Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространственная организация жилых территорий

Исходные установки формирования жилых образований. Исходными позициями при поиске оптимальной пространственной организации жилых образований являются:

а) определение границ и площади жилых образований, а также характера их связей с другими элементами планировочной структуры города;

б) расчет численности населения;

в) определение требуемых объемов жилого фонда и типов жилых домов, состава и вместимости объектов обслуживания, состава основных функциональных зон и их удельного веса в общем балансе территории.

Границы и соответственно общая площадь жилых образований во многом обусловлены типом этих образований. Эти параметры могут быть достаточно жестко заданы при проектировании жилой среды на более высоком иерархическом уровне или могут уточняться и корректироваться на основе генерального плана города и планировки селитебной территории.

В любом случае при установлении границ жилых образований и определении других исходных характеристик анализируется градостроительная ситуация. Определяется положение жилых образований по отношению к планировочным осям и узлам систем более высокого уровня, положение в укрупненных структурно-планировочных зонах города. Выявляются связи проектируемого жилого образования с важнейшими транспортными узлами, выясняется характер использования территории в непосредственной близости, анализируются режимы и регламенты использования проектируемой территории, заложенные в генеральном или детальном плане, оцениваются архитектурно-ландшафтные и природно-климатические характеристики территории и т. п. Границы жилого района устанавливаются в пределах труднопреодолимых преград, а его площадь определяется исходя из требований оптимальной пространственной доступности общественного центра района. Площадь микрорайона или квартала – в пределах красных линий ограничивающих их улиц.

Исходя из площади жилого образования, на основе принятой жилищной обеспеченности и нормативной плотности населения определяется численность жителей этого образования.

Плотность застройки варьируется в зависимости от размещения жилого образования в плане города (центральная интегрированная, переходная, периферийная зоны).

Важной исходной информацией при проектировании жилых образований является социально-демографическая структура будущих жителей – соотношение семей по составу их членов и по доходам, возрастная структура населения, продолжительность проживания в городе и другое. Эти данные влияют на выбор типов жилья, на состав и размещение услуг, вместимость объектов обслуживания и открытых пространств.

Структурные составляющие территории жилых образований. Структурными составляющими жилых образований являются специализированные территории, или зоны, на которых в определенном порядке размещены жилые и общественные здания, сооружения, соответствующим образом оборудованные открытые пространства.

Градостроительные жилые образования имеют определенный состав специализированных территорий, основные из которых устанавливаются нормативно-методическими документами. Так, в жилых районах по функциональному признаку помимо собственно жилых территорий, занимающих около 60% всей территории, выделяют зону районного общественного центра, озелененные территории общего пользования, зону спортивных сооружений, коммунальную зону.

Градостроительными регламентами определяется перечень функций, которые являются приоритетными и разрешенными для размещения на территории жилых образований, а также состав запрещенных функций. К первым относятся: жилая застройка, общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, поликлиники, аптеки, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения, отделения связи и банков, физкультурно-спортивные объекты, улицы местного значения, стоянки автомобильного транспорта. В пределах жилых территорий допускается размещение культовых зданий, домов для престарелых, АТС, котельных, других сопутствующих инженерно-технических объектов, а также небольших офисных, производственных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-за-щитных зон и деятельность которых не оказывает вредных воздействий на окружающую среду.

На жилых территориях не допускается размещение промышленных, коммунальных, складских объектов, для которых требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение воздуха, воды и иные).


28. Планировочная структура градостроительных жилых образований.

В крупных, больших и во многих средних городах преобладающим типом жилой застройки являются секционные многоквартирные дома, которые в зависимости от градостроительных условий образуют жилые районы, микрорайоны, кварталы жилой и смешанной застройки.

Территории усадебной застройки, в большей мере характерные для малых городских и сельских поселений, имеют свою специфику планировочной организации, которая предопределяется величиной земельных участков и всего массива застройки, особенностями хозяйственной деятельности собственников недвижимости и другими значимыми факторами.

На планировочную организацию городских жилых образований оказывает существенное влияние их расположение в плане города по отношению к укрупненным структурно-планировочным зонам (центральной, переходной, периферийной), к планировочным осям и узлам городского уровня. По мере приближения к центру города уменьшаются геометрические параметры жилых образований, увеличивается высота и плотность застройки, меняется состав и способы размещения обслуживающих объектов, структура рекреационных территорий, повышается репрезентативность застройки.

Однако в любом случае планировочная структура жилого образования формируется на основе планировочного каркаса – важнейших планировочных осей и узлов (транспортные и пешеходные пути сообщения, основные фокусы тяготения населения). Элементами заполнения каркасных составляющих являются специализированные по функциональному назначению зоны, включающие группы жилых домов, объекты торгового, культурно-бытового обслуживания, школы, детские сады, парки жилых районов, коммунальные зоны. При формировании планировочной структуры жилых образований помимо выделения зон по функциональному назначению выявляют зоны с различными социально-демографическими характеристиками семей (например, территории с преобладанием семей с детьми или молодых семей без детей, с высоким уровнем доходов); зоны, специализированные по принадлежности (дворы для соседств, междворовые пространства общего пользования); зоны с разными инженерно-строительными и технико-экономическими характеристиками (усадебная застройка, секционная застройка разной этажности); зоны с разными композиционными свойствами (например, зона фоновой или доминирующей застройки). Таким образом, при планировочном структурировании жилых образований преобладающими видами зонирования являются: функциональное, социальное, композиционное и строительное. Эти зоны могут соседствовать, накладываться друг на друга, взаимопроникать.

Планировочное структурирование территории жилых образований – творческий процесс, в котором происходит взаимоувязка трассировки основных транспортных и пешеходных коммуникаций, размещения важнейших узлов тяготения населения и основных зональных составляющих с целью обеспечения удобных внутренних и внешних связи жителей, создания благоприятных санитарно-гигиенические условия проживания, обеспечения индивидуального архитектурно-художественного облика жилой среды. При этом ряд позиций планировочной организации жилых образований нормируется. Так, максимальное расстояние от жилых домов до учреждений и предприятий периодичного обслуживания (центр жилого района) не должно превышать 800-1200 м при обеспечении возможного подъезда на общественном транспорте; расстояние до объектов повседневного обслуживания (центр микрорайона) – 500 м; до объектов приближенного обслуживания (первичные потребности) – 250-500 м. Остановки массового пассажирского транспорта должны быть расположены на расстоянии не более 400 м от жилых домов. В районах усадебной застройки эти показатели увеличиваются на 30-50%.

Оптимальным приемом пространственной организации жилых территорий является образование замкнутых или полузамкнутых коллективных жилых дворов, формируемых несколькими жилыми домами. В усадебной застройке целесообразно для группы 10-20 участков формировать небольшие озелененные территории общего пользования, обеспечивающие реализацию соседских связей.

Подбор жилых и общественных зданий для застройки жилых образований ведется в соответствии с заданием на проектирование на основе технико-экономических расчетов и с учетом социальной и демографической структуры будущих жителей, а также, исходя из требований формирования разнообразных объемно-пространственных решений (рис. 10.5).


29. Транспортное обслуживание жилых образований и организация пешеходных связей.

Сеть улиц и проездов в жилых образованиях должны обеспечить:

а) удобные внешние связи с основными узлами массового тяготения в городе и пригороде (местами приложения труда, городскими общественными центрами, узлами внешнего транспорта, местами отдыха и развлечений и др.);

б) внутренние связи всех функциональных зон жилых образований между собой.

Жилые районы, ограниченные магистралями городского и районного значения, разделяются улицами (иногда с линиями общественного транспорта) на микрорайоны и кварталы. Последние изолируются от транзитного транспорта, что позволяет обеспечить посещение учреждений и предприятий приближенного и большей части повседневного обслуживания без пересечения улиц.

Транспортное обслуживание микрорайонов и крупных кварталов иногда организуется путем трассировки главного внутреннего проезда в виде петель, кольца и других форм, исключающих транзитное движение (рис. 13.6). Эти проезды, как и ограничивающие жилое образование улицы местного значения, служат «стволом», от которого отходят тупиковые подъезды к жилым и общественным зданиям, гаражам и автостоянкам. Транспортное обслуживание жилых зданий целесообразно организовывать таким образом, чтобы дворовые пространства максимально освободить от транспортных средств и тем самым обеспечить комфортные условия для отдыха детей и взрослых, для хозяйственной деятельности населения.

Важным условием формирования жилой среды является защита жилых зданий и придомовых территорий от вредного воздействия автомобильного транспорта.

Пешеходные связи в жилых образованиях организуются на основе выявления пунктов массового тяготения населения (входы в здания активного посещения, остановки общественного транспорта, места отдыха и др.) и объединения их по кратчайшим расстояниям, что позволяет создать главные пешеходные пути, к которым привязываются выходы из дворовых пространств. Пешеходные пути прокладываются таким образом, чтобы обеспечить частую смену видовых кадров, формирование визуальных осей, замыкающихся на значимых доминантах и акцентах.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...