Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






II.7 Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспери­ментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.

В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента;

2) запишите формулу периода колебаний маятника;

3) укажите результаты измерения;

4) Сделайте вывод о зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.

1) Схема экспериментальной установки:

2)

3) Результаты измерений:

№ опыта l, м t, с n T, с
1 67 30 2,2
0,5 40 30 1,3
0,25 25 30 0,8

4) Вывод: период колебаний маятника прямо пропорционален длине маятника - чем больше длина маятника, тем больше период колебаний

 

III. Примеры экспериментальных заданий, используемые в демонстрационных вариантах ГИА 2008 – 2011

III.1. Определение максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику

 

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: ластик, метровая линейка. Соберите экспериментальную установку для определения максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику.

В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета времени падения и скорости;

3) укажите результаты измерения;

4) запишите численное значение скорости ластика

 

III.2. Определение конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости

 

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5-2 см, цилиндр металлический, се­кундомер, лента из мерительная, кусок мела. Соберите эксперимен­тальную установку для определения конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости.

В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчета конечной скорости и ускорения;

3) укажите результаты измерения;

4) запишите численное значение конечной скорости и ускорения ша­рика.

 

III.3. Определение равнодействующей двух сил, направленных под углом друг к другу

 

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: три динамометра, металлическое кольцо, штатив, транспортир. Соберите экспериментальную установку для определения равно действующей двух сил, направленных под углом друг к другу.

В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента;

2) укажите результаты измерения;

3) запишите численное значение равнодействующей двух сил.

 

III.4. Проверка условия равновесия рычага

 

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: рычаг съемный с осью, штатив, набор грузов массой 100 г динамометр. Соберите экспериментальную установку для проверки условия равновесия рычага. В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента;

2) укажите результаты измерения;

3) запишите численные значения моментов сил.

 

III.5. Определение КПД наклонной плоскости

 

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: штатив с лапкой и муфтой, деревянная доска, деревянный брусок массой 100 г, динамометр, измерительная лента. Соберите экспериментальную установку для определения КПД наклонной плоскости.

В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента

2) запишите формулу для расчета КПД

3) укажите результаты измерения

 

III.6. Определение фокусного расстояния собирающей линзы

 

Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудо­вание: лабораторный комплект по оптике, линейка измерительная, источник тока, электрическая лампа, ключ, соединительные прово­да, экран. Соберите экспериментальную установку для определения фокусного расстояния собирающей линзы.

В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента;

2) запишите формулы для расчета фокусного расстояния;

3) укажите результаты измерений;

4) запишите численное значение фокусного расстояния.

 

III.7. Определение периода колебаний матема­тического маятника

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудо­вание: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспери­ментальную установку для определения периода колебаний матема­тического маятника.

В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента;

2) запишите формулы для расчета периода колебаний математиче­ского маятника;

3) укажите результаты измерения;

4) сравните численные значения периодов математических маят­ников.

IV. Литература

1. КИМ ГИА-9 2011 г. ФИПИ [Электронный ресурс]// http://fipi.ru/binaries/1033/phys9_19_11_10.zip;

2. Физика. Методическое письмо. ГИА 9 кл. 2009 г. [Электронный ресурс]// http://fipi.ru/binaries/949/fizmp92009.doc;

3. Гутник, Е. М., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с.

4. Зорин, Н.И. ГИА 2010. Физика. Тренировочные задания: 9 класс / Н.И. Зорин. – М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).

5. Перышкин, А. В., Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 196 с.

6. Перышкин, А. В., Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по ФИЗИКЕ.

 

Для выполнения экспериментальных заданий используются комплекты оборудования на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике (наборы лабораторные: «Механика», «Электричество» и «Оптика», торговая марка «L-микро»).

 

Комплект оборудования по спецификатору Внесенные изменения в перечень комплектов
 
Комплект № 1 (измерение плотности вещества)
1. весы рычажные с набором гирь измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, с = 1мл, 2. стакан с водой,
3. цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1, ― цилиндр стальной на нити V = 13 см3, m = 35 г, обозначенный №1,
4. цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2 ― цилиндр латунный на нити V = 13 см3, m = 110 г, обозначенный №2
 
Комплект № 2 (измерение выталкивающей силы)
1. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0.1 Н), ― динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н),
2. стакан с водой,
3. цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1, ― цилиндр стальной на нити V = 13 см3, m = 35 г, обозначенный №1,
4. цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2 ― цилиндр латунный на нити V = 13 см3, m = 110 г, обозначенный №2
 
Комплект № 3 (измерение жесткости пружины; исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины)
1. штатив лабораторный с муфтой и лапкой,
2. пружина жесткостью (40±1) Н/м, пружина жесткостью (30±1) Н/м,
3. 3 груза массой по (100±2) г,
4. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0.1 Н), динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н),
5. линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями
 
Комплект № 4 (измерение коэффициента трения скольжения, исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления)
1. каретка с крючком на нити m = 100 г, · каретка с крючком на нити m = 50 г,
2. 2 груза массой по (100±2) г,
3. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0.1 Н), динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н),
4. направляющая рейка
 
Комплект № 5 (измерение сопротивления проводника, работы электрического тока, мощности электрического тока в проводнике; исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников; экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников)
1. источник питания постоянного тока 4,5 В, 2. вольтметр 0–6 В, с = 0.2 В, 3. амперметр 0–2 А, с = 0,1 А, 4. переменный резистор (реостат), 10 Ом, 5. резистор 6 Ом, обозначаемый R1, 6. резистор 12 Ом, обозначаемый R2, 7. соединительные провода, 8 шт., 8. ключ, 9. рабочее поле
 
Комплект № 6 (измерение оптической силы линзы)
1. собирающая линза, фокусное расстояние 60 мм, 2. линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями, 3. экран, 4. рабочее поле
 
Комплект № 7 (исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити)
1. штатив с муфтой и лапкой; 2. метровая линейка (погрешность 5 мм); 3. шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см; 4. часы с секундной стрелкой (или секундомер)

Приложение 2.

ИНСТРУКЦИЯ

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...