Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как предмет научного познания

Личность как предмет научного познания

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром.

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

Предмет психологии личности

Предметом психологии личности является человек.

Понятие «личность» первоначально означало социальное кач-во чел-ка. Понятие «личность» избыточно для психологии. В настоящее время сущ-ет коло 50 определений личности, они разные, противоположные.

Универсальным определением личности явл-ся следующее:

Личность – это чел-к, наделённый сознанием.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу лич­ностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его зна­чимые для людей поступки.

Личность характеризуется активностью, стремлением расширить сферу своей деятельности. Личность обладает развитым самосознанием. Развитие личности осущ в деятельности, в социализации индивида и воспитании.

Проблема личности выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

Это позволяет понять человека как индивида, как субъекта, как личность, как индивидуальность.

3. Методы исследования личностиСуществуют исследовательские и прикладные методы. К исследовательским м. относят качественные иколичественные. Качеств. м. позволяют понять каждую отдельную личность как индивидуальность. Они не позволяют осуществить обобщение, т.е. сделать вывод относительно большой группы людей. Кач. м. называют ещё понимающими. К ним относятся: герменевтический треугольник, нарративное интервью. дискурс-анализ.К смешанным качественно-количеств. относится контент-анализ.Количественные м. правильнее называть научным, в отличие от понимающих. К ним относятся наблюднеие, эксперимент, а также различные тестовые методики, а именно личностные тесты.Методы практического воздействия специфичны для каждой отдельной теории личности, но в целом их можно разделить на 3 группы:1) дискретные м., связанные с использованием языка (речи)2) аналоговые м., связ. с использ. образов3) трансовые (гипнотические) м., связ. с исп. изменённых состояний сознания. 4. Цели и задачи исследования личностиЦели: познавательнаяипрактическаяПознавательная цель состоит в построении адекватной модели личности. Такая модель наз-ся теорией личности, и включает в себя стр-ру личности, мотивацию, развитие личности, психопатологии и психическое здоровье.Практическая цель – разработать с-му практических методов, позволяющих воздействовать на личность, изменять её в соответствии с поставленными задачами. Влияние на личность надо отличать от манипулирования. Манипулирование – это влияние, которое разрушает личность. Позитивное влияние способствует личностному росту.Задачи определяются поставленными целями и конкретизируются в каждом отдельном случае.

Практическое применение психологии

Личности

Диагностика, профотбор, психотерапия, консультирование

- Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы человеческого поведения. Такие разные области, как антропология, искусство, криминалистика, история, экономика, образование, философия, социология и религия, испытали на себе ее влияние.

- понимание природы неврозов, а также смягчение их клинических проявлений с помощью предложенной Адлером терапии

- выявление ценностей

- Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного научения очень велика. Основные области применения:

 

1) психофармакология или изучение влияния лекарственных препаратов на поведение;

2) образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и системы управления в классе;

3) психолингвистика и формирование вербального поведения;

4) промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на производстве у служащих;

5) терапевтическое лечение психологических проблем (например, алкоголизм, наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстройства питания).

- развитие самоконтроля (борьба с алкоголизмом, ожирением) – практическое применение теории Бандуры

- развитие самоактуализации – Маслоу

 

Понятие о темпераменте

Темперамент – это динамическая подструктура личности характеризует темп и характер реакций человека.

Темперамент проявляется в поведении, особенностях реагирования, скорости, резкости реакций, быстроте переключений, стабильности выполнения операций, в силе, частоте эмоционального реагирования. Впервые понятие «темперамент» ввёл др. греч. философ Эмпедокл, предложил выделить 10 типов темперамента. Создателем учения о темпераменте является Гиппократ. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей лежит в основе 4-х типов темперамента (преобладание): сангвиники (кровь), холерики (желчь), меланхолики (чёрная желчь) и флегматики (слизь, флегма). В настоящее время у психологов нет единого мнения о сущности этой стороны психики. Нет также единого мнения по поводу места темперамента в структуре личности. Одни видят в нем синоним личности, другие – как составную часть, некоторые рассматривают темперамент как канву, на которой надстраивается и развивается личность.Темперамент обусловлен функционированием сложных физиологических механизмов и оказывает влияние на человеческие действия и реакции в 2-х основных измерениях: энергетического уровня (сила реакции) и временной характеристики поведения (скорость действия). Он является устойчивой особенностью, благодаря которой психические и психомоторные явления возникают легче или труднее, медленнее или быстрее, слабее или сильнее.Свойства темперамента полностью или частично определяются основными физиологическими механизмами организма и системами организма: 1) эндокринной; 2) вегетативной нервной системой; 3) центральной нервной системой.Темперамент оказывает существенное влияние на формирова­ние характера и поведения человека.

Понятие о характере

В подходах западных психологов хар-р – это ядро личности. Он является врожденным и не изменяется даже в условиях психич. заболевания. А отечественные психологи считают, что хар-р воспитывается, его можно изменить.

Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом.Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном. В широком смысле характер – это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.

Выделяют симптомокомплексы св-в хар-ра:

1. отношение к контактным группам

2. отношение к своей деят-ти

3. отношение к вещам

4. отношение к самому себе

Выделяют структурные св-ва хар-ра:

- глубина

- устойчивость

- сила

- пластичность

Акцентуации характера

Выделяют черты хар-ра: нормальные, акцентуированные, препатологические и патологические.

Нем. учёный Леонгард ввёл понятие «акцентированные черты», которые чрезвычайно развиты у каждого конкретного чел-ка, кот. бросаются в глаза, осложн./облегч. его адаптацию, но не явл-ся патологическими. Акцентуация остаётся в пределах нормы.

Леонгард выделил 4 характерологических фактора (демонстративные, педантичные, застревающие, возбудимые) и 6 темпераментных (дистивные, циклотивные, экзальтированнеы, тревожные, эмотивные).

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

 

Я-концепция личности

В совр. психологии личности под понятием Я-концепции понимают с-му представлений чел-ка о себе, которые в свою очередь мотивируют его поведение.

Наиболее ярко представлена в работах Роберта Бернса. Выделяют следующие образы «Я»:

1. «Я идеальное»– то, каким я хочу быть. Это понятие присутствует у Хорни, Роджерса, Столина и Налчаджана.

2. «Я зеркальное»– как я думаю, каким меня воспринимают другие. Это понятие ввёл ам. психолог Чарльз Кули. «Я зеркальное» не означает, что оно адекватное. Большое расхождение между «Я идеальным» и «Я зеркальным» приводит к неврозу.

3. «Я социальное»– умение воспринимать (видеть) себя глазами других людей. Это понятие ввёл Мид (групповая терапия).

4. «Я физическое»(схема тела) – мой представление о своём теле, о своей физической внешности. Это понятие ввёл Лермит, Клейст, Соколова, Макеева. Это может быть очень травматично. Люди часто представляют себя другими, либо переоценивают, либо недооценивают себя. В основном женская психология.

5. «Я реальное»– соответствует сущности человека, говорит о том, кто он есть, чем явл-ся. Понятие ввёл Роджерс. «Я реальное» может быть скрыто от человека.

6. «Я виртуальное» – возникает в интерактивной среде (Интернет). Здесь можно многое скрыть.

Всё это вместе и составляет «Я-концепцию».

 

Потребности и мотивы

Потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. Основной функцией потребности является побуждение к активности.

В то же время существуют разные взгляды на понимание сущности потребностей. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Основные подходы:

1. потребность как нужда -потребность как всё то, что явл-ся нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. Но потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то вредного, т.е. есть потребность избавиться от чего-либо, что в избытке. В отеч. пс. считается, что потребность – не сама нужда, а её отражение в сознании чел-ка, например в виде переживания.

2. потребность как предмет удовлетворения нужды -потребность рассматривается как отраженный в сознании человека предмет, который может удовлетворить нужду.

Направленность личности

Направленность – это устойчивая группа мотивов, кот. позволяет личности действовать автономно. Мотивы, изолированные от реальности. Мотивы, кот. представляют собой предмет направленности, называются ценностями. Рациональное объяснение выбранных ценностей наз-ся убеждениями.

Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

Личность как предмет научного познания

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром.

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

Предмет психологии личности

Предметом психологии личности является человек.

Понятие «личность» первоначально означало социальное кач-во чел-ка. Понятие «личность» избыточно для психологии. В настоящее время сущ-ет коло 50 определений личности, они разные, противоположные.

Универсальным определением личности явл-ся следующее:

Личность – это чел-к, наделённый сознанием.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу лич­ностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его зна­чимые для людей поступки.

Личность характеризуется активностью, стремлением расширить сферу своей деятельности. Личность обладает развитым самосознанием. Развитие личности осущ в деятельности, в социализации индивида и воспитании.

Проблема личности выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

Это позволяет понять человека как индивида, как субъекта, как личность, как индивидуальность.

3. Методы исследования личностиСуществуют исследовательские и прикладные методы. К исследовательским м. относят качественные иколичественные. Качеств. м. позволяют понять каждую отдельную личность как индивидуальность. Они не позволяют осуществить обобщение, т.е. сделать вывод относительно большой группы людей. Кач. м. называют ещё понимающими. К ним относятся: герменевтический треугольник, нарративное интервью. дискурс-анализ.К смешанным качественно-количеств. относится контент-анализ.Количественные м. правильнее называть научным, в отличие от понимающих. К ним относятся наблюднеие, эксперимент, а также различные тестовые методики, а именно личностные тесты.Методы практического воздействия специфичны для каждой отдельной теории личности, но в целом их можно разделить на 3 группы:1) дискретные м., связанные с использованием языка (речи)2) аналоговые м., связ. с использ. образов3) трансовые (гипнотические) м., связ. с исп. изменённых состояний сознания. 4. Цели и задачи исследования личностиЦели: познавательнаяипрактическаяПознавательная цель состоит в построении адекватной модели личности. Такая модель наз-ся теорией личности, и включает в себя стр-ру личности, мотивацию, развитие личности, психопатологии и психическое здоровье.Практическая цель – разработать с-му практических методов, позволяющих воздействовать на личность, изменять её в соответствии с поставленными задачами. Влияние на личность надо отличать от манипулирования. Манипулирование – это влияние, которое разрушает личность. Позитивное влияние способствует личностному росту.Задачи определяются поставленными целями и конкретизируются в каждом отдельном случае.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...