Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Формальная логика ка наука о рассудочном мышлении. Правила и законы рассудочного мышления.

 

Азбука мышления – формальная логика.

Нередко достижения философов предыдущих столетий игнорируются и «закрываются», к слову сказать…

Величайшее открытие философии (2 логики) многими современными «философами» и даже философами игнорируются.

 

Отвлекаясь от всего второстепенного (потому что курс логики обычно занимает 2 года) – рассмотрим формальную логику.

Принято выделять 3 формы рассудочного мышления.

1 (исходная) форма – понятия.

2 – суждения.

3 – умозаключения.

Хотя идут споры, какая форма исходная (понятие, или суждение), но остановимся на приведённой выше схеме. Кстати, «понятие» есть и в разумной логике, но это пока нас не касается.

То, о чём мы мыслим – предмет мысли (чаще всего – например, кошка, собака, Луна, пр.).

1. Понятие – есть форма мысли, в которой фиксируется существенные признаки предмета. Чем отличаются существенные признаки? Существенные – присущие не одному предмету, а нескольким (общий для предметов). Совокупность этих существенных признаков – содержание понятий. Совокупность предметов, обладающих одним набором существенных признаков – логический класс. Например, все кошки подходят под логический класс «кошки». Объём понятий образуется логический классом. Любое понятие имеет содержание и объём. Классы различаются. Низшие – входящие в состав др. класса. «Млекопитающее» – класс выше, чем «кошка». Широкое понятие называется «род». Узкое/низшии – «вид». Различие между родом и видом, понятное дело, относительно. Есть, соответственное, родовоые и видовые понятия.

Чем шире объём – тем уже содержание.

Например, понятие «млекопитающее» по содержанию меньше, чем «кошка».

Все понятия делятся на 2 вида: общее и единичное. Общее – в логический класс входит несколько понятий. Единичное – в их объём входит 1! предмет: «Москва», «ВОВ». Кстати, единичное понятие, если быть бюрократом, не подходит под «понятие» формальной логики.

Также понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные: кошка, кит. Абстрактные – предметом понятия является не конкретная вещь, а оторванный от вещи её признак, возведённый в ранг самостоятельного предмета: лживость, шляпошность, краснота, политота и т.д.

2. Суждения. Форма мысли, где фиксируется наличие или отсутствие признака, что даёт основание для включения ли в логический класс. Или: форма мысли, где фиксируется вхождение или невхождение в логический класс. «Кит кормит детёныша молоком» - суждение, включающее кита в млекопетающих. Состоит из 2х элементов: то, чему припсывается (или нет) признак – подлежащее; 2) предикатор/сказуемое.

Кит – это млекопитающее, роза красная: соотв. подлежащее и сказуемое – термины суждения. И существет связка, которая иногда опускается (кит ЯВЛЯЕТСЯ млекопитающим).

Соответственно, суждения могут быть истинными или ложными. К понятиям такая классификация не относится. Бывают и бессмысленные суждения (по сути, они – не суждения).

Некоторые «гении» говорият, что суждения – единственная форма, выражающая истину или ложь. Но это неправда: теории, идеи тоже могут быть ложны и истинны. Однако же «теория» и «идея» отсутствуют в формальной логике, но существуеют в разумной.

3. Умозаключение – связь понятий, когда из 2х или нескольких суждений выводится новое. Соответственно, посылки и заключения (то, из чего выводится; и то, что выводится). Если посылка одна – непосредственные умозаключения. Когда несколько – опосредованные. Посылки – есть основания, из которых выводятся заключения.

Умозаключения делятся на 2 категории: дедуктивные (от общего к частному: посылка 1 - [все люди смертны], посылка 2 - [Пех - человек] => [Пех смертен]; кстати, силлогизм – умозаключение на основе 2х посылок) и индуктивные (пример: проводим эксперимент, нагреваем металл (серебро, медь, золото) и видим, что все они расширяются при нагревании => все металлы нагреваются). Заметим, что индукция выходит за пределы формальной логики.

Аристотель, кстати, разрабатывал дедукции (хотя про существовние индукции,по крайней мере, знал). На первом плане у него – силлогизмы. Основы индуктивной логики заложил Фрэнсис Бэкон (с развитием ествествознания). Аристотель открыл впервые то, что называется законами логики. Оговоримся: в мире этих законов нет, но они объективны (в том смысле, что не соблюдая эти правила – рассудок придёт к заблуждению; другое дело, что соблюдая их – тоже можно прийти к заблуждению, но всё же…). До Аристотеля этими правилами пользовались, не сознавая того – имплицитно. А когда возникла система рациональных умозаключений – возникла необходимость в эксплицитном использовании этих законов.

Итак:

Закон тождества.

Закон противоречия.

Закон исключённого третьего.

Закон тождества. Если вы думаете о предмете – вы должны думать именно об этом предмете, а не подменять его другим. Дело в том, что одно слово часто имеет несколько значений. «Общество», например. Так что надо замечать, если вдруг мы подменяем тезис. Но это не только ошибка, но и приём в ходе спора (софистика – искусство вводить в заблуждение, основываясь на законах формальной логики).

Закон противоречия. Суть такова. Если мы приписываем предмету два несовместимых признака – то одно из двух суждений обязательно ложно. Пример: [стол жёлтый] и [стол красный]; одно из них – обязательно ложное, а оставшееся – не обязательно: стол может быть зелёным.

Закон исключённого третьего. Внимание, надо отличать 2й и 3й закон! Суть 3го: если мы предмету предписываем обладание каким-нибудь признаком, а во втором суждении – отрицаем этот признак, то из этих двух суждений обязательно 1 – ложное, 2 – истинное, 3го – не дано. Пример: [стол жёлтый] и [стол не жёлтый].

Обратим вниманий на различия: 2й закон – два утверждения, одно ложно, оставшееся – неизвестно; 3й закон – утверждение и отрицание, одно истинно, оставшееся - ложно.

 

Позже Аристотель добавил закон:

4. Закон достаточного основания. Только убедившись, что исходные положения верны – можно двигаться дальше (использовать 1-3 законы). Хотя тут возможны разные трактовки. Например, в средневековье «достаточным основанием» считались ссылки на Библию или Аристотеля. В 20м веке так вообще - достаточном основанием считалась ссылка на Сталина…

 

Использование формальной логики не может знать принципиально нового знания. В индукции несколько по иному. Формальная логика никогда не даёт понять, как появляются теории.

 

Логика Аристотеля называется «классическая формальная логика».

«Современная формальная логика» или «символическая» логика существенно отличается от Аристотеля; сходство лишь одно – она не даёт путей поиска нового знания. Математическая логика – один из разделов символьной логики.

 

Лекция 5

24 марта 2012

 

Классическая логика занималась мышлением и лишь суждениями, понятиями и заключениями. А совр. формальная логика не является наукой о мышлении. Главное понятие – высказывание, рассуждение (выведение одних высказываний из других).

Высказывание – предложение, которое может быть охаректеризовано как истинное или ложное. Высказывания состоят из слов, а слова – это знаки. Так что совр. логика – наука о знаках, исп-ся при рассуждениях. Совр. логика – наука о вычислениях, логика совершенно не рассматривает мышление. Совр. форм. логика (СФЛ) на самом деле ничего не даёт, т.е. не даёт нового знания. Ни классическая, ни СФЛ не дают новых знаний. То есть, она бесполезна? Нет, она полезна для программ и машин. А для человека она ничего не даёт. Классическая логика дисциплинирует мысль, но не более того. Метода научного познания ни классическая ни современная не даёт.

 

Раздел 2.

 

Переходим к логике, исследующей мышление как объективный процесс, идущий по объективным законамразумной логике.

Вопрос. Кроме людей (субъективно) никто не мыслит. Так как же мысль может быть объективным процессом?

Обращаемся к 17 веку. Что было бы, если бы Ньютон не родился? Ведь всё равно человечество знало и без него об этих законах, причём примерно в то же самое время, т.к. развитие науки способствовало бы этому. Ньютон был первым, только и всего, это могли сделать многие другие.

На этом примере мы видим, что мышление – это ещё и объективный процесс, происходящий независимо от воли человека. Заодно вспомним Лейбница и Ньютона – одновременное изобретение дифф. исчисления. Ещё примеры: закон сохранения энергии, таблица Менделеева, открытие Нептуна…

Вывод: об историческом развитии научного знания можно писать, отвлекаясь от личностей.

 

По-настоящему положение о мышлении как о объективном процессе было сформулировано Гегелем. На примере Гегеля бывает так, что учёный (в философии или др. науке) что-то открывает, но не понимает, что он открыл. Гегель открыл мышление как объективный процесс, но считал что открыл саморазвивающуюся абсолютную идею.

 

==Гегель==

Суть открытия Гегеля (с высоты понимания Семёнова): Гегель первым понял простую вещь: мир не есть совокупность застывших предметов (метафизическая точка зрения). Гегель: мир есть иерархия процессов, совокупная система процессов, а не предметов. Второе: все эти процессы не нуждаются во внешнем процессы, чтобы двигаться. Они «имеют движущуюся силу в себе». Философский термин – спонтанейное развитие. К слову сказать, главное понятие синергетики (зародившейся во второй половине 20 века) – самоорганизующиеся процессы. Задача науки – познание этих процессов. На поверхности эти процессы представляют собой чередование событий без прозрачной связи между ними. А что значит познать процесс? Значит познать их внутреннюю необходимость. А путь один - . «Конкретно-реальные процессы» - те, что происходят в мире. Ещё называют «исторический» процесс, но Семёнов не считает этот термин удачным. Надо собрать массу процессов, найти что их отличает. В мире происходят конкретно-реальные процессы, но есть ещё и логический процесс (движение понятий). Содержание логического процесса – внутренняя необходимость к-р процессов. Отвлекаемся от случайного и берём только общее – присущее всем процессам.

Вытяжка из к-р процессов – это логический процесс, воспроизводящий их внутреннюю необходимость. Итого имеем: логический процесс нагревания воды, логический экономический процесс и т.д.

Следующая ступень. Определились, что такое физический, биологический и т.д. процесс. А что такое логический процесс? Теперь берём частные логический процессы (физ, био, эконом …) и делаем вытяжку и получаем логический процесс; его содержанием является сам логический процесс. То есть, это лог процесс, содержанием которого явл он сам.

Любой лог процесс – движение понятий. Физический лог процесс – движение физ понятий. А это главный лог процесс изучает движение категорий диалектики (самые общие категории); пример – причина и следствие, количество качество мера. Категории диалектики – понятия, применимые к любому процессу. Каковы законы диалектики? Это те, что действуют во ВСЕХ процессах. Предельно общие законы мира. Они есть собственность логического процесса.

Для различия называем процессы соответственно частными логическими и вселогическими.

Что же такое диалектика? Есть несколько разных значений.

Началось с Сократа. У него диалектика – метод спора.

А сегодня есть 4 неразрывно связанных значения.

1. Диалектика – развитие мира по его всеобщим законам. Взгляд на мир как единый разв процесс. Диалектика мира.

2. Развитие мышления по этим законам. Диалектика мышления.

3. Теория, согласно которой существует 2 диалектики, развивающиеся по одним и тем же законам – диалектика мышления и мира.

4. Метод познания. Пользуемся диалектикой, чтобы направлять мышление.

Если мы знаем законы процесса – мы получаем возможность управлять им (открытие законов электричества позволило создать ЭС и т.д.) и получать нужные результаты. А что даёт знание предельно общих законов? Оно не позволяет управлять ни одним конкретным процессом в мире. Но они позволяют направлять наше мышление в познании любого процесса. Это мы пояслнили 4е определение диалектики. Диалектика – способ подогнать мышление под мир.

Поэтому говорят, что это логика не формальная, а содержательная (законы, категории…).

Итак, Гегель открыл диалектику и догадался, что она существует не только в мышлении, но и в мире. Гегель открыл 2 диалектики, но разработал глубже д-ку мышления. Перед ним встала проблема соотношения этих диалектик. Мир развивается по законам мышления или мышление по законам мира? Как и следовало ожидать, пришли к ОвФ.

Ответ Гегеля нам уже знаком: мышление (абс. идея) сущ. до человека, первично. Диалектика Гегеля – диалектика идеалистическая.

Система Гегеля из 3х частей: логика (нет ничего кроме абс. идеи, она движется, абс. идея мыслит сама о себе – это он говорит о вселогическом процессе; потом абс. идея движется «вниз» - к логическим процессам, а затем к конкретным процессам, далее>>>), природа, дух (общество, человек).

 

Маркс и Энгельс приняли идею, что есть диалектика мира и мышления, но изменили соотношение их. Не мир развивается по законам мышления, а мышление есть отражение реального мира. Была создана материалистическая диалектика. Чаще называется «диалектический материализм» (ДМ).

 

Таким образом Гегель начал совершать перелом в философии. Её предметом стала логика разумного мышления. Философия – логика разумного мышления и онтология (т.е. о мире).

Диалектика – есть выжимка всего человеческого знания.

 

Мы философию рассматривали как совокупность великих философов, а Гегель показал что развитие философской мысли – это обективный процесс (философия есть концентрат знаний на каждом этапе).

===================

 

Научиться управлять процессом научного познания невозможно без знания содержательной логики.

 

Тема 8. Сущность понятий. Проблема ОиО (общ и отд) и предлагаемые её решения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...