Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 4. Семиозис и его измерения

1. Семиозис и проблема его определения. В чем состоит механизм семиозиса? Почему это понятие обрело такой большой эвристический потенциал в философии культуры и семиотике культуры?

2. Чем можно объяснить, что текст может состоять из одного знака, а знаковая система – нет?

3. Опишите измерения семиозиса на примере следующих текстов:

 

· … и видеть в бодрствовании сновиденье, когда нам снится, что не спим (Х.Л.Борхес).

· Роза есть роза есть роза есть роза (Г.Стайн).

 

План анализа:

o Семантика высказывания система референтов, типы знаков, их значения и смыслы.

o Комбинации знаков. Можно ли говорить о явлениях серийности и рекурсии?

o Прагматика высказывания. Определите степень энтропийности сообщения и возможности его интерпретации. Какова роль конвенций языковой системы и субъекта в интерпретации высказывания?

 

 

Практическое занятие № 5. Структура коммуникативного акта.

Кодирование и декодирование

1. Определите следующие понятия: коммуникация, коммуникативный акт и знаковая ситуация. Опишите составляющие акта коммуникации.

2. Объясните, как соотносятся между собой понятия система-объект и метаязык.

3. В каких отношениях находятся следующие понятия: язык, алфавит, словарь, грамматика; язык и речь?

4. Очертите круг возможных подходов к понятию код в семиотике. Опишите виды кодов. Объясните, что такое двойное членение (кодирование) и каковы бывают различные коды в отношении артикуляции. В чем состоит множественное кодирование?

Определите код следующих сообщений:

 

· 2345 3456 4567 … ;

· .водок ыдиВ ;

5. Определите степень однозначности в отношениях между знаком и референтом в следующих сообщениях. Опишите их код:

· план метрополитена, географическая карта;

· 2+7 ≠ 7+3; a+b ≠ a+c;

· ☺; ; ; ; ♫ ;

· звучащие музыкальные тексты: «Танец с саблями»; «Танец маленьких лебедей»; фортепианные пьесы Э.Грига «Танец эльфов», «Шествие гномов», «В пещере горного короля»;

· спи, мой младенец, усни. В доме погасли огни…;

· приходите часов в десять (реплика из диалога);

· Любить иных – тяжелый крест./ А ты прекрасна без извилин/ И прелести твоей секрет/ Разгадке жизни равносилен… (Б.Пастернак);

· !!! ;

· витраж в готическом соборе.

 

Какие сообщения могут определяться как энтропийные, как это связано с процессами их интерпретации? Определите причины неоднозначной интерпретации.

6. На примере нескольких сообщений покажите алгоритм их порождения.

7. Приведите свои примеры, где передача сигнала происходит избыточно / информационно недостаточно. Как связана избыточность с энтропией?

 

 

Практическое занятие № 6. Многообразие языковых систем

1. Дайте понятие языка как такового. Существует ли различие между понятиями язык и знаковая система?

2. Представьте возможные классификации языковых систем: по происхождению, функции и структуре.

3. Обоснуйте различия между искусственными и естественными языками.

4. Какие виды языков могут описываться как искусственные? В чем особенности формальных языков, авторских языков, вторичных моделирующих систем?

5. Представьте систему параметров, по которым языки разделяются на «твердые» и «мягкие».

6. Дайте полную характеристику языковой системы на примере языка Тлёна (новелла Х.Л.Борхеса «Тлён. Укбар. Орбис Терциус»):

o происхождение языка;

o его функции и референты отображения;

o структурный (уровневый) анализ этого языка: фонетические особенности, словарь, грамматика;

o особенности прагматики говорящего. Степень энтропийности передаваемых сообщений;

o к какому типу языков примыкает – к твердым или мягким?

o возможность переводимости высказываний на языке Тлёна на наши естественные языки.

Практическое занятие № 7. Вторичные моделирующие системы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...