" идущая от текущей папки вглубь иерархической структуры. Обычно относительные пути используются в командных интерфейсах. Например, если мы находимся в папке Пик, то Гор.exe будет относительным путём к файлу Гор.exe или если мы находимся в папке С:\ то User\Soбудет относительным путём к папке So

 

«Программа-оболочка Far»

Программа Far относится к классу программ-оболочек.

Программа-оболочка — это программа, один из модулей которой, постоянно находится в оперативной памяти компьютера и загружает с диска в памяти необходимые программы по запросу пользователя.

Far – это программа для навигации по папкам и файлам и работы с ними.

Он состоит из двух панелей, которые отображают структуру файлов и папок. Для навигации по файлам и папкам служит курсор.

Курсор перемещается:

· с помощью кнопок «стрелочки»;

· Кнопками HOME и END происходит перемещение курсора в начало и конец списка файлов;

· Page UP и PAGE Down прокручивают список файлов постранично;

· INSERT служит для выделения группы файлов;

· TAB – переключение курсора между панелями;

  • Запуск операции осуществляется выделением соответствующего пункта меню и нажатием клавиши «Enter».

В среде операционной оболочки Far можно управлять компьютером при помощи:

1. функциональных клавиш <F 1 > - <F 10>;

2. "горячих" клавиш;

3. ниспадающего меню;

4. диалоговых окон;

5. непосредственного ввода команд в командную строку;

6. ручного манипулятора «мышь»

Общий вид Far

1. Левая панель

2. Правая панель

3. Курсор

4. Функциональные клавиши

5. Всплывающее меню

6. Командная строка

Функциональные клавиши

При работе с панелями в нижней строке экрана отображается строка с назначением основных функциональных клавиш. Эта строка называется строкой подсказки. При нажатии соответствующей функциональной клавиши выполняется предписанная ей команда:

<F1> (Помощь) — вывод на экран справочной информации (помощи);

<F2> (ПользМ)— вызов на экран меню пользователя;

<F3> (Просм) — просмотр текстового файла;

<F4> (Редакт) — редактирование текстового файла;

<F5> (Копир) — копирование одного или нескольких файлов;

<F6> (Перем) — переименование или перемещение файла (каталога);

<F7>(Папка)— создание папки;

<F8> (Удален)—уничтожение файлов или каталогов;

<F9> (КонфМн) — вызов управляющего меню;

<F10> (Выход)—выход из программы Far.

В Far 2.0 добавляются еще 2 кнопки

<F11>(Модули) – выбор установленных модулей для выполнения специальных операций;

<F12>(Экраны) – позволяет переключаться между открытыми экранами правки и просмотра.

 

Горячими называют такие клавиши, при нажатии которых независимо от текущего состояния программы немедленно выполняется строго определенная, закрепленная за этими клавишами процедура обработки информации.

Маска

Маска – это набор символов которые подставляются вместо символов имени или расширения файлов для осуществления операций над группой файлов.

Примеры:

*.ТХТ – группа файлов с любым именем и расширением ТХТ.

АВС.* – группа файлов с именем АВС и любым расширением.

*.* – группа файлов с любым именем и любым расширением.

Т.о. звёздочка(*) заменяем любое кол-во символов в имени или расширении.

 

??.ТХТ – группа файлов с именем из 2 символов и расширением ТХТ.

АВС.Т?? – группа файлов с именем АВС и расширением из 3 символов с первой буквой Т.

?????.?? – группа файлов с именем из 5 символов и расширением из 2 символов.

Тема 4.1 UNIX

П.1 Общие сведенья

UNIXмногопользовательская, многозадачная ОС.

UNIX является машинонезависимой, что обеспечивает возможность использовать её на компьютерах различной архитектуры. Важной особенностью ОС UNIX являются её модульность и большой набор служебных программ, которые позволяют создать удобную обстановку в областях где необходима гибкая настройка ОС.

Независимо от версии общими для UNIX чертами являются многопользовательский режим со средствами защиты данных от несанкционированного доступа; реализация многозадачности; переносимость системы путем написания основной части на языке С++.

Недостаток UNIX —большие требования к компьютеру, и для небольших однопользовательских систем на базе персональных компьютеров она чаще всего является избыточной.

 

1 января 1970 г. произошел выход Unix.

Цель создания системы:

- Многозадачная ОС

- Способна поддерживать одновременную работу нескольких сотен пользователей.

Структура файловой системы

 

Файлы любой файловой системы становятся доступными только после "монтирования" этой файловой системы.

Для монтирования файловой системы используется команда mount. Монтирование файловой системы означает, что в корневой файловой системе есть специальный пустой каталог и корневой каталог монтируемой ФС совмещается с этим пустым каталогом. Таким образом к старой файловой системе добавляется новая.

 

Разновидности (типы) файлов

В ОС UNIX «файлы» позволяющей работать с обычными файлами, содержащимися на устройствах внешней памяти; с устройствами; с информацией от других процессов и т.д.
Для этого используют типов файлов, вот наиболее существенные из них:

1. Обычный файл (текстовый, двоичный, т.е. файл исполняемой программы).

2. Каталог – содержит список имен файлов и указатели на их размещение на диске.

3. Специальный файл – устройства, обеспечивает доступ к какому-либо устройству, например, к принтеру. Специальные файлы не хранят данные. Они обеспечивают механизм отображения физических внешних устройств в имена файлов файловой системы. Каждому устройству, поддерживаемому системой, соответствует, по меньшей мере, один специальный файл.

4. Fifo – любое действие в системе наз. Процессом, этот файл осуществляет взаимосвязь между процессами, исключает негативное воздействие одного процесса на другой.

5. Связь – хранит информацию о разных именах одних данных. В Unix одни и те же данные могут иметь несколько имен.

6. Сонет - используется для передачи экстренных сообщений между процессами.

Принципы защиты

Поскольку ОС UNIX изначально задумывалась как многопользовательская операционная система, в ней всегда была хорошая защита от доступа различных пользователей к файлам других пользователей.

Под авторизацией доступа понимают действия системы, которые допускают или не допускают доступ данного пользователя к данному файлу в зависимости от прав доступа пользов

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...