Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борцовская традиция Майсорского дворца

Перед изучением асан из «Шритаттва-нидхи» нам следует кратко ознакомиться с системой упражнений борцов. Одним из редких древних текстов, посвященных борьбе, является «Малла-пурана»86. Она датируется 1640 годом, но сам текст, согласно редакторам рукописи, гораздо более ранний и принадлежит двенадцатому или тринадцатому веку Борцы, первоначально вооруженные брахманы из отряда Гуджарата, мигрировали туда, где они могли воспользоваться царским покровительством, особенно после участия в царских обрядах во время праздника дасара. Майсор был одним из таких мест, и скоро там образовалась община джаттия7. В «Малла-пуранс» приводятся упражнения, популярные в то время; названия некоторых из них можно встретить в более поздних текстах и практиках.
Десятая глава «Малла-пураны» подробно описывает шестнадцать классов упражнений, называемых шрамы. Они таковы: 1) Рангашрама, или сама борьба; 2) Стамбхашрама, или упражнения на столбе или колонне. Перечисляются четыре группы таких движений: первая выполняется на широком столбе, вкопанном в землю и смазанном маслом; следующая на столбе, больше похожем на жердь; третья выполняется на конструкции, где к уже указанным столбам подвешены еще два; четвертую группу составляют упражнения с длинной палкой. Судя по всему, в Майсоре эти виды больше не практикуются, за исключением широкой, смазанной маслом колонны, на которой в гаради и сегодня тренируют захваты; 3) Бхраманикашрама ( неизвестны); 4) Швасапренайкашрама представляет собой упражнения на выносливость, такие, как бег, прыжки и т. д,; 5) Стхапиташрама, вероятно, упражнения в стоячем положении; 6)Ухапохашрама, про которую говорится, что это вообще не упражнение; 7) и 8) Гуру (тяжелые) и лагху (легкие). Гонитакашрама, упражнения с каменными кольцами или грузами, прикрепленными к палкам, которые разными способами вращают вокруг тела; 9) Прамада — упражнения с дубинками; 10) Амарданкишрама, представляющаяся формой массажа; И) Астхаданака — упражнения данда для нижних частей теда; \ 2) Кундакаршанк — разновидность пластики на основе круговых движений; 13) Аньякриткарашрама (неизвестны); 14) Джалашрама — плавание; 15) Сопанарохана — движение по ступеням и пирамидальным конструкциям**; 16) Бходжанордхава-бхраманика, видимо, еще один вид пластики.
В «Малла-пуране» огромный интерес представляет список асан в восьмой главе89, В ней приводятся одна и семнадцать асан, что в итоге составляет восемнадцать (в пояснении к рукописи указывается на путаницу, возникшую в тексте). Эти асаны можно найти только в «Шритатгва-нидхи» и нигде больше. В ней также упоминается ширшасана90, стойка на голове, которой нет в «Хатха-йога-прадипике» и которая является не только самой важной асаной в современной системе йоги, но и считается самой ее сущностью. Такое упоминание вдвойне интересно, поскольку подробное перечисление асан наблюдается в тексте XII—XIV вв,, посвященном местной системе упражнений. Асаны встречаются в джайнистских. и вирашиваитских текстах XII века, однако им не уделяется столько внимания4.

Йогический раздел "Шритаттва - нидхи"

Распределение асан в «Шритаттва-нидхи» достаточно любопытно. Прежде всего, восемьдесят асан отделены от остальных. Асаны до и после этих восьмидесяти преподносятся как «дополнительные». Сомнительно, чтобы эта группа являлась базовой, так как в нее не входят многие основные или традиционные асаны, описываемые позже. В другом тексте, словаре «Санкхья-ратнамале», единственная рукопись которого, некогда принадлежавшая Дворцовой библиотеке, хранится теперь в Институте востоковедения, каждая статья имеет свой номер. Асаны перечислены под номером восемьдесят, но их источником названа «Хатха-йога-прадипика». Что же касается «Хатха-йога-прадипики», сборника йогических текстов, чья иллюстрированная рукопись является собственностью Дворцовой библиотеки, то в нем, помимо других асан, есть сто двадцать одна из «Шритаттва-нидхи»,
Разделение на группы присутствует во всем тексте «Шритаттва-нидхи». Асаны с первой по одиннадцатую выполняются из положения «на спине». Асаны с двенадцатой по пятнадцатую и восемнадцатая — «с живота». Пятьдесят вторая и последующие называются «стоячими асанами». Еще больше разновидностей можно вывести из самого текста, например: асаны в движении, асаны, выполняющиеся на канате, асаны с повторениями, асаны с птичьими названиями и т, д,
В тексте много путаницы. В нем часто говорится об асанах, являющихся частью проиллюстрированных асан. Но в сто одиннадцатой асане предыдущая базовая асана не показана. Далее, очень древняя асана, маюрасана, упоминается, но не изображена. В контексте 107-й асаны сообщается об ардха-пашчимоттанасане, но ничего не говорится об очевидно предшествующей ей, что следует из названия, пашчимоттанасане. В тексте есть вещи, вызывающие еще большее недоумение. Сто восьмая асана изображает известную нам пашчимоттанасану, однако она называется гарбхасаной. Различающиеся 94-я и 118-я асаны имеют одинаковое название. В описании 23-й асаны говорится о раджасане, но отдельно в тексте она не объясняется. В тридцать четвертой асане упомянута сараласана, в тридцать пятой аргьясана, но ни одна из них больше нигде не встречается. Иногда текст невозможно понять без рисунка, и часто он менее подробен, чем этого хотелось бы. При этом стоит заметить, что в ранних текстах, посвященных асанам, почти нет описаний. Это, вероятно, происходит потому, что они служили скорее мнемоническими схемами при прямом обучении, нежели учебниками в известном нам смысле. Однако в тексте есть и гораздо более серьезные погрешности, позволяющие сделать вывод о том, что писец не был знаком с практиками асан. Очевидно, должно было быть известно больше асан. В нашем тексте представляется богатая традиция асан, но далеко не полная.
Многие асаны описываются как движение из одной асаны в другую, что очень похоже на виньясы. Серии асан включают повторения, ходьбу и медленные движения в определенных положениях, тем самым напоминая местные борцовские упражнения. В тексте есть упражнения сурья-намаскара и данда, а также значительное количество птичьих асан, исполняющихся на канате.
Особенно интересны асаны с применением каната. Как уже говорилось выше, борцовские стамбхашрамы выполнялись на четырех видах конструкций из столбов, одна из которых была подвесной. Существует древняя борцовская техника, называемая малла-кхамбха, которая представляет собой, в основном, движения на столбе. На этом принципе и строятся асаны с канатом, В Майсоре эта традиция была возрождена Баламбхаттой Дада Деохаром в Махараштре вовремя правления Пешвы Баджцрао II. Истоки этого борцовского искусства прослеживаются до текста «Манасолхас», датируемого 1335 годом до н. а (автор его не видел). Традиция сохранилась в Махараштре ц в наши дни — там каждый год устраиваются состязания92, Более того, на фотографии йога-шалы из книги Кришнамачарьи видны два каната, свисающие с потолка93. Ни в одном из текстов, посвященных гимнастике, нет упоминания о канатах. Насколько известно автору, они не использовались в калари-паяпу, традиционных боевых искусствах из Кералы, Однако их могли применять как вспомогательное средство да того, чтобы забраться на стену форта, при подготовке английских солдат и, возможно, в местных упражнениях- От Махараштры до Карнатаки известна легенда (в разных вариантах) о том, что солдаты привязали канат к ящерице уда и забросили ее на крепостную стену. Когда она вцепилась, солдаты взобрались по канату и форт пал94. Англичане действительно готовили свою кавалерию в Майсоре и штурмовали укрепления Шрирангапатны всего в пятнадцати километрах от него, напав на армию Типу Султана, Вероятно, штурм стен с канатами и лестницами был обязательным элементом боевой подготовки.

Заключение

У нас есть большое количество материала, позволяющее начать написание истории Йоги. Мы не можем рассматривать эту историю только с академической точки зрения — нам необходимо погрузиться в живую историю или традицию, увидеть, как ей следовали приверженцы йоги — ее адепты, благодаря которым она сегодня существует.
Если нам нужно составить представление об исполнительской традиции, которая, по самой своей природе, не ориентирована на тексты, мы должны обратиться к практикам асан. В этом нам помогут тексты, ранее неизвестные или считавшиеся несущественными, названия асан и современная исполнительская традиция.
Серьезное исследование таких текстов еще не проводилось. Существует определенное число частных библиотек под эгидой аскетических общин, где практиковалась йога. Эти источники еще никогда глубоко не изучались.
Названия асан, рассматриваемые в этом труде, указывают на очевидную связь между различными традициями. Представляется, что многие асаны были общими для разных школ. Вероятно, они распространялись посредством таких празднеств, как кумбхамела, или через странствующих аскетов, общавшихся друг с другом и иногда собиравшихся в монастырях или других местах. Как метод, попытка проследить названия асан оказалась не такой успешной, как того можно было ожидать, что объясняется небрежным использованием названий. Однако таким способом можно объединить названия в группы, что может быть полезным в будущем, когда будет больше информации, для определенных дат и периодов. Относительно этой стороны вопроса осталось сказать, что названия асан свидетельствуют о том, что процесс слияния и заимствования был характерной чертой йогической традиции. Это вполне соответствует «реформации», проведенной за короткий промежуток времени, который мы можем исторически изучить и который заставил нас задуматься о смысле «традиции».
Что касается древних исполнительских традиций, йогины часто находились при дворе царских семей Индии. До сих пор не было систематических попыток изучить различные царские архивы, с тем чтобы проследить развитие этих традиций. Скорее всего, остались только эти записи и литературные произведения на местных диалектах.
Когда мы рассматриваем «традицию», мы должны оценивать ее непредвзято. Судя по всему, динамическая традиция предполагает способность изменяться, быстро адаптироваться и экспериментировать, изживая «традиционность». Путем естественного отбора, определенные аспекты традиции выходят на первый план, отвечая изменившимся условиям и ожиданиям. В случае йогической традиции асан мы видим, что это динамическая традиция, опирающаяся на различные источники: традиционные тексты по йоге, местную систему упражнений, западную гимнастику и даже, возможно, на элементы военной подготовки солдат господствующей иностранной державы. Однако из вышеуказанного нельзя сделать какие-либо выводы об идеологии, создающей культуру, или о внедрении элементов чужой идеологии. Это тоже часть процессов изменения, приобретения и утрачивания.
Письменные источники, такие, как Патанджали, Пураны, тексты по хатха-йоге, «Шритаттва-нидхи» и другие45, показывают, что существует достаточно оснований для того, чтобы сделать вывод о развитии йогической традиции. Сравнение эволюции других индийских шастр дает возможность предполагать, что йогическая традиция была бы улучшена с включением в нее пранаямы и асан, а сами асаны будут усовершенствованы с введением временных рамок и точности исполнения. Такая версия развития подтверждается письменной и практической традициями.
Одна из сутр Патанджали, объяснявшая, как исполнять асаны, давала функциональное определение. Если нам нужно понять «суть» традиции, мы должны взглянуть теми же глазами и на решающее значение ее функциональной оболочки. Здесь не может быть стороннего наблюдателя. Современные адепты йоги воспринимали асаны символически, полагая, что такое отношение к ним ведет к «мистическому» прозрению. В их среде наблюдалась тенденция следовать линейной традиции вместо динамической. Мне кажется, что линейные традиции ориентируются на накопление, а динамические вдохновляются интроспекцией. Если на основе имеющихся свидетельств нужно было сделать вывод, то было бы сказать, что «Шритаттва-нидхи» представляет собой попытку синтеза традиций асан из разных источников, что Кришнамачарья творчески организовал серии асан, взятых из своих источников, но рассматривал их символически что Паттабхи Джойс следовал линейной традиции, внося лишь небольшие изменения в перспективу, преобразовал серии, переосмыслил асаны динамически и сконцентрировал внимание на точности исполнения. Он возродил основную идею а именно, функциональный подход к асанам — подход, возвращающий нас к Патанджали, к истинной сущности динамической традиции. Такой взгляд позволяет традиции развиваться, обладать творческим потенциалом и, конечно же, выжить.
В подобной позиции нет ничего нового. Это учение сокровенного знания, единственного звания, дающего возможность выйти за пределы наших собственных ограничений. Его предметом является не некий внешний объект, но сам метод обучения, путь к правильному мышлению, В случае йоги оно учит физическому раскрытию. Действительно, йогическне асаны представляются таким мощным способом раскрыть возможностей тела, что они сумели выжить и развиться, не смотря на повороты истории. Это учение опирается на известное наставление из «Бхагавад-гиты», призывающее отречься от результатов ради процесса,
А как же тогда исторические корни некоторых асан например випарита-чакрасаны, которая, судя по всему, не является истинной йогической асаной, а заимствована из гимнастики? Если придерживаться йогического подхода к функциональному определению, ничто не может быть названо асаной само по себе. Любой, исполняющий признанную традиционной асану, может выполнять ее так, как это сделал бы тяжелоатлет, в особенности «качок», или же наоборот, символически, ожидая от этого некоего духовного прогресса. Ничто из вышеперечисленного не соответствует определению -— усилие, отпускание, равновесие и трансценденция. Одно и то же движение, родом из гимнастики, исполняется по-разному гимнастом и студентом йоги, работавшим с паттернами мускульных движений (сознательными и бессознательными). Но также следует учитывать и лунтхасану двадцать вторую асану из «Шритаттва-нидхи». Вполне возможно, что ее источник не гимнастика, а старинная йогическая традиция.
Кто же, таким образом, имеет доступ к традиции? Ученики различных гуру часто не обладают пониманием, присущим учителю, однако ревностно продолжают его линию. Сходная ситуация наблюдается и в других индийских дисциплинах. Действительно понимающие учителя встречаются редко. Когда же они появляются, то относятся к традиции динамически, за что их часто обвиняют в неуважении к традиции, но, на самом деле, они ее продолжают, творчески в ней участвуя. Существует стих на санскрите, описывающий такую ситуацию:

ВИДЬЯНАМ ИВА ВЕШЬЯНАМ МУКХАМ КАЙР КАЙР НА ЧУМБИТАМ ХРИДАЯ-ГРАХИНАС ТАСАМ ДВИТРАХ САНТИВАНАВА

Кто же не приникал к губам проститутки? (В смысле, кто же не начинал изучать шастры или метафизическую философию-) Но тех, кто сумел проникнуть в ее сердце, — наберется ли таких двое или хотя бы трое (на весь мир)? (Здесь философия означает традицию метафизического знания, одной из которых и является йога.)

Примечания

1. Существует несколько рукописных копий «Шритатгва-нидхи», а также литографий (мне их не удалось увидеть). Издательство Венкатешвара Стим Пресс опубликовало вариант без иллюстраций, возможно, существуют также иные публикации.
2. James Haughton Woods, The Yoga—Phylosophy of Patanjali, Harvard Oriental Series 17 (Delhi: MotilalBanarsidas, 1914,1972),
2a, Bengali Baba, Patanjali Yoga-Sutra (Kapurthala; Sham Sunder Mulkaraj Pun, 1943),
3. Swami Hariharananda Aranya, The Yoga Philosophy of Patanjali; (Calcutta; University of Calcutta, 1963),
4. cm. A. B. Keith, A History of the Sakhya System (New Delhi; Nag Pablishers, 1975), pp 69—74. Junjiru Takakusu, «Samkhya Karika»: Edudice a la lumiere de sa version chinoise» в Bulletin de 1" Ecole fancaise d " Extreme — Orient, 4, ( Hanoi; 1904 ), pp. 1 — 65, 978 — 1064. M.Hiriyanna, "Sastitantra and Varsagnya» в Jornal of Oriental Research, 3, (Madras, 1929), PP 107— 112, F, (X Schrader,"" Das Sastitantra" в Zeitschrift fur deutchemorgenlandischenGesellschaft (Leipzig; 1914), pp. 101 —НО. Этот список не полон.
5. Op. cit,
6. P. К. Code, Studies in Indian Literary History 1, pp. 379, Svatmarama, Hathapradipika, ed. Swami Digambarj i and Pandit Raghimath Sastri Kokaje (Lonalva; Kaivalyadhama 1970) pp. 7&8 Gheranda Samhita, ed. Swami Digamharji and ML. Gharote(kmalva Kaivalyadhama, 1978) ,pp. 15-16.
7. Op. cit. См. ссылку 6.
8. Srischandra Basu, Siva Samhita (Calcutta; Hceralal Dhole, 1893) Шивасамхита ( ВагеШу; Samskrti Samsthana, 1974 ).
9. Op. cit. См. ссылку 6.
10. <<Goraksaasataka)><<inYogaMimamsa,v. 1, pp. 23-78, ed Swami Kuvalayananda and S.A. Shukla (Lonalva; Kaivalyadhama, 1957).
П. См. его книги, Swami Kuvalyananda, Asanas (Lonavla; Kaivalyadhama, 1933), Духовная преемственность, история школы йоги н Лонавле и ее вклад в практические традиции йоги хорошо зафиксированы в его журнале Yoga Mimansa, упомянутом ранее.
12. G.B.Briggs, Gorakhnath and the Kanphata Yogis (Delhi; Motilal Banarsidas, 1973) pp. 1, оценивая натхов, говорит об «их традиционной практике хатха-йога». На стр, 252-257 приводится список литературы, большая часть которой является общей для литературы ншчхов и литературы хатха-йоги, «Хатха-йога-прадипика», стих 4, выражает преклонение перед наставникам и-натхами.
L3.TheosBernhard,HathaYoga (London; Rider and Co, 1968),
14. SivanaiidaSarasvatiTftora4HHTaMaHH1ed.HaridasaVidyavagisa (Calcutta; Oriental Press, 1927).
15. Nath Aghorananda, Yoga-Kamika (Delhi; Eastern Book Linkers, 1981).
16. В, К. S, lyengar, Light on Yoga (London; George Allen and Unwin Ltd., 1966).
17. См. алфавитный список в Приложении 1, где сравниваются названия и асаны, приводимые Айенгаром и в «Шритап иа-нидхи».*
18. Swami Vischnudevananda, The Complete Illustrated Booik of Yoga (New York; Harmony Boob, 1960 & 1988).
19. Rajayogacharya Bala-Brahmachari Shri Vyasadevji Maharaj теперь rahmarshi Shri 108 Swami Yogeshvarananda Sarasvaliji Maharaj, First Steps to Higher Yoga (India; Yog Niketan Trust, 1970),
20. См. Ш1фавитный список в Приложении 2.
21. «Гхеранда-самхита» утверждает, что существует столько же асан, сколько есть видов животных, и что Шива владеет 84000 асан. Там же (2. 2) говорится , что 84 из них — лучшие, из которых 32 доступны человеку. «Горакша-шатака» (L6) упоминает 84 000, из которых 84 доступны на земле, а «Хатха-йога-прадипика» (1.33) приводит 84 асаны, пере численные Шивой,
22. См. Приложение 3.
23. Это не тот текст, который обычно имеется в виду под этим названием, а сборник различных текстов по йоге. Он никогда не публиковался и существует только в Сарасвати Бхандар Лайбрэри, Невозможно определить, когда он написан, раньше или позже «Шри-таттва-нидхи»,
24. Его нет в списке приблизительно шестидесяти работ, приписываемых Муммади Кришнарадже Вадияру,
По техническим причинам, Приложения не вошли в данное
издание, — Прим. ред.
25.
В Институте востоковедения мне позволили сделать только 4 фотографии йогического раздела «Шритаттва-нидхи».
26. Существует альтернативная философская школ а, утверждающая, что развитие школы мысли йоги или санкхьи достигло своего пика в веданте. См., напр., D. N. Sastri, A Critique of Indian Realism (Agra; Agra University, 1963). Шанкара в комментарии к «Брахма-сутрам» (2.13) не отвергает йогические практики, за исключением утверждения о конечной дуальности бытия, тем самым не признавая эволюцию этой школы как самостоятельной единицы, рассматривая ее в контексте развития других шастр.
27. «Брахма-сутры» 2.1,3,
28. «Йога-сутры» 2.29,
29. Это утверждение основано на сутре Штанджаяи, где говорится об исполнении асаны следующее; праятна-шайтхильянанта-самапаттибхьям (асана завершается ослаблением усилия и медитацией на Вечное). Принципы йогического движения обсуждаются в моей статье в Namaskar, vol 4, № 4 {Bombay; Asia Publishing House, 1984) и далее в этом тексте под заголовком «Традиция асан»,
30. Ступени йоги, согласно текстам хатха, рассматриваются в труде Dr. S. A. Shukla «A Comparative Study of the Five Hatha Texts (with Special Reference to the Astangas of Patanjali Yoga)», Yoga Mirnamsa, vol. 10, № 3 (Lonalva; Kaivalyadhama, 1968), pp. 19-34. cm. также The Yoga Upanishads, ed Pt. A. Mahadev Sastri (Adyar; Adyar Library, 1920 & 1968). Далее, восемь членов йоги описываются в «Три-ищкхи-брахманопанишад», «Даршанопанишад», «Мандала-брахма-шпанишад», «Йога-таттвопанишад», «Шандильшанишад» и в «Иога-чудаманьопанишад»; шесть членов — в «Амританадопанишад», «Кшурикопанигпад», «Дхьяна-биндупанишад» и 15 составных частей — приводятся в «Теджобиндупанишад». См, также «Даттапура-нам», ed. Swami Vasudeva Sarasvati (Varanasi; Krishnadas Sanskrit Series 54, 1984), 4.2,2f. «Аштанга-йога итьеке щаданга итьяпаре».
31. Как уже упоминалось, то состояние, в которое они приводят тело и ум, необходимо для выполнения асан. Если бы асаны можно было бы сразу выполнить, не принеся себе вреда, тогда в «ограничениях» и «предписаниях» не было бы больше нужды. В книге Тео Бернхарда описываются очистительные практики, в основном в физической сфере, вытеснившие, судя по всему, эти принципы.
32.0 восстановлении реальных практик пранаямы Патанджали см, Swami Kuvalyananda «Pranayama in Yoga Sutras and Vyasa Bhasya»5 Yoga Mimamsa,vol.VI,№ 1,1956,pp.41-54;vol.VI№2, 1956, pp,129-I45;voL VI ,№3,1956, pp. 225-257; «Pranayama in the Bhagavad Gita», Yoga Mimamsa, vol. VI,№ 1,1956, pp, 65-70; и «One More Sutra on Pranayama», Yoga Mimamsa, vol. VI, № 2, pp. 146-153,
33. Йога-сутры 3.4.
34. Gp, cit,pp. 28.
35. «Хатха-йога-прадипика» (Adyar; Adyar Library and Research Centre,1972),crp.52.
36. Васиштха-самхита, ed. Swami Digambarji ( Lonalva; Kaivalyadhama, 1969), глава5, стих 26и27,
37. Упоминание Даттатреи в тексте невозможно проследить ввиду моих ограниченных возможностей. Это аббревиатура названия { должно быть, «Датгатреятантры», «Даттатрея-самхиты» или подобного) текста, считавшегося незначительным и потому не сохранившегося,
38. Место в «Сканда-пуране», где говорится об этом, не найдено. Похожее значение присутствует в «Каши-кханде», стих 55 и 56, См. сноску 40.
39. PATANJALAYQGADARSANAM, ed. Shrinarayanamisra (Varanasi Bharatiya Vidya Prakasan, 1971).
40-GARUDAPURAMA>218.21&22, 227.24(ненайден)&227.25. Дополнительные ссылки на это есть в «Сканда-п уране» (Каши-кханда, 55,56). См. также сноску 85 —там дано еще одно интересное определение.
41. Gp. cit, pp. 23.
42. Йога-сутры 2.47.
43. См, мою статью «The Memory Eye» в Journal of Indian Philosophy, 14(1986) стр, 195—213, где представлена эта теория как возможный способ понимания ценности или значения шастрических учений.
44. См, «First Steps to Higher Yoga», гденастр.бб приводится асасана как корень слова, от которого произошло слово «асана». Оно переводится как «покоиться», «находиться в положении».
45. См. Васиштха Д хан у р вед асам хит a, ed. Gangavishnu Srikrisnadasa (Bombay; Venkatesvara Steam Press, Saka 1848).
46, Op. cit.
47, Op. cit.
48- Briggs, op. cit., pp.206. На стр. 245 своей книги «Heaven lies within» Тео Бернхард описывает чакрапуджу в конце своего обучения, где он выпил бханг для расширения своего опыта. Это тесно связано с вышеприведенной цитатой и практиками современных садху.
49. См. Kenneth G. Zysk «Magic, Myth, Mysticism, Medicine», Heinrich Zimmer, Ed. M. Case (Princeton: Princeton University Press, 1994), pp 95-96, см, также его «Ascetism and Healing in ancient India» (New York and London Oxford Universit6y Press, 1990). Свами Кува-лайананда руководил магической больницей s Лоналве, открывшейся в 1920 году. В течение ряда лет он описывал свой метод лечения, основывавшийся на дыхательных практиках, в журнале Йогамима-мса,
50. Op. cit.
51. Книга Б. К. С. Айенгара легко доступна. Каждый может практиковать эти асаны и добиться совершенства,
52. Читатель может проверить это сам: см. предыдущую сноску.
53. Op. cit., см, также Приложение. 1.
54. См. Приложение IV.
55. Термин «виньяса» (кроме своего обычного значения и значения в комментаторском стиле) использовался в ведическом ритуале и обозначал второстепенные факторы, относящиеся к мантре, необходимые для того, чтобы сделать ее эффективной. В йоге этот термин не имеет своего значения и, видимо, используется для подтверждения законности йогических практик в контексте Вед. Термин развивался и использовался в Мимамсе, древней индийской комментаторской школе, в которой некогда обучался Кришнамачарья.
56. Для пашчимоттанасаны существуют следующие 16 виньяс.
Первая, вторая и третья — это виньясы уттанасаны (а именно, первая -— тадасана, вторая—уттанасана — поднять голову и сосредоточиться на кончике носа, выдохнуть и задержать дыхание, третья — выдохнуть, опустить голову на колени, вдохнуть). Четвертая — это четвертая виньяса чагуранга-дандасаны (прыжок назад). Пятая — это четвертая виньяса урдхва-мукха-шванасапы. Шестая — это четвертая виньяса адхо-мукха-шванасаны. Седьмая — выдохнув и задержав дыхание, подпрыгнуть и расположить ноги между руками, не позволяя им касаться пола, сесть на одной линии с руками (данда-сана), затем вытянуть руки, взяться за большие пальцы ног. Восьмая — напрячь ноги. Девятая -— выдохнуть и опустить голову вниз и вперед на ноги. Десятая — поднять голову. Одиннадцатая ™ - поднять все тело в дандасане. Двенадцатая—чатуранга-дандасана. Тринадцатая —урдхва-мукха-шванасана. Четырнадцатая—адхо-мукха-шванасана. Пятнадцатая и шестнадцатая — вариации уттанасаны.
57, Я не смог подтвердить этого во время недавнего изучения этой крайне редкой книги на каннаде и потому ссылаюсь на его курс йоги, обрисованный в Приложении VL
58, Qp. cit,
59, В, К, S, lyengar, Light on Pranayama (London: George Allen & Unwin, 1981), pp. 10, раздел 15.
60, Т. N. Krischnamacariar, Yogamakaranda (Mysore: Mysore Palace, 1935.) (На каннаде, 92 иллюстрации, 144 страницы* Первая из четырех книг об артхе, дхарме, каме и мокше.)
61, Я лично слышал, как Айенгар утверждал, что у Кришнамачарьи был тибетский гуру. Этот факт подкрепляется упоминанием реки Гандзки, находившейся в Непале. Я, однако, склонен считать, что речь идет о реке в Северной Карнатаке на границе с Махарастрой, называемой Гандаки и упоминаемой Кирмани как Гундук, Хайаванда Рао в своей «History of Mysore», vol. Ill, pp,710 также сообщает о Гандаки.
62.FileF 189—Box64Q,S1.2,voL2.
63. Две книги по йоге были изданы гораздо позже более чем через 30 лет. Они обе написаны на каннаде,
64. См. алфавитный список этих асан в Приложении VIL
65,Op,cit.pp.l27.
66. Например, он говорит про уттхитта-паршваконасану: «органы брюшной омываются здоровой кровью и укрепляются. Излечиваются боли в желудке, заболевания мочеполовой системы, жар и другие болезни. Мускулы хорошо снабжаются здоровой кровью и укрепляются. Люди, страдающие от паринамашуле (хронического расстройства желудка), вылечатся, если будут практиковать эту позу и конасану дважды в день в течение месяца». Протирьяньмукхаика-падапашчимоттанасаку он говорит, что она предотвращает слоновую болезнь, омолаживает нервную систему. Она дает энергию для бега и ходьбы, очищает паршванади и увеличивает подвижность ног благодаря ровному притоку крови. Женщины, практикующие ее, не будут иметь осложнений при родах. Но им следует практиковать ее до беременности, поскольку во время нее асаны запрещаются и выполняется только пранаяма.
67. См.сноску 36.
68. Чатуранга-дандасана должна выдерживаться «не менее десяти минут»; урдхва-мукха-шванасана «не менее пятнадцати минут», стр.89.
69. Эта библиография приведена здесь, поскольку показывает, какие источники Кришнамачарьн считал авторитетными, и раскрывает его отношение к традициям. Она является раздутой академической библиографией, в которой встречаются книги, не имеющие ничего общего с традицией, которую он преподавал. Он включил в свой труд материал по йогическим практикам из этих академических источников, не будучи знакомым с действительной традицией или сопутствующей- Для примера можно привести его рекомендации по выполнению ваджроли-мудры, где он призывает вводить в уретру стеклянную трубку на дюйм за один раз. Такие указания свидетельствуют, что он почти наверняка не пробовал это на себе. Хатхайога-прадипика, Брахмаямила, Дхьянабиндупанишат, Раджайогаратнакара, Атхарванарахасья, Шандильопанштат, Йогасарвали, Патанджалайо-гадаршана, Иогапхаларпадипика, Капиласутра, Йогашикхопанишат, Равананади, Иогаяджнявалкья, Йогакундалиньопанишат, Бхайрава-капьпа, Гхерандасамхита, Адхирбудхньясамхта, Шритаттванидхи, На-радапанчаратрасамхита, Надабиндупанишат, Йогарандакаранда, Амрятабиндупанишат, Манунараяния, Саттватасамхита, Гарбхопа-нишат, Рудраямика, Сутасамхита.
70. C.R. Venkatramaiah, Alidaswamyavary (Mysore; 1941).
71. Т. Srinivasa Rangacharya, Maisuru Maisiri (Mysore; 1933).
72. См- фотографию йогашалы в Приложении VIII.
73. S. Bharadvaj, VyayamaDipika (Bangalore; Caxton Press, 1896). 74.Op.cit.,pp.3.
75. Op.cit., pp.16,
76. V.P. Varadarajan, Mallayudha (Bangalore; Padmanabham Printers, 1967,1980),
77. Книга начинается с афоризма: «в здоровом теле здоровый дух», истинность которого признана всеми народами, древними и современными.
78. См, фотографию, ПриложениеУН,
79. См, фотографию, ПриложениеУП. SO. См* фотографию, Приложение VII.
81. См. Примечание на асану 32 в тексте Шритаттванидхи.
82. См. фотографию, ПриложениеУП.
83. См, фотографию,ПриложениеVII.
84. См. ПриложениеУП.
85. См, J.T.R Jordens, Dayananda Sarasvati, His Life and Ideas (Delhi; Oxford University Press, 1978) и Autobiography of Dayananda Sarasvali, cd. K.C.Yadav (Ajmer; 1946),
86. Малла-пурана, ed. Bhogilal Jayachandbhai Sandesara & Ramanlal NagarjiMehta, Gaekwad Oriental Series ь 144 (Baroda; Oriental Institute, 1964),
87. B. Srinivas Jetty, «The Jetty Community of South India and its Migration from Modhera», Journal of the Mythic Society, Vol.50, № 2, 1960.
88. См. фотографию йогашалы Кришнашчарьи в Приложении
Vtt.
89.Стр,34,сгах1б-21.
90. Ширшасана, стойка на голове, не встречается в древних текстах по йоге, Наиболее интересное у поминание присутствует в Малла-пуране, цитируемой в предыдущей сноске. Випаритакарани, перевернутая поза, которая позже описывается именно как перевернутая поза, а не как стойка на голове, отмечается в «Хатха-йога-прадипике», III, 78-80. Стойки на голове можно обнаружить в эротической храмовой скульптуре очень ранних периодов; например, в Бенгалии, где они датируются десятым веком.
91. Т. G. Kalaghaigi, «Yoga in Jainism and Virasaivism», Journal of Karnatok University, 8(2), 1964, pp. 1-12.
92. См. статью в номере «Times of India», Бомбей, от тридцать первого декабря 1989 года в Приложении X, См. также Vyayama Jnanakosa, Khanda 3,1936, где широко описываются практики маллакхамбхи.
93. См. фотографию йогашалы в Приложении X.
94. Ящерицы уда, которых я видел, были очень большими. Человек не может их подбросить, да они бы этого ему и не позволили, если только не избиты или не мертвы. Эта популярная невероятная легенда представляется мне очень сомнительной. Ее можно объяснить так? что к пойманной ящерице привязали канат, и затем она взбежала по стене, что было необычайной удачей. Я слышал эту легенду в отношении трех разных фортов,
95. Я имею в виду небольшой йогический текст натхов, имеющийся в моем распоряжении и содержащий восемьдесят четыре асаны, Наванатха Гаурашисиддха Баласундари Иогамайя (Pune; Akhila Bharatavarsiya Yogapracarini Mahasabha, Saka 1890). Это копия древнего текста, скорее всего, из Джодхпуры. Я запрашивал о выделении средств для поиска в частных и дворцовых архивах Индии, в местах, где йога пользовалась покровительством, но получил отказ. Подобные рукописи, если они существуют, найти нелегко, и вполне вероятно, что уже через несколько лет они будут утеряны навсегда.

Асаны из положения на спине

1. Лягте на спину. Перенесите ноги за голову. Возьмитесь за большой палец ноги противоположной рукой и вытяните руку и ногу. Это анантасана, поза бесконечности.
Примечание: «Ананта» это также имя легендарного космического змея. Это слово используется в сутре Патанджали 2.47 для описания асан. Вьяса утверждает: anante va samapannam cittam asanam nivartayati —ум, погруженный в ананту, завершает асану, Вачаспати говорит о космическом змее как об «устойчивом» объекте медитации. Виджняш Бхикщу приводит это объяснение и дает альтернативное где змей символизирует бесконечный и непостижимый о&ъект (адришта).
2. Лягте на спину, вытянувшись подобно трупу, сведите колени вместе и подтяните их к пупку. Обхватите руками шею и раскачивайтесь взад и вперед. Это уттанасана, поза лицом вверх.
Примечание: Уттанасана Айенгара полностью отличается от этой. У него нет ничего подобного.
3, Лягте на спину. Заложите ногу за шею. Положите противоположную руку у основания уха. Опустите локоть руки (с той же стороны, что и согнутая нога) на пол и напрягите руку и ногу. Это анкушасана, слоновья петля.
Примечание: Эта форма тождественна бхайраBасане Айенга-ра. Название у Айенгара не встречается.
4. Лягте на спину. Опустите оба локтя на землю и положите руки на ягодицы. Поднимите голову, бедра, икры и ноги, Это наукасана, лодка.
Примечание: эта асана встречается у Айенгара и имеет тот же вид. Название, навасана, значит то же самое — лодка.
5. Лягте на спину. Положите ладони рук и ступни ног на пол. Затем поднимите среднюю часть тела. Это парьянкасана, кушетка.
Примечание: У Айенгара есть парьянкасана, основывающаяся на той же идее поднятия срединной части тела над полом. Однако ноги при этом находятся в позиции падмасаны, а руки сложены за головой так, что локти и предплечья создают спереди опору Описываемая здесь поза, но всей видимости, соответствует дханурасане Айенгара.
6. Находясь в ветрасане (9), разомкните руки и ноги, поднимите их. Пусть позвоночник опустится на пол. Это кандукасана, шар.
Примечание: У Айенгара такого названия не встречается. Однако эта поза ему известна, она выполняется после наклонов назад для снятия болей в спине. Она известна и в других йогических школах и, возможно, является приносящим облегчение движением, распространенным повсеместно,
7* Как наукасана (4), но на одной стороне; опустите шею, плечи и локти на землю и поднимите голову и ноги в воздух. Это дхваджасана, знамя.
Примечание: У Айенгара такого названия не встречается, однако поза на иллюстрации чем-то похожа на вариацию сарвангасаны, паршвасарвангасану Она может быть также соотнесена с випа-ритакарани, упоминаемой в «Хагха-йога-прадипике». Текст, касающийся наукасаны, представляется неслаженным. Существуют и другие места, gде текст и иллюстрации не вполне soglасуются. Вместо предположения, что текст был составлен кем-то, кто не понимал, о чем в нем идет речь, было бы более оправдано допустить, что текст испорчен- Это бы подтвердило его древность.
8. Опустите шею и голову на землю и поднимите ноги. Это наракасана, асана ада.
Примечание: У Айенгара это название не встречается. Такой вид стойки на голове» определяемый положением рук, используется в сериях балансировок. См. Введение, сноску 81 и Примечание к капаласане(31).
9. Находясь в парьянкасане (5), соедините руки и ноги, Это ветрасана, тростник.
Примечание; У Айенгара нет ни такого названия, ни такой асаны. Это обычное плавное растягивающее движение, известное, в основном, тем, кто занимается упражнениями, выполняемыми на полу
10- Лягте на спину. Поставьте ступни на землю и встаньте. Это врикасана, волк.
Примечание: Айенгару неизвестна и кажется физически невыполнимой. См. Примечание к седьмой асане. Вполне возможно, что художники делали иллюстрации к тексту, не зная традиции асан.
11. Лягте на спину, держа вытянутые ноги вместе. Ягодицы должны быть прижаты к земле, руки положите на шею. Оставайтесь в этом положении и выполняйте куmбхаку (задержку дыхания). Это паригхасана, железный замок.
Примечание; Название паригхасана встречается у Айенгара, однако форма асан различна. Такой асаны у Айенгара нет. В его системе подобная задержка дыхания была бы вредной, однако это может быть не так в системе Кришнамачарьи.

Асаны из положения на животе

12. Лягте на живот, прижав пупок к земле. Обопритесь на вытянутые руки и несколько раз свистните. Это сарпасана, змея.
Примечание: У Айенгара эта асана называется бхуджангасана, что значит то же самое. Она описывается в «Гхерандасамхите» П, 42и43.
13. Лягте на живот. Поставьте пальцы йог и ладони рук на пол, поднимайте ягодицы до тех пор, пока голова не будет висеть между руками, а нос не упрется в землю в том месте, где был пупок. Передвиньте тело вперед, пока нос не окажется на одной линии с ладонями. Повторите это движение несколько раз. Это гаджасана, слон.
Примечание: У Айенгара такое название не встречается. Однако по форме она идентична адхомукхашванасане. Это название и соответствующая форма встречаются в «Первых шагах к высшей йоге». Название гаджасана упоминается в списке семнадцати асан, приведенном в Малла-пуране, см. Введение, сноска 80. Концепция повторяющегося движения в этих и последующих асанах свойственна системе Кришношамачарьи,
14. Лягте лицом вниз. Поставьте локти по сторонам тела и положите ладони на пол. Поднимите тело несколько раз. Это матсьясана, рыба.
Примечание: Асана под таким названием есть и у Айенгара» и в «Гхерандасамхите» II, 21. Ее форма в обоих текстах одинакова, однако отличается от изображенной здесь.
15. В позе гаджасана (13) несколько раз потяните голову сначала к правой, потом к левой подмышке. Это таракшвасана, гиена,
16. Лягте на живот. Уприте локти в пупок. Затем вытяните каждую руку вверх на расстояние большого пальца от носа, одновременно подняв бедра. Это парашвадхасана, топор.
17. Из позы наракасааа (8) опустите ноги к полу на уровень носа. Руки уберите с шеи и вытяните по полу. Это лангаласана, плуг.
Примечание: Айенгару это название неизвестно, но форма такая же, как в ха<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...