Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ.

ВСТУПЛЕНИЕ

Как родилась эта книга? Как появилась идея ее создания? Очень просто: из практики работы психолога.

В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада и школы приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 минут..?

Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное, потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, ипроблемы нарастают одна за другой, как снежный ком. А может, причина кроется в том, что на прилавках книжных магазинов появилось много литературы, повествующей о том, как воспитывать детей, и многие папы имамы, став более «грамотными», потянулись к специалистам, чтобы квалифицированно решить проблему...

А может, это просто дети стали такими «трудными»? Вот раньше... и трава была зеленее, и солнце светило ярче, и детки были такими румяненькими, послушненькими, в розовых рюшках и оборочках. А вот нынче...
В общем, причин возрастающего спроса на услуги педагога-психолога может быть много. Но факт остается фактом: и педагоги, и родители все чаще и чаще обращаются к нему за помощью.
И психолог, по возможности, рассказывает им, как лучше взаимодействовать с детьми. Сначала это индивидуальные консультации, затем — семейные консультации. Для этого школа организует постоянно действующие лектории, семинары. Сначала для родителей, потом для педагогов... Следующим этапом, более действенным, становится проведение тренингов, на которых лучше усваивается информация и отрабатываются
навыки взаимодействия с детьми.

Авторы этой книги неоднократно проводили подобные тренинги с родителями, с педагогами, с психологами, студентами педагогических учебных заведений. В процессе занятий было высказано много пожеланий о создании пособия, в котором были бы собраны и теоретические материалы, и упражнения, и игры, и конкретные рекомендации, и раздаточный материал.

Чаще всего звучали вопросы по работе с агрессивными и гиперактивными детьми, т.к. именно эти категории детей беспокоят и родителей, и педагогов. В данной книге им уделяется больше внимания. О работе с тревожными детьми, на наш взгляд, следует говорить со взрослыми обязательно, хотя эти дети не доставляют особых хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. Ну и поскольку в настоящее время существует тенденция к увеличению количества аутичных детей и детей с аутистическими чертами, мы сочли необходимым ознакомить педагогов с особенностями их развития. Ведь только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в коллективе сверстников, а не стать изгоем в обществе.

Главная же идея нашей книги — показать важность необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все - и педагоги, и родители,
и медики, психологи, — совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по-настоящему эффективной.

В создании книги нам оказали неоценимую помощь многие специалисты, работающие с детьми. Мы хотим поблагодарить сотрудников ППМС—центра «Доверие» г.Ломоносова (Санкт-Петербурга): дефектолога Черепанову Галину Дмитриевну, логопеда Слухову Анну Аркадьевну, педагогов-психологов Карпову Елену Викторовну, Шевцову Ирину Владимировну, Павлову Яну Александровну за любезно предоставленные материалы.

------------------------

Лекция 1 «ОСОБЫЕ ДЕТИ »

Теоретические основы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997).

Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные, «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» (Реан А. А., 1999, с. 218).

Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» (там же, с. 218)

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность—готовность к совершению таких действий.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1997) выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрации, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер).
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.). Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность
возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус- контроля, люди, строящие свое поведение по типу «А», а также лица со сниженным в повышенным самоконтролем.
Для лиц типа «А» характерны следующие индивидуальные особенности: напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. А. А. Реан выделяет 5 базовых направлений: инстинктивистская теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (д. Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.).
Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (З. Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц, как и З. Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло (Лоренц к., 1994). А согласно Дж. Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность.

Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

По мнению Л. Берковица, поведение все-таки можно контролировать (цит. по Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997). Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка.

ВИДЫ АГРЕССИИ

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как толькоопасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:

 

АГРЕССИЯ


           
     


Физическая агрессия Раздражение Вербальная агрессия

(физические действия (вспыльчивость, (угрозы, крики

против кого-либо) грубость) ругань и т.д.)

 

Косвенная агрессия

Направленная Ненаправленное Негативизм

(сплетни, (крики в толпе, топание (оппозиционные

Злобные шутки) и т.д.) манеры поведения)

 

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье (Бэрон Р., Ричардсон Д., Лешли Д.,

1991, Раншбург Й, Поппер П., 1983, Кемпбелл Р., 1997). Так, Раншбург Й. и Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризах и вспышкигнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Д. Лешли, 1991). Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург Й. И Поппер. П (1983) советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. А коррекционную работу с агрессивными детьми, на наш взгляд, целесообразно проводить в четырех направлениях;

1) обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2) обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Рассмотрим побродно каждое из направлений.

ОБУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси начиная с ХI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним ярость.

По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, которые представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гневаполучило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя » его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэррол Изард (К. Э. Изард, 1999) публикует клинические данные, полученные Холтом которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний,. как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

В нашей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы используем два направления, описанных В. Квинн: учим детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированнмми, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети — с родителями.

В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р. Кзмпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения — пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку в кабинете психолога, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день «забывать» записывать домашнее задание в дневник и т. д.
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «Чем больше гнева выплеснется в слова; тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р.Кэмпбелл,1997).

Ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на ступеньку выше по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев но по-другому—в позитивной форме.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

 

· Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

· Вежливость в обращении.

· Стремление найти конструктивное решение.

 

Для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице тнева, взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

В схеме 1 представлен несколько упрощенный вариант «лестницы гнева» Р. Кэмпбелла. Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние
4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 ступенек (В) — в основном, тоже негативные способы, причем, словесные оскорбления, бросание предметов и другие, деструктивные паттерны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лестнице значительно ослабевает.
Следующие четыре ступени (С) представляют собой сочетание негативных и позитивных образцов поведения и, наконец, две последние ступени (Д и Е)— это тот идеал, которому должны стремиться взрослые, занимающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шаг можно продвинуться от пассивно-агрессивного к зрелым формам поведения.

Другому способу выражения гнева, описанному В. Квини, переносу чувств на опасные объекты — мы рекомендуем обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься новые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполнен водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны для того, что бы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил сил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка. (Раншбург И., Поппер П., 1983).

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто- то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуацию: в гости в детский сад пришли два игрушечных Медвежонка (или два других героя: Лисенка, Котенка и т. д.). На глазах у детей они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились еще больше. Воспитатель просит ребят, которые наблюдали эту сцену, помирить Медвежат.

Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрывается парами детей, которые выступают в роли упрямых Медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Иногда, и довольно часто, дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть и т. д. В этом случае взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его суждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме. Также можно пригласить в гости известных детям литературных героев. В детском саду это могут быть Мальвина и Буратино, который поставил в тетради кляксу, не хотел мыть руки. В этом случае детям можно предложить посоветовать Мальвине — как помочь Буратино стать послушным. Пусть они порекомендуют Буратино, как отвечать Мальвине, чтобы не оказаться в чулане.
В гости к детям школьного возраста могут прийти герои из «пройденных ими литературных произведений. Например, из А. Погорельского («Черная курица», М. Пришвина «Кладовая солнца» и других.

Эмоциональный словарь

Добрый — когда все добрые ко мне.

Расслабленный — когда сделал все задания.

Довольный — когда тебе разрешили зимой поиграть в футбол.

Притворяющийся — когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.

Хитроумный— когда пошутил.

Самодовольный — когда твоя шутка понравилась собеседнику.

Радостно-приподнятый — подтянулся 7 раз.

Задумавший отомстить — когда обсмеяли твои ботинки.

Разлентяво-скучающий — на каникулах.

Ликующе восторженный — победил в олимпиаде.

Разобиженный — на себя, на других.

Взбешенный

учителем — выгнал с урока.

мамой — прогнала от компьютера.

братом — не взял с собой гулять.

Свирепый — когда на перемене подрался.

Свирепо-хитрый — когда проиграл, а ты решил отомстить.

Рассежено-возбужденный — когда перед тобой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.

Гордо возвышающийся над собой — когда заставлял себя бегать целый год по утрам.

Разъяренно-коварный — когда стащил что-то у брата, тем самым отомстив ему.

Возвышено-радостный когда сочинил свою песню и музыку.

Огорченно-раскаявшийся — когда за дело по- ругали родители.

Разобиженный — не приняли в игру.

Взбешенный — когда несправедливо наказали.

Подковыристый — когда кого-либо дразню.

Умильный — когда мама или папа гладят меня.

Неостановимо-жаждущий — когда чего- то очень хочется.

Ликующе-восхищенный — приехал на теплое море.

Довольно-подарковый — на день рождения или на Новый год.

Прелестно-снисходительный — когда делаю подарок маме, папе или кому-нибудь из семьи.

Гордый с достоинством — помог папе починить машину.
Печално-обреченный — когда заставляют делать уборку.

РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНЫХ ФУНКЦИЙ

При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться следующими правилами. Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно. В данной книге представлены игры на развитие, как отдельных функций, так и функций одновременно.

ОТРАБОТКА КОНКРЕТНЫХ НАВЫКОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ


Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать — понимать инструкции взрослого: проговаривать их
вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно на этом этапе также выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе. Следующий этап — вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействии со сверстниками) — тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2—4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
Все занятия желательно проводить в занимательной для ребенка форме. Поэтому мы предлагаем с данной категорией детей больше играть.
При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками используются те же принципы, что и при работе с агрессивными детьми.
Работа с гневом. В работе с гневом могут быть использованы методы, описанные в главе «Агрессивные дети».

ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, Вирджиния Квинн предлагает оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта» (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999, с. 52). Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.

Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.

Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детейи взрослых. В детском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мыможем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).

Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает прием, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В случае взаимодействия с другими категориями детей (например, с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при общении с тревожным ребенком он просто недопустим. Если же педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.

При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувства доверия в душу ребенка.

 

Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в группе детского сада или в классе проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка. Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.

РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке Завышенные требования родителей могут связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высоко вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх
не соответствовать ожиданиям окружающих, чувстствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким, образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему
приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители, стремясь уберечь его ребенка от любых реальных и мнимых его жизни и безопасности, формируют у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Как отмечали ранее, все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его
общению со взрослыми и сверстниками.

 

Исследования специалистов показали, большинство родителей тревожных детей осознают как их собственное поведение на характер ребенка. Это говорит о том, родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с педагогом или психологом.

Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только
агрессию, но и тревогу, а иногда ито, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания,
которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже
ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям
необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку. Импульсивным взрослым можно порекомендовать 6 рецептов избавления от гнева (см. выше, с. 27).

Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т. д. Таким родителям
необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997) и оформленных нами в таблицу. Ее также можно использовать как наглядную информацию, вывесив на стенде.

Условия проведения тренинга

При формировании группы необходимо учитывать профессиональные интересы участников. С этой целью желательно комплектовать отдельные группы для учителей начальной, средней школы, для воспитателей детского сада (для воспитателей групп раннего и дошкольного возраста), для педагогов коррекционных образовательных учреждений, детских врачей, психологов, студентов и т. д. Теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей. Это повысит учебную мотивацию каждого участника.
Можно также создавать группы с учетом опыта работы педагогов с данными категориями детей. Однако, как показывает практика, формирование смешанных групп, в работе которых принимают участие и опытные, и начинающие специалисты определенного профиля, в некоторых случаях оказывается даже более эффективным.

Кроме того, для более успешной работы рекомендуется выполнять следующие условия:

1. Занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек, при оптимальном количестве участников от 12 до 18.

2. Желательно, чтобы занятия проводили одновременно два тренера-ведущих.

3. Желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, а если это невозможно, необходимо, чтобы, помещение было оснащено кадоскопом, а

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...